Методическое пособие: Внеаудиторная работа как основа формирования компетентности учащихся колледжа


Внеаудиторная работа как основа формирования компетентности учащихся колледжа
Методические рекомендации
для мастеров производственного обучения и преподавателей системы среднего профессионального образования с целью методического сопровождения процесса введения и реализации требований Государственных образовательных стандартов ЛНР
2017
Шишкина Людмила Николаевна
АСК Дон ГТУ
27.03.2017


Шишкина Л. Н. Преподаватель высшей категории, преподаватель-методист. Внеаудиторная работа как основа формирования компетентности учащихся колледжа: Методическое пособие. - Алчевск: Алчевский строительный колледж Дон ГТУ, 2017. -66с.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии общепрофессионального и производственного цикла Алчевского строительного колледжа Донбасского Государственного технического университета протокол №8 от «22»марта 2017г.
Методические рекомендации направлены в помощь при разработке рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы и определяют сущность самостоятельной работы учащихся в колледже, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Целью данной работы является изучение организации самостоятельной работы учащихся и условий их успешной реализации. 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Структура самостоятельной деятельности 5
2. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ГОС СПО ЛНР 6
3. Назначение и разновидности самостоятельной работы учащихся 7
4. Принципы организации самостоятельной работы учащихся 38
5. Классификация видов самостоятельной работы учащихся 41
6. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы 42
7. Контроль самостоятельной работы учащихся преподавателями 46
8. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся 50
9. Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 54
«Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, -
это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя,
но по его заданию в специально предоставленное для этого время;
при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели,
проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме
результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий »
Б.П.Есипов
Введение
На сегодняшний день в нашей молодой республике значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить учащихся тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Требования ГОС СПО ЛНР диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы учащихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров  производственного обучения.
            Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить учащихся работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Во время самостоятельной подготовки учащиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Внеаудиторная работа учащихся является составной частью образовательной программы  СПО  и наряду с производственной практикой  учащихся остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей учащихся  в самореализации.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.
1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Структура самостоятельной деятельности
Познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже потом описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем приказать, как управлять ими, как с помощью определенных операций превратить эти предметы и явления.
Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Основополагающим требованием общества к образованию в целом является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями становиться цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно - поисковой деятельности. В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
2. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ГОС СПО ЛНР
Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Во время самостоятельной подготовки, учащиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и междисциплинарных курса, по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу;
в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курса с распределением по разделам или конкретным темам.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по примерной профессиональной образовательной программе в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся , внедрение и реализация новых ГОС СПО ЛНР требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения учебного материала.
В связи, с чем возрастает роль и ответственность преподавателей, в части организации самостоятельной работы учащихся. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста учащихся позволяет воспитывать творческую активность и инициативу.
3. Назначение и разновидности самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
развитию исследовательских умений.
Для того чтобы данные цели и задачи не были для учащихся абстрактными, необходимо донести до их сознания, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).
В связи с этим учащимся необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:
Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете этоделать, для чего это нужно.
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,определите время выполнения каждого этапа.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
По окончании работы проанализируйте её результаты,оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтитесделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
Выделяются два вида самостоятельной работы:
1.Аудиторная работа по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
2.Внеаудиторная работа по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа учащихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Разновидности самостоятельной работы учащихся:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации через Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Составление хронологической таблицы.
Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение домашних контрольных работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Написание курсовой работы. Подготовка к защите курсовой работы.
Выполнение расчетов по проекту конструкции.
Выполнение чертежа и эскиза конструкции.
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка технологической карты изготовления конструкции или изделия.
Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
Характеристика некоторых заданий
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2. Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературупо теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль учащихся:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
2. Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке учащимся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоениянаучных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль учащегося: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
3. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы учащегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если учащийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).
Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
•усилить мотивацию к выполнению задания подбороминтересной темы;
•консультирование при затруднениях.
Роль учащегося:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развёрнутые обороты текста болеелаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей учащегося;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
4. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 1). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Учащийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от учащегося умения чётко выражать мысли как в письменной форме, посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего учащийся сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе работ, научных конференциях.
Роль преподавателя:
помочь в выборе источников по теме;
помочь в формулировании темы, цели, выводов;
консультировать при затруднениях.
Роль учащегося:
внимательно прочитать задание и сформулировать темуне только актуальную по своему значению, но и оригинальнуюи интересную по содержанию;
подобрать и изучить источники по теме, содержащуюсяв них информацию;
выбрать главное и второстепенное;
составить план эссе;
лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы исвои подходы к её решению;
оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положениядел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широтаохвата;
художественная выразительность, яркость, образностьизложения;
грамотность изложения;
эссе представлено в срок.
5. Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы учащегося по написанию краткой характеристики книги, статьи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.
Учащийся должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.
Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания написание аннотации планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.
Роль преподавателя:
•определить источник аннотирования или помочь в его выборе;
консультировать при затруднениях.
Роль учащегося:
внимательно изучить информацию;
составить план аннотации;
•кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;
оформить аннотацию и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
содержательность аннотации;
точная передача основных положений первоисточника;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
аннотация сдана в срок.
6. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы учащегося по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у учащихся, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа учащегося, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими учащимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.
Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.
Роль преподавателя:
помочь в выборе главных и дополнительных элементовтемы;
консультировать при затруднениях;
периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль учащегося:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
•выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
7. Составление глоссария – вид самостоятельной работы учащегося, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у учащегося способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать источник информации;
проверить использование и степень эффективности врамках практического занятия.
Роль учащегося:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения илирасшифровку понятий;
•критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устраненияизбыточности и повторений);
оформить работу и представить в установленный срок.Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучениядисциплины;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
8. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы учащегося по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность учащегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
•определить тему и цель;
•осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль учащегося:
• изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовитьсяк контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
9. Составление графологической структуры – это очень продуктивный вид самостоятельной работы учащегося по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим её изображением. Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет её содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у учащихся приёмов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).
Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структурировать можно как весь объём учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у учащегося сформирована достаточная предметная база. Учащемуся под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способностей учащегося к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.
Затраты времени на составление графологической структуры зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей учащегося и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур – 0,5 ч, максимальное количество баллов – 1.
Задание по составлению графологических структур планируется чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию или как дополнительное задание с предоставлением учащегося примерной модели структуры.
Роль преподавателя:
рекомендовать литературу по определённой теме или разделу;
сообщить учащемуся информацию о способах структурирования;
консультировать при возникновении затруднений;
оценить работу учащегося в контексте занятия.
Роль учащегося :
изучить информацию по теме;
провести системно-структурный анализ содержания,выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимнуюлогическую связь;
выбрать форму (оболочку) графического отображения;
собрать структуру воедино;
критически осмыслить вариант и попытаться его модифицировать (упростить в плане устранения избыточности,повторений);
провести графическое и цветовое оформление;
составить краткий логический рассказ о содержанииработы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок преподавателю.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения и представленияработы;
работа сдана в срок.
10. Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы учащегося по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Учащийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять учащемуся в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,1.
Роль преподавателя:
•конкретизировать задание, уточнить цель;
познакомить с вариантом тестов;
проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Роль учащегося :
изучить информацию по теме;
провести её системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
11. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы учащегося по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 2). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют учащемуся видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, учащийся должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.
Роль преподавателя:
определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
сообщить учащемуся информацию о методах построения проблемных задач;
консультироватьучащегося при возникновении затруднений;
оценить работу учащегося в контексте занятия (проверить или обсудить её с учащимися .
Роль учащегося:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные истандартные алгоритмы действия) или варианты разрешенияпроблемы (если она не стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
•решение задачи правильное, демонстрирует применениеаналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.
12. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения учащегося выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем учащимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль преподавателя:
•конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте задания.
Роль учащегося:
изучить информацию по теме;
•создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации.
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы;
творческий подход к выполнению задания;
работа сдана в срок.
13. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от учащегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от учащегося не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль учащегося:
изучить информацию по теме;
•создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
14. Научно-исследовательская деятельность учащегося – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходезанятий учащегося в кружке по дисциплине или планироватьсяиндивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль учащегося в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у учащихся исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем учащимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ёмки затраты времени как учащегося, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.
Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.
15. Формирование информационного блока – это такой видсамостоятельной работы, который требует координации навыков учащегося по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические её аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у учащегося широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим учащимся, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.
Затраты времени на составление информационного блока зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.
Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, её объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу формы и структурыблока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль учащегося:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главнуюинформацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изученияв образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
16. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному её отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, учащийся уточняет известную ему информацию, переводит её в объёмную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приёмы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создаётся пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется учащимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на составление информационной модели зависят от объёма работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков учащегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч, максимальное количество баллов – 3.
Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.
Роль преподавателя:
дать целевую установку на изготовление информационной модели, определить её информационную значимость;
помочь в выборе материала для изготовления и выбораформы отображения информации;
консультировать при затруднениях;
дать оценку соответствия эталону и степени информативности модели.
Роль учащегося:
собрать необходимую информацию об объекте изучения;
выбрать материал и технологию изготовления;
изготовить модель (модели);
выделить на модели, используя цифры и цвет, топографию элементов или особенности технологического этапа;
составить текстовое сопровождение;
представить в срок на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
творческое исполнение задания;
практическая значимость модели и возможность её использования на практических занятиях;
эстетичность оформления;
работа представлена на контроль в срок.
17. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы учащихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point (приложение 3). Этот вид работы требует координации навыков учащегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у учащихся навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся учащимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Роль преподавателя:
•помочь в выборе главных и дополнительных элементовтемы;
•консультировать при затруднениях.
Роль учащегося:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
18. Составление анкет, вопросов интервью и беседы – это вид самостоятельной работы учащихся по созданию методических средств для проведения психодиагностики. Данный вид заданий требует от учащихся развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных учащимся данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, персептивных и интерактивных навыков.
Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.
Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей учащегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1ч, максимальное количество баллов – 2.
Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы учащегося.
Роль преподавателя:
дать целевую установку на выполнение задания;
консультировать при затруднении;
Роль учащегося:
изучить информацию по теме;
разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;
•оформить задание и представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие вопросов теме;
охват всей проблематики темы;
корректная формулировка вопросов;
соответствие оформления требованиям;
работа представлена в срок.

Таблица 1
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п/п Основные виды заданий Затраты времени на единицу задания, ч Количество баллов
1 Подготовка информационного сообщения 1 2
2 Написание реферата 4 5
3 Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.) 2
4 3
5
4 Написание эссе 4 5
5 Написание аннотации 4 5
6 Составление опорного конспекта 2 4
7 Составление глоссария 1 0,1
8 Составление обобщающей таблицы по теме 1 1
9 Составление графологической структуры 0,5 1
10 Составление теста и эталона ответов к нему 0,1 0,1
11 Составление и решение ситуационной задачи 1 3
12 Составление схемы, иллюстрации (рисунка) 1 1
13 Составление кроссворда по теме и ответов к нему 1 1
14 Научно-исследовательская деятельность студента 8 10
15 Формирование информационного блока 2 4
16 Изготовление информационной модели или блока моделей 3 3
17 Создание материалов-презентаций 1,5 2
18 Составление анкеты, вопросов интервью и беседы 1 2
По итогам самостоятельной работы учащиеся должны:
развить такие универсальные умения, как умениеучиться самостоятельно, принимать решения, проектироватьсвою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы,корректировать свой образовательный маршрут;
•познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.
На протяжении всей самостоятельной работы учащихся должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий учащихся.
4. Принципы организации самостоятельной работы учащихся
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такую формулировку задачи, которое вызвало бы у учащихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны четко представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Недооценка указанных требований приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной траты времени и снижение уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами учащиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых парах обучения у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать учащихся, успешно справились с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым ученикам количество тренировочных упражнений можно свести к минимуму. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новый материал и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных задач должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно длительное «топтание на месте», не продвигается учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6. Задачи, предложенные для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у учащихся занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе и на занятиях в учебных мастерских.
8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он учит учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
5. Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Все виды самостоятельной работы с дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
6. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы
Технология организации самостоятельной работы учащихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы учащихся включает в себя:
библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и мастерских;
компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
аудитории (классы) для консультационной деятельности;
учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы учащихся, и другие дидактические материалы.
При разработке рабочего учебного плана по примерной профессиональной образовательной программы учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин и профессиональных модулей, при необходимости вносятся коррективы.
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
Разрабатывая программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), необходимо включить самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определить формы и методы контроля результатов.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля). Преподаватель учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания. При этом он основывается на наблюдениях за выполнением учащимися аудиторной самостоятельной работы, опроса учащихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений учащихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины междисциплинарного курса профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.
Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает учащихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.
Во время выполнения учащимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами учащихся, на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений учащихся.
Методические объединения и предметные комиссии готовят пакет документов необходимых для самостоятельной работы учащихся:
отслеживают обеспеченность учебниками и учебными пособиями, в
том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в колледже;
осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы учащихся каждым преподавателем колледжа.
Преподаватель:
разрабатывает самостоятельную работу учащихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы учащихся в рабочей программе по дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля;
определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся;
готовит пакет контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
определяет систему индивидуальной работы с учащимися;
своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до учащихся.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний нужно использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладки опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, с помощью которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учащихся.
7. Контроль самостоятельной работы учащихся преподавателями
Контроль самостоятельной работы учащихся предусматривает:
соотнесение содержания контроля с целями обучения;
объективность контроля;
валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы:
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
Тестирование.
Письменный опрос.
Устный опрос.
Индивидуальное собеседование.
Собеседование с группой.
Коллоквиум.
Отчет о проделанной работе.
Защита рефератов или курсовой работы.
Творческий конкурс.
Интернет - конференции.
Олимпиада.
Зачет.
Экзамен.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы учащихся являются:
уровень освоения учащимися учебного материала;
умения учащихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения учащихся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценки самостоятельной работы учащихся:
Оценка «5» ставится тогда, когда:
Учащийся свободно применяет знания на практике.
Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала.
Учащийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы.
Учащийся усваивает весь объем программного материала.
Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится тогда, когда:
Учащийся знает весь изученный материал.
Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя.
Учащийся умеет применять полученные знания на практике.
В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится тогда когда:
Учащийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы.
Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.
Оценка «2» ставится тогда, когда:
У учащегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена.
Материал оформлен не в соответствии с требованиями.
Примерная форма организации самостоятельной работы учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся
Профессия (специальность)__________________________________________
Учебная дисциплина/ МДК___________________________________________
Преподаватель (мастер п/о)___________________________________________
Дидактическая единица (модуль, тема)_________________________
Вид деятельности
Компетенции Задачи Задания Форма представления материала по каждому заданию Оценка каждого задания
Вид деятельности
ОК
ПК Изучить (уровень освоения)
Выполнить
(степень владения) ……..
……..
……..
……..
…….. ……..
……..
……..
……..
…….. ……..
……..
……..
……..
……..
Литература: основная/дополнительная с указанием страниц.
Методические рекомендации учащемуся ………
Критерии оценки работы………
8. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт многих преподавателей показал, что:
1. Систематически проводится самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнение наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической целью и содержанием самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развития мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени сложности работ ученики тратят значительно меньше времени по сравнению с учениками таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
предусматривать ее место в структуре урока;
ее оптимальный объем планировать в зависимости от уровня подготовленности своихучеников , а также сложности изучаемого материала ;
предусматривать трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
определять форму задач;
устанавливать оптимальную продолжительность работы;
подбирать соответствующий дидактический материал;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учащихся .


Заключение
Одним из условий эффективной самостоятельной работы обучающихся является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ГОС СПО ЛНР.
Самостоятельная работа учащихся должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции учащегося , так как требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности, формирует готовность к самообразованию.
Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Список использованной литературы
Ведерникова Е.Г. – «Развитие  познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012
Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Галицких //Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.160 - 163
Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.
Жураковский, В и др. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Жураковский // Высшее образование в России-2003.-№ 2.- С. 45 - 49.
Кремнева Т.В. - "Способы активизации познавательной деятельности студентов"
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005.
Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций»- М: ПРИОР, 2003 г.
Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.
Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 2009. – №1. – C. 12-13.
Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие.- Краснояр.гос.ун-т.: Красноярск, 2006
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А. –М., 2004.
Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для педвузов /Н.А. Морева.-2-е изд.- М., 2001.
Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования /В.Д. Пурин.-Ростов н/Д., 2006.
Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика.-1995.-№ 2
Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.
Савельева Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /Н.Ю. Савельева.- Ростов н/Д,2005.
Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко.- М., 2001.
Приложение 1
Образец оформления эссе
ЭССЕ
Выполнил Ф.И.О.учащегося, группа
Тема эссе:
Цель эссе:
При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:
Почему выбрали эту тему?
В чем состоит актуальность выбранной темы?
Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
Конкретная задача в рамках темы, на решение которойнаправлено эссе?
Содержание эссе:
Анализ актуального положения дел в выбранной области. Актуальные вопросы, задачи.
Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
Плюсы и минусы.
Изложение собственного подхода / идеи.
Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
Практические рекомендации.
Перспективы использования данного подхода / его разработки
Плюсы и минусы предложенной идеи.
Другое.

Приложение 2
Образец составления
и решения ситуационных задач (кейсов)
Примерный текст ситуационной задачи (кейса):
"К вам как мастеру строительного участка зашел начальник отдела снабжения и сказал: "У меня закончился цемент на складе, как вы сможете организовать работу участка на время его отсутствия ". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".
При решении кейса учащиеся должны:
представить рассуждение по поводу: необходимостидополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновенияситуации;
продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.
Независимо от природы предоставленного кейса, учащимся нужно будет:
"Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.
Объяснить ситуацию.
Оценить уже принятые меры.
Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.
Решая кейс, учащиеся должны продемонстрировать следующие умения:
определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемнаяситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения;
понимание более широкого контекста, в рамках которогонаходится ситуация: как она связана с другими проблемами, чтоменяется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какиеограничения будут налагаться этим контекстом;
определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степениэта информация будет надежной;
умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующихлиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможностиулучшения ситуации);
—умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
— умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;
умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.
Методика решения кейсов
1. Понимание задачи
Одно из ваших первых обязательных действий – понять, что от вас требуется:
- усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса;
- какого рода требуется результат;
- должны ли вы дать оценку тому, что произошло, илирекомендации в отношении того, что должно произойти;
- если требуется прогноз, на какой период времени выдолжны разработать подробный план действий;
- какая форма презентации требуется, каковы требованияк ней;
- сколько времени вы должны работать с кейсом?
2. Просмотр кейса
После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны "почувствовать" ситуацию кейса:
- просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации;
- если возникают вопросы, или рождаются важные мысли,или кажутся подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца, выпишите их;
- после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркеромили записывая пункты, которые кажутся существенными.
3.Составление описания как путь изучения ситуации иопределения тем
При просмотре кейса вам необходимо:
- структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты какважные, а другие как несущественные;
- определить и отобразить все моменты, которые моглииметь отношение к ситуации. Из них вы сможете построитьсистему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуациюзаслуживающей анализа;
- рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;
- выделить "темы" – связанные группы факторов, которыемогут воздействовать на каждый аспект ситуации. Например,одна их часть может иметь дело с воспринимаемым низким качеством, другая – с поведением конкурента;
- опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведением адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интересующегося у пациента его состоянием), ответив на вопросы:
Кто считает, что проблема, и почему?
На каком основании базируется мнение этих людей?
Что происходит (или не происходит), когда и где?
Какие связанные с происходящим вещи не являютсяпроблемными и почему?
Что составляет более широкий контекст существующейситуации?
Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?
Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?
Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие "пространство решения"?
4. Диагностическая стадия
Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий:
- вспомните изученные вами ранее темы и проведите поним мозговой штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических знаний;
- вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответствующих концепциях для каждого "уровня".
- изучите обстоятельства возникновения ситуации;
- не забывайте возвращаться к информации кейса и болеевнимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходедиагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза.
- отделяйте доказательства от предположений, факты отмнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени выуверены в правильности своих представлений и до какой степениих правильность важна для вашего диагноза.
5.Формулировка проблем
На этой стадии очень полезно:
- письменно сформулировать ваше восприятие основныхпроблем. Формулировка проблем окажется базисной точкой дляпоследующих обсуждений;
- при наличии нескольких проблем полезно установить ихприоритетность, используя следующие критерии: важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной других проблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для ее решения.
6.Выбор критериев решения проблемы
Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной культурой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.
7. Генерирование альтернатив
Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).
8.Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего
На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.
9.Презентация ваших выводов
Приложение 3
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О.учащегося , группа
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации