Элективный курс Культура речи 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №37»
Железнодорожного района города Барнаула
Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол № 10 от «30» августа 2013 г.
Утверждаю
Директор школы
__________О.А.Лаптева
Приказ №__от «30» августа 2013 г.
Рабочая программа
элективного курса «Культура речи.
Языковая норма»
3 ступень – основное общее образование ( 9 - 11 классы)
на 2013– 2014 учебный год
Составитель: Колупаева Н.В.
учитель русского языка и литературы
Барнаул, 2013 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан для учащихся предпрофильного обучения (9-ых классов) и рассчитан на 17 часов.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к собственной речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче.
Сколько ошибок бывает в речи современного, казалось бы, человека?! Как постараться избежать их? Данный курс поможет систематизировать речевые трудности, объяснит принципы их возникновения и поможет успешному общению в устной и письменной форме. Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Культура речи тесным образом связана со стилистикой русского языка, которая, в свою очередь, связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, т. е. его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. Культура речи оценивает уместность и целесообразность употребления грамматических норм, степень выразительности.
Исходя из этого, назначение данного элективного курса состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность , чья устная и письменная речь ориентирована на нормы русского литературного языка ( орфоэпические , лексические , грамматические , орфографические , пунктуационные ) , на нормы речевого этикета.
Основная тенденция в процессе курсовой работы - стремление к самоактуализации , систематическая наработка разнопланового теоретического и практического материала по систематизации знаний по орфографии и пунктуации, созданию текстов различных стилей и жанров, что в конечном итоге обеспечит языковое и речевое развитие ученика , сформирует в выпускнике личность , интеллектуально и гуманитарно развитую.
Цели элективного курса:
углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
научить различным приёмам использования их выразительных средств;
способствовать росту речевой культуры школьника;
придерживаться языковых норм (орфографических, лексических, грамматических, стилистических, пунктуационных) в устных и письменных высказываниях;
воспитать любовь и бережное отношение к русскому языку, расширить кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения;
обогатить словарный запас и расширить круг используемых грамматических средств;
развивать речевую и мыслительную деятельность , коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, потребность в речевом самосовершенствовании ;
формировать умения и навыки в работе со справочной литературой;
практически использовать лингвистические знания и умения в творческих работах- сочинениях- рассуждениях по тексту тестов ЕГЭ.
Программа направлена на достижение следующих задач:
знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
точно, логично и последовательно излагать мысли;
пользование нормативными словарями и справочной литературой;
самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи ( как в отдельном высказывании , так и в связной речи.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути ).
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура» ( Д.С. Лихачёв), отбирать фактический языковой материал для собственной
речи;
- владеть устной и письменной речью ;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Тематическое планирование элективного курса
«Культура речи. Языковая норма»
№
Название темы
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Другие
1
2
3
4
5
6
1
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспек-ты культуры речи: нормати-вный, коммуникативный, эстетический.
1
1
2
Основные понятия культу-ры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции язы-ка. Культура речи.
1
1
3
Нормативный аспект куль-туры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы.
1
1
4
Основные виды языковых норм: орфоэпические, лек-сические и грамматические.
1
1
5
Коммуникативные качества речи: точность, понятность.
1
1
6
Коммуникативные качества речи: чистота, богатство.
1
1
7 - 8
Этико-социальные аспекты культуры речи.
2
1
1
9 - 10
Культура монологической речи.
2
1
1
11
Виды речи. Приветственная речь.
1
1
12
Виды речи. Информацион-ная речь.
1
1
13
Виды речи. Агитационная речь.
1
1
14
Анализ текста. Тропы и фи-гуры.
1
1
15
Анализ текста. Приемы ар-гументации.
1
1
16
Фиуры речи.
1
1
17
Публичные выступления учащихся.
1
1
Список литературы
Для учителя:
1.Андреева И. Н., Суханова Н. П. Методические рекомендации и учебные задания по культуре русской речи.- Йошкар-Ола:2005.
2.Гольдин В. Е. Речь и этикет.-М: 1983.
3.Кожина М. Н. Стилистика русского языка.-М.:Просвещение, 1997.
4.Лосева С. П. Сборник упражнений по стилистике русского языка.-Йошкар-Ола.: МИО, 1994.
5.Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе.Пособие для подготовки к ЕГЭ.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
6.Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1982.
7.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.
8.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?-М., 1988.
9.Розенталь Д.Э. , Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М.:Рольф,
2002.
10.Сидорова Т. Л. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- Ростов-на- Дону.:
Феникс, 2004.
11.Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. –М.:Знание, 1978.
12. Словарь синонимов русского языка / под редакцией Л. А. Чешко. –М.: Русский
язык,1978.
13. Фразеологический словарь русского языка /под редакцией А. И. Молоткова.-
М.: Русский язык, 1978.
Для учащихся:
1.Баранов В. Ф. А как у вас говорят? –М.: Просвещение, 1986.
2.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса /сост.В.А. Мызина.
-М.:Просвещение, 1976.
3. Горшков А. И. Русская словесность. – М.: Дрофа,2002.
4.Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1976.
5.Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике.-М.: Знание, 1978.
6.Козулина М. В. Русский язык. Тесты для подготовки и повторения ЕГЭ.-Саратов.:
Лицей, 2007.
7.Сенина Н. А. Русский язык .9-ый класс. Итоговая аттестация. –Ростов-на-
Дону.: Легион,2006.
8. Скворцов Л. И. Культура русской речи. – М.: Знание, 1995.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15