Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на
заседании МО
Протокол №_1_
от «_»____ 2015г.
Руководитель МО
(Нескородева В.Ф.)
Согласована на
заседании МС
Протокол № _1_
от «26» августа 2015г.
Руководитель МС
(Заседова О. С.) Утверждена на
заседании педсовета
Протокол №_1__
от «27»августа2015г. Введена в действие
Приказом №89
от 28.08. 2015г.
Директор школы
(Сорочинская Н. А.)
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
2класс, базовый уровень
(в соответствии с ФГОС ООО)
на 2015-2016 учебный год
Разработана
Канунниковой Н. М.,
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
г. Суджа 2015 год
Русский язык
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г.Москва «Просвещение» 2011.
Программа по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 2 класса.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н. С. Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.
Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
В программе каждого класса имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определенное время и место. Все это будет обеспечивать необходимый уровень осознавания языковых явлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школев 2 классе — 170 ч (5 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения русского языка ученики 2 класса должны
знать / понимать:
предложение как единицу речи;термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);признаки текста и типы текстов (повествование описание); главные члены предложения;связь слов в предложении;различие словосочетания и предложения;
термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; основные гласные звуки; назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука; различие деления слов на слоги и для переноса;влияние ударения на смысл слова;различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;алфавит, название букв русского алфавита;употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;составления предложений на заданную тему;использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;орфографической правильности речи учащихся;проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;деления слов на слоги и переноса слов;правильного написания слов с буквой й;обозначения мягкости согласных на письме;написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);использования прописной буквы в именах собственных;использования алфавита в работе со словарем;каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами Содержание курса
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята). Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами. Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотвор-ный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных по вопросам кто? и что
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Различие имён прилагательных по вопросам какой? какая? какое?
Глагол. Значение и употребление в речи. Различие глаголов по вопросам что делал? и т.п.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела программы, тема Кол-во час Характеристика деятельности учащихся Вид контроля
1 Наша речь. 4 Знать: определения понятий «устная речь», «письменная речь», «внутренняя речь».
Уметь: использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Тест
2 Текст. 5 Знать: признаки, структуру текста.
Уметь: безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
определять в тексте тему, главную мысль, подбирать заголовок. Диктант
3 Предложение. 12 Знать: типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
главные члены предложения.
Уметь: различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения. Списывание
Диктант
Словарный диктант
4
Слова, слова, слова…
22
Знать: иметь представление о многозначности слов, переносном и прямом значении, синонимах, антонимах, алгоритм выделения корня, правила переноса слов.
Уметь: безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
-различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова.
-находить и выделять в слове корень, распознавать родственные слова.
-делить слова на слоги, выделять ударный и безударный слог.
- переносить слова по слогам. Диктант
Проверочная работа
Диктант
Словарный диктант
5 Звуки и буквы. 34 Знать: названия и порядок букв русского алфавита;
-признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные;
-разные способы проверки правописания слов с безударной гласной.
Уметь: производить звуковой и звукобуквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твёрдые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма.
- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода – по воде),
-писать слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов. Диктант
Диктант
Проверочная работа
Проект
Диктант
Проверочная работа
Проект
6 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. 29 Знать: согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком,
-правило правописания слов с разделительным мягким знаком;
-разные способы проверки правописания слов с парными согласными в конце слова и перед согласным;
-согласные глухие и звонкие, способы обозначения буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным;
-правила написания безударных гласных в корне слова и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным.
Уметь: правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
-писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
-писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота).
-писать слова с разделительным мягким знаком.
-правильно обозначать буквами парные по глухости – звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш).
Диктант
Проект
Тест
Диктант
Списывание
Тест
Словарный диктант
7 Части речи. 47 Знать: общее представление о частях речи;
-признаки имени существительного;
-имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;
-признаки глагола; число глаголов;
-определение понятия «текст - повествование»;
-признаки имени прилагательного;
-определение понятия «текст - описание»;
-общее представление о местоимении как части речи;
-определение понятия «текст - рассуждение»;
-признаки предлога; правило написания предлогов со словами.
Уметь: распознавать части речи по вопросам и общему значению;
-распознавать имена существительные по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;
-различать собственные и нарицательные имена существительные;
-писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
-определять число имён существительных;
-распознавать глагол по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;
-распознавать имя прилагательное по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;
-изменять имя прилагательное по числам;
-распознавать местоимение и правильно использовать в речи;
-писать раздельно предлоги со словами; распознавать предлог. Диктант
Диктант
Тест
Тест
Тест
Диктант
Тест
Диктант
Словарный диктант
8 Повторение изученного за год. 17 Уметь: писать изложение повествовательного текста из 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
-составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста. Списывание
Комплексная работа
Итого: 170 ч Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока. Кол-во часов Дата
план факт
1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1 2 Что можно узнать о человеке по его речи? 1 3 Как отличить диалог от монолога? 1 4 Проверка знаний. Тест «Наша речь» 1 5 Что такое текст? 1 6 Что такое тема и главная мысль текста? 1 7 Части текста 1 8 Диктант (входной) 1 9 Работа над ошибками 1 10 Что такое предложение? 1 11 Как из слов составить предложение? 1 12 Контрольное списывание по теме «Предложение» 1 13 Что такое главные члены предложения? 1 14 Что такое второстепенные члены предложения? 1 15 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения 1 16 Что такое распространенные и нераспространенные предложения? 1 17 Как установить связь слов в предложении? 1 18 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине «Золотая осень». 1 19 Анализ сочинений 1 20 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 21 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1 22-23 Что такое лексическое значение слова? 2 24 Что такое однозначные и многозначные слова? 1 25. Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1 26 Что такое синонимы? 1 27-28. Что такое антонимы? 2 29 Диктант 1 30 Работа над ошибками. 1 31-32 Что такое однокоренные слова? 2 33-34 Что такое корень? Что такое однокоренные слова? 1 35 Какие бывают слоги? 1 36-37 Как определить ударный слог? 2 38-39 Как переносить слова с одной строки на другую? 2 40 Обучающее сочинение по серии картинок. 1 41 Проверочная работа по теме «Слово» 1 42 Диктант 1 43 Работа над ошибками 1 44 Как различить звуки и буквы? 1 45-46 Как мы используем алфавит? 2 47 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1 48 Как определить гласные звуки? 1 49 Контрольный диктант по теме «Слово» 1 50 Работа над ошибками 1 51-52 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 2 53-54 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне 2 55 Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» 1 56 Проверочная работа по теме «Звуки и буквы» 1 57 Работа над ошибками 1 58 Как определить согласные звуки? 1 59-60 Согласный звук Й и буква И краткое 2 61 Слова с удвоенными согласными 1 62 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». 1 63 Наши проекты. И в шутку и в серьёз. 1 64-65 Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 2 66 Как обозначить мягкость согласного звука на письме? 1 67-68 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными 2 69 Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» 1 70 Проверочная работа по теме «Звуки и буквы» 1 71 Работа над ошибками 1 72 Наши проекты. Пишем письмо 1 73 Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы» 1 74 Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ 1 75 Развитие речи. Обучающее изложение «Ласточки» 1 76 Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» 1 77 Диктант 1 78 Закрепление знаний. Работа над ошибками 1 79 Наши проекты. Рифма 1 80-82 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 3 83 Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? 1 84 Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? 1 85 Проверка парных согласных в корне слова1 86 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. 1 87 Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Каток» 1 88-90 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 3 91 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана 1 92 Проверка знаний. Тест «Проверка парных согласных» 1 93 Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 1 94 Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. 1 95-97 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 3 98 Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. 1 99 Контрольное списывание 1 100 Обучающее сочинение «Зимние забавы» 1 101 Проверка знаний по теме «Разделительный мягкий знак» 1 102 Обобщение изученного материала 1 103-104 Что такое части речи? 2 105 Что такое имя существительное? 1 106 Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. 1 107 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. 1 108 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. 1 109 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. 1 110 Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. 1 111 Заглавная буква в географических названиях. 1 112 Обучающее изложение «Люлька» 1 113 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. 1 114 Контрольный диктант по теме «Правописание собственных имен существительных» 1 115 Работа над ошибками 1 116-118 Единственное и множественное число имён существительных. 3
119 Обучающее изложение 1 120 Проверка знаний. Тест «Имя существительное» 1 121 Диктант 1 122 Работа над ошибками 1 123-126 Что такое глагол? 4 127-128 Единственное и множественное число глаголов. 2 129 Правописание частицы не с глаголами 1 130 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1 131 Что такое текст-повествование? 1 132 Проверка знаний по теме «Глагол» 1 133 Что такое имя прилагательное? 1 134 Связь имени прилагательного с именем существительным.
1 135 Прилагательные, близкие и противоположные по значению 1 136 Единственное и множественное число имен прилагательных. 1 137 Что такое текст – описание? 1 138 Проверка знаний. Тест «Имя прилагательное» 1 139 Общее понятие о предлоге. 1 140. Раздельное написание предлогов со словами. 1 141 Восстановление предложений 1 142 Проверка знаний по теме «Предлоги» 1 143 Диктант 1 144 Работа над ошибками. 1 145-147 Что такое местоимение? 3 148 Что такое текст – рассуждение? 1 149 Проверка знаний по теме «Местоимение» 1 150 Итоговый контрольный диктант 1 151 Работа над ошибками 1 152 Повторение по теме «Текст» 1 153 Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» 1 154-156 Повторение по теме «Предложение» 3 157 Повторение по теме «Слово и его значение» 1 158-159 Повторение по теме «Части речи» 2 160 Повторение по теме «Звуки и буквы» 1 161 Повторение по теме «Правила правописания» 1 162 Комплексная работа 1 163-169 Повторение и закрепление изученного материала 7170 Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. 1 Учебно – методическое сопровождение учебного процесса.
Основная:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
Канакина В. П. Рабочие тетради на печатной основе. 3 класс: В 2 ч.:Ч .1.
Канакина В. П. Рабочие тетради на печатной основе. 3 класс: В 2 ч.:Ч .2.
Дополнительная:
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс. – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2004
Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005
Пособия для учителя:
Ситникова Т. С.. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012 год;
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс. – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Аннотация
к рабочей программе по русскому языку для 1-4 классов «Школа России»
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, законом РФ «Об образованием» от 29.12.12 №273; Постановлением Правительства РФ № 142 от 24.02.09 «Правила разработки и утверждения ФГОС»; Приказ МО и Н РФ от 06.10 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Программа учитывает ознакомление обучающегося с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающегося; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа содержит задачи: предметные, по формированию УУД, личностные, метапредметные, коррекционные, воспитательные.
Место учебного предмета в учебном плане составляет 5 час в неделю. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.
Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Большое значение в связи со спецификой придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализации дифференцированного подхода в обучении.
В содержание предмета входят следующие разделы: Письмо, Фонетика, Графика, Письмо, Слово и предложение, Орфография, Развитие речи, Лексика, Состав слова, Морфология, Синтаксис, Орфография и пунктуация, Развитие речи. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.