МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических занятий УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы дизайна и композиции
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению
практических занятий
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы дизайна и композиции
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии
072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
Волгодонск
2015
ОДОБРЕНЫ:
цикловой комиссией
профессионально швейного цикла и дизайна
Протокол от «30» 08. 2015г. №1
Председатель ЦК __________/О.А.Сергеева /
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора поучебной работе
__________/О. В. Кобелецкая/
«___»_______ 20__ г.
Разработчик: Пономарева Алла Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Рецензент: Сергеева О. А., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Перечень практических занятий
№ №
темы Наименование практического занятия Кол-во часов
1 Тема 2 Перевести заданное изображение в определенный масштаб, используя все способы 2
2 Тема 3 Выполнение простого интерьерного проекта 4
3 Тема 4 Составление простых супрематических композиций 1
4 Тема 4 Составление динамичных и статичных композиций 1
5 Тема 4 Выполнение упражнений на сочетание различных фактур 1
6 Тема 4 Выполнение упражнений на сочетание различных текстур 2
7 Тема 5 Выполнение цветового спектра 3
8 Тема 5 Построение рядов хроматических и ахроматических тонов 2
9 Тема 5 Выполнение упражнений на сочетание цветов 4
10 Тема 6 Выполнение простого натюрморта с передачей светотеневой градации 5
Итого: 25 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
на методические указания по выполнению практических занятий
учебной дисциплины
ОП.01 Основы дизайна и композиции
для профессии
072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
преподавателя
ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Пономаревой А. А.
Методические указания по выполнению практических занятий предназначены для проведения практических занятий по учебной дисциплине ОП.01 «Основы дизайна и композиции» по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих),(приказ Минобрнауки России от20.08. 2013 №668, зарегистрирован в Минюст России от 02. 08. 2013 №29492), входящей в укрупнённую группу профессий 070000 Культура и искусство.
Программа дисциплины «Основы дизайна и композиции» предусматривает изучение теоретических основ дизайна, проектирования, композиции, цветоведения. Целью изучения дисциплины является овладение студентами основами знаний, умений и навыков, необходимых в подготовке к художественно-оформительским работам. Достигать поставленной цели позволяет решение следующих задач:
- обеспечение ситуации самостоятельного осмысления студентом теории с помощью предлагаемых заданий и вопросов;
- применение студентом знаний и умений по смежным дисциплинам: ОП.02. Основы материаловедения, МДК 01.01. Техника подготовительных работ в художественном оформлении.
Проведение практических занятий обогащает теорию, делает предмет более понятным и приближенным к реальности, что повышает интерес студента к образовательному процессу. Освоение теоретического материала на практике позволяет студентам повысить свой интеллектуальный, творческий и профессиональный уровень.
Практические занятия содержат учебные задания по всем темам учебной дисциплиныОП.01 Основы дизайна и композиции.
В заданиях приведены алгоритмы выполнения практических работ, а также краткие сведения о теоретических основах цветоведения, дизайна, композиции, рисунка, проектирования и рассмотрены другие основные понятия курса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
выдерживать соотношение размеров;
соблюдать закономерности соподчинения элементов;
переводить изображения из одного масштаба в другой.
знать:
основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
принципы и законы композиции;
элементы линейной перспективы;
средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;
принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
свойства теплых и холодных тонов;
особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.
Практическое занятие № 1
«Перевести заданное изображение в определенный масштаб, используя все способы»
Тема 2. «Масштаб объекта»
Цель:получить теоретические знания оправилах выполнения масштабов увеличения и уменьшения, приобрести практические навыки по переводу заданного изображения в определенный масштаб, используя все способы.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, готовальня, линейки, карандаши, ластик.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Масштаб является отношением размеров предмета, изображенного на чертеже, к его настоящим размерам. Масштабом пользуются для изображения слишком больших или слишком мелких деталей.
Если изображение на чертеже и размеры предмета в реальности совпадают, то считается, что чертеж выполнен в натуральную величину, другими словами имеет масштаб 1:1 (один к одному).
Когда размеры изображения больше действительных размеров предмета, то используется масштаб увеличения. По стандарту может иметь вид: 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1
Если же изображение на чертеже наоборот меньше, чем действительные размеры предмета, то тогда используется масштаб уменьшения, имеющий вид: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000.
Если проектируются генеральные планы крупных объектов, то применяют масштабы типа 1:2000; 1:5000; 1:10 000; 1:20 000; 1:25 000; 1:50 000
Надо иметь ввиду, что какой бы масштаб не использовался на чертеже указывают действительные размеры, а масштаб записывается в графе основной надписи, например: 1:2; 1:4 .
А на изображении может быть указан масштаб только для тех деталей, которые имеют уменьшение или увеличение не совпадающие с масштабом, заявленным в основной надписи. При этом над изображением делают запись такого вида: М 1:2; М 2:1 и т. д. Если детали чертежа строятся в масштабе 2:1, то линейные размеры изображения увеличивают в два раза. А при выполнении чертежа изображения в масштабе 1:2 - линейные размеры уменьшают в два раза.
Сетка. Чтобы аккуратно увеличить или уменьшить масштаб изображения, нарисуйте поверх оригинала сетку с квадратными ячейками. Если вы не хотите портить оригинал, нарисуйте сетку на восковке или на прозрачной поливиниловой прокладке.
Нарисуйте такую же сетку с квадратными ячейками большего или меньшего размера на основе. Чтобы это сделать, посчитайте количество ячеек по горизонтали в сетке на оригинале. Допустим, их оказалось девять. Возьмите линейку, измерьте основание вашего холста по горизонтали и разделите его на девять частей. Углем или карандашом сделайте разметку. С помощью рейсшины начертите вертикальные линии от каждой намеченной точки вверх.
Затем начертите на основе горизонтальные линии. Они должны находиться на таком же расстоянии друг от друга, как и вертикальные линии, и располагаться под прямым углом к ним.
Теперь вы можете копировать оригинал, перенося изображение клетка за клеткой.
Если рисунок меньше или больше желаемой величины, его можно увеличить или уменьшить. Для этого нужный рисунок разделяют на равные квадраты. Чем меньше квадраты, тем точнее будет рисунок. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже увеличенных или уменьшенных в нужное число раз. Чтобы точнее и легче увеличить маленький рисунок, его разделяют на маленькие клетки, величиной в 3—5 мм, учитывая мелкие детали. Увеличить рисунок можно в любую величину в зависимости от того, насколько увеличивается клетка.
Например, если рисунок разделить на клетки величиной в 5 мм, то при увеличении в два раза клетки на бумаге надо начертить величиной в 1 см. При увеличении этого рисунка в 3—5 раз клетки надо начертить величиною в 3—5 раз больше, т. е. 1,5—2,5 см. Для точного определения на сколько увеличится репродукция надо измерять ее по высоте и ширине. При увеличении в два раза будет две высоты и две ширины, в 3—5 раз — будет 3—5 раз по ширине и высоте. При увеличении детали рисунка переносят из маленькой клетки в большую, при уменьшении, наоборот, — из большой в маленькую. При аккуратной работе получается точно увеличенная или уменьшенная копия рисунка.
Циркуль пропорциональный — Предназначен для масштабирования по образцу, разметки, изготовления копий или моделей в масштабе, для деления отрезков прямой и окружностей на установленное число равных частей и дуг, а также для механического перевода размеров в необходимый масштаб.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Перевести заданное изображение в определенный масштаб, используя все способы
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Выполнение технического копирования при помощи координатной сетки.Нужный рисунок разделяют на равные квадраты
2 этап. На чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже увеличенных или уменьшенных в нужное число раз.
3 этап.Перенести точки рисунка с оригинала на увеличенное изображение.
4 этап.Соединить линиями точки в нужное изображение.
5 этап. Выполнение технического копирования при помощи пропорционального циркуля и системы концентрических окружностей
Контрольные вопросы
Что называется масштабом?
Какие виды масштабов вы знаете?
Что называется масштабом уменьшения?
Что называется масштабом увеличения?
Что называется пропорциональным циркулем?
Как выполнить техническое копирование при помощи пропорционального циркуля?
Практическое занятие № 2
«Выполнение простого интерьерного проекта»
Тема 3. «Основы проектирования»
Цель:получить теоретические знания в проектировании, приобрести практические навыки по выполнениюпростого интерьерного проекта.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, готовальня, линейки, карандаши, акварель, гуашь, кисти, материалы для имитации фактур и текстур.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Дизайн интерьера – это совокупность творческой работы и конструкторских идей, направленная на создание уникального облика внутреннего убранства помещения с целью повышения его комфортабельности и функциональности. Грамотный дизайн, расставляющий акценты в нужных местах и скрывающий недостатки, способен преобразить интерьер до неузнаваемости. Суть его состоит не только в создании эстетической красоты.
Дизайн проект способен решить целый ряд вопросов. С помощью новаторских идей можно оптимально и гармонично организовать пространство, а благодаря цветовой гамме и элементов декора придать помещению неповторимый стиль. Таким образом, можно сказать, что дизайн интерьера – это и ремонт, и перепланировка, которой под силу превратить тесную неуютную квартиру в комфортную зону для жизни.
Разработка дизайн-проекта интерьера, как предмета искусства, проводится поэтапно:
После собеседования с клиентом наступает черед производства замеров помещения нашими специалистами и фотосъемка. На этой основе чертится чертеж с указанием точных размеров.
Следующий этап – принятие планировочного решения с расстановкой мебели, бытового оборудования и сантехнических приборов. На данном этапе производится не только согласование всех основных вопросов, касающихся будущего проекта дизайна интерьера, но и принимаются решения в отношении конструкционных особенностей помещения и того, как лучше их обыграть с точки зрения композиции, эргономики и функционального назначения.
Этап эскизно-стилевого решения. В ходе этого этапа нами разрабатываются разные варианты основ дизайн-проекта интерьера. Каждый из них обсуждается с заказчиком и в ходе таких обсуждений выкристаллизовывается основная идея дизайна интерьера, его художественный стиль и декоративные особенности.
Этап подбора мебели, бытового оборудования и бытовой техники, сантехники, светового оборудования, основных, отделочных и декоративных материалов по каталогам от ведущих производителей. На основании предварительных эскизов и подбора материалов производится доводка дизайн-проекта до его состояния максимальной выразительности. Это один из самых важных этапов работы и после него нашему заказчику становится понятно, как именно его пожелания будут воплощены в жизнь.
Этап создания рабочего дизайн-проекта. Ведущий дизайнер и его помощники изготавливают точные и предельно подробные строительные и технические чертежи, по которым будут работать мастера.
3D визуализация дизайн проекта. Компьютер вошел в творческий процесс дизайнера с появлением первых графических программ, но одно дело, когда 3D визуализацией и моделированием занимается программист, и совсем другое дело, когда за компьютер садится профессиональный дизайнер-художник. Тогда на основе всех тех эскизов, которые были одобрены и утверждены заказчиком, на свет появляются такие графические листы, которые дают полное представление о будущем интерьере во всех его подробностях и деталях. В итоге изготавливается полный художественный альбом дизайн-проекта. Такой альбом распечатывается в формате А3 в 2-х экземплярах. Один передается заказчику, а второй тем мастерам-строителям, которые будут изготавливать по нему интерьер.
Этап окончательного декорирования. Этот этап работ связан с изготовлением дизайн-проектов на декор из текстиля, включающий в себя шторы, портьеры, занавеси, покрывала, подушки и другие строчевышивные изделия для дома, без которых в нем нет должного тепла и уюта. По сути это завершающий этап работы дизайнера, если не идет речь о его прямом участии в изготовлении интерьера через авторский надзор.
Этап авторского надзора. Авторский надзор за исполнением работ производится только по особому желанию заказчика. В таком случае распечатывается еще один экземпляр художественного альбома дизайн-проекта интерьера и его автор осуществляет вместе со своими помощниками регулярный контроль исполнения работ. Авторский надзор это гарантия того, что в городской квартире или загородном доме заказчика будет изготовлен именно тот интерьер, дизайн-проект которого он заказал и оплатил. В случае возникновения такой необходимости, по согласованию с заказчиком в дизайн-проект вносятся изменения.
Разработка дизайна интерьера включает в себя три стадии: обсуждение и первый эскиз, эскизный проект, рабочий проект. Порой самое сложное и главное - это первый эскиз. Ведь на стадии эскиза закладываются основные принципы и направленность интерьера.
Стадия эскизного проекта уточняет планировку, колористическое решение помещений, стилевые особенности. На стадии рабочего проекта оттачиваются мелочи и детали. Дается полное описание материалов, которые применяются и где они применяются, уточняются узлы стыковки полов, подвесных потолков, монтажа светильников и т.д. Разработка дизайна интерьера помещения (квартиры, дома, офиса, клуба, кафе и др.) - это творческая работа, требующая не только художественного чутья, но и профессиональных навыков в проектировании и контроле строительного процесса.
Из чегосостоит дизайн интерьера?
В процессе работы над созданием стиля интерьера нужно четко обозначить цели и задачи, которые нужно решить. Также необходимо знать несколько основных правил дизайна.
Во-первых, окружающее пространство должно подчиняться единству композиции, то есть квартиру или дом следует рассматривать как единое целое, в котором есть смысловой центр (гостиная, столовая) и второстепенные зоны. Элементы декора должны перекликаться, а выбранный стиль — строго выдерживаться.
Во-вторых, хороший дизайн подразумевает правильное соотношение пропорций предметов, которое уравновешивает пространство по физическим параметрам. В обывательском понимании это гармония. Изменение пропорций самого помещения (окон, дверей, стен) поможет его стилизовать.
В-третьих, такой прием как ритм используется для выражения эмоциональности пространства при помощи формы, объема, цвета и фактуры. Самый распространенный – линейный, при котором вся композиция стремится к выбранному центром объекту.
Не менее важен и баланс. В интерьере он выражается в распределении предметов относительно конфигурации пространства. Выделяют 3 типа: симметричный, ассиметричный и радиальный. Признаком хорошего дизайна интерьера считается прием фокусировки внимания на каком-либо предмете, который гармонично вписывается в общий вид.
Зонирование квартиры и расстановка мебели – один из важнейших этапов дизайна интерьера.
Зонирование помещения
Первым делом определите, какие зоны в квартире вам необходимы (обеденная, рабочая, зона отдыха и т.п.) и продумайте функции, которые будет выполнять каждая из них. В соответствии с этим сделайте приблизительную разметку плана помещения. Важно помнить, что зоны не всегда ограничены периметром комнаты. Для их разделения нередко используют различные конструкции: арки, подиумы, фальш-перегородки, а также мебель и шторы.
Расстановка мебели
Исходя из плана зонирования, определите перечень мебели, которая вам необходима. Если квартира небольшая, лучше отдать предпочтение многофункциональной мебели. Это может быть модульный диван или диван-кровать, раздвижной стол, складные и штабелирующиеся стулья.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить простой интерьерный проект
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Стилевое решение.Первоначальная планировка интерьера
2 этап. План зонирования. Организация интерьерного пространства.
3 этап.Расстановка мебели.
4 этап.Расстановка размеров.
5 этап. Цветовое решение
6 этап. Фактурная проработка материалов.
Контрольные вопросы
Что представляет собой дизайн интерьера?
Какие вопросы решает дизайн-проект?
Назовите этапы разработки дизайн - проекта.
Какие стадии включает в себя разработка дизайна интерьера?
Что такое зонирование помещений?
Практическое занятие № 3
«Составление простых супрематических композиций»
Тема 4. «Основы композиции»
Цель:получить теоретические знания по основам композиции, приобрести практические навыки по выполнению супрематических композиций.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, карандаши, гуашь, кисти, ластик.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Супрематизм (Лат. .supremus - наивысший, последний) - одно из основных течений абстрактного искусства, ставящее целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всех других форм физического мира.Таковыми были определены: прямая линия, квадрат, круг, треугольник. Композиции супрематического толка представляют собой изображения одной или нескольких геометрических фигур, цветных или черно-белых, статичных или динамичных, организованных по законам внутренней гармонии.Основатель этого течения К. С. Малевич выставил в 1915 г. свой знаменитый "Черный квадрат" - своеобразный изобразительный манифест супрематизма, воспринятый его учениками "как новая икона" (А. Н. Бенуа) . Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) . Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные ассимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества» , т. е. акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Составить простые супрематические композиции
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Составить композицию на основе геометрических форм (круг, квадрат, треугольник и т. п.)
2 этап. Выполнить фоновую заливку цветом.
3 этап.Цветом решить все элементы композиции.
4 этап.Выполнить при необходимости деталировку.
Контрольные вопросы
Какие композиции называются супрематические?
Какой художник является основателем супрематизма?
Что называется композицией?
Какие композиционные признаки вы можете назвать?
Какие средства композиции вы можете назвать?
Назовите законы композиции.
Практическое занятие № 4
«Составление динамичных и статичных композиций»
Тема 4. «Основы композиции»
Цель:приобрести практические навыки по составлению динамичных и статичных композиций.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, карандаши, гуашь, кисти, ластик, палитра.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Композиция должна быть гармонична и отдельные участки ее должны быть уравновешены. Шагаем дальше и разбираем следующие понятия: left0right0Статичное равновесие и динамичное равновесие. Это способы уравновесить композицию, способы создать гармоничность. Способы разные, так как воздействуют на наше зрение по- разному. Допустим, у нас есть две композиции. Смотрим на рисунок слева: что мы имеем? Мы имеем композицию, в которой учавствуют круг и полосы. Здесь показано статичное равновесие круга и полос. Как оно достигается? Во первых- если посмотреть на скрытую структуру листа композиции, то можно понять, что она строится в первую очередь по горизонтальным и вертикальным осям. Более чем статично. Во- вторых: использованы статичные элементы- круг и полосы, круг уравновешен полосами и не вылетает из плоскости и условный геометрический зрительный центр располагается на пересечении диагоналей, также композиция может рассматриваться со всех сторон, не давая повода выявлению дисгармонии. Теперь смотрим на рисунок справа. Мы видим динамичное равновесие нескольких полукругов и кругов с выделением доминанты цветом. Как достигается динамичное равновесие? Если смотреть на скрытую структуру листа, то кроме горизонтальных и вертикальных осей построения композии можно четко видеть использование диагональной оси. Ее присутствие, использование- выдает красный круг, который в этой композиции является доминантой, доминантным пятном, участком, на который глаз обращает внимание в первую очередь. Вводим понятие- композиционный центр.
Основные виды статичных форм:
- симметричная форма
- метрическая
- с незначительным смещением элементов
- с совмещением равных элементов
- с облегченным верхом
- с незначительным скосом элементов
- горизонтального членения
- равного расположения элементов
- с крупными сближенными элементами
- с крупным главным элементом
- симметричного расположения элементов
- с выделенным центром
2) Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.
Основные виды этих форм:
- форма со смещенными от центра осями
- ритмического характера
- перпендикулярного расположения элементов
- параллельного расположения элементов
- облегченного низа
- искривленного вида
- диагонального членения
- свободного расположения элементов
- вытянутых элементов
- наклонного расположения элементов
- асимметричного расположения элементов
- включенные в открытое пространство
3) Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна - форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции - это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов.
4) Зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся дизайн - объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции - это так называемые гибкие открытые, и изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Статика
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах - сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
Статичность - выражение покоя, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Такая форма пожалуй, не столь эффектна, как форма динамичная. Движение впечатляет куда больше, чем покой. Статичная форма обычно не только симметрична ( четко выраженный центр), но еще и обладает крупной массой. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательно тяжелое и большого размера.
Движение и выразительность можно также передать, показав неправильность и неустойчивость композиции. Для нас привычно распознавать положение покоя и статичности. Мы всегда можем сказать, находится ли тело в состоянии равновесия. Несбалансированность положения или формы объекта вызывает в нас предчувствие движения - мы ожидаем серии действий.
В ожидании форма визуально разрушается. Конечно, трудно определить очертания формы, находящейся в движении, поскольку мы обычно опираемся на ее очертания в фиксированном пространстве. Таким образом, разрушенный или стертый контур можно использовать как показатель движения. Форму, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным композиционным качеством.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.
Динамичность формы связана, прежде всего, с пропорциями. Равенство трех сторон объекта характеризует его относительную статичность. Разность сторон создает динамику, «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Сравним куб и вытянутый параллелепипед. Фигура слева( вытянутый параллелепипед) создает движение глаза вдоль длинной стороны. Положим параллелепипед плашмя: вертикаль исчезнет, а с ней и односторонняя направленность. Теперь это статичный, «лежачий» объем. Чтобы динамичность проявилась, необходимо обозначить начало, придав форме направленность. Небоскреб, устремленный ввысь, динамичен, поскольку мы видим начало формы и ее стремительное движение вверх.
Динамичная форма может быть свойственна как неподвижным объемам (архитектурным сооружениям, станкам), так и движущимся (различным транспортным средствам). Однако проявления этого свойства различны. Динамичная форма гоночного автомобиля или сверхзвукового самолета выражает сущность самого предмета, она определяется условиями аэродинамики. Форма техники 20 века - порождение ритма нашего времени.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Составить динамичные и статичные композиции
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Составить статичную композицию на основе геометрических форм (круг, квадрат, треугольник и т. п.)
2 этап. Выполнить фоновую заливку цветом.
3 этап.Цветом решить все элементы статичной композиции.
4 этап. Составить динамичную композицию на основе геометрических форм (круг, квадрат, треугольник и т. п.)
5 этап. Выполнить фоновую заливку цветом.
6 этап. Цветом решить все элементы динамичной композиции.
Контрольные вопросы
Какие основные законы композиции вы можете назвать?
Что такое единство, как связь частного и целого? Охарактеризуйте целостность.
Какую роль играют вертикали, горизонтали и диагонали в композиции?
Каково значение симметричных форм?
Что такое равновесие в композиции?
Охарактеризуйте понятие пропорции, золотое сечение.
Как вы понимаете закон контраста при выполнении композиции?
Что такое статика в композиции?
Что такое динамика в композиции?
Что такое открытая и закрытая композиции?
Симметрия, асимметрия в композиции. Их значение.
Каково значение формата?
Каковы законы формата?
Практическое занятие № 5
«Выполнение упражнений на сочетание различных фактур»
Тема 4. «Основы композиции»
Цель:приобрести практические навыки по выполнениюупражнений на сочетание различных фактур
Материалы и оборудование: гуашь, масляные краски, темпера, акварель, простой и цветные карандаши, поролоновый тампон, флейцевые кисти: щетинная и синтетика; форматы А4, зубная щетка или пульверизатор, стеклянные трубочки и др.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной. Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном. Можно перечислить ряд фактур различных материалов, которые широко применялись и сейчас активно используются в произведениях искусства. Это кость, фактуры металлов (кованого, чеканного, полученного в процессе литья), камня, стекла и т. д.Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные, прорезные, тисненые, жатые, граненые и т. д.).
Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может существовать без формы. Трудно представить себе форму без цвета, но фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно.
Соответствие формы и фактуры, их единство – одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Соответствие должно существовать также между фактурой и цветом. Например, для создания образа необходим желтый цвет. Но он может быть блестящим или матовым, иметь колючую или вязкую фактуру. Он может за счет фактуры оказаться тяжелым или легким, тем самым усилив выразительность образа.
3391535714375
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить упражнения на сочетание различных фактур
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Выполнить карандашом абстрактную композицию.
2 этап. Выполнить фон.
3 этап.Продумать фактуру всех элементов.
4 этап.Решить в цвете, применяя имитационные материалы.
5 этап. Выполнить деталировку.
6 этап. Завершить работу.
Контрольные вопросы
Что называется фактурой?
Что относиться к физическим свойствам фактуры?
Какие эмоциональные ощущения может вызывать у зрителя фактура?
Какими материалами и инструментами можно передать фактуру?
Фактуру каких предметов можно передать цветом?
Практическое занятие № 6
«Выполнение упражнений на сочетание различных текстур»
Тема 4. «Основы композиции»
Цель:получить теоретические знания в , приобрести практические навыки по выполнению
Материалы и оборудование:гуашь, масляные краски, темпера, акварель, простой и цветные карандаши, поролоновый тампон, флейцевые кисти: щетинная и синтетика; форматы А4, зубная щетка или пульверизатор, стеклянные трубочки и др.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Графическое изображение и точная передача текстуры различных материалов: дерева, коры, стекла и меха развивают наблюдательность и раскрывают возможности восприятия. Эти рисунки особенно сильны и убедительны, когда сделаны по памяти, следуя внутренним импульсам в ощущении материалов.Коллажи из различных материалов и объемные рельефные композиции, основанные на контрастах гладкого-шершавого, тусклого-блестящего, прозрачного-матового развивают внимательность к текстурам и их визуальной и тактильной выразительности. Графическое или живописное воспроизведение подобных текстур обостряет наблюдательность и чувство материала
В восприятии формы важное значение играет текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.
Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т.п.
Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной краске волокон древесины.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить упражнения на сочетание различных текстур
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Выполнить композицию просты карандашом на основе проработки пластики линии, точки, пятна.
2 этап. Используя различные сочетания материалов, отработать цветом различные технологии нанесения этих материалов.
3 этап.Выполнить деталировку.
4 этап.Завершить работу.
Контрольные вопросы
Что называется текстурой?
В чем отличие текстуры от фактуры?
Текстуру каких предметов можно передать графически и живописно?
Какие материалы можно применить, передавая текстуру?
Практическое занятие № 7
«Выполнение цветового спектра»
Тема 5. «Цветоведение»
Цель:получить теоретические знания по основам цветоведения, приобрести практические навыки по выполнениюцветового спектра.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, гуашь, кисти, готовальня, чертежные инструменты, ластик.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
http://www.iqlib.ru/http://www.rosdesign.com/http://rusgraf/graf1/Сведения из теории
Что такое цвет. Цвет есть совокупность психо-физиологических реакций человека на световое излучение, исходящее от различных самосветящихся предметов (источников света) либо отраженное от поверхности несамосветящихся предметов, а также (в случае прозрачных сред) прошедшее через них. Таким образом, человек имеет возможность видеть окружающие его предметы и воспринимать их цветными за счет света — понятия физического мира, но сам цвет уже не является понятием физики, поскольку это есть субъективное ощущение, которое рождается в нашем сознании под действием света.
Спектр. Цветовой круг. Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов—красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностяхвзаимодействияцветов. Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, — зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми—примесь желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого — желто-зеленым, т. е. теплым. Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.
Основные цвета
Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Составные цвета
Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Сложные цвета
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.
Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того.
-220345141605
Цветовой спектр
12 сегментов спектра подразделяются на первичные, вторичные и третичные цвета, их оттенки и тона.
Первичные цвета
Имея красный цвет в своей верхней части, круг фиксирует 3 первичных оттенка красного, желтого и голубого. Первичные цвета образуют равнобедренный треугольник внутри круга.
Вторичные цвета - оранжевый, фиолетовый и зеленый - располагаются между каждым из первичных цветов и также образуют треугольник.
Третичные цвета Известно 6 третичных цветов:
красно-оранжевый
желто-оранжевый
желто-зеленый
сине-зеленый
сине-фиолетовый
красно-фиолетовый
Они образуются из комбинаций первичных и вторичных цветов. Путем использования цветовых комбинаций можно сделать комнату привлекательной и теплой. При работе с цветом необходимо знать основные свойства цветов и понять основные термины цветоведения.
Исходный первичный, вторичный и третичный цвет насыщен, это означает, что в нем отсутствуют добавки черного, белого или серого.
Цвет описывается в терминах тональности, что отражает светлоту цвета или долю белого или черного.
Тоны. Белый цвет, добавляемый нарастающими долямик любому из двенадцати цветов спектра, создает светлые сочетания, называемые тонами. Розовый цвет - это тон красного цвета.
Оттенки. Добавление черного или серого к базовым цветам приводит к появлению цветовых сочетаний, называемых оттенками. Оттенком красного будетцветбургунди. Цветовая гамма может поражать, успокаивать и очаровывать. Цвета могут обладать таким сильным воздействием, что даже черно-белый вариант логотипа известной компании вызывает в памяти конкретные ассоциации. Увидев словосочетание кока-кола, вы подумаете о красном.
Цвет- великий уравнитель, все люди могут использовать любые цвета спектра вне зависимости от доходов.
На противоположных сторонах спектра располагаются дополнительные цвета. Соседствующие цвета конфликтуют между собой.
Теплые цвета кажутся выступающими на плоскости и находятся ближе к человеку, холодные кажутся утопленными и находятся дальше от наблюдателя.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить цветовой спектр
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Вычертить цветовой круг.
2 этап. Распределить цветовую растяжку.
3 этап.Залить цветом.
Контрольные вопросы
Опишите физическое воздействие цвета.
Опишите оптическое воздействие цвета.
Что такое цветовой тон?
Что такое насыщенность?
Назовите спектральные цвета.
Что такое гамма и колорит?
Дать общую характеристику цветовому кругу.
Назовите правила гармонизации цветов.
Что такое тональный контраст?
Что такое симультанный контраст?
Что такое цветовой контраст?
Перечислите композиционные свойства цвета.
Влияние черного и белого на проявление цветового контраста.
Что такое эстетика цвета? Назовите закономерности цветовых гармоний.
Каково значение цвета в композиции?
Практическое занятие №8
«Построение рядов хроматических и ахроматических тонов»
Тема 5. «Цветоведение»
Цель:получить теоретические знания по цветоведению, приобрести практические навыки по построению рядов хроматических и ахроматических тонов
Материалы и оборудование: бумага формата А3, гуашь, кисти, готовальня, чертежные инструменты, ластик.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Ахроматические цвета. Неизбирательным поглощением обладает белая бумага, белый мел, серая или черная бумага. Цвет таких тел называется ахроматическим, т. е. в дословном переводе с древнегреческого – бесцветным (а – отрицательная частица, хрома – цвет). Глаз человека способен различать (от самого белого до самого черного) около трехсот ахроматических цветов. Яркость непрозрачных несветящихся тел выражается произведением освещенности, умноженной на коэффициент отражения.
Коэффициент отражения характеризует светлоту тела. В условиях одинаковой освещенности яркость различных тел целиком зависит от коэффициентов отражения. Однако, если темно-серый предмет осветить, сильнее, чет светло-серый, то первый по яркости может сравниться и даже превзойти второй. Этим приемом пользуются, например, фотографы-портретисты. Когда необходимо понизить яркость, например белой одежды, чтобы на фотоснимке она меньше отвлекала внимание от главного лица, то ее освещают слабее, притеняют посредством экранов-затемнителей либо шторок, имеющихся на осветительном приборе.
Хроматические цвета. Для характеристики цветных поверхностей пользуются тремя определениями: цветовой тон, насыщенность, светлота. Цветовой тон и насыщенность вместе дают цветность, которая определяет цвет с качественной стороны. Количественные изменения цвета передаются различиями в его светлоте и насыщенности.
Цветовым тоном называется качественный признак, который обозначается словами красный, желтый, зеленый, синий и т.д. Названия эти даются на основании хроматических цветов с цветами спектра. Исключение составляет пурпурный цвет, отсутствующий в спектре, не существующий в природе.
Обозначается цветовой тон греческой буквой λ (лямбда) и выражается численно длиной волны того спектрального цвета, с которым имеет наибольшее сходство. Выражается цветовой тон длинной волны в нанометрах (нм). Цветовой тон пурпурных условно выражается длиной волны дополнительных им зеленых цветов, взятой со знаком минус.Деление спектра на семь цветовых тонов условно и сложилось под влиянием авторитета И. Ньютона, который в своих трудах по оптике пытался провести аналогию между спектром и музыкальной гаммой. В спектре глаз человека способен различить около 150 переходов по цветовому тону, названий же для них очень мало. Так, все цвета, составляющие переход от желтого к зеленому, обычно называют желто-зелеными, как если бы все они имели один и тот же цветовой тон. Кроме названий, производимых попарным соединением, пользуются также не собственно названиями цветов, а названиями предметов (тел), имеющих близкий по окраске цветовой тон (лимонный, кофейный, соломенный, кирпичный, вишневый, бирюзовый, рубиновый и т.д.).Насыщенностью называется степень выраженности цветового тона, т. е. степень близости цвета к чистому спектральному. Насыщенность цвета можно считать ощущением его чистоты. Самыми насыщенными принято считать спектральные цвета. Цвета со слабым выражением цветового тона называются малонасыщенными. Примерами малонасыщенных цветов могут служить розовый, бледно-зеленый, светло-голубой, коричневый, темно-зеленый, темно-синий.
Для измерения насыщенности цвета удобно пользоваться растворителями или ахроматическими красками. Для получения хроматического ряда убывающей светлоты после получения образца, окрашенного насыщенной краской, к ней добавляют порцию белой и производят окраску очередного образца. Так поступают до получения почти белой краски.
Обозначается насыщенность буквой P и выражается в долях от единицы или в процентах по отношению к самым насыщенным цветам – спектральным, насыщенность которых (или чистота) условно принимается за 100%.
Светлотой называется свойство окрасок поверхностей, позволяющее разделить их на светлые и темные. Самым светлым для глаза в спектре будет желтый цвет, самым темным – насыщенный фиолетовый. Светлота окраски характеризует видимую глазом отражательную способность поверхности тела, которую можно сравнивать с отражающей способностью других тел, находящихся в таких же условиях освещения. Обозначают светлоту буквой L. Выражают светлоту количественно в процентах по отношению с самой светлой окраске, светлота которой условно принимается за 100% (идеально белая поверхность).
Светлота часто находится в прямой зависимости от насыщенности. Например, по мере разведения красной краски белилами цвет становится малонасыщенным – розовым, а светлота возрастает. При добавлении черной краски к насыщенной снижаются насыщенность и светлота. С изменением светлоты некоторых красок изменяется и воспринимаемый цветовой тон. В этом можно убедиться на простом опыте: если на оранжевый образец, выполненный акварельной краской, нанести черную краску, то цветовой тон переходит в коричневый; при нанесении черной краски на желтый образец цветовой тон переходит в бурый. Светлота является постоянной характеристикой цвета окраски, она аналогична коэффициенту отражения и также не зависит от величины освещенности.
Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее.
Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.
Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Построить ряды хроматических и ахроматических тонов
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Расчертить на бумаге прямоугольник и разделить его на 10-12 частей.
2 этап. Выполнить ахроматическую растяжку от белого к черному, постепенно добавляя на палитре в белый цвет черную краску.
3 этап.Расчертить на бумаге прямоугольник и разделить его на 10-12 частей.
4 этап.Выполнить ахроматическую растяжку от светлого к темному, постепенно добавляя на палитре в цвет белую краску.
Контрольные вопросы
Какие цвета называются ахроматические?
Какие цвета называются хроматические?
Что называется цветовым тоном?
Какие характеристики цвета вы можете назвать?
Что называется насыщенностью цвета?
Что называется светлотой цвета?
Какие цвета считаются спектральные?
Практическое занятие № 9
«Выполнение упражнений на сочетание цветов»
Тема 5. «Цветоведение»
Цель:приобрести практические навыки по выполнениюупражнений на сочетание цветов.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, гуашь, кисти, готовальня, чертежные инструменты, ластик, палитра.
Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Признаки гармонии цвета:
1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:
1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;
1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;
1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.
5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6) Ясность и легкость восприятия.
7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
9) Организованность, порядок и рациональность.
Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:
гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;
бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;
негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.
Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
Цвета, расположенные в одной половине круга, называются родственно-контрастными. Это группы: синий-красный-желтый, красный-желтый-зеленый, желтый-зеленый-синий и зеленый-синий-красный. Соединив цвета в этих половинах круга хордами, параллельными диаметру, получим гармоничное сочетание двух цветов.
Цвета, расположенные на противоположных концах диаметров, называются контрастными и тоже гармонируют друг с другом.
Для поиска гармонического сочетания трех цветов впишем в круг равнобедренный треугольник, основание которого параллельно диаметру. Цвета, расположенные на вершинах треугольника, гармонируют Друг с другом .Вписав в круг равносторонний треугольник и поворачивая его, получим бесконечно большое число сочетающихся цветов.
К О Ж ЗГ С Ф ПБ Ч С
е
ры
й К
о
ри
ч Зо
л
о
т
о С
е
ре
б
ро
К Х - ? + + + - -- + + - ? + +
О Х - -- + + + -- + - -- ? - -
Ж Х ? + + + -- - - -- + - -
З Х - ? + + ? -- - + + +
Г Х -- ? + + -- -- + + +
С Х - + + -- -- + + +
Ф Х - - -- - ? + +
П Х + - - - + +
Б Х + + + + -
Ч Х + - + +
Серый Х ? - -
Корич. Х - +
Золото Х ?
Серебро Х
Поясниения:
- ПЛОХО
-- ОЧЕНЬ ПЛОХО
+ ХОРОШО
ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить упражнения на сочетание цветов
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Выполнить композицию простым карандашом на формате А4.
2 этап. Используя родственные цвета одной из четырех групп, организовать гармонические сочетания родственных цветов:
из цветов ослабленных светлот и насыщенностей;
из затемненных цветов;
из родственных цветов разных светлот и насыщенности.
3 этап. Выполнить композицию простым карандашом на формате А4.
4 этап.Используя гармонические сочетания родственно-контрастных цветов одной из четырех групп, организовать с помощью гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов, используя добавление одного цвета, высветленного или затемненного из теневых рядов сочетаемых цветов, а можно использовать разные светлотные отношения.
5 этап. Выполнить композицию простым карандашом на формате А4.
6 этап. Используя гармонические сочетания контрастных цветов (цвета можно выбирать из разных четвертей круга, используя спектральный цветовой круг), выполните композицию в цвете.
7 этап. Дать названия всем композициям.
Контрольные вопросы
Что такое гармония?
Что называется цветовой гармонией?
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик Какие это характеристики?
Какие цвета называются родственно-контрастными?
Какие цвета называются контрастными?
Какие виды контраста вы можете назвать?
Практическое занятие № 10
«Выполнение простого натюрморта с передачей светотеневой градации»
Тема 6. «Виды освещения»
Цель:получить теоретические знания по основам рисунка и приобрести практические навыки по выполнениюпростого натюрморта с передачей светотеневой градации
Материалы и оборудование: бумага формата А4Литература:
1.Фиталева С. В., Барабошина Д. А.. Основы технологии художественно-оформительских работ.Издательство: Академия, 2011.- 216с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия,2009,2012
3. Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
Сведения из теории
Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
В истории изобразительного искусствасвет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие: светотень, в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени.
Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязьчастей и целостность композиции.
Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.
Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градациисвета и тени на их поверхности определяют понятиями: блик, свет, светораздел (полутон), тень, рефлекс.
Различают следующие элементы светотени:
света́ — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Изображение градацийсветотени помогает художнику выявить объем изображаемых тел на плоскости листа бумаги, картона, холста.
Тени подразделяют на собственные (на поверхности предмета) и падающие (отбрасываемые предметом на плоскость или другие предметы). Однако изображение светотени необходимо отличать от тональных (в том числе светотеневых) отношений изображения, которые подчиняются не оптическим, а композиционным закономерностям, т. е. отношениям светлоты, которые художник сознательно выстраивает на плоскости, в объеме или пространстве. Художник не изображает, а искусно компонует свет и тень. Поэтому можно сказать, что светотень в природе является оптической основой формообразования в искусстве.
Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональнымрисунком, необходимо хорошо освоить закономерности светотени.
Поэтому свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.
Слово«тон» происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета.Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.
Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый), расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве, где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать.
Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану.
Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу), так и естественное (солнечные лучи). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней. Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений. Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневыхградаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам. Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму, отделяя световую часть от теневой.
Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше. Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света. Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света. На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень. При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик, вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке, чтобы выявить блик, необходимо выдержать определенную тональность, что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности.
Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света. Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом - по изогнутой образующей. В данном случае лучи света, определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности. Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.
Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна - падающая тень. Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени.
Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света. По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.
Контраст светотени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная - темнее, а границы линий ребер - отчетливее. Из этого следует, что степень освещенности поверхности зависит от силы источника света, расстояния от него до поверхности, а также - от угла падения световых лучей на поверхность.
Знания закономерностей светотеней, полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных форм, находящихся в различных условиях освещения (независимо от их окраски). Закон распределения света и теней, независимо от сложности форм и характера поверхностей предметов, имеет единую для всех сущность. Поэтому для правильного его применения в рисунке таких более сложных по форме предметов, как фигура человека, детали архитектуры, необходим анализ характера изгибов, образующих форму.
Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верные тональные отношения от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном. Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном.
Порядок выполнения
Повторить теоретический материал по теме.
Получить задание для выполнения практической работы.
Выполнить задание.
Оформить практическую работу.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задание
Выполнить простой натюрморт с передачей светотеневой градации
Алгоритм выполнения работы
1 этап. Выполнение форэскиза.
2 этап. Определение взаиморасположения и пропорций всех частей натюрморта.
3 этап.Перспективный анализ и прорисовка невидимых линий. Построение границ теней.
4 этап.Свето-тоновая проработка
5 этап. Прокладка больших тональных пятен, передающих общие отношения свет – тень – фон.
6 этап. Моделировка полутонами формы предметов с выявлением краевых контрастов на гранных телах, рефлексов, градаций полутонов от света к тени.
7 этап. Завершение работы: проверка правильности общих тональных отношений, смягчение контрастов.
Контрольные вопросы
Определите понятие светотени.
Объясните закономерности распределения света по форме.
Что такое тон?
Как объяснить тональные отношения?
В чем состоят основные закономерности тональных отношений?
Что такое рефлекс?
Что такое блик?
От чего зависят падающие тени?