Тезисы для участия в территориальной заочной электронной конференции Актуальные вопросы методики преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин профессионально-образовательных учреждениях


РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ГПОУ
Левченко С.А.
ГПОУ «Енакиевское ПТМУ»
Современный урок в профессиональном образовательном учреждении – это занятие, дающее высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность студентов, где присутствует их учебная и производственная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно - иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении обучения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества. [1]
Широкое проникновение в образовательные процессы инновационных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) поставило на повестку дня вопрос о необходимости нового взгляда на традиционные средства обучение студентов.
Я работаю преподавателем ГПОУ «Енакиевское ПТМУ», стаж работы более 33лет. Преподаю специальную технологию в группах, которые обучаются по профессии «Машинист крана металлургического производства». Главной целью работы является создание условий для развития активности студентов, формирование активной жизненной позиции, модели поведения, адекватной рыночным условиям, формируемых на основе применения инновационных педагогических технологий. Наряду с этим значительное внимание уделяю и применению электронных средств контроля знаний студентов, мультимедийным презентациям, проведению бинарных и интегрированных уроков, созданию конкретных проблемных ситуаций на уроках.
В своей работе я использую интерактивные технологии - обучение в режиме диалога, во время которого осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств у студентов. При использовании интерактивных методов обучения на уроках специальных дисциплин у студентов развивается потребность в продуктивной творческой работе.
Интерактивная модель обучения – это специальная форма организации познавательной деятельности учеников, которая имеет конкурентную, предвиденную цель - создать комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успешность, интеллектуальную способность. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит по условия постоянного активного взаимодействия всех участников процесса.
Целью применения электронных контролирующих программ является обеспечение качественного получения знаний студентов с помощью информационных технологий. В своей работе я применяю уроки, в которых гармонично объединяются инновационные методы обучения с электронными контролирующими программам.
Учитывая изложенное выше, мной были разработанные электронные контролирующие тестовые задания по всем темам предметов «Управление кранами металлургического производства» и «Эксплуатация кранов металлургического производства», созданы презентации уроков, подобраны видеоролики по основным темам данных предметов.
Особенностью тестирования является то, что в нем представлена система контроля знаний учеников (с учетом «Критериев оценивания учебных достижений учеников предметов «Управление кранами металлургического производства» и «Эксплуатация кранов металлургического производства».
Ответы на вопрос помещены в нескольких вариантах, один или два из которых являются верными. По завершению контроля знаний и получении оценки, ученик может возвратиться снова к заданию и ознакомиться с верными ответами.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
- экономит учебное время, по сравнению с работой у классной доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:
- при изучении нового материала;
- при закреплении пройденного материала, отработки учебных умений и навыков;
- при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- при обобщении, систематизации знаний.
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой преподавателя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, иллюстрации, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами.
При объяснении нового материала на уроке преподаватель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.[2]
Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.
Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач с производственным содержанием, применение межпредметных комплексных заданий, системы письменного инструктирования учащихся и др.) полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная (интегрированная) модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя с преподавателем (как правило, общеобразовательных предметов) или преподавателя с мастером производственного обучения.
На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:
– профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (например, физики и электротехники, материаловедения и специальной технологии и производственного обучения и других сочетаний);
– политехнизм, когда учащиеся ориентируются на применение тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности;
– взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением.
Методика бинарного (интегрированного) занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватели и мастер одновременно ведут урок по какой-либо теме. При такой методике ведения урока хорошо просматриваются межпредметные связи. Так при изучении темы «Электромагнитный кран», преподаватель физики объясняет явление электромагитной индукции, преподаватель специальной технологии объясняет устройство и принцип действия электромагнитного крана, а мастер производственного обучения излагает правила эксплуатации и управления электромагнитным краном. Использование информационно-коммуникативных технологий (презентаций, видеороликов, электронных контролирующих программ), позволяет студентам наглядно увидеть конструкцию, работу электромагнитного крана и проверить качество усвоения материала с помощью электронных тестов.
Таким образом интерактивное обучение, участие в процессе обучения одновременно нескольких педагогов(бинарные, интегрированные уроки), применение мультимедийных презентаций, электронных средств контроля знаний, игровых ситуаций значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Библиография.
Шевчук С.С. Інноваційні підходи до навчання професії: Методичний посібник.- Донецьк: ДІПО ІПП. – 2009. – 119 с.
Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7- 104-106с.