Программа занятий по предмету «Логика. Развитие музыкальных способностей через музыкальные образы» для раннего эстетического развития 4-6 лет


Программа занятий в студии «Малышок»
по предмету «Логика. Развитие музыкальных способностей через музыкальные образы» для раннего эстетического развития 4-6 лет
Составитель: Кайкова С.А. преподаватель теоретических
дисциплин
Срок реализации 2 года
I.Пояснительная записка
В основе обучения детей дошкольного возраста (4-6 лет) лежит комплекс предметов, направленных на развитие их личности, интеллекта и музыкальных способностей. В педагогической практике неоднократно доказано, что приобщение к искусству с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к дальнейшему обучению.
Программа в группах раннего эстетического развития «Малышок» комплексная, интегрированная, объединяющая разные виды деятельности:
- пение - логика
- ритмика - слушание музыки
- развитие речи - элементарный театр
Данная программа «Логика. Развитие музыкальных способностей через музыкальные образы» является одной из комплекса дисциплин, направленных на формирование музыкально-эстетических навыков детей. Особенностью данной дисциплины является то, что здесь делается акцент на развитие интеллекта, можно сказать «музыкального интеллекта» (интеллекта, связанного с музыкальными образами), а также на развитие образного мышления, творческого воображения и развитию речи.
На начальном этапе обучения необходимо учитывать особенности сознания 4-6 летних детей.
Для них сказка, природа, животные, семья – естественная образная сфера, через которую только и возможно воздействие на их сознание и обучения. К уже знакомым для детей литературным образам добавляется музыка, рассказ – беседа и мир становится богаче, ярче и интересней. Вот и мотивация к дальнейшему и скорейшему познанию окружающего мира.
Цель программы: «обогащенные» личности ребенка через общение с музыкальным искусством.
Задачи программы:
Создание благоприятных условий для естественного развития ребенка, его творческого мышления, воображения и интеллекта.
Выявление индивидуальных способностей у детей в раннем возрасте.
Формирование особых качеств личности, таких как художественных и эстетический вкус, способность видеть в окружающем мире красоту и гармонию.
II. Программа рассчитана на работу с детьми 4-6 лет. Срок реализации программы – 1-(2) года, 1 год занятий в студии – 4-5 лет; 2 год занятий в студии – 5-6 лет.
III.Организация занятий.
Занятия по предмету «Логика. Развитие музыкальных способностей через музыкальные образы» проводится 1 раз в неделю; продолжительность занятия – 30 минут. Основная форма обучения – групповой занятие (10-12 человек).
Для достижения комфортной обстановки на занятиях возможно присутствие родителей (особенно на начальном этапе). Работа с родителями направлена на воспитание культуры общения с детьми, а также на совместные усилия по развитию их творческих способностей.
IV. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в просторном кабинете, оборудованном мебелью и необходимыми техническими средствами: ЖК-телевизором, ноутбуком, магнитофоном, фортепиано, различными наглядными пособиями.
Соблюдается температурный режим и нормы освещенности.
V. Методические рекомендации и ожидаемый результат
Задания на логику учат детей анализировать явления окружающего мира, находить закономерности в природе, в деятельности человека, в понятных и доступных для них образах, в том числе и музыкальных. Беседы и игра с обнаружением сходства и различия заметно повышают степень логического, образного и ассоциативного мышления у детей.
В результате 2-х годичного обучения каждый ребенок способен:
научиться совместному творчеству;
запомнить детские песенки, попевки;
имитировать за руководителем короткие ритмические фразы;
излагать свои музыкальные впечатления двумя - тремя фразами логически выстроенной речи;
различать быстрый и медленный темп, ускорение, замедление, громкое и тихое звучание;
свободно общаться в коллективе своих ровесников, доброжелательно относиться друг к другу;
знать нормы вежливости, уметь слушать не перебивать речь другого, терпеливо и деликатно ждать.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Урок Тема Кол-во уроков
1 Организационный урок 1
2 Где музыка живет? 1
3-4 Лесные птицы. Дятел, удав, филин и соловей 2
5-6 Домашние птицы. Куры и петухи 2
7-8 Домашние птицы. Гуси и утки 2
9-10 Образ – Лебеди «Сказка о царе Салтане». Три чуда (Пушки – Римский-Корсаков) 2
11-12 Встреча Нового года. Зимние сказки 2
Итого: 12
II полугодие
1-2 Образ – насекомые. Шмель, бабочка, мотылек, кузнечик, пчелка, жук. 2
3 Образ- Медведь 1
4 Образы – Слон и Лев 1
5 Образы – Волк и Заяц 1
6 Образы – Лиса и Ежик. Сказка «Теремок» 1
7 Образы – Антилопа. Олень и Ослик 1
8 Образы – лягушка. Жаба и Черепаха 1
9 Образ – Собака 1
10 Мамин праздник 1
11-12 Образы – Кот и Мыши 2
13-14 Образы – Козел и Баран 2
15 Образы – Поросенок и Теленок 1
16 Образы – Рыбы. Аквариум. 1
17 Музыкальный спектакль, например «Лесная сказка» 1
Итого: 17
За год итого: 29 уроков
Учебно-тематический план
2 год обучения
Урок Тема Кол-во уроков
1-2 Осень. Приметы осени 2
3 Цветы, деревья и другие растения 1
4-5 Стихии и природные явления 2
6 Время суток. Утро. День. Вечер. Ночь. 1
7-8 Настроение человека в звуках музыки. Музыкальные портреты 2
9 Шутки. Небылицы 1
10-11 Профессии 2
12 Встреча Нового года. Зимние сказки 1
Итого: 12
II полугодие
1 Рождественские истории 1
2-3 Игрушки 2
4-6 Транспорт. Конь…Автомобиль… Луноход 3
7 Числа и геометрические фигуры 1
8 Мамин праздник 1
9-10 Приход Весны 2
11-13 Музыкальные инструменты 3
14-15 Музыкальные жанры: песня, танец и марш 2
16 Лето 1
17 Музыкальный спектакль 1
Итого: 17
За год итого: 29 уроков
Ожидаемый результат 2- годичного курса обучения
В результате 2-х годичного обучения каждый ребенок способен:
научиться совместному творчеству;
запомнить детские песенки, попевки;
имитировать за руководителем короткие ритмические фразы;
излагать свои музыкальные впечатления двумя - тремя фразами логически выстроенной речи;
различать быстрый и медленный темп, ускорение, замедление, громкое и тихое звучание;
свободно общаться в коллективе своих ровесников, доброжелательно относиться друг к другу;
знать нормы вежливости, уметь слушать не перебивать речь другого, терпеливо и деликатно ждать.
Зачетные мероприятия проходят в форме открытых уроков для родителей, выступление детей на концертах (Новогодний концерт, концерт посвященный к международному женскому дню, отчетный концерт студии «Малышок»).
Содержание предмета
1 год обучения I полугодие
Тема. План Музыкальный материал Литературные источники
1.Где музыка живет? Рассказ – беседа о том, что музыка живет в лесу, где поют птицы 1.Е. Крылатов. Где музыка берет начало?
2.Е. Тимечева. В лесной глуши.
3.И. Некрасова. Дятел.
4.М. Глинка. Жаворонок.
5.К. Лоншан-Друшкевичова. Воробышек.
6.А. Шнитке. Кукушка и дятел.
7.Ж.Металлиди. Птичка колибри. 1.Г. Скребицкий «Жаворонок»
2.Б. Заходер «Птичья школа».
3.Н. Сладков «Азбука леса»
4.«Колибри и оса» («365 сказок»)
3-4. Лесные птицы. Рассказ-беседа о дятле, лесном петушке, филене и соловье 1.И. Некрасов. Дятел
2.Р.н.п. «Петушок, петушок»
3.Р.п. «Совушка»
4.Р.н.п. «Не летай, соловей»
5.Э. Григ «Птичка»
6.Г. Галинин «Чижик» 1.Н. Сладков. Азбука леса.
2.Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»
3.Р.с. «Волк и дятел»
4.В. Степанов «Дятел» (Стихи)
5-6. Домашние птицы. Рассказ – беседа о курицах, петухах. 1.Р.н.п. «Петушки» («Петушки распетушились…»)
2.А. Филиппенко. Цыплята.
3.Н. Любарский. Курочка
4.Т. Ломова Петух
5.Т. Ломова Курица
6.К. Сен-Санс Куры и петухи
7.И. Стрибогг Вальс петушков 1.Р.н.п. Курочка Ряба
2.Латыжская сказка «Лягушка и петух»
3.Р.н.с. «Петушок и курочка»
4.К. Ушинский «Петушок с семьей»
5.В. Степанов «Стихи» («Не кричите, петухи»)
7-8. Домашние птицы. Рассказ-беседа о гусях и утках. 1.Р.н.п. «Два веселых гуся»
2.И. Бочанова «Уточка» («Рано-рано утречком…»)
3.Ф. Филиппенко «Гуси» («Гуси - прилетели») 1.Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
2.Братья Гримм «Лиса и гуси»
3.К. Ушинский «Уточка»
4.Р.н.с. «Гуси-лебеди»
9-10. Образ-Лебеди. Рассказ – беседа о прекрасных лебедях «Сказка о царе Салтане» - Три чуда 1.А. Филиппенко Гуси
2.Р.н.п. «Как по морю»
3.П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
4.Н. Римский –Корсаков. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»
5.К. Сен-Санс Лебедь (из «Карнавала животных») 1.Р.н.с. «Гуси-лебеди»
2.Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
3.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (образ царевны – лебедь)
11-12. Встреча Нового года 1 год обучения II полугодие
Тема. План Музыкальный материал Литературные источники
1-2. Образ – Насекомые
Рассказ-беседа о насекомых («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина)
Высокие звуки 1.Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
2.Э. Григ «Бабочка»
3.С. Майкапар «Мотылек»
4.В. Шаинский «Кузнечик»
5.М. Красев «Пчелка»
6.В. Карасева «Жук»
7.Белорусская н.п. «Сел комарик на дубочек» 1.А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
2.К. Чуковский «Муха-цокотуха»
3.Н. Сладков «Азбука леса»
3.Образ – Медведь. Рассказ о медведе. Низкие звуки «Олимпийский медведь – символ России» 1.Г. Галынин «Медведь»
2.Г. Фрид «Мишка»
3.А. Руббах Медвежонок
4.А. Филиппенко Вот какие чудеса
5.А. Пахмутова Песня про олимпийского мишку
6.И. Филипп «Колыбельная» 1.Л. Толстой «Три медведя»
2.Р.н.с. «Маша и медведь»
3.В. Степанов «Медведь»
4.«Благодарный медведь» - сказка Мордовская
5.Марийская сказка «Совсем немного осталось»
4.Образы – слон и лев.
Рассказ-беседа о слоне и льве и низких звуках 1.А. Гедике. На слонах в Индии
2.Р. Давыдов Слон и Моська
3.К. Сен-Сан Слон из «Карнавала животных»
4.К. Сен-Сан «Королевский марш льва» из «Карнавала животных»
5.М. Раухвергер. Слон 1.Индийская сказка «На кого похож слон»
2.Болгарская сказка «Львиное войско»
3.Сьетнамская сказка «Как заяц выручил слона», «Кубинская сказка», «Как слон и лев путешествовали»
5.Грузинская н.п. «Как заяц обманул»
5.Образы – Волк и заяц
Низкие и высокие звуки
Рассказ-беседа о волке и зайце 1.А. Александров «Песенка волка»
2.А. Александров «Песенка зайчиков» (из сказки «Про веселых и ловких зайчат»)
3.«Бедный зайка»
4.Р. Витлин «Волки»
5.Е. Тиличеева «Пляшущий зайчик» 1.А. Барто «Зайка»
2.Сказки «Заяц и черепаха», «Как заяц обманул льва» (из книги «365 сказок»)
3.Р.н.с «Волк и козлята»
4.Р.н.с. «Заячьи слезы»
5.Аварская сказка «Волк и дятел»
6.Р.н.с «Лисичка-сестричка и серый волк»
6.Образы – Лиса и ежик
Рассказ-беседа о лисе и ежике
Сказка «Теремок» - идея объединения всех животных. Штрихи – стаккато и легато 1.Р.н.п. «Лиса по лесу ходила»
2.А. Филиппенко «Вот какие чудеса»
3.Р.н.п. «Тень-тень»
4.Р.н.п. «Уж как шла лиса по травке»
5.Д. Кабалевский «Ежик»
6.Р.н.п. «Как ежонок умывается»
7.В. Николаев «Песня ежика» 1.Р.н.с. «Волк и лиса»
2.Р.н.с. «Как лиса училась летать»
3.Р.н.с. «Лечея - плачея»
4.Р.н.с. «Небо пало»
5.Р.н.с. «Теремок»
7.Образы – Антилопа, Олень и ослик
Рассказ-беседа об антилопе, олене и ослике.
Темп в музыке. 1.К. Сен-Санс «Антилопы», «Осел» из «Карнавала животных»
2.Французская народная песня – игра «Большой олень»
3.И. Кефалиди «Ослик»
4.Р. Бойко «Я лечу ослика» 1.В. Милк «Винни-Пух»
2.Чукотская сказка «Кит и олень»
3.Африканская сказка «Львица и антилопа»
4.Болгарская сказка «Старый олень и олененок»
5.Индийская сказка «Глупый ослик»
6.Степанов «Ослик»
8.Образы – Лягушка, жаба и черепаха
Рассказ-беседа о лягушке, жабе и черепахе 1.А. Филиппенко «Две лягушки»
2.Р.н.п. «Прискакали лягушки»
3.Г. Гладков «Песенка львенка и черепахи»
4.К. Сен-Санс «Черепахи» из «Карнавала животных»
5.С. Слонимский «Лягушки»
6.В. Витлин «Лягушки» 1.Армянская сказка «Жаба-врач»
2.«Лягушка-путешественница»
3.Г. Андерсен «Дюймовочка»
4.Австралийская сказка «Как лягушка выпила всю воду»
9.Образ – Собака
Рассказ-беседа о собаке (верность)
Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты» - о дружбе и верности 1.«Вальс собачек»
2.С. Ляховицкая Упражнение («Где ты, Лека?»)
3.Т. Ланова «Щенок»
4.Г. Гладков. Песенка друзей из мюзикла «Бременские музыканты» 1.К. Ушинский «Бишка»
2.В. Степанов «Щенок» «Знаменитый Трезор»
10-11. Образы – Кот и мыши
Рассказ-беседа о коте и мышах 1.Два кота
2.Кошкин дом – прибаутка
3.Г. Читчян «Наш котенок»
4.А. Жилинский «Мышки»
5.А. Рыбинский «Кот и мышь»
6.Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»
1.К. Ушинский «Васька»
2.В. Степанов «Клубок», «На кормушке», «Наши мыши» - стихи
3.Киргизская сказка «Кот и мыши», «Умная мышка»
4.Р.н.с. «Кот, петух и лиса»
5.С. Маршак «Кошкин дом»
13.Образы – Козел (коза) и Баран (овца)
Рассказ-беседа о козле (козе) и баране (овце) 1.Р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик»
2.Р.н.п. «Козонька рогатая»
3.В. Витлин «Козочки»
4.Венгерская народная песня «Где ты был, мой баран?» (песенка игра)
5.И. Арцыбашева «Барашек» (мажор и минор) 1.Р.н.с. «Плутишка кот»
2.К. Ушинский «Козел»
3.В. Степанов «Барашек», «Козленок» (стихи)
4.Персидская сказка «Умный козленок»
5.Адыгейская сказка «Храбрый козел»
6.Персидская сказка «Умные бараны»
7.Литовская сказка «Волк и баран»
14.Образы – Поросенок и Теленок
Песенка – игра «Кто как кричит»
Рассказ-беседа о поросятах и телятах 1.М. Матвеев «Поросенок – хвастунишка»
2.Д. Уотт «Три поросенка»
3.Песенка – игра «Кто как кричит»
4.Р.н.п. «Уж как я мою коровушку люблю» 1.Африканская сказка «Свинья и Коршун»
2.Английская сказка «Три поросенка»
3.Венгерская сказка «Умный поросенок»
4.Украинская сказка «Конь и бык»
5.В. Мили «Винни-Пух»
6.В. Степанов «Теремок»
15.Образы – Рыбы. Аквариум
Рассказ-беседа о рыбах 1.К. Сен-Санс «Аквариум» из «Карнавала животных»
2.Р. Щедрин «Золотые рыбки»
3.Р.н.п. «Чук-чук»
4.Чешская н.п. «Маленькая рыбка»
5.М. Металлиди «У литейного моста» 1.А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки»
2.Р.н.с. «По щучьему веленью»
3.«Карась и медведь»
2 год обучения I полугодие
Тема. План Музыкальный материал Литературные источники
1-2. Осень. Приметы осень. Разговор – беседа о приметах осени. 1.Васильев – «Буглай» «Осенняя песенка» («Миновало лето»)
2.Ц. Кюи. Осень («Осень наступила»)
3.«Опустел скворечник»
4.Г. Свиридов «Дождик»
5.С. Майкапар «Дождик»
6.А. Вивальди «Времена года. Осень»
7.М. Ройтерштейн «Дождик» Стихи осени.
1.А.Толстой «Осень осыпается»
2.А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
3.О. Дриз «Своя погода»
4.А. Плещеев «Скучная картинка»
5.И. Соколов «Приготовились к зиме»
6.В.Бианки «Голодно в лесу»
3.Цветы и деревья и другие растения.
Разговор – беседа о цветах и деревьях и других растениях 1.Р.н.п. «Василек, василек»
2.В. Карасева «Цветики»
3.Т. Потапенко «По грибы»
4.Франц.н.п. «Капуста»
5.Аренский «Незабудка» 1.Н. Сладков. Азбука леса
2.И. Соколов «Лес осенью»
3.К. Ушицкий «Спор деревьев», «Лес и ручей»
4.К. Партоле «Деревце»
4-5. Стихии и природные явления
Рассказ – беседа о природных стихиях и явлениях (гроза, радуга и т.д.) 1.А.Вивальди «Времена года» (концерты для камерного оркестра) сцена грозы.
2.И.Иванова «Я стою на берегу»
3.Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» (образ моря)
4.М. Металлиди «Кораблик»
5.Белорусская п. «Ветерок»
6.С. Прокофьев «Дождь и радуга»
7.Е. Тач «Облака плывут» (1 кл.)
1.Сказки Озера-Байкала («Богатырь Байкала»)
2.А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
3.И. Тургенев «Гроза промчалась»
4.Айвазовский. Картины моря
5.В. Бианки Наводнение в лесу
6.Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
7.А. Пушкин «Еще дуют холодные ветра»
8.Е. Благинина «Радуга»
6.Время суток
Рассказ-беседа о времени суток
(Утро. День. Вечер. Ночь) 1.Э. Григ «Утро» (видео)
2.С. Прокофьев «Вечер»
3.Э. Григ «Ноктюрн» До мажор («Картина ночи»)
4.А. Александров «Наша простая песенка» («Утро встало»)
5.Армянская нар.п. «Ночь»
6.В.Моцарт «Колыбельная»
7.«Спят усталые игрушки»
8.Французская н.п. «Колыбельная» («Бай-бай, мой малыш»)
9.Латиноамериканская колыбельная («Девочка шаланья» «Утро» «Ложится спать»)
1.И. Токманова «Колыбельная Лосенку»
2.«Люблю когда утро»
3.А. Пушкин «Румяной зарею»
4.В. Осеева «Утро»
5.И. Токманова «Вечерняя сказка»
7-8. Настроение человека в звуках музыки, музыкальные портреты.
Рассказ-беседа о человеческих характерах и разных настроениях (мажор-минор) 1.С Прокофьев «Болтунья»
2.С. Тобис «Негритенок грустит»
3.В. Агафонников «Драчун»
4.Д. Кабалевский «Плакса» и «Злюка» «Упрямый братишка»
5.А. Николаев «Спорщики»
6.М. Лерман «На морозе»
7.Белор.н.п. «На зеленом лугу»
8.Английская н.п. «Делай как я» 1.В. Осеева «Волшебное слово». «Девочка с куклой». «Отомстила». «Сыновья». «Кто всех глупее»
2.Венгерская «Два жадных медвежонка»
3.А. Барто «Помощница». «Милочка - копилочка»
9.Шутки. Небылицы.
Рассказ-беседа о комических героях, о смешных ситуациях и небылицах.
1.Русская прибаутка «Плыл по морю чемодан»
2.Ж. Металлиди «У Литейного моста.
3.Чешская песня «Сенокос»
4.В. Блага «Чудак»
5.Р.н.п. «Как у наших у ворот» 1.Н. Носов «Фантазеры» «Живая шляпа»
2.Небылицы из книги «365 сказок»
3.И. Токманова «Сказка про Сазанчика» и «Котята»
10-11.Профессии. Рассказ –беседа о разных профессиях 1.Ф. Лещинская «Маляр»
2.Польская н.п. «Кузнечик»
3.Б. Зейдман «На заводе»
4.«Как лечили бегемота»
5.Француз.н.п. «Пастушья песня» 1.Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
2.Как вата на курсе растет (по А. Ивичу)
3.Про твои башмаки (по Л. Корабельниковой)
4.«Как город хлеб печет» (по М. Ильину и Е. Сегал)
5.Я. Аким «Хлеб»
6.Э. Мошковская «Есть страны огромные», «Кондитер»
7.А. Барто «Котельная», «Очки»
12.Зима. Новый год. Рождество. Рассказ – беседа о зиме и праздниках зимних: Новом Годе и Рождестве 1.Крутицкий «Зима»
2.Р. Шуман «Дед Мороз»
3.Английская н.п. «Маленькие снежинки»
4.О. Берндт «Снежинки»
5.Ж. Металлиди «Новогодняя песенка»
6.А. Филиппенко «Новогодняя». «С новым годом всех мы поздравляем»
7.Рождественская колядка «Мы маленькие свечи»
8.Ж. Металлиди «Зимой» 1.Р.н.с. «Морозко»
2.Е. Благинина «Сказка о елке, о сером волке…»
3.Абрамцева «Стародавняя новогодняя история»
4.«Новый год»
5.Р.н.с. «Снегурочка»
2 год обучения II полугодие
Тема. План Музыкальный материал Литературные источники
2-3. Игрушки. Рассказ-беседа о разнообразном мире игрушек. 1.Француз.н.п. «Куклы»
2.П. Чайковский «Детский альбом» - «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки»
3.Ж. Металлиди «Шарик»
4.Венесуэльская песенка – загадка «Юла»
5.Латиноамериканская п.н. «Кукла»
6.«Чучело» («Чучелу наскучило воробьев пугать»)
7.Э. Вила-Лобос «Мячик» 1.Стихи А. Барто про игрушки
2.Э. Мошковская «Шарик», «Какие бывают подарки»
3.В. Осеева «Девочка с куклой»
4-6. Транспорт. Космос
Рассказ-беседа о различных видах транспорта.
Урок 1. Конь. Верблюд. Олень.
Урок 2. Автомобиль. Трамвай. Троллейбус. Поезд. Пороход.
Урок 3. Воздушный транспорт – Самолет. Ракета. Луноход 1.Чешская н.п. «Ну-ка, кони»
2.Французская н.п. «Большой олень»
3.Мачаваршани «Караван» (образ верблюда – движение под музыку)
4.Г. Эрнесакс «Паровоз»
5.Я. Дубравин «Троллейбус»
6.Башкирская н.п. «На лодочке»
7.А. Перцовская «Считалка» («Луноход»)
8.Е. Тиличеева «Трамвай»
9.Ф. Герщова «Автомобиль»
10.В. Герчик «Поезд»
11.Л. Банникова «Самолет»
12.Р. Шуман «Смелый наездник» 1.Мир вокруг нас – географический атлас
2.Р.н.п. «Летучий корабль»
7.Числа и геометрические фигуры. Рассказ-беседа о числах и геометрических фигурах. 1.Б. Иофис «для мамы»
2.Д. Кабалевский «Синичка»
3.«Три синички» («Три синички танцевали»)
4.В. Левина «Урок математики»
5.Англ.п. «С утра до вечера»
6.Литовская п. «Две лягушки» 8.Мамин праздник 1.Венгерская н.п. «Мамин праздник»
2.Е. Тиличеева «Мама в лень 8 Марта»
3.Азбука 1.Е. Благинина «Мамин день», «Вот какая мама» «Бабушка-забота» «Посидим в тишине»
2.И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила»
3.В. Осеева «Сыновья»
9-10. Приход Весны. Рассказ – беседа о приметах весны. 1.Р.н.п. «Грачи летят»
2.Е. Крылатов «Ласточка»
3.А. Бойко «Весенний пейзаж»
4.П. Чайковский «Подснежник» (видео)
5.А. Филиппенко «Соловейка» 1.Н. Сладков «Азбука леса»
2.Стихи и картины весны
3.В. Бианки «Грачи открыли весну»
4.Весна на Северном Полюсе
11-13. Музыкальные инструменты. Рассказ-беседа о музыкальных инструментах 1.Белорус.н.п. «Савка и Гришка»
2.Ж. Красев «Веселая дудочка»
3.А. Филиппенко «Веселый музыкант»
4.Б. Чайковский «Песенка про слоненка и мышей» («Слон играет на трубе»)
5.С Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (видео) 1.Р.н.с. «Царица-»
2.Былина «Садко»
3.Альбом «Музыка»
Музыкальные жанры. Песня, танец и марш. Рассказ – беседа о музыкальных жанрах 1.Чешская н.п. «Пой, малышка песенку»
2.Венгерская н.п. «Много песен мы споем»
3.М. Глинка «Полька»
4.Ф. Шуберт «Немецкий танец»
5.Д. Шостакович «Марш» «Я познаю мир»
Детская энциклопедия . Музыка
16. Летою Рассказ-беседа о приметах лета 1.А. Вивальди «Времена года» «Лето» (концерт)
2.«Колокольчик» ()
3.«Ландыш лесной»
4. «Короткое лето»
5.лето (лето хорошо все это)
6.Венгерская песня «Веночек» 1.Стихи о лете. А. Майков. Летний дождь и др.
2.М. Пришвин «Золотой луг»
17. Музыкальный спектакль Музыкально-методические пособия
1.И.Е. Домогацкая. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» Москва. Классика XXI в. 2004г.
2.И.Е. Домогацкая. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей и развитие речи к учебному курсу детей 3-5 лет» Москва. Классика XXI в. 2004г.
3.Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. Москва «Прогресс» 1989г.
4.Ж. Металлиди А. Перцовская. Сольфеджио. Мы играет, сочиняем и поем. Учебное пособие для дошкольной группы, для 1 класса, для 2 класса.
5.М. Котляревская –Крафт. Сольфеджио 1 класс «Музыка» 1987г.
6.И.В. Хорос Сольфеджио о музыкальных звуках, нотных знаках и некоторых секретах музыки. Ч.1 и ч. 2 Новосибирск, 2002г.
7.«Я музыкантом стать хочу» Альбом начинающего пианиста. Ленинград «Советский композитор» 1986г.
8.Л.И.Чустова Гимнастика музыкального слуха. Москва. Владос 2003г.
9.О.П. Радынова. Природа и музыка. Москва, 2000г.
10.А.Н. Зимина. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет, Москва 1998г.
11.О. Владимирова – Слушание музыки. Первый год обучения. Второй год обучения «Композитор» Санкт-Петербург, 2008г.
12.П. Вейс «Ступеньки в музыку» Пособие по сольфеджио. Советский композитор 198гг.
13.А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. Советский композитор, 1992г.
14.Русская природа. Музыкальные беседы. Музыка. Ленинградское отделение, 1978г.
15.И. Москалькова. М. Рейниш Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. Москва «Музыка» 1998г.
16.Н. Соколова
Литературные произведения
1.Мир вокруг нас. Географический атлас. Москва, 1989г.
2.М. Пришвин. Охота за бабочкой. Из-во «Фламинго» 1998г.
3.Е. Чарушин Друзья Из-во «Малыш» 1991г.
4.Русские сказки «Росмен» 1996г.
5.З.И. Романовская. Живи слово 1 класс Из-во «Феникс» 1997г.
6.К.Д. Ушинский. Бишко. Из-во «Детская литература» 1987г.
7.В. Степанов. Стихи. Из-во «Русич» 2008г.
8.А.С. Пушкин. Сказки. Из-во Урал-пресс 1993г.
9.Волшебное кольцо. Москва «Дом» 1993г.
10.В. Осеева. Синие листья. Из-во «Эксмо» 2006г.
11.И. Панькин. Легенды о матерях «Детская литература» 1988г.
12.Любимые стихи девочкам и мальчикам. Москва «Оникс» 21 век 2003
13.365 золотых сказок. Из-во «Омега» 1998г.