Методическая разработка проведения олимпиады по материаловедению для студентов строительных профессий


ОЛИМПИАДА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ
Преподаватель БАРЫШНИКОВА О.В.
Группы ОСР-5,М-2, КМ-2 (одновременно)
Срок проведения: конец февраля – начало марта
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1 этап
Решение кроссвордов на тему «Свойства строительных материалов»
Однотипные кроссворды выдаются каждой группе, время решения – 15 минут
2 этап
Конкурс сообщений по теме
«Известково-песчаная штукатурка» (ОСР-5),
«Штукатурка с графитто» (М-2),
«Каменная штукатурка» (КМ-2)
Тема сообщения выдается за две недели до проведения олимпиады.
Сообщения (одно сообщение от группы) представляются в письменном виде.
Защита сообщения (5 минут) в виде ответов на вопросы:
«1.Определение. 2. Состав. 3. Область применения».
3 этап
Выполнение задания-теста (10 минут)
Каждой группе выдается по одному бланку задания
Задание: выбрать один правильный ответ
Материалы по происхождению делятся:
А) пищевые, животные, белковые
Б) природные и искусственные
В) деревянные и металлические
Истинный раствор – это…
А) молекулярно-дисперсная система
Б) твердое вещество
В) система, состоящая из двух нерастворяющих друг в друга жидкостей
Формулой определения плотности является…
А) F=ma
Б) a2+b2=c2В) ρ=m/V
4. Объемомер используют…
А) для определения плотности пескаБ) для производства гипсового вяжущегоВ) для определения зернового состава песка
Простые глиняные растворы отличаются от других растворов…
А) высокой пластичностью и удобоукладываемостьюБ) высокой маслоемкостью пигмента
В) низкой маслоемкостью пигмента
Правильные ответы: 1Б 2А 3В 4А
4 этап
Подведение итогов (5 минут)
ТЕСТ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ

Задание: выбрать и подчеркнуть один правильный ответ
Материалы по происхождению делятся:
А) пищевые, животные, белковые
Б) природные и искусственныеВ) деревянные и металлические
Истинный раствор – это…
А) молекулярно-дисперсная система
Б) твердое вещество
В) система, состоящая из двух нерастворяющих друг в друга жидкостей
Формулой определения плотности является…
А) F=ma
Б) a2+b2=c2В) ρ=m/V
4. Объемомер используют…
А) для определения плотности пескаБ) для производства гипсового вяжущегоВ) для определения зернового состава песка
5 Простые глиняные растворы отличаются от других растворов…
А) высокой пластичностью и удобоукладываемостьюБ) высокой маслоемкостью пигмента
В) низкой маслоемкостью пигмента
Решить кроссворд, определив свойство материала
2 6 7 8 3 5 4 1 10 9 Свойство, которое под действием нагрузки на материал изменяет его форму без разрушения.
Свойство,  характеризующее структуру материала, определяющее содержание пустот в теле.
Свойство материала, которое способствует его разрушению под воздействием нагрузки.
Свойство, с помощью которого материал может сопротивляться одновременному воздействию истирания и ударов.
С помощью какого свойства материал уменьшается в объеме и массе под действием истирающих усилий?
Как называется свойство материала сопротивляться внутреннему напряжению?
При каком свойстве материал под влиянием нагрузки может изменять свою форму и восстанавливаться?
Как называется свойство, при котором материал может проводить электрический ток?
Какое свойство определяет отношение массы воды, находящейся в данный момент в материале, к массе материала (реже к объему)?
Совокупность материальных частиц (молекул, атомов, ионов), содержащихся в данном теле.
Ответы на кроссворд.
2 п 6 у 7 у п р у г о с т ь р т 8 э л е к т р о п р о в о д н о с т ь
3 5 4 ч т х и и н н р с з о о у т н с с 1 п л а с т и ч н о с т ь т к р с ь ь о а с е т 10 м а с с а ь о с 9 в л а ж н о с т ь ь Пояснительная записка к олимпиаде по материаловедению
Материалы к олимпиаде составлены с использованием рабочих программ по материаловедению, которые разработаны на основе стандарта образования РФ для специальностей: отделочник строительных работ, каменщик, маляр.
Тема олимпиады «Строительные материалы» является общей для обучающихся групп ОСР5, КМ2, М2, получающих строительные профессии.
Цель проведения олимпиады: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развить техническое мышление, проявить самостоятельность в решении поставленных задач для дальнейшего обучения по специальностям, включая производственную практику.
Участниками олимпиады являются обучающиеся групп 1-го курса. Вовлечение в олимпиаду 3-х групп одновременно способствует воспитанию умения работать в коллективе, формированию положительного отношения к профессии.
Задача данного мероприятия: закрепить знания предмета «Материаловедение», развить чувство ответственности, развить внимание, проконтролировать усвоение пройденного материала.
Для проведения олимпиады используются следующие средства: раздаточный материал, письменное сообщение по теме, рабочие тетради.
Проведение олимпиады в три этапа дает возможность обучающимся проявить себя самостоятельно (индивидуально и коллективно) для решения общих задач, поставленных для группы. Смена видов деятельности обучающихся (разгадывание кроссворда, сообщение по теме, выполнение тестового задания) развивает скорость мышления, тренирует память, играет положительную роль в воспитании чувства ответственности за группу в целом, активизирует на дальнейшую деятельность, а также определяет ритм работы во время мероприятия.
Подведение итогов по результатам выполнения заданий (4 этап мероприятия) включает в себя оценку группы в целом во время олимпиады, расчет баллов за правильные ответы и информирование всех участников объявлением победителя.
В целях поощрения участников и победителей будет учитываться положительная оценка к итоговой аттестации по данному предмету.
Оценивание результатов предполагает собой расчет: 10 баллов за правильный ответ. В итоге максимальный балл равен 180 (10 вопросов кроссворда + 3 вопроса по сообщению темы + 5 вопросов тестового задания).