Лабораторные и практические работы по химии для обучающихся СПО
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Цель работы:
изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность Примеры формул соединений
IIIIIII и IIII и IIIII и IVIII и VII, III и VIII, IV и VI С постоянной валентностьюH, Na, K, LiO, Be, Mg, Ca, Ba, ZnAl, B
С переменной валентностьюCuFe, Co, NiSn,PbPCrS H2O, Na2OMgO, CaOAl2O3Cu2O, CuOFeO, Fe2O3SnO, SnO2PH3, P2O5CrO, Cr2O3, CrO3 H2S, SO2, SO3
Определить валентности следующих элементов:
А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeOБ) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,
B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,
Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Теоретическая часть
Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.
Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3…
Где Мr – относительная молекулярная масса вещества
Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества
i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.
Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)
Последовательность действий Выполнение действий
1. Записать молекулярную формулу серной кислоты. H2SO4
2. Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98
3. Записать ответ. Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98.
Определить относительную молекулярную массу веществ:
A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4
Б) A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2
B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH
Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Теоретическая часть
«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.
В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.
Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.
Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.
Положительный заряд атома равен числу протонов.
Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситемеЭлектронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.Электроны – частицы с отрицательным зарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.
Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.
Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).
Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z
N – число нейтронов
A – массовое число
Z – число протонов.
Атом в целом электронейтрален.
Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.
Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:
А) I, Na, CI, Са, Al
Б) S, P, C, K, Ne
B) F, O, B, Ba, Si
Г) H, N, Zn, Kr, As
Элемент е- р+n0 Заряд ядра Задание № 5.
Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.
Последовательность действий Выполнение действий
1.Записать формулу для вычисления массовых отношений m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2
2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32
2. 3. Сократить полученные числа на 32 m(S) : m(O) = 1: 1
Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:
А) Са(ОН)2, CuNO3 Б) Na3P04, , H2SiO3
В) Na2Si03. Н3РО4 Г) H2SO3 , KNO3
Задание № 6.
Распределить вещества по классам неорганических соединений:
А) кислоты Б) основания В) соли Г) оксиды.
и дайте им названия:
Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4, A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2 , SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH , PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3 , CO2 , H2S ,NaOH , K2O , Fe(OH)3 , H2CO3 , N2O3 , Cu(OH)2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа №2-3
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Цель:
получить дисперсные системы и исследовать их свойства
практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
дистиллированная вода;
вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
фарфоровая чашка;
пробирки, штатив.
Теоретическая часть
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы. Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
3758565-674370Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля. При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции. ^
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)
Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВСГ+ТВ→аэрозоль(дым, смог, пыль в воздухе)
Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки)
Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты)
ТВ+Г→твердая пена(керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад)
ТВ+Ж→гель(желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла)
Ход работы
Опыт Результат
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц:_____________________________
____________________________________
____________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________
____________________________________
____________________________________
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина. Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц: _________________________________
_________________________________
_________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________
_________________________________
_________________________________
*Внешний вид после добавления глицерина _______________________
________________________________
________________________________
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц
_________________________________
_________________________________
_________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
*Наблюдается ли эффект Тиндаля_________________________________
_________________________________
_________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа № 4-6
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
Цель работы:
изучить свойства сложных неорганических веществ
Приборы и реактивы:
пробирки, штативы.
Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,
гранулы цинка,
индикаторы.
Теоретическая часть
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт Результат
Испытание растворов индикаторами В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.
При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.
1 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
2 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
3 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металами. Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте. Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl. Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl. Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с солями В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2. Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие щелочей с солями В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его. Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Разложение нерастворимых оснований В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать. Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей с металлами Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое. Что наблюдаете?______________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей друг с другом В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка. Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Гидролиз солей различного типа В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа. Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№7-10
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
Цель работы:
изучить реакции замещения, присоединения, обмена.
Приборы и реактивы:
растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);
пробирки, пипетки, спиртовка, штатив
Ход работы
Опыт Результаты
1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. Наблюдается _______________________
___________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски. После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________
____________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия.
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение влияний на скорость химических реакций.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).
Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe. В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?
________________________________________________________________________
Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.
В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.
В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________
Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№6
Свойства соединений железа и хрома
Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.Ход работы
Опыт Результаты
1. Взаимодействие железа с кислотами
В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кислоты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каждую из пробирок по канцелярской кнопке.
Что наблюдаете? _____________________________________
_____________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Почему в двух последних случаях не происходит химической реакции?
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотамиНалейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидроксида натрия.
К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете в начале реакции
______________________________________
______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами
Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.
К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
4. Получение гидроксида хрома(Ш) и исследование его свойств
В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раствора щелочи.
В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
.
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№12
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Цель урока:
закрепить теоретический материал.
приобрести навыки написания структурных формул изомеров органических веществ.
научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Приборы и реактивы:
деревянные стержни,
материал для лепки (пластилин),
набор шаростержневых моделей.
Общие указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).
Ход занятия:
Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру: А) нонана Б) декан В) гексана Г) октана.
Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ
пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана
Н Н H H
| | | |
Н – С – C – C – C – H
| | | |
Н Н H H
Н H H
| | |
Н – С – C – C – H
| | |
H | H
H – C – H
|
H
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Лабораторная работа №13-14
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Цель:
изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Оборудование:
Приборы и реактивы: штативы, пробирки
Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.
Ход работы
Опыт Результат
Опыт №1 Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой. Что наблюдаете?
_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2 В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает. Что наблюдаете?
_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.
Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков
Тип резины Вид каучука Плотность, г/см3 Предел прочности, МПа Относительное удлинение, % Удлинение после разрыва,
% Диапазон рабочих температур, °СОбщего назначения
Натуральный (НК) 0,91 29 650 32 -50...+130
Бутадиеновый синтетический (СКБ) 0,91 17 470 60 -50...+150
Изопреновый синтетический (СКИ) 0,91 30 700 28 -50...+130
Специального назначения: бензомаслостойкаяБутадиен-нитрильный (СКН) 0,96 26 600 20 -40...+170
теплостойкая Силоксановый (СКТ) 1,85 6 250 4 -70...+300
теплохимическистойкаяФторкаучук (СКФ) 1,85 17 200 8 -40...+300
морозостойкая Бутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС) 0,94 31 800 16 -80...+130
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.
Таблица 2 Важнейшие виды каучуков и их применение
Название Исходные вещества (мономеры) Химическая формула полимера Важнейшие свойства и применение
Бутадиеновый каучук СН2 = СН — СН— СН2
1,3-бутадиен 1270-8890 Характерна водо- и газонепроницаемость. По эластичности отстает от природного каучука. Для. производства кабелей, обуви, принадлежностей быта
Диви-ниловый каучук СН2 = СН — СН = СН2
1,3-бутадиен 20320123190
По износоустойчивости и эластичности превосходит природный каучук. В производстве шин
Изоп-реновый каучук СН2 = С— СН = СН2
|
СН3
2-метил-1,3-бутадиен
По эластичности и износоустойчивости сходен с природным каучуком. В производстве шин.
Хлоро преновый каучук СН2 = С — СН = СН2
|
Cl
2-хлор-1,3-бутадиен (- СН2 – C = СН - СН2 -)n
|
СlУстойчив к воздействиям высоких температур, бензинов и масел. В производстве кабелей, трубопроводов для перекачки бензинов, нефти
Бутадиен-стирольный каучук СН2 = СН— СН = СН2
1,3-бутадиен
СН – СН2|
С6Н5
стирол (- CH2 – CH = CH— СН2--
- СН - СН2- ) n
|
С6Н5
Характерна газонепроницаемость, но недостаточная жароустойчивость. В производстве лент для транспортеров, автокамер
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.
Таблица 3. Фракции перегонки нефти
Название фракции Ткип и 0С Углеродный состав Применение
Бензин 40-200 С5 – С11 Моторное топливо
Лигроин 150 - 250 С8 – С14 Горючее для тракторов
Керосин
180 -300
С12 – С16 Горючее для самолетов,
ракет
Газойль /соляровое масло/ 300 -460 С16 – С15 Смазочные масла, дизельное топливо
Мазут 360- 500 С26 – С38 Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин
Гудрон Асфальт /дорожное покрытие/
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа №15-19
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.
Цель работы:
изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.
Приборы и реактивы:
штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.
Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный клейстер.Ход работы:
Опыт Результаты
1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)
Налейте в пробирку 1 см3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды. Перемешайте содержимое пробирки.
В пробирку налейте 1-2 см3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).
К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой. Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________
______________________________________
______________________________________
Напишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное уравнения этой реакции.
________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Отметьте, какие изменения произошли.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина:
__________________________________________________________
2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.
Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________
Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.
1-я пробирка:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
2-я пробирка:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
3-я пробирка:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
4-я пробирка:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Сделайте вывод о свойствах уксусной кислоты.
________________________________________________________________
3.Доказательства непредельного характера жидкого жира В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси. Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Составьте уравнение реакции.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II) Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.
Нагрейте содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
__________________________________________ Что доказывает данный опыт?
_______________________________________
__________________________________________
Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________
_______________________________________
Какие изменения вы наблюдаете? ____________
_________________________________________
О чем они свидетельствуют? ________________
_________________________________________
Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?
______________________________________
Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
5.Качественная реакция на крахмал К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.
Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с йодом.
Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.
Что вы наблюдаете? ______________________
________________________________________
Какие изменения происходят?
________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________
Объясните наблюдаемое явление. ___________
________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________
___________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№20-22
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков.
Цель: изучить свойства белков.
Оборудование и реактивы: - раствор белка;
- раствор медного купороса;
- раствор ацетата свинца;
- пробирки
Ход работы:
Опыт Результаты
Денатурация раствора белка куриного яйца солями тяжелых металлов.
В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.
Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами. Сделайте выводы._____________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Растворение белков
Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.
Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.
Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.)
Оборудование и реактивы: - яичный белок;
- дистиллированная вода;
- раствор хлористого калия;
- кератин (шерсти или волос).
Ход работы:
К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.
Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Название белка в Н2О в 5% КСlДенатурация белка спиртом.
Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки
Опыт Результаты
К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Осаждение белков при нагревании.
Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.
Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;
- 1% раствор уксусной кислоты;
- 10% раствор уксусной кислоты ;- 10% раствор гидроксида натрия;
-4 пробирки, держатель, спиртовка.
Опыт Результаты
В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.
а) первую пробирку нагревают до кипения.
б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.
а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;
б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;
в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);
г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.
Сделайте выводы._____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практическая работа№1
Приготовление раствора заданной концентрации.
Цель:
приготовить растворы солей определенной концентрации.
научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.
Оборудование:
стеклянная лопаточка;
стакан объемом 50 мл;
стеклянная палочка с резиновым наконечником;
мерный цилиндр;
весы;
холодная кипяченая вода.
соли;
Теоретическая часть
Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.
Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора:
Wм .д .= mраст. вещества /mраствора.
(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :
W% = mраст. вещества 100% /mраствора(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:
См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.
(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Ход работы:
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти: Решение:
Приготовьте раствор. Для этого:
Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти: Решение:
Приготовьте раствор.
В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
3. Задания для самостоятельного решения
1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта
2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.
3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.
4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).
5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практическая работа№2-3
Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Цель:
получит экспериментально некоторые газы.
Оборудование:
гранулы цинка,
серная кислота,
хлорид цинка и азотная кислота;
сульфит натрия и серная кислота;
сульфат меди (II) и соляная кислота;
карбонат калия и соляная кислота.
Теоретическая часть
Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.Распознание:
Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;
Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.
Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.
Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;2.Разложением пероксида водорода: 2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .Распознание:Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
1.В промышленности:3H2 + N2 = 2NH3 ;2. В лаборатории:NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.
Ход работы:
Опыт Результаты
Задание № 1.
Налейте в пробирку 1—2 мл концентрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Обратите внимание на скорость реакции.
Перелейте содержимое в другую пробирку с 5—10 мл воды. Изменилась ли скорость реакции? Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:
_______________________________________
______________________________________
__________________________________________
_______________________________________ Покажите переход электронов и объясните: а) что в этой реакции является окислителем;
_______________________________________
_______________________________________
______________________________________
______________________________________
б) как и почему изменяется скорость реакции при разбавлении?
_______________________________________
Задание №2.
Подействуйте на кусочки цинка: а) разбавленной серной кислотой; б) концентрированной серной кислотой (слегка нагрейте). Осторожно понюхайте выделяющийся из второй пробирки газ.
Составьте уравнения происходящих реакций и укажите окислитель в первом и во втором случае.
а)________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
б)_____________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание №3.
На раствор хлорида магния последовательно, подействуйте растворами: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка; д) ортофосфата калия; е) сульфида натрия.
Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание №5.
Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Практическая работа№4-5
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Цель:
опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Теоретическая часть
Полимеры- это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)
Методы синтеза полимеров: полимеризация , поликонденсация.Виды полимеров: термопластичные, термореактивные.
Характеристика полимеров.
ПОЛИЭТИЛЕН СН2=СН2+ СН2=СН2+..п → (-СН2-СН2-)пПолупрозрачный , достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен. Применяют: Пленки, трубы, электро-изоляционные материалы, емкости и т.п.
ПОЛИВИНИЛХЛОРИД СН2=СНСL+ СН2=СНCL+..п → (-СН2-СНСL-)пЭластичный, жесткий в массе материал, цвет различный. При нагревании быстро размягчается. Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик, вне пламени гаснет. Выделяет острый запах.Применяют: Электро-изоляция проводов, пленочные изделия, трубы.
ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ
Твердый, прозрачный материал. Цвет различный. Из расплава нити не вытягиваются ,но при нагревании размягчается. Горит желто- синем пламенем, потрескивает, распространяет специфический запах эфиров.Применяют: Листовое органическое стекло, предметы быта.
ПОЛИСТИРОЛ
Твердый хрупкий, прозрачный (или молочного цвета). Термопластичен, вытягивается при нагревании в нити. Горит сильно- коптящим пламенем, испускает характерный запах. Горит вне пламени. Применение: Электро -изоляционные пленки , емкости, предметы быта.
Фleft0left0 ЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА.
Сырье: фенол и формальдегид. Жесткий, хрупкий материал .Диэлектрик ,стоек к воде, органическим растворителям и к кислотам средней концентрации. Термореактивен ,при нагревании разлагаются. Горит испуская запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.Применяют:
Текстолит – прессованная ХБ ткань и ФФС (шарикоподшипники, шестерни)
Волокнит – очесы хлопка, отходы ткани, пропитанные ФФС (тормозные накладки, ступеньки эксколаторов)
Гетинакс – бумага пропитанная ФФС (электроизометоры)
Стеклопласт – стеклоткань пропитанная ФФС (автоцисцерны, кузова)
Карболит – древесная мука спрессованная с ФФС (телефонные аппараты)
Волокна –протяженные , гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделия. Различают волокна:
Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)Синтетические(найлон, капрон, лавсан).
Ход работы:
Опыт Результаты
Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна
Тигельными щипцами внесите образец капронового волокна (изделия из капрона) в пламя спиртовки, затем поднесите влажную красную лакмусовую бумажку к выделяющимся газам.
Поместите немного капронового волокна в фарфоровую чашку и нагрейте ее. Когда волокно расплавится, прикоснитесь к нему стеклянной палочкой и, отведя ее в сторону, вытяните тонкую капроновую нить. Опыт повторите несколько раз.
В четыре пробирки поместите кусочки капронового волокна. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, во вторую — серной кислоты, в третью — гидроксида натрия, а в четвертую — ацетон. Осторожно встряхните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете?
Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
_____________________________________
_____________________________________
Какое свойство полимера проявилось в этом опыте?
______________________________________
______________________________________
Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Опыт 2. Распознавание волокон
Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.
Название Характер горения Отношение к концентрированным кислотам и щелочам
HNOjH2S04 NaOHХлопок Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел Растворяется; раствор бесцветный Растворяется Набухает, но не растворяется
Вискоз
ноеТо же То же Растворяется; раствор краснокоричневыйРастворяется
Шерсть и шелк натуральный Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик Желтое
окрашивание Разрушается Растворяется
Ацетат
ноеГорит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный нехрупкий шарик Растворяется; раствор бесцветный Растворяется Желтеет и растворяется
Капрон При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом То же Растворяется; раствор бесцветный Не растворяется
Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,
над лотком для оборудования или над металлическим листом!
Последовательность анализа волокон
1. Распознавание волокон начните с их сжигания, котороепроводите несколько раз. При этом проследите:
а) с какой скоростью происходит горение;
б) каков запах продуктов горения;
в) какой характер имеет остаток после сгорания.
Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.
2.Отметьте действие продуктов горения или разложения наиндикатор.
3.Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.
4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт Исходные вещества Признаки реакции
Горение Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие продуктов горения или разложения наиндикатор Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие кислот Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие щелочей Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие ацетона Образец 1
Образец 2
Образец 3
Результаты распознавания
Опыт 3. Свойства полиэтилена
1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):
а) внешний вид;___________________________________________________________
б) плотность (легче или тяжелее воды) _______________________________________
в) действие органических растворителей _____________________________________
_________________________________________________________________________
г) отношение к нагреванию. Установите, можно ли из расплава вытянуть нить.
_________________________________________________________________________
2. Исследуйте химические свойства полиэтилена:
а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения запахом)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) стойкость по отношению к растворам кислот и щелочей _____________________
_________________________________________________________________________
Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов.___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 4. Распознавание полимеров
В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.
Распознавание полимеров
Полимер, состав Внешние признаки Отношение к нагреванию Характер горения Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества
Полиэтилен [-СН2-СН2-]n Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный Размягчается, из расплава можно вытянуть нить Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени Не обесцвечивают раствор бромной воды
Поливинилхлорид
Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный Быстро размягчается Горит коптящим пламенем, выделяя
хлоро-водород; вне пламени не горит Окрашивают влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок
Феноло –
формальдегидная смола
Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного При сильном нагревании разлагается Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет Продукты разложения не исследуются
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт Исходные вещества Признаки реакции
Горение Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие продуктов горения или разложения наиндикатор Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие кислот Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие щелочей Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие ацетона Образец 1
Образец 2
Образец 3
Результаты распознавания
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.
Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.
Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.
Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.
Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.
Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm