Конспект урока в 5 классе. Жостово. Росписи по металлу.
Конспект урока в 5 классе
«Жостово. Роспись по металлу»
Эпиграф:
Всё то, что сделано руками
И сердцем русских мастеров,
Живёт и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.
Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла Жостово.
Развивать творческую и познавательную активность, навыки работы кистью.
Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: отработка навыков самостоятельной и групповой работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные результаты: получить представление о росписи по металлу.
Межпредметные связи: литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: интерактивная игра, магнитная доска, жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями, заготовка макета подноса и элементов росписи на бумаге для учеников, бумага, краски, кисти, клей.
План урока:
I Организационный момент.
II Изучение нового материала.
Актуализация.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Формулирование темы и целей урока.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, создающих изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с особенностями народного промысла Жостово.
Работа в тетради.
Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Жостовская роспись» .
Беседа.
Вопросы сегодня на уроке :
Что такое «Жостовская роспись»;
История развития промысла;
Технология росписи .
Работа в тетради.
Жостовская роспись - декоративная роспись металлических подносов масляными красками.
Беседа.
Ребята, представьте, что вы попали на праздничную ярмарку. Что мы можем увидеть на ярмарке перед перед большими праздниками? Конечно, множество сувениров! Мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Предлагается роль ведущей ученицы. Ученица рассказывает, как она на ярмарке увидела множество игрушек, посуды, подносов, сувениров и так далее Но вспомнить точное название росписи на изделиях не сразу смогла, поэтому давайте мы вместе определим художественные промыслы. Что общего и в чём разница?
Вопрос 1. В росписи мастера используют жёлтый, синий, малиново-красный и зелёный. Основные элементы геометрического орнамента – круги, овалы, клетки, полоски, сеточка и волнистые линии.
Вопрос 2. Игрушка, у которой вытянутые, мягкие по очертанию формы. Разнообразные коровки, барашки, олени и т.д.
Вопрос 3: Что вы узнали из истории развития росписи по металлу?
На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.
В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.
Вопрос 4: Какой формы и размером были подносы?
Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самая разнообразная – овальные, круглые, восьмиугольные, прямоугольные, комбинированные и даже треугольные, гитарные и фестончатые. (Наглядные изображения на доске)
Вопрос 5 : Что же изображали мастера на своих подносах?
Пейзажи, фрукты и цветы. (Иллюстрации с изображениями)
Вопрос 6 : Как располагаются цветы на подносе?
Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, букет в разброс, венок, букет из угла. (Изображения в учебнике. Учебник Н.А.Горяева, О.В.Островская, стр. 92-93)
Рассказ учителя.
“Букеты сказочных цветов глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков и трепет трав в сиянии тонкомКак удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом горит такое мастерство”.
Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Конечно же, особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название.
Работа в тетради.
Составление опорной схемы этапов росписи подносов.
Этапы росписи:
грунтовка
замалёвок
тенёжка
прокладка
бликовка
чертёжка
привязка
уборка
Рассказ учителя.
Этапы росписи подносов. (Поэтапное изображение на доске, дополнительное пособие)
Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
Прокладка. Уточняются многие детали.
Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
Уборка. Украшение борта подноса.
Практическая работа.
Мастер-класс.
Показ учителя поэтапного изображения цветка и листика .
Самостоятельная работа учащихся.
На шаблонах из бумаги изобразить цветы и листики (работа в группах).
Нанести уборку на заготовке макета подноса (работа в паре).
Интерактивная игра «Создай композицию росписи» (индивидуальная работа).
Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Домашнее задание.
Вклеить в тетрадь образец жостовской росписи и подписать этапы работы.
Рефлексия урока.
Заверши фразу :
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнил задание
Слово учителя.
Я пришла сюда, чтобы познакомить вас с народным промыслом Жостово.
А ещё хочу сказать, что очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.
План-конспект урока по МХК в 10-й классе. "Художественная культура исламского Востока"
Цели урока:
Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
мультимедийная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
индивидуальный раздаточный материал,
книжная выставка по теме,
структурно-логическая схема по исламу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.
Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.
Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.
2. Работа по электронной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1-й слайд – объявляется тема урока:
«Художественная культура исламского Востока»
Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.
3. Проверка домашнего задания.
Задание №1. Блиц – опрос.
назовите самую молодую религию мира (Ислам)
когда она появилась? (В VII в. н. э. )
где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
главные центры ислама? (Мекка и Медина)
священная книга мусульман (Коран)
назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
священный для мусульман день (пятница)
Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)
Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).
В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.
4. Новая тема.
Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.
Работа по электронной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата).
Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде
Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.
Лист №2
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.
Вопросы к тексту:
Где проходила молитва у мусульман?
Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
Как называется алтарная ниша?
В какую сторону обращена алтарная ниша?
Как оформлялся главный фасад с улицы?
Чем дополнялась мечеть?
Кто созывал на молитву?
5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.
Выступления детей:
4-й слайд: «Тадж - Махал» - Дытченко Наталья.
5-й слайд: «Биби - ханым» - Симененко Татьяна.
6-й слайд: «Кааба» - Макеева Анастасия.
6. Релаксация.
Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы, арабская каллиграфия в книжной миниатюре. Вашему вниманию предлагается посмотреть презентацию по выполнению миниатюрной книжки.
7. Работа по слайду 7:
На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -
Мы цель созданья, смысл его отменный,Взор божества и сущность зрящих глаз. Окружность мира – перстень драгоценный,А мы в том перстне- вправленный алмаз.
Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
(Ответы детей).
Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.
(Учитель читает стихотворение):
Перо рождает слово, а самоВсе тем же словом произнесено. Посредством слова слава оживала,Снимало слово с тайны покрывало.Без слов живых и песнь мертва,Коль выбросишь из музыки слова.Под небом совершенством назовёшь.Дыханье – жизнь, закон живого,Мысль эту потверждает слово.
Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.
8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем , кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.
Биография Омара Хайяма.
(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).
Годы жизни
Значение фамилии
В каких науках прославился?
В каких литературных формах работал?
Как закончил свою жизнь?
9. Работа по слайду 8:
Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю
Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.
Изречение морального характера, нравоучение;
Юридический приговор.
Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.
Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.
10. Самостоятельная работа. Лист №4.
Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.
«Спор с богом»
«Злая эпиграмма»
«Застольный куплет»
«Любовная зарисовка»
11. Работа по слайдам №9, №10, №11.
Чтение и анализ рубаи .
12. Итог урока.
Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».
Заголовок 115