МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы студента учебной дисциплины ОП.01 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы студента
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы дизайна и композиции
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии
072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)
Волгодонск
2015
ОДОБРЕНЫ:
цикловой комиссией
профессионально швейного цикла и дизайна
Протокол от «30» 08 2015 г. №1
Председатель ЦК __________/О.А.Сергеева /
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора поучебной работе
__________/О. В. Кобелецкая/
«___»_______ 20__ г.
Разработчик: Пономарева Алла Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Рецензент: Сергеева О. А., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Перечень самостоятельных работ студента
№
п/п №
раздела,
темы Наименование самостоятельной работы Кол-во часов
1 Тема 1 Выполнить реферат на тему: «Стили в интерьере» 6
2 Тема 2 Выполнить изображение декоративной композиции в масштабе увеличения, используя способ клеток 2
3 Тема 3 Выполнение чертежа интерьера гостиной 2
4 Тема 4 Работа с конспектами (подготовка к практическим занятиям, подготовка к опросу) 2
5 Тема 4 Выполнение простых интерьерных набросков 2
6 Тема 4 Выполнение упражнений на изученные принципы и законы композиции 3
7 Тема 5 Выполнение эскиза интерьера в определенной цветовой гамме 6
8 Тема 6 Выполнение тематического натюрморта с передачей светотени 2
Итого: 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
на методические указания по выполнению самостоятельных работ
учебной дисциплины
ОП.01 Основы дизайна и композиции
для профессии
072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
преподавателя ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Пономаревой А. А.
Методические указания по выполнению самостоятельных работ студента предназначены для проведения самостоятельных работ студента по учебной дисциплине ОП.01 Основы дизайна и композициипо профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ(приказ Минобрнауки России от 20.08. 2013 №668, зарегистрирован в Минюст России от 02. 08. 2013 №29492), входящей в укрупнённую группу профессий 070000 Культура и искусство.
Современное развитие образования требует готовить не просто хорошего специалиста, а специалиста с высокой эстетической культурой, разносторонней профессиональной подготовкой. Приобщение студента к самостоятельному художественному творчеству поможет развить образное мышление, линейно-пространственное понимание формы, связать вопросы теории и практики основ дизайна и композиции в оформительских работах. Постигая законы преобразования окружающей среды с пользой для себя и в интересах общества, студент создает предметный мир сообразно законам, основанным на композиции, свойствах материалов, связи формы и содержания.
Самостоятельная работа студентов является основой творческой деятельности студентов. Выполнение самостоятельных работ предполагает очень тесную связь с цветоведением, композицией и дизайном, именно поэтому в методических указаниях уделяется большое внимание смешиванию цветов, разработке цветных эскизов, изучению самых разнообразных техник.
Для проведения самостоятельных работ по дисциплинеОП.01 Основы дизайна и композиции выдачи заданий студентам разработаны методические указания с тематикой самостоятельных работ, соответствующие рабочей программе по дисциплине.
Проведение самостоятельной работы обогащает теорию, делает предмет более понятным и приближенным к реальности, что повышает интерес студента к образовательному процессу.
Освоение теоретического материала на практике позволяет студентам повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень.
Результаты самостоятельной работы проверяются на последующих занятиях с указанием замеченных недостатков студентам и оценки знаний студентов преподавателем в своих рабочих журналах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 1
«Выполнить реферат на тему: «Стили в интерьере»
Тема 1. « Основы дизайна»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение реферата на тему: «Стили в интерьере»
Цель:углубить и расширить теоретические знания о стилях в интерьере.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: разновидности стилей в интерьере.
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
http://moikompas.ru,
www.akwadrat.ru,
http://homestyle.su
Задание:выполнить реферат на тему: «Стили в интерьере»
Краткие сведения из теории
Стиль — это образ, вкус. Стиль в нашем понимании это единство художественного направления, гармоничная совокупность черт (словарь Даля).Арт-деко. Сочетание изысканности и несовместимых материалов возникло как завершающий этап стиля арт-нуво (модерн). Интерьер в стиле арт-деко — это эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний. Он совмещает в себе несколько стилей: египетский, индийский, элементы африканского и стиля ампир.Он является воплощением монументальности и элегантности. Характерной чертой планировки интерьера арт-деко становится отсутствие целостности композиции, замена ее на несколько отдельных компонентов. В таком стиле традиционным было использование только дорогих, качественных натуральных материалов, а именно слоновой кости, змеиной кожи, кристаллов, бронзы и экзотического дерева — проко.
Античный. Древняя Греция и Рим известны своей невероятной красотой памятников и скульптур античного стиля. Декоративный цоколь, выделенный цветом, колоны, геометрические формы, колизей создают изысканный и в то же время обычный интерьер. Фигурки античных богинь и богов создают настоящую атмосферу времен их эпохи. Светлые тона, роспись на стенах и рельефное изображение привлечет внимание любого ценителя искусства.
Система правил сочетания формы и размеров архитектурных элементов (греческий ордер) с италийской аркой стали важнейшим достижением римлян.
Викторианский. Викторианский стиль — многообразие стилей. В ее палитре прослеживается закономерность: от бледно-розовых, миндальных, сиреневых оттенков неоклассицизма до «цветов земли» — красных и коричневых, а также анилиновых красок: зеленых, синих, фиолетовых и желтых. Широко использовалась позолота.
Египетский. Обтекаемые, стереотипные, можно сказать, унифицированные художественные формы, сложившиеся в ходе длительного развития.Строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо. Роскошные колонны поддерживали потолок, фрески украшали стены, ковры и занавеси завершали убранство. Поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями, а так же слоновой костью, перламутром и даже золотом. Использовали привозное дерево: сикомор, оливковое дерево и акацию (местные финиковые пальмы). Обеденный стол — центральная опора в форме колонны и круглая крышка. Применялись «цвета земли»: красный, желтый, коричневый, белый (гипс), черный (сажа).
Кантри. В переводе с английского «кантри» означает «деревня». Для этого стиля характерна ностальгия по тихой деревенской жизни, по быту, для которого характерны естественность и простота, отсутствие вычурности. В интерьерах присутствуют естественные для загородной жизни кирпич, дерево. Очень популярны ковбойские мотивы, ткани в клетку или мелкий цветочек и т.д. Доминирующим и определяющим его мотивом являются традиции, особенности, самобытность, этническая принадлежность. Кантри — это своего рода антипод городской суеты, ратующий за возвращение к «простой» жизни. Цветовая гамма сдержанная: оттенки зеленоватых, бежевых, различных коричневых тонов могут сочетаться с красными и зелеными включениями. Украшением многих подстилей (если не сказать всех) являются потолочные деревянные балки и опорные конструкции из дерева. Отличительная принадлежность стиля — «деревенская мебель», коврики и одеяла из лоскутков (пэчворк), плетеные сундучки и кресла, обилие керамика и сухие композиции из цветов, картины с изображением животных, сцен сельской жизни, натюрморты в простых деревянных рамах. В интерьере используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т.д.
Китч. Самый спорный и неоднозначно воспринимаемый стиль в дизайне интерьера – это стиль китч. Это даже не единый стиль, а смешение разных стилей и направлений в дизайне, одним словом – сочетание несочетаемого. «Китч» в немецком языке означает «безвкусица», и это слово очень точно характеризует данный стиль.
Для стиля китч типичны присутствие в одном интерьере элементов разных стилей (например, кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные разномастные аксессуары, увлечение ширпотребом.
Классицизм. Интерьер такого стиля отличается простотой в сравнение с колоритом рококо и барокко. Вместе с тем он носит величественный, не насыщенный разнообразными деталями характер.
С развитием классицизма довольно популярными становятся небольшие комнаты, и возникает так называемый «styleGabriel»: филенчатые двери, использование натурального камня, дерева и шелка, камины из дорогого мрамора удачно вписывались в комнате, окрашенной в белый с голубым или цвета молодой листвы. Классика стала золотой серединой элегантности настоящего французского дома. Прямые линии и геометрические формы порождают чувство свободы и простоту. Золото, перламутр и бронза начали использовать только как элементы ручной работы в мебели. Удобные стулья обшивались тканью или кожей. Стало очень популярным использование дорогих и качественных материалов цвета красного дерева с инкрустацией бронзы. Цветовая гамма может варьироваться от белого до зелёного с золотом, то есть с использованием только спокойных благородных тонов. Одним словом, классика — это надолго.
Минимализм. Сдержанная графическая гамма стен и пола плюс яркие, насыщенные цвета предметов интерьера. В интерьере настолько мало вещей, что сама мебель выступает в роли декоративных элементов.Минималистский интерьер — светлый и свободный. Цвета используются в основном спокойные — мягкие, пастельные. Хотя «яркий» минимализм тоже встречается. Лаконичность форм, сведение их в основном к геометрическим фигурам. Ничего лишнего. В дизайне культивируются открытые пространства, подчеркивается эстетика простоты и точности, все элементы быта тщательно спрятаны.В минималистском интерьере присутствуют и аксессуары, правда, чисто символически, в очень умеренном количестве. В основном это дорогие сердцу хозяина вещички, которые привносят в дом частичку тепла. Желательно, чтобы и эти предметы были правильной геометрической формы. Модерн. Чаще стиль модерн можно увидеть в загородных домах, где дизайнеры воплощают яркие идеи своего воображения. Использование рисованных элементов и особых способов декорирования, пластичность форм мебели, плавность линий обеспечивают комфорт и акцентируют внимание на совершенстве природных форм.
Сейчас стиль модерн вновь популярен. Архитекторы пытаются найти новые реализации своего воображения, тем самым подчеркивая индивидуальность, яркость и уют. Современный модерн — для тех людей, которые стремятся к красивому стилю в своей жизни и считают, что красота спасет мир.
Функциональный. Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера и функции вещей было характерно для некоторых моделей, изготовленных в 30-е годы в Баухаузе (экспериментальной школе-мастерской) для массового фабричногопроизводства.Постепенно украшательский подход к утилитарной вещи вытесняется формой, создаваемой на основе конструкции, материала и техники. Особенно яркие примеры — ванные комнаты, совмещенными со спальнями.В современных интерьерах стена-перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны. Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов.
Фэн-шуй (китайское fengshui — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка, планируют жизненное пространство и возможные события. Цель фэн-шуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и попытка их использования на благо человека.Это уникальная система знаний, с помощью которых человек может стать творцом своего счастья, своей удачи, самостоятельно построить свое благополучие.Предназначение фэншуя в квартире, доме заключается в том, чтобы создать вокруг человека условия, позволяющие беспрепятственно проникнуть в его жизнь энергиям изобилия и успеха, которыми наполнено пространство Вселенной. И с помощью множества инструментов и различных техник фэншуя, в квартире можно аккуратно и точно создать такую обстановку, которая нужна именно в вашей ситуации, и помочь Вам сделать истинный выбор.Можно произвести расчёты по фэн Шую и определить благоприятные и неблагоприятные периоды жизни и, в соответствии с этим планировать свои действия и определять благоприятные даты для важнейших событий. ФэнШуй работает независимо от того, верите ли Вы в него или нет.
Хай-тек. От предшествующих этапов хай-тек отличает демонстративныйсупертехницизм, при котором строительные конструкции, инженерные системы и оборудование перерастают в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии.Сочетание цвета венге, стали, стекла и холодных тонов. Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций и стекла, а также элементы инженерного оборудования. Стекло, так же как и металл, трубы — излюбленный материал хай-тека. Излюбленные цвета: металик, серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло, трубы.
Эклектичный. Как стиль в интерьере соединяет в себе разнородные, принадлежащие разным стилям мотивы, в едином, который сочетает в себе 2 — 3 стилистических подхода. Полностью копируя старые стили (интерес к достоверности), эклектика позволяет формально сосуществовать элементам несколькихстилейводноминтерьере.Неорококо было одним из первых проявлений зарождения эклектизма.Для него характерны:
шелковые обои и тяжелые теплые драпировки на окнах и дверях;
мягкие диваны с декоративными подушками, индийские покрывала, ковры;
позолоченные накладки, украшающие рамы для картин и зеркал;
люстры из стекла или золоченого дерева, полы из наборного паркета.
Этно. Первобытная Африка и знойный Восток и тропические острова Индийского океана. Богато декорированные кровати, шкафы и столы; диваны с яркой цветной обивкой, покрытые затейливым узором, украшенные золотыми кистями и бахромой.
В последнее время многих привлекает африканская тема. Для изготовления мебели используются экзотические породы древесины:
венге,зебрано,черное дерево.
Предметы имеют грубые рубленые формы. Еще одна важная черта «африканского» интерьера – безудержное буйство красок.
Японский. Мебель в японском доме заменяли две-три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом (токонома).Пространство украшали свитками (какемоно), вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Обшивку стен и потолка выполняли светлыми породами древесины; раздвижные перегородки и детали стен — нежных расцветок. На полу — мягкие толстые циновки. Редкая мебель с прекрасной металлической фурнитурой, красочной и изящной лаковой отделкой. Вместо кровати — циновка с узором, на котором хлопковый матрац. Вместо подушки — деревянная подставка. Рядом бумажный фонарь среечнымкаркасом.Цветовая гамма: белый, черный, красный, песочный, цвет рисовой бумаги.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Изучить и проанализировать материал по стилям дизайна.
Второй этап. Выполнить реферат по данной теме.
Третий этап. Подобрать иллюстрированные приложения в виде фото, рисунков, схем.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Правильность в подборе материала
Правильность в оформлении реферата
Объем изученного материала
Аккуратно оформленные приложения
Грамотная защита реферата
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 2
«Выполнить изображение декоративной композиции в масштабе увеличения, используя способ клеток»
Тема 2. «Масштаб объекта»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение изображения декоративной композиции в масштабе увеличения, используя способ клеток.
Цель:углубить и расширить теоретические знания о масштабах уменьшения и увеличения иприобрести практические умения по их применению.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: масштаб увеличения, масштаб уменьшения, натуральная величина.
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Задание:выполнить изображение декоративной композиции в масштабе увеличения, используя способ клеток
Краткие сведения из теории
Снятые рисунки служат только эскизом и без предварительного увеличения не могут быть использованы для изготовления трафарета. Рисунок увеличивают по клеткам. Для этого на имеющийся рисунок остро отточенным карандашом наносят сетку из квадратных клеток произвольной величины. На большом листе плотной бумаги, который в дальнейшем будет служить трафаретом, вычерчивают квадратную сетку с таким же числом клеток, но увеличенных в нужном масштабе. На увеличенную сетку сначала наносят основные линии рисунка, а затем второстепенные его детали. Клетки на эскизе и на плотной бумаге нужно пронумеровать — это облегчит перенос рисунка.
Рис. Увеличение эскизов рисунков: а — по клеткам, 6 — упрощенным пантографом
Более совершенным является способ увеличения и уменьшения рисунков с помощью пантографа. Для оченьточных работ применяют сложные пантографы, но их можно заменить простыми, обеспечивающими необходимую для трафарета точность.
Рис. Увеличение эскизов рисунков: а — по клеткам, 6 — упрощенным пантографом
Упрощенный пантограф можно изготовить из четырех деревянных линеек и шести телефонных гнезд, продающихся в радиомагазинах. На линейках делают отверстия. Собирая пантограф, точкиА и А1 совмещают, закрепляя здесь тупую иглу для обвода контуров увеличиваемого рисунка; в точке Е помещают карандаш, в точке О — толстую острую иглу для создания оси вращения пантографа. Остальные узлы свободно закрепляют винтами. Отверстия на линейках нумеруют справа налево. На рисунке сборка прибора произведена по точкам 3, значит рисунок увеличится в три раза. Если нужно получить увеличение в четыре, пять и более раз, линейки закрепляют в соответствующих отверстиях так, чтобы нумерация отверстий в каждом сопряжении совпадала.
Иногда возникает необходимость не только увеличить или уменьшить трафаретный рисунок, но и изменить ширину или высоту рисунка. Для этого на эскизный рисунок наносят сетку из квадратов, а на бумагу для измененного рисунка — сетку из прямоугольников. Длинная сторона
прямоугольников расположена в вертикальном или горизонтальном направлении в зависимости от того, увеличивают рисунок по высоте или по ширине. Затем переносят на бумагу эскиз рисунка.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Расчертить картинку на клетки.
Второй этап. На листе формата А3 в увеличенном масштабе также расчертить клетку.
Третий этап. Обозначить клетки цифрами.
Четвертый этап. Перенести точки сложных элементов с картинки на рабочую поверхность.
Пятый этап. Соединить все сложные элементы легкими линиями.
Шестой этап. Выполнить в цвете.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 3
«Выполнение чертежа интерьера гостиной»
Тема 3. «Основы проектирования»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение чертежа интерьера гостиной
Цель:углубить и расширить теоретические знания о чертежах и приобрести практические умения по выполнению чертежей интерьера.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: проектирование, стадии проекта, чертеж гостиной, план, разрез.
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.http://www.gracheva-design.ru/design-project/
Задание:выполнить чертеж интерьера гостиной
Краткие сведения из теории
Основной комнатой квартиры, как правило, становится гостиная. Она является центром общения не только для самой семьи, но и при приеме гостей и устройстве праздничных вечеров. Поэтому в ней должно быть уютно не только в дневное время, но и при вечернем свете. Атмосферу комнаты создают текстиль, колористика в отделке стен и мебели, а так же многообразие в использовании разных групп освещения.
План помещений с расстановкой мебели, в котором отражаются основные творческие и функциональные идеи дизайн проекта:- планировочное решение объекта с функциональным зонированием всех помещений.-расположениямебелииоборудования- типы напольных покрытий
Начальные этапы создания проекта
Обмерочный план квартиры
В первую очередь делаются обмеры квартиры. Стоит отметить, что они являются основой дизайн-проекта квартиры, так как от их точности зависит правильность всех рабочих чертежей. Сняв все данные, начертите обмерочный план.
Собрав максимум полезной информации, приступайте к разработке вариантов планировке или перепланировки жилища и определению функциональных зон с расстановкой сантехники, мебели и оборудования.
Число решений перепланировки не ограничено, на данном этапе важно подобрать именно то из них, которое станет оптимальным для вас.
Выбрав наиболее понравившийся вариант, доработайте его. Выбрав расположение сантехники, мебели и оборудования, поставьте их габаритные размеры, а также привязки сантехники по ее осям. При этом делаются два плана – первый привязок сантехнических приборов, второй — расстановки предметов мебели и оборудования с привязками.
Далее необходимо сделать план, по которому будут строиться проемы и перегородки.
Визуализация функциональных зон
Вам надо будет изыскать интересные идеи, которые помогут решить композиционные задачи, а также пространственные и конструктивные. Имея основой схему функциональных зон, выберите самые интересные решения для полов. Некоторые рекомендации по размещению дверей: двери в жилые комнаты и кухню должны открываться внутрь помещения; двери, ведущие в ванную и туалет, открываются наружу; двери должны как можно меньше загромождать помещение.
На планах дверные полотна изображают сплошной тонкой линией и открытыми примерно на угол 30° (величину угла на чертеже не указывают). Входные двери в здание открываются только наружу.
Этапы выполнения чертежа квартиры или гостиной.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Прочертить линией координационные оси плана (чертежа), продольные и поперечныенаружных и внутренних стен.
Второй этап. Вычертить контуры перегородок двумя тонкими линиями
Третий этап. Выполнить разбивку оконных и дверных проемов.
Четвертый этап.Построить проемы и перегородки.
Пятый этап.Вычертить расположение сантехнического оборудования: в кухне - мойку и плиту, в туалете - унитаз, в ванной комнате - ванну и умывальник, мебель и т. д.
Шестой этап. Решить проект в цвете, передавая фактуру и текстуру элементов квартиры или гостиной.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 4
«Работа с конспектами (подготовка к практическим занятиям, подготовка к опросу)»
Тема 4. «Основы композиции»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: работа с конспектами (подготовка к практическим занятиям, подготовка к опросу)Цель:углубить и расширить теоретические знания об основах композиции и приобрести практические умения по их применению.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: законы композиции, правила композиции, приемы, средства.
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
http://egoportfolio.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F/
Задание:работа с конспектами по основам композиции (подготовка к практическим занятиям, подготовка к опросу)
Краткие сведения из теории
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Главная черта закона целостности — неделимость композиции - означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции.
Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали.
Закон контрастов. Этот закон указывает на то, что в обществе, как и в природе, существуют противоположности, т. е. явления, резко отличающиеся по своим свойствам и качествам. Но наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как наличие резко противоположных сторон, контрастам присуща другая важнейшая сущность — единство противоположных сторон, т. е. контрасты — это одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.
Без контрастов света и тени, а отсюда и контрастов форм, величин и т. д., без контрастов цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни объема.
1) контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбыпротивоположностей;2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;3) контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Закон новизны. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда решается а новой композиции, то новизна в композиции, как в главной художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким образом, принимает форму закона композиции.
Закон подчинённости. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого.
Правила композиции
РитмСюжетно-композиционный центрСимметрияАсимметрияПараллельностьРасположение главного на втором планеПортретное расположение HYPERLINK "http://egoportfolio.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F/" \l "gold" Правило золотого сечения и правило третей
Диагональное золотое сечение
ДиагоналиНаправлениеСимметрия
Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие.
Асимметрия
Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.
Параллельность
Практика показывает, что не следует помещать по краям композиции формы, параллельные раме, если по смыслу не требуется соединения их с рамой, так как они почти всегда оптически воспринимаются как бы прилипшими к обрамлению картинной плоскости.
Прямолинейные формы допустимы вблизи края картины лишь в тех случаях, когда их вертикали (или горизонтали) частично перекрываются первопланным изображением.
Расположение главного на втором плане
В большинстве случаев главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане.
Правило золотого сечения и правило третей
Термин «золотое сечение» был введен Леонардо да Винчи – это деление отрезка на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая часть к большей.
Диагональное золотое сечение
Диагонали
Расположение объектов по диагонали придает фотографии динамику и создает определенное настроение.
Восприятие снимка зависит от того, на какой из диагоналей расположен главный объект.
Диагонали могут быть «медленными» (рис.1) и «быстрыми» (рис2). Направление
Очень важным смысловым элементом является направление движения в кадре. Если движение объекта происходит слева направо, создается ощущения «старта» и прослеживается эффект динамики, а движение объекта справа налево наоборот создает ощущение «завершенности».
Приёмы композиции
Передача впечатления монументальностиПередача пространстваГоризонтали и вертикалиДиагональные направленияСредства композиции
ЛинияШтриховые линииПятноСветотеньЗаконы линейной, воздушной и цветовой перспективыЗаконы линейной, воздушной и цветовой перспективы
Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. Это следует учитывать в графической и тем более живописной композиции. Вместе с изменением тоновых, т. е. светлотных, отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучания. Здесь надо иметь в виду следующее. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым.
Равновесие
Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой.
То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.
Посмотрите на рисунок ниже:
На рисунке слева два круга находятся в состоянии равновесия, если мы разделим их,
то по-отдельности они будут выглядеть уже неуравновешенно.
На рисунке справа такая же пара кругов, но сдвинутая относительно осей квадрата,
выглядит несбалансированно. Самым наглядным примером уравновешенной композиции
является симметрия, при этом равновесие не всегда симметрично. Как вы, наверняка,
догадываетесь, достичь равновесия в асимметрии сложнее. Взгляните на пример:
Статика – это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.
Динамика – это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Изучить материал по конспекту по композиции, пользуясь интернет - источниками.
Второй этап. Изучить фотографии, репродукции, иллюстрации, опираясь на конспекты.
Третий этап. Письменно ответить на вопросы по изученной теме.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить ответы на вопросы в письменном виде..Критерии оценки самостоятельной работы:
Объем проделанной работы
Правильность ответов
Подбор иллюстративного материала.
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 5
«Выполнение простых интерьерных набросков»
Тема 4. «Основы композиции»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение простых интерьерных набросков
Цель:углубить и расширить теоретические знания о композиции в интерьере и приобрести практические умения по выполнению эскизо интерьера..
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: эскизы интерьера
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Задание:выполнить простые интерьерные наброски.
Краткие сведения из теории
Эскизы интерьеров – это своеобразные наброски, которые дизайнеры делают от руки без вспомогательных инструментов для черчения.
Эскизы интерьеров нужны самим разработчикам дизайн-проекта интерьера, то есть дизайнеру, который этим помещением занимается. Сверяясь с эскизом, он проверяет, сверяет свои идеи и задумки. Порой бывает так, что нарисованный проект просто идеален, а в реальности возникают трудности в его воплощении: одни материалы не комбинируются с другими, декоративные предметы и отделка не очень вписывается в сам интерьер, или возможно то или иное пространство нужно больше «оживить», внести яркости или наоборот, уменьшить яркие краски.
И второе, эскизы интерьеров необходимы для выбора материалов отделки. При этом они не только помогают дизайнеру выбрать цвет материалов, но и помогают определиться с их текстурой, какая текстура, какого происхождения гармонично впишется в идею данного запланированного интерьера.
Третий момент, эти эскизы, естественно, нужны заказчику. С помощью этих эскизов дизайнер наглядно показывает клиенту, каким будет внутренне пространство обустраиваемого жилья. Клиент в свою очередь, изучает внимательно представленные на его суд изображения, полностью соглашается с идеей дизайнера или просит внести дополнительные правки и корректировки, объясняя мастеру, что его не устраивает, а что хотелось бы только дополнить.
Итак, мы говорили ранее, что эскизов для одного проекта может быть несколько. Чаще всего несколько – это два–три эскиза, с помощью них он полностью показывает весь интерьер, каким он будет после ремонта. Профессионал может ограничиться только парой-тройкой эскизов с изображением перспективы помещения, но зачастую, мастера дизайнерского дела прибегают к эскизам, где «расставляют» мебель, изготовляют эскизы потолков, эскизы пола и так далее.
И еще, нужно помнить, что цвета, которые используются в эскизах, могут существенно отличаться от реальных, ведь передать реалистичность красок, не способно даже самое высококачественное изображение. Но, ведь эскизы интерьеров нужны больше не для передачи цветовой гаммы и точных оттенков, а для изображения сочетания цветовых пятен, отображения пропорций мебели, помещения в целом, сочетаемости текстур, используемых в интерьере.
Эскизы интерьеров – это всего лишь изображения начальные, на основании которых мастера дизайнеры в дальнейшем продолжают разработку всего интерьера по задуманному плану, другими словами, это моделирование интерьера на бумаге. Эскизы нужны для предварительного ознакомления с творческими задумками и идеями мастера, выбранного вами для совершения изменений в вашем доме.
Имея в руках перед собой эскизы интерьера вносить правки или корректировки намного проще. Если вы самостоятельно не можете разобраться и понять, что изображено, какие материалы планируется использовать в представленном вам эскизе, попросите дизайнера, пусть объяснит, при этом спросите его почему будут использоваться те или иные материалы, как будет оформлено освещение и так далее – узнайте все интересующие вас вопросы.
Итак, мы уже разобрали с вами, что эскизы интерьеров – это изображение меняемого интерьера в перспективе. А еще эскизы интерьеров в современной интерпретации имеют название 3D визуализации. Не так давно, когда компьютерная графика, да и компьютерное обеспечение были не наилучшими, все эскизы интерьеров выполнялись дизайнерами вручную, в принципе они так выполняются и до сего дня, но можно делать их с помощью компьютерных программ специального назначения.
Ведь суть такой работы, сделана она вручную или с применением информационных технологий – остается все та же, но вот возможности по проектированию невероятным образом расширились.
Эскизный проект выполняет особую миссию в работе над интерьером – ведь это он задает главные стилистические черты помещения, воплощает в реальность предпочтения, желания, вкусы хозяев дома при этом учитывая техническую сторону проекта, а также дальнейшее наполнение интерьера помещения.
Как мы уже говорили, эскизов должно быть не мало, чтобы они смогли полностью раскрыть тему интерьера, чтобы у клиента сложилась воедино картинка, и он получил полное представление о том, каким будет после ремонта интерьер, какими будут его меблировка, какие будут применены декораторские приемы.
Под интерьером понимается внутреннее пространство архитектурного сооружения в целом или отдельных его частей.
Понятие интерьера включает, с одной стороны, архитектурные формы помещения, а с другой — комплекс его оборудования и декор, которые должны быть органично связаны с общим архитектурным замыслом.
Художнику, занимающемуся оформлением интерьера, необходимо знать закономерности его построения. Проектируя предметы обстановки и убранства помещения — мебель, декоративные ткани, осветительную арматуру, декоративную скульптуру, керамику и т. п., художник должен мыслить все вещи в определенном конкретном интерьере и уметь нарисовать этот интерьер.
Проектируя убранство интерьера, нужно помнить, что ведущим началом в нем является архитектурная форма, а назначение декора — лишь дополнять и подчеркивать ее.
Архитекторы, создавая проекты зданий, решают одновременно утилитарные и эстетические задачи. Проектируя предметы для интерьера, художник ставит перед собой те же цели. Поэтому мебель и другие элементы интерьера как объемы должны быть увязаны с пространством помещения, подчинены ему и общей архитектурной идее.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Наметить легкими штрихами общий вид интерьера.
Второй этап. Изобразить общие массы всех групп предметов.
Третий этап. Наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве.
Четвертый этап.Передать перспективные сокращения помещения и предметов в ней.
Пятый этап.Нахождение основных цветовых тоновых отношений.
Шестой этап.Обобщить работу.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 6
«Выполнение упражнений на изученные принципы и законы композиции»
Тема 4. «Основы композиции»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение упражнений на изученные принципы и законы композиции.
Цель:углубить и расширить теоретические знания о композиции и приобрести практические уменияпо выполнению упражнений на изученные принципы и законы композиции.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
http://www.artprojekt.ru/school/compozicia/002.html..
Задание:выполнить упражнения на изученные принципы и законы композиции.
Краткие сведения из теории
Для развития чувства равновесия на плоскости, для наиболее полного освоения симметричного построения композиции попробуйте изучить (выполнить) ряд упражнений. Эффективнее всего в данном случае работать в технике аппликации.
Упражнение 1. Возьмите лист бумаги, лучше цветной, и положите на него несколько геометрических элементов любой формы, но при этом гармонически сочетающийся по цвету с плоскостью. Попробуйте найти для элементов такое место, которое, по вашему мнению, было бы уравновешенонаплоскости.
Упражнение 2. Найдя уравновешенное состояние, разверните элемент вокруг оси на 90 градусов и снова ищите равновесие, сдвигая элемент. И так несколько раз. Обратите внимание на закономерность и взаимосвязь поворота и сдвига. Это наблюдение поможет вам принять правильное решение. Помните, что готовых рецептов не существует. Главное, чтобы это упражнение заставило вас логически размышлять и помогло развить чувство равновесия на плоскости.
1. Симметричная композиция2. Асимметричная композиция
3. Асимметричная композиция
Упражнение 3
В первых двух заданиях мы брали один элемент, оговорив только, что цветосочетание должно быть гармоничным, но каким именно, не сказали. Наверное, положив в первый раз элемент на плоскость, вы могли почувствовать, что он мал или, наоборот, велик. Вы изменили размер и начали работать. Если же вы не обратили внимания на этот факт вначале, то присмотритесь повнимательней сейчас. Проанализируйте такое явление, как изменение цвета плоскости (а не ее размера). Сделайте это несколько раз. Обратите внимание на то, что почти каждый раз вам хочется изменить размер элемента. Это говорит о том, что количественное соотношение площади элемента и плоскости всегда должно определяться в индивидуальном порядке, а также о том, что есть цвета «тяжелые» и «легкие». Закон равновесия говорит не только о месторасположении элемента, но и о количественном и качественном соотношении его с плоскостью.
Симметричная композиция
Упражнение 4. Попробуем усложнить задачу. Для этого существующий элемент, который ранее был уравновешен, разрежем на несколько частей. В результате он распадется на некое количество элементов. Попробуйте теперь уравновесить их. Вы непременно придете к выводу, что по количественному соотношению их не хватает. Из этого следует еще один вывод: площадь пятна «одинокого» элемента может быть меньше площади нескольких элементов – при условии, что цвет и фактура плоскости и элемента (элементов) остаются неизменными и выполняется условие равновесия. К тому же, чем меньше расстояние между элементами, тем меньше они могут быть по площади. «Вес» фигуры зрительно возрастает при ее активном одиночественафоне. Упражнение 5. Попробуйте организовать плоскость, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную. Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластическим задачам, интересную по восприятию.
Перейдем к упражнениям, которые помогут освоить принципы равновесия асимметричной композиции.
Упражнение 6. Создайте ярко выраженную неуравновешенную композицию, состоящую из любого количества элементов, определенного колористического строя. Проанализируйте ее. Вы увидите, что она не уравновешена не только в количественном соотношении, но и в оптическом. Введите цветовое пятно или измените качество плоскости, тем самым добиваясь равновесия.
Упражнение 7.Вновь создайте неуравновешенную композицию и проанализируйте ее. Уравновесьте введением сложного по конфигурации элемента. Это может быть буква, какой-либо знак и т. п. Двигаясь от обратного, вы тем самым еще глубже исследуете причину неуравновешенности, а затем, устраняя ее, еще раз проанализируете свои действия, которые помогут организовать плоскость.
Симметричная композиция
Упражнение 8. Динамика
Но квадраты можно заставить «двигаться» на листе бумаги. Теперь воспользуемся черным листом, а квадраты и прямоугольники вырежем из белой бумаги. Поместим белый квадрат или прямоугольник под углом к черной плоскости. Белый квадрат или прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение движения. Вводя в композицию дополнительные элементы, можно усилить ощущение движения, а можно, наоборот, «остановить» движение. При наклоне всей формы относительно заданной плоскости или поверхности земли она приобретает еще большую динамику. Это задание надо выполнять, постоянно сравнивая динамику с равновесием, тогда впечатление движения будет нагляднее (6–10).
(6) (7) (8)
(9) (10)
Упражнение 9. Композиционная доминанта
В данной композиции поставим задачей выделение главного элемента — композиционной доминанты. Если изображение (или предмет) воспринимается как единое и неделимое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность, внутреннее единство, как первый признак композиции. Неделимость композиции художественного произведения складывается из так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты композиции. Одной из конструктивных идей может стать композиционная доминанта, то есть выделение в композиции главного элемента. В театре принято говорить, что короля играет его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Связь элементов композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент — центр композиции, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. На главный элемент композиции — доминанту — устремляется в первую очередь взгляд зрителя (11, 12).
lefttop
Элементами композиции выберем квадраты, прямоугольники, линии, круг. Сделаем круг смысловым, конструктивным центром композиции. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в середине — это не важно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации композиции. Выполняем в технике коллажа (цветная бумага, вырезки из газет и журналов) или на компьютере (13, 14).
(13) (14)
Средства композиционных построений
Упражнение 10. Симметрия
Способ гармонии, при котором изображение слева подобно правому, верх аналогичен низу по диагонали, горизонтали, вертикали или по другой ломаной оси, называется симметрией, а сама композиция симметричной. Равновесие композиции часто связывают с симметричностью. Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания. Понятие симметрии не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. «Симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность». Выполним симметричную композицию, используя несколько квадратов (15–17). Симметрия достигает гармонии путем исчезновения изобразительного конфликта, и композиция превращается в орнамент. В результате возникает однообразие и монотонность.
(15) (16) (17)
Упражнение 11. Асимметрия
Асимметрия позволяет добиться динамичности, напряженности композиции, не теряя гармонии целого. При использовании асимметрии композиция становится выразительнее, интереснее. При асимметрии ось или плоскость симметрии отсутствует.Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно. Главное условие целостности асимметричной композиции — это ее уравновешенность (18-19).
(18)(19)
Напряженность асимметричной композиции подчеркнут контрастные противопоставления. Контраст — это резко выраженное различие свойств. Низкое может противопоставляться высокому, легкое — тяжелому, светлое — темному, сложное — простому и пр. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной и выделяет ее среди других. Контрастные отношения раскрываются сразу, и в зависимости от умения использовать это средство они вызывают ответную реакцию восприятия. Использование контраста активизирует форму, но еще не гарантирует гармонии. Если контраст слишком резкий, композиционная связь элементов может разрушиться. Поэтому, чтобы добиться гармонии, необходимо соблюдать меру (20–22. (20) (21) (22)
Для дополнения контраста применяется нюанс. Использование нюанса представляет сложную задачу. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то ни другое. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника-конструктора. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.Как средство композиции нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и др. Построенные на нюансах формы спокойны, не сразу раскрываются, в отличие от форм, построенных на контрастах. В работе над композицией может быть использован нюанс не только одного, а многих свойств. Даже вся композиция изделия может быть построена на нюансах.Контраст и нюанс — одни из самых тонких проявлений художественной выразительности в искусстве.
Упражнение 12. Метр и ритм
Метрический ритм самый простой — размеры элементов и размеры пробелов одинаковы (отсюда метроном). Для выполнения метрической композиции вырежем черный прямоугольник, а элементами композиции будут линии или точки. Роль линии будут играть бумажные полоски разной ширины, заготовленные с помощью резака. Точки — разного диаметра окружности. Работать с линией очень интересно. Надо помнить о том, что линия может делить пространство, а может его объединять. Можно выполнить метрическую композицию, используя только круги и точки (29–35).
(23) (34) (25) (26)
Усложним задание и создадим выразительную, эмоционально-образную композицию, используя чередование элементов и пространства, на тему: «Шум дождя», «Тишина сумерек», «Суматоха», «Одиночество бегуна на длинные дистанции», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка», «Крик», «Полет». Техника выполнения задания может быть разной (аппликация, коллаж, на компьютере).
(27) (28) (29)
Среди композиционных закономерностей следует выделить группу средств, объединяемую понятием ритм. Мы живем в мире изменяющихся ритмов. Приложите руку к груди — послушайте ритм сердца — равномерный и спокойный. Прислушайтесь к ритмам города — звук машин, работающих механизмов, шагов, порывы ветра, капли дождя — таких примеров можно найти множество. Ритм можно воспринимать не только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за чередованием света и теней во время движения, да просто за движением часовой стрелки. Однако ритм свойственен не только движению, но и статическому предмету. Посмотрите на ряды парт в классе, на чередование оконных проемов и стен в коридорах школы. Ритм, благодаря повторам элементов, создает впечатление условного движения. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность называются ритмом. Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно элементы, объемы, цветовые пятна, какие-либо детали и др. (36).
30. Пабло Пикассо. Декорация
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Выполнить симметричное и асимметричное деление плоскости прямоугольника. В формате А4закомпоновать 10геометрических фигур – 5 с симметричным делением, 5 с асимметричным.Второй этап. Выполнить деление плоскости на части, используя принцип тонального равновесия – 10 геометрических фигур. Формат А 4
Третий этап. Выполнить поиск композиционного центра в прямоугольнике (4 варианта скомпоновать на одном листе), используя различные элементы (геометрические, предметы быта, декоративные модули).
Выделение композиционного центра за счёт размера элемента;
Выделение композиционного центра за счёт тона элемента;
Выделение композиционного центра за счёт размера и тона элемента;
И отсутствие центра, т.е. «композиционная пауза».Формат А4
Четвертый этап.Выполнить в технике декоративная ч/б графика динамичную композицию из геометрических элементов, учитывая композиционный центр, развитие тона, композиционную динамику элементов. Формат А 4
Пятый этап.Выполнить композицию элементов в заданном формате с выраженной доминантой. Располагать элементы монокомпозиции в статике, подчиняя всё общему замыслу.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Правильность композиционных размещений
Оригинальность исполнения
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Грамотность защиты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 7
«Выполнение эскиза интерьера в определенной цветовой гамме»
Тема 5. «Цветоведение»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: назначение основных столярных инструментов и приспособлений
Цель:углубить и расширить теоретические знания о и приобрести практические умения по их применению.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:
Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
http://project-cad.ru/stati/chto-oznachaet-pravilnyy-podbor-tsvetovoy-palitry-interera
Задание:выполнить эскиз интерьера в определенной цветовой гамме.
Краткие сведения из теории
Цветовая гамма в интерьере
Одним из самых важных аспектов интерьера является цвет. Выбор цветов напрямую влияет на здоровье, самочувствие и настроение человека. Нужные и правильные цвета в интерьере способны заметно поднять Ваше настроение, подарить радость, а также повысить работоспособность. При правильно подобранной цветовой палитре возможно намного лучше и быстрее сконцентрировать свое внимание или же наоборот, сохранить спокойствие илииспытатьрадость,сосредоточиться.При неправильном подборе цветов в Вашем интерьере – возможно понижение настроения, повышенная утомляемость, раздражительность, а также возможно плохое самочувствие и головные боли. Другими словами, цвет может, как украсить, так и навредить интерьеру Вашей квартиры. Любой цвет является очень сильным психическим стимулятором, поэтому при работе с ними необходимо проявлять максимальную осторожность и деликатность, лучше всего поручить это профессионалам, знающим свое дело. Перед тем, как наградить стены какого-либо помещения тем или иным цветом – детально ознакомьтесь с его влиянием на психику человека и природой.С помощью сочетания тех или иных цветов, возможно, довольно сильно влиять на психологическое восприятие людей. Необходимо обязательно знать, как именно взаимодействуют и сочетаются разные цвета в дизайне помещения. Например, если Вы смешает два крайних цвета спектра (сине-фиолетовый и вишнево-красный) – то получите промежуточный (пурпурный) цвет. Если Вы добавите полученный цвет в спектр – получите своеобразный замкнутый круг цветов радуги. Таким образом, Вы получите все основные и промежуточные цвета, которые можно получить при смешивании разных цветов и оттенков.По сути, весь цветовой круг делится на две условные части. К первой относятся все зеленые, оранжевые и красные цвета, а к другой – фиолетовые, синие и сине-зеленые цвета. Данное деление связано с тем, в первой части собраны все теплые оттенки и цвета, а в другой – наоборот, холодные. Этот факт очень важен при разработке интерьера помещения. Серый и черный цвета называются ахроматическими, а все остальные – хроматическими.Также очень важным является освещение в интерьере. Так как освещение очень сильно влияет на интенсивность тех или иных цветов интерьера, в зависимости от замысла дизайнера.Правильно подобранное освещение в сочетании с цветом может, как негативно влиять на психику человека, настраивая его на плохие эмоции, так и положительно, успокаивая, например, после тяжелого рабочего дня. С помощью цвета можно корректировать психологический настрой человека, например, расслабить или придать бодрости, и даже повысить или снизить аппетит. Поэтому можно весьма успешно регулировать выражение эмоций и настроение человека, в зависимости от выбранного освещения и цветовой гаммы.Красный цвет в интерьере. Красный цвет - яркий, насыщенный цвет, первый в спектре и поэтому самый активный. Его предпочитают люди энергичные, активные, легко возбудимые. Красный цвет хорошо сочетается:
с более спокойными его оттенками и родственными ему цветами (бордовый, коричневый, розовый, лиловый);с яркими синим, желтым, белым (с черным - сочетание выглядит мрачно и траурно);с зеленым, но при условии, что оба цвета сложные (рассчитано на любителей);
со всеми оттенками теплых тонов (бежевый, оранжевый, желтый, коричневый и т.д.) - в этом случае красный цвет “согревает” обстановку, что особенно хорошо смотрится в спальне; на кухне данное сочетание способствует хорошему аппетиту и усвоению пищи.
Однако нельзя использовать в больших количествах красный цвет
Оранжевый цвет в интерьере. Оранжевый цвет усиливает в интерьере ощущения “теплоты” и жизнерадостности. Он используется для декорирования больших плоскостей. В сочетании с белым цветом он дает ощущение солнечного света. Этот цвет очищает воздействие холодных цветов. Светлые оттенки, такие как бледно-желтый, кремовый, розовый (теплые), делают оранжевый цвет доминирующим, ярким, играющим. Желтый цвет в интерьере. Желтый цвет популярен на Востоке и считается там символом Вечности и величия. Он создает оптимистичное и бодрящее настроение и прекрасно сочетается с другими цветами. Утонченные, сложные и мягкие оттенки желтого цвета могут создавать камерную, спокойную, уютную атмосферу. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным. Поэтому в чистом виде практически не применяется. Этот цвет лучше немного приглушить белилами, или добавить немного фиолетового тона.
Зеленый цвет в интерьере. Зеленый цвет представляет собой сочетание синего и желтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии.
Синий цвет в интерьере. Синий цвет - самый популярный среди цветов “холодной” гаммы. Оттенки синего тоже создают ощущения покоя, расслабленности, но в тоже время обладают и “освежающим” эффектом. Оттенки синего хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.
Фиолетовый цвет в интерьере. Фиолетовый цвет - это сочетание красного и синего, имеет оригинальное психологическое воздействие. “Теплый ” красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается “холодным” синим. Контрастные цвета следует совмещать с особой осторожностью.
Черный цвет в интерьере. Черный цвет у многих создает неприятные ассоциации и поэтому применяется редко. Черный цвет хорош для контрастного подчеркивания и выделения других цветов. На черном фоне они выглядят особенно ярко и выразительно. Однако выбирать черный превалирующим цветом могут немногие, т.к. в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.
Серый цвет в интерьере. Серый цвет неприметный, однако обладает богатыми возможностями. Он соблюдает полный нейтралитет, всегда готов подыграть другому цвету, приняв его отблеск, мягко и тактично подчеркнуть его достоинство.
Белый цвет в интерьере. Белый цвет - самый чистый. Он несет в себе благодушный настрой и нежные оттенки наступившего лета, прохладу и свет. В интерьере в чистом виде используется редко, чаще - на больших плоскостях. В силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность. Когда белый цвет используется как линейный контур, онобеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту. С помощью белого цвета удается визуально расширить помещение. Белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости. Белый цвет способен осветлять яркие цвета.
У цвета есть много возможностей, и правильно управляя им, можно зрительно изменять размеры пространства, гасить шум и даже нейтрализовать запахи. Например в прихожей, размеры которой невилики, цвет стен должен быть светлым, при выборе более контрастных цветов необходимо увеличить количество светильников, чтобы не создавалось впечатлениетемноты. В комнатах, имеющих окна, необходимо учитывать на какую сторону света они выходят. Комнаты с окнами на юг часто посещает солнце и летом там может быть слишком жарко. Колорит таких солнечных помещений лучше выбирать в “прохладных” тонах: светло-серых, голубых, бледно-зеленых. Северные, прохладные помещения можно “утеплить”, используя желтый, терракотовый, кремовый цвета. Цвет создает иллюзию тепла, что отразится на настроении.
Цветовой интерьер гостиной.Это место коллективного времяпрепровождения можно оформлять, сообразуясь со своей фантазией и индивидуальностью. Особых правил цветового оформления здесь не существует, лишь бы не было дисгармонии с колоритом других помещений. Если гостиная невелика, можно “раздвинуть” стены удаляющими светлыми прохладными тонами - серо-голубыми, жемчужными, бледно-зелеными. Если комната просторна, то подойдут пастельные или насыщенные тона в теплой гамме. Для придания гостиной парадного, праздничного и роскошного вида можно использовать элементы интерьера (шторы, обивку мебели, абажуры светильников) в насыщенных глубоких цветах, особенно в сочетании с блеском металла (позолота, металлическое шитье на ткани и т.д.).
Цветовой интерьер спальни.Для ее оформления традиционно используются светлые пастельные “теплые”, создающие атмосферу уюта цвета. Если спальня невелика, то использование в ней ярких контрастных цветов неразумно. Лучше использовать оттенки цветов. Если спальня - это место только для отдыха и сна, тогда цвет в интерьере должен быть успокаивающим, расслабляющим. Здесь противопоказаны яркие, энергетически насыщенные цвета: красный, оранжевый, интенсивно-желтый. Предпочтительны приглушенные тона теплой или прохладной гаммы, в зависимости от того, насколько вы теплолюбивы.
Цветовой интерьер детской. Младенцу до двух лет необходимы только мягкие ненасыщенные цвета. Однако, когда он подрастет, детская комната может превратится в самое яркое, пестрое и веселое помещение в доме. Главное при этом не перегрузить пространство ярким цветом, т.к. длительное нахождение ребенка в насыщенном цветовом интерьере приводит к усталости и раздражительности.
Сочетание цветов в интерьере выбирается в соответствии с тем или иным стилем. Например, возьмем желтые тона и стиль барокко. Для оформления квартиры вы выбираете пять-шесть различных оттенков одного цвета – желтого. Это гамма разыгрывается следующим образом. Надо начать с нейтральных, свежих тонов: например, колер стен делаете бледно золотистым. Затем применяете чуть более насыщенные оттенки основного цвета :ковролин или натуральное дерево паркета – от светло-охристого до сочного золотисто-коричневого. Следующий аккорд – желтая обивка мебели, всегда прекрасно сочетающаяся с натуральным цветом дуба, ясеня, карельской березы или тополя. Законченность замыслу придаст яркая позолота в отделке мебели, элементах декора или орнамента потолка. И вот мы, используя сочетание цветов в интерьере, создали единую цветовую гамму столь любимого нынче стиля барокко.
Мы испытываем потребности в самых разных цветах. Хорошо было бы иметь большое количество комнат разного цвета, чтобы каждый день выбирать комнату под свое настроение. Но есть и другое решение проблемы: интерьер, выдержанный в одном единственном цвете. Потребность в разных цветах меняется, поэтому многие предпочитают «нераздражающие» постельные цвета с их ощущением мягкости, расслабленности, нежности. А яркие краски в интерьер всегда можно внести при помощи тканевых драпировок, картин, ковров, подушек, штор, всевозможных аксессуаров. Постельные цвета станут объединяющим фоном в общей колористической композиции. Искусство интерьерного декоратора – это во многом умение заключать цвет в форму.
Обобщая все сказанное, приведем далее несколько практических советов. Возможно, они помогут вам создать цветовой дизайн для своего дома:
следует придерживаться определенной системы отношений яркостей: нижняя зона помещений – относительно темная, средняя зона – светлее и верхняя – самая светлая. Такое распределение яркостей наиболее привычно для человеческого глаза, т.к. оно наблюдается и в естественной среде;
следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали с окном;если в помещении рассматриваются какие-либо предметы, необходимо обеспечить условия для наилучшего их восприятия. Светлые предметы лучше различимы на темном фоне и наоборот;
потолок в квартире не обязательно должен быть белым, неплохо будет смотреться потолок того же цвета, что и стена или более светлого тона. Не стоит красить потолок в темные цвета, это «принижает» помещение;
обои с вертикальными элементами узора делают комнату выше;
если ближняя к зрителю стена будет выкрашена в один из контрастных цветов (например, красный), а дальняя – в другой (зеленый), то визуально расстояние между ними увеличится. И наоборот: если в окраске удаленных друг от друга плоскостей использованы сближенные или одинаковые цвета, то пространство будет казаться более цельным и компактным;
цвет имеет свойства изменять оттенки в зависимости от типа и яркости освещения;
драпировки, подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, могут «оживить» помещение, внеся необходимое разнообразие;
при выборе краски в случае, когда уже есть мебель, ее цвет необходимо учитывать, как и способ окраски. В одних случаях предпочтительна однотонная стена, а если, к примеру, мебель дворцового типа, то можно низ стены покрасить в один цвет, верх – в другой, применить бордюры, прочие элементы декора – вариантов много.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Выполнить компоновку интерьера в простом карандаше.
Второй этап. Подобрать цветовую гамму помещения.
Третий этап. Выполнить подмалевок.
Четвертый этап. Выполнить цветовые тоновые отношения.
Пятый этап. Выполнить деталировку.
Шестой этап. Обобщить эскиз.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Оригинальность цветового решения.
Объем проделанной работы
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 8
«Выполнение тематического натюрморта с передачей светотени»
Тема 6. «Виды освещения»
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: назначение основных столярных инструментов и приспособлений
Цель:углубить и расширить теоретические знания о и приобрести практические умения по их применению.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: конструктивность построения, светотеневые градации: свет, полутени, собственные тени, рефлексы и блики, фактура предметов, принцип «от общего к частному» и наоборот.Список литературы:
Основная литература
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Задание:выполнить тематического натюрморта с передачей светотени.
http://revolution.allbest.ru/culture/00140156_0.html
Краткие сведения из теории
При размещении изображения группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб группы предметов по отношению к свободному полю на формате листа бумаги так, чтобы предметам не было тесно и не слишком свободно. Лист бумаги следует располагать в соответствии с характером группировки предметов. Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, одновременно следует верно определить композиционный и зрительный центры.
В зависимости от характера объекта изображениякомпозиционный и зрительный центры должны быть либо на незначительном расстоянии друг от друга, либо совмещаться.
Это дает возможность в изображении подчинить второстепенные детали главному предмету и тем самым придать изображениюкомпозиционную целостность. Для решения данной задачи в изображении необходимо правильно выбрать точку зрения пространственных положений предметов относительно друг друга, так как при разных точках зрения главный предмет будет перемещаться относительно близлежащих то вправо, то влево или окажется по их центру. Выбрав для себя определенную точку зрения (место), следует подумать о ракурсе (линии горизонта). Поверхность стола, на которой располагаются предметы постановки, должна хорошо просматриваться, так как она входит в компоновку, а изображенные предметы должны вызывать ощущение устойчивости.
При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображениинатюрморт получает наибольшую выразительность, а Вы будете легче улавливать характерные особенности предметов. Этим значительно облегчается решение учебной задачи.
Пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновкиизображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть не слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунканатюрморта.
После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяетсяпотемжезаконам.
Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность предметов, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.
Метод работыотношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.
Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэтнатюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефностиформ объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — и в строении, и в пропорциях, и в тоне.
Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональныхотношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.
На этом важном этапе работы — передача правдивого изображениянатюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениямсветотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тональногорисунка.
Во время моделирования рисункатоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.
Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумагештрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тонаштрихами. Направление штриховки в рисункеочень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми формаразрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.
Мастерарисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. В процессе работы, связанной с передачей светотеневыхотношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти отрисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Композиционное размещение натюрморта на листе
Второй этап. Наметить легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.
Третий этап. Уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональныеотношения.
Четвертый этап. Дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. При этом необходимо наметить большой свет и большую тень, определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени.
Пятый этап. Выявить различие фактур предметов.
Шестой этап. Обобщить весь линейный и тональный стройизображения.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Правильность компоновки.
Сохранение пропорций.
Правильность передачи перспективных сокращений.
Светотеневая моделировка
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Грамотность защиты