Рабочая программа по Материаловедению

Приложение 24












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
специальность СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта























Тольятти, 2012г.


ОДОБРЕНА

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

предметной (цикловой) комиссией



ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА



Протокол № ___ от «_____» 2012г.







Председатель:

Зам.директора по УР





_______________ Л.В. Самойлова

___________________ / И.И.Уренева









Составитель:
А.А. Шувалова, преподаватель высшей квалификационной категории










Эксперты:


Внутренняя экспертиза:


Техническая экспертиза:
Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП




Содержательная экспертиза:
Л.В. Самойлова, председатель ПЦК




Внешняя экспертиза:
И.О.Фамилия, должность, полное название ОУ СПО/ВПО





СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей СПО 190000 Транспортные средства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессиям начального профессионального образования, относящихся к укрупненной группе направлений подготовки и профессий НПО 190000 Транспортные средства

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
Реализация программы направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК. 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК. 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей.
ПК. 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Обязательная часть ОПОП:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения;
выбирать способы соединения материалов;
обрабатывать детали из основных материалов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
строение и свойства машиностроительных материалов;
методы оценки свойств машиностроительных материалов;
области применения материалов;
классификацию и маркировку основных материалов;
методы защиты от коррозии;
способы обработки материалов;

Вариативная часть ОПОП: - не предусмотрено

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 час.;
самостоятельной работы обучающегося – 40 час.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80

в том числе:


лабораторные работы
14

практические занятия
-

контрольные работы
-

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40

в том числе:


тематика домашних заданий;
20

индивидуальные задания;
20

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план

№ п/п
Наименование учебного модуля, темы
количество часов



макси-мальная учебная нагрузка
самос-тоятельная работа
обязательная аудиторная учебная нагрузка:





всего
в т.ч. ЛР и ПЗ
в т.ч. курсовая работа (проект)










3 семестр
120
40
80
14


Модуль 1
Основы материаловедения
8
2
6
2


Тема 1.1.
Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения
2

2



Тема 1.2.
Свойства металлов и сплавов
6
2
4
2


Модуль 2
Основы металловедения
10
2
8



Тема 2.1.
Металлы
2

2



Тема 2.2.
Сплавы
2

2



Тема 2.3.
Сплавы железа с углеродом
6
2
4



Модуль 3
Железоуглеродистые сплавы
18
4
14
4


Тема 3.1.
Основы производства металлов
4

4



Тема 3.2.
Чугуны
4

4



Тема 3.3.
Стали
10
4
6
4


Модуль 4
Термическая и химико-термическая обработка
12
4
8
2


Тема 4.1.
Технология термической обработки стали
12
4
8
2


Модуль 5
Цветные металлы и сплавы
16
4
12



Тема 5.1.
Цветные металлы и сплавы
16
4
12



Модуль 6
Виды обработки металлов
10
6
4



Тема 6.1.
Виды обработки металлов
10
6
4












Модуль 7
Неметаллические материалы. Композиционные материалы
12
4
8
2


Тема 7.1.
Неметаллические материалы. Композиционные материалы
12
4
8
2


Модуль 8
Материалы для сварки и пайки
8
4
4



Тема 8.1.
Материалы для сварки и пайки
8
4
4



Модуль 9
Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды
16
6
10
4


Тема 9.1.
Коррозионно-стойкие сплавы.
2

2



Тема 9.2.
Жаростойкие и жаропрочные сплавы
4

4
2


Тема 9.3.
Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы
10
6
4
2


Модуль 10
Основы нанотехнологии
10
4
6



Тема 10.1
Основы нанотехнологии
10
4
6




Итого
120
40
80
14




2.3. Содержание учебной дисциплины
Номер и наименование учебных модулей и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения






Модуль 1. Основы материаловедения

8


Тема 1.1.
Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения
Содержание учебного материала
2
1


1
Предмет и история материаловедения. Атом. Молекула. Химическая связь. Фазовое состояние вещества.




2
Газ и жидкость. Твердое тело. Тенденция и перспектива развития материаловедения




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:



Тема 1.2.
Свойства металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
2
3


1
Механические свойства материалов. Структурные методы исследования материалов. Физико-химические свойства металлов и сплавов.




Лабораторные работы
№ 1. Изучение процессов коррозии металлов и сплавов.
2



Практические занятия:




Самостоятельная работа
Изучение процессов коррозии металлов и сплавов.
2


Модуль 2. Основы металловедения

10


Тема 2.1.
Металлы
Содержание учебного материала
2
1



1
Основные свойства и классификация металлов.




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:



Тема 2.2.
Сплавы.
Содержание учебного материала
2
2


1
Фазы металлических сплавов. Диаграммы состояния сплавов.










Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:



Тема 2.3.
Сплавы железа с углеродом.
Содержание учебного материала
4
2


1
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо-цементит.




2
Сплавы железа с углеродом.




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:
. Подготовить проект по теме: Металлы, соединение металлов и их применение.
2


Модуль 3. Железоуглеродистые сплавы.

18


Тема 3.1
Основы производства металлов.
Содержание учебного материала
4

1



1
Производство чугуна. Производство стали. Порошковая металлургия.




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:



Тема 3.2.
Чугуны


Содержание учебного материала
4
1


1
Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Серый чугун.




2
Белый и ковкий чугун. Легированный чугун.




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа:



Тема 3.3.
Стали


Содержание учебного материала
2
3


1
Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали.




2
Инструментальные стали и твердые сплавы.










Лабораторные работы
№2. Изучение структуры и свойств углеродистых сталей и чугунов.
4



Практические занятия:




Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Стали и сплавы со специальными свойствами.»
4


Модуль 4. Термическая и химико-термическая обработка


12


Тема 4.1.
Технология термической обработки стали
Содержание учебного материала
6
3


1
Отжиг и нормализация. Закалка. Отпуск и искусственное старение.




2
Химико-термическаская обработка стали.




Лабораторные работы:
№3. Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки.
2



Практические занятия:




Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Термомеханическая и механотермическая обработка. Поверхностная закалка.»
4


Модуль 5. Цветные металлы и сплавы

16


Тема 5.1.
Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала
12
3


1
Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы.




2
Титан и его сплавы. Магний и его сплавы




3
Баббиты и припои.




4
Антифрикционные сплавы.




5
Металлокерамика. Сплавы на основе бериллия




6
Магниевые сплавы




Лабораторные работы:




Практические занятия:










Самостоятельная работа:
Подготовка проектов по теме «Применение цветных металлов и сплавов в машиностроении»
4


Модуль 6. Виды обработки металлов

10


Тема 6.1.
Виды обработки металлов
Содержание учебного материала
4
2


1
Литейное производство. Обработка металлов давлением (ОМД).




2
Сварочное производство.




Лабораторные работы:




Практические занятия:




Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации».
6


Модуль 7. Неметаллические материалы. Композиционные материалы.

12