Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы философии


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности: Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Прикладная информатика, Музыкальное образование
Сибай 2016

Разработала: Исяндавлетова Р.Р. преподаватель ГБПОУ Сибайский педагогический колледж.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программ по специальности Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Прикладная информатика, Музыкальное образование разработанный в соответствии с примерной программой.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов стр.
1. Введение 4
2. Образовательный маршрут 5
3. Содержание дисциплины 7
4. Практические занятия 98
5. Самостоятельная работа 150
6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 164
7. Информационное обеспечение дисциплины Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
Для получения зачёта по дисциплине «Основы философии» необходимо наличие положительных оценок по всем точкам рубежного контроля. В случае Вашего отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающаядискуссии,семинарские занятия, круглый стол, презентации, сочинение-эссе, социологическое исследование.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачёт.
Зачет выставляется на основании оценок за точки рубежного контроля.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
ориентироваться в системе философского знания.
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
предметную область философского знания; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;
роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Общие компетенции (ОК) Результат, который Вы должны получить после изучния дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Видеть объективную картину мира.
Быть политически грамотным и политкорректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Качественно выполнять свои профессиональные функции.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации. Понимать ценностно-мотивационную основу своей профессиональной деятельности.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Создавать проекты решений различных политических и социальных проблем.
Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.
Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности
Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Понимать психологические особенности собеседника.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
Создавать коллективные проекты решения различных социальных, политических проблем.
Проявлять социальную толерантность.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
Проявлять уважение к окружающим.
Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.
OK 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.
.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещённом на двери кабинета преподавателя.
Образовательный маршрут по дисциплине
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи
количество
Практические занятия 10 часов
Точки рубежного контроля 5
Промежуточная аттестация Д/З.
Желаем Вам удачи!

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Краткое содержание теоретического материала программы
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии
Студенты должны знать: наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появившиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.
Студенты должны уметь: прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.
Тема 1.1. Философия древнего мира
Основные понятия и термины по теме: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, мировоззрение, конфуцианство, даосизм, буддизм.План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Мировоззрение.
2. Понятие философии и её особенности. Предмет и структура философии.
3.Задачи и основные функции философии. Значение философии в формировании мировоззрения и духовных убеждений.
4. Философия Древнего Китая и Индии.
5. Античная философия.
Тема 1.2. Средневековая философия: истоки, особенности, содержание
Основные понятия и термины по теме: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, патристика, схоластика, номинализм, реализм, концептуализм.План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1.Характерная черта среднековековой философии
2. Патристика, ее идеи и значение.
3. Схоластика, реализм и номинализм.
4. Философия Арабского мира.

Тема 1.3. Философия Нового времени
Основные понятия и термины по теме: антропоцентризм, гуманизм, эмпиризм, рационализм, социальный оптимизм, позитивизм, эволюционизм.План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
3. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизм
Тема 1.4. Зарубежная философия Новейшего времени
Основные понятия и термины по теме: неопозитивизм, прагматизм, экзистенционализм, философия бессознательного, рациональное, иррациональное течения.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Основные направления философии двадцатого века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенционализм.
2. Философия бессознательного.
Тема 1.5. История русской философии.
Основные понятия и термины по теме: славянофильство и западничество, народничество, марксизм
План изучения темы:
1.10 – 17 вв. – зарождение русской философии.
2. Славянофильство и западничество
3. Народничество
4. Религиозная философия
5. Русский марксизм
6. Философская мысль в советской и постсоветской России.
Раздел 2. Учение о бытие
Студенты должны знать: понятие категории «бытие», основные формы бытия, категорию «материя», атрибуты и модусы материи, структурные уровни материи. Законы развития
Студенты должны уметь: выделять и отличать философские модели мира; свойства, присущие атрибутам материи; раскрывать действительное единство мира.
Тема 2.1. Бытие материи и духа
Тема 2.2. Материя: понятие, свойства, основные виды
Основные понятия и термины по теме: понятие категории «бытие», основные формы бытия, категорию «материя», атрибуты и модусы материи, структурные уровни материи.
План изучения темы:
1. Бытие как философская проблема. Формирование представлений о бытии в истории философии. Бытие природы
2. Общественное бытие и бытие духовного.
3. Материя и субстанция
4. Формирование представлений о материи в истории философии и науки.
5. Материальное и идеальное.
6. Формы бытия материи. движение и его основные формы
7. Единство материи, движения, пространства и времени
Тема 2.3. Движение. Диалектика.
Тема 2.4. Категории диалектики.
Основные понятия и термины по теме:
План изучения темы:
1. Диалектика. Понятие диалектики.
2. Объективная и субъективная диалектика. Структура диалектики и ее основные функции. Детерминизм и индетерминизм.
3. Закон. Закономерности. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.
Раздел 3. Человек-сознание-познание
Студенты должны знать: основные проблемы, связанные с изучением человека; его происхождение; современные данные о природе, структуре сознания; какими методами и приемами человек познает окружающий мир.
Студенты должны уметь: анализировать современные представления о природе человека, вырабатывать свое отношение к категориям человеческого бытия.
Тема 3.1. Проблемы антропосоциогенезаОсновные понятия и термины по теме: основные проблемы, связанные с изучением человека; его происхождение; анализировать современные представления о природе человека, вырабатывать свое отношение к категориям человеческого бытия.
План изучения темы:
1. Человек как главная философская проблема.
2. Проблемы антропосоциогенеза. Философия о происхождении и сущности человека.
3. Человек как дух и тело.
4. Основные отношения человека к самому себе, к другим, к обществу, к культуре, к природе.
Тема 3.2. Проблема сознания
Основные понятия и термины по теме: сознание, идеальное и материальное сознание, мышление, язык, сознание и бессознательное.
План изучения темы:
1. Проблема сознания. Философия о происхождении и сущности сознания.
2. Три стороны сознания: предметное сознание, самопознание, сознание как поток переживаний (душа).
3. Идеальное и материальное сознание, мышление, язык.
4. Сознание и бессознательное. 3. Фрейд.
5. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Тема 3.3. Философия познания
Основные понятия и термины по теме: гносеология, агностицимПлан изучения темы:
1. Философия познания.
2. Как познает человек окружающий мир.
3. Спорсенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе сознания.
4. Знание. Методы и формы научного познания.
Раздел 4. Духовная жизнь человек
Студенты должны знать: основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума.
Студенты должны уметь: соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира, понимать место и роль религии и искусства в понимании природы
Тема 4.1. Научная и философская картины мира
Основные понятия и термины по теме: научная картина мира, религиозная картина мира, научная картина мира
План изучения темы:
1. Философия и научная картина мира.
2.Объективный мир и его картина. 3. Основные категории научной картины мира.
4. Научные конструкции Вселенной и философское представление о месте человека в космосе.
Тема 4.2. Философия и религия
Основные понятия: православие, ислам, буддизм, иудаизм
План изучения темы:
1. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.
2.Религия о смысле человеческого существования. 3. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями. 4. Кризис религиозного мировоззрения. Православие, ислам и другие формы религиозного мировоззрения в России и формирование религиозной толерантности.
Тема 4.3. Философия и искусство
План изучения темы:
1.Искусство как феномен, организующий жизнь. 2. Талант и гений.
3. Кризис современного искусства.
Раздел 5. Социальная жизни
Студенты должны знать: основные концепции исторического развития, особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность, что такое массовая культура, контркультура. Проблемы и перспективы развития.
Студенты должны уметь: критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории; что, значит, быть культурным человеком.
Тема 5.1. Философия и история.
План изучения темы:
1. Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, Маркс),концепции многолинейного развития (Ясперс, Вебер), циклического развития (Шпенглер, Тойнби). 2. П. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 5.2. Философия и культура
План изучения темы:
1. Теории происхождения культуры. Человек вмире культуры.
2. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура.3. Культура и контркультура. Кризис культуры.
4. Взаимодействие культур: Запад и Восток.
Тема 5.3. Философия и глобальные проблемы современности.
План изучения темы:
1. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета.
2. Перспективы развития
2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯРекомендации по подготовке к практическим занятимТематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом и требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Подготовка к практическим занятиям включает проработку лекционного материала, а также самостоятельного изучения отдельных вопросов по заданным темам.
Практическое задание №1.Тема: Средневековая философия: истоки, особенности, содержание
Оцениваемые умения и знания: анализ философских текстов, выявление и понимание содержащиеся в них философские смыслы, нахождение правильных и точных ответов на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении..
Перечень учебных элементов содержания: средневековая философия, патристика, схоластика, Аврелий Августин, реализм, номинализм, теоцентризм Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
1) Место и роль патристики в формировании средневековой философии.
2) Соотношение средневекового и античного типов философии.
3) Основные проблемы патристической мысли.
4) Специфика Восточной и Западной патристики.Практическое занятие №2
Тема: Философия Нового времени
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знание основных категорий и понятий философий; определение роли философии в жизни человека и общества.
Перечень учебных элементов содержания
Философия Ф. Бэкона. Философия Р.Декарта. Н.Кузанский.
Основные законы диалектики Гегеля.
Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1. Объясните:
- что такое познание «путем паука», «путем муравья» и «путем пчелы»? Приведите примеры.
- почему книга Н. Макиавелли «Государь» вызвала неоднозначную оценку? В чем вы согласны с Макиавелли, а в чем – нет?
- как вы понимаете, что такое «ученое незнание» Николая Кузанского?
- как вы думаете, почему портрет Ф. Бэкона украшает здание Лондонского королевского общества.
- согласны ли вы с известным афоризмом Бэкона «Знание – сила»?
Задание 2. Составьте проект своего государства.
Практическое занятие № 3.
Тема: История русской философии»
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знание основных категорий и понятий философий; владение основами философского учения о бытии; владение сущности процесса познания.
Перечень учебных элементов содержания
Русской философии(11-17 вв.), характеристика и специфика. Философия западников и славянофилов. Философия В. Соловьева, Достоевского, Толстого, Бердяева.
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Становление русской философии (предфилософия) – XI-XVIIвв.
2. Русская философия XVIII века
3. Становление русской философии как науки (конец XVIII – I пол. XIX в.)4. Философия Серебряного века (II пол. XIX-XX вв.)5. Современная отечественная философия (после 20 г. XX в.)
а) зарубежная русская философия
б) советская философия
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации.
Практическое занятие №4
Тема: «Бытие материи и духа»
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия; знание основных категорий и понятий философий.
Перечень учебных элементов содержания
Понятие онтологии. Содержание категории бытия. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия. Общественное бытие. Бытие духовное.

Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Понятие онтологии и содержание категории «бытие»
2. Проблема бытия в истории философии: античной, средневековой, новоевропейской
3. Проблема бытия в русской религиозной философии
4. Основные формы бытия
5. Бытие природы. Экологическая проблема
6. Общественное бытие и бытие духовногоИнструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации.
Практическое занятие №5
Тема: «Проблема антропосоциогенеза»
Оцениваемые умения и знания: знание основных категорий и понятий философий; ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; владение сущности процесса познания; ориентирование в условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Перечень учебных элементов содержания
Антропология, антропосоциогенез, происхождение человека, сущность человека
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Важнейшие понятия философской антропологии
2. Социальные типы личности
3. Сущность человека, его уникальность, универсальность и целостность
4. Свобода и ответственность личности в современном мире
5. Смысл и назначение человека. Смерть и бессмертие
6. Кризис личности в современном мире и пути его преодоления
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации.
Практическое занятие №6
Тема: Философия познания
Оцениваемые умения и знания: знание основных категорий и понятий философий; ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни;
Перечень учебных элементов содержания: познание, гностицизм, агностицизм, методы и формы познания
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Как познает человек окружающий мир.
2. Спорсенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе сознания.
3. Знание.
4. Методы и формы научного познания
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации
Практическое занятие №7
Тема: Научная и философская картина мира
Оцениваемые умения и знания: знание основных категорий и понятий философий; владение социальными и этическими проблемами, связанными с развитием и использованием достижений науки, техники, технологии.
Перечень учебных элементов содержания: научная картина мира, религиозная картина мира, научная картина мира
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Философия и научная картина мира.
2.Объективный мир и его картина. 3. Основные категории научной картины мира.
4. Научные конструкции Вселенной и философское представление о месте человека в космосе
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации
Практическое занятие №8
Тема: Философия и религия
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знание основных категорий и понятий философий; определение роли философии в жизни человека и общества.
Перечень учебных элементов содержания: православие, ислам, буддизм, иудаизм
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.
2.Религия о смысле человеческого существования.3. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями.
4. Кризис религиозного мировоззрения.
5. Православие, ислам и другие формы религиозного мировоззрения в России и формирование религиозной толерантности.
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации.
Практическое занятие №9
Тема: Философия и искусство
Оцениваемые умения и знания: понимание место и роли искусства в жизни
Перечень учебных элементов содержания: массовое искусство, талант, гений
Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1.Искусство как феномен, организующий жизнь.2. Талант и гений.
3. Кризис современного искусства.
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации
Практическое занятие №10
Тема: «Философия и глобальные проблемы современности»

Оцениваемые умения и знания: знание основных категорий и понятий философий; владение социальными и этическими проблемами, связанными с развитием и использованием достижений науки, техники, технологии.
Перечень учебных элементов содержания
Понятие и сущность глобальных проблем. Проблема терроризма и термоядерной войны. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема здоровья человечества. Ресурсная проблема. Энергетическая проблема. Продовольственная проблема. Проблема освоения космоса и Мирового океана. Пути решения глобальных проблем. Будущее человечества.

Подготовить ответы на вопросы по следующему плану:
1. Сущность глобальных проблем
2. Угроза термоядерной катастрофы и проблема всемирного ядерного разоружения
3. Глобальная проблема №1 - терроризм
4. Экологическая проблема
5. Демографическая проблема
6. Проблема здоровья человечества
7. Ресурсная проблема
8. Энергетическая проблема
9. Продовольственная проблема
10. Проблема освоения космоса и Мирового океана
11. Пути решения глобальных проблем
12. Новые перспективы биологического существования человека. Жизнь, смерть, бессмертие
13. Горизонты будущего: человек и мир.
Инструкция
1. Подобрать материал, используя различные источники знаний, в том числе Интернет.
2. Указать источники информации.
2.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь."
Китайская мудрость
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.Функции самостоятельной работы: - информационно – обучающая; - развивающая; - ориентирующая; - стимулирующая; 5 - воспитывающая.
Цели самостоятельной работы: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений.Формы самостоятельной внеаудиторной работы, предлагаемые задания должны иметь дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.
Виды самостоятельных работ: составление плана текста, конспектирование, выполнение схем и таблиц, эссе, выполнение творческих работ, написание реферата и доклада, подготовка презентации
Методические рекомендации по конспектированию текста
Конспект одна– это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов. Существует две разновидности конспектирования: - конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья); - конспектирование устных сообщений (например, лекций). Конспект может быть кратким или подробным. Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними. Если вы работаете с печатным источником, надо знать следующее. Текст состоит из абзацев. Их назначение – облегчить зрительное восприятие текста и обозначить начало новой авторской мысли, положения. Очень важно научиться выражать главную мысль, заключенную в абзаце, своими словами, сохранив при этом логику изложения текста автором. Иногда из абзаца можно извлечь не один, а несколько тезисов.
Методические рекомендации по выполнению схем, сравнительных и тезисных таблиц.
Одной из таких форм самостоятельной работы студента является создание схем или таблиц по исследованному материалу по изучаемой дисциплине. Преподавателем обеспечивается формирование кроме списка литературы, как основной и дополнительной, иных источников самостоятельной работы студента (например, Интернет-ресурс). Преподавателем прилагаются образцы и рекомендации по созданию различных схем, а также методика формирования сравнительного анализа при составлении таблицы. Данный метод определяется как частично поисковый, т.е. часть материала по созданию схем определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим студентом. Студент, применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно- практический и учебный материал с позиции анализа для формирования определенной схемы или таблицы. Кроме этого данный метод является репродуктивным способствующим формированию монологического высказывания студента определяющего основные моменты, принципы и способы, послужившие основанием для формирования схемы или таблицы, а в дальнейшем для ее представления или защиты. Самостоятельно и индивидуально каждый из студентов выявляет на основе анализа теоретического материала необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения. Педагогическая ценность подобной работы студентов заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности студента, при максимальной индивидуализации задания, с учетом психофизиологических особенностей студентов. Работа каждого из студентов оценивается преподавателем с позиции логического и образного мышления. Для самостоятельной работы используется также другой вид создания таблиц на основе сравнительного анализа, когда студент для осуществления самостоятельной работы имеет только объекты сравнения, а выявление сходства и различия определяется им самим. Используя учебно-практическое пособие по дисциплине (если такое имеется), литературу, рекомендованную преподавателем, студент выявляет характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой.
Методические рекомендации по подготовке и защите сообщений, докладов, рефератов, создании мультимедиапрезентаций
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки : 1. Определение цели. 2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада. 3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного. 5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана. 6. Композиционное оформление доклада. 7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления. 8. Выступление с докладом. 9. Обсуждение доклада. 10. Оценивание доклада
. Выступление состоит из следующих частей: Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: - название доклада; - сообщение основной идеи; - современную оценку предмета изложения; - краткое перечисление рассматриваемых вопросов; - интересную для слушателей форму изложения; - акцентирование оригинальности подхода. Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Методические рекомендации по подготовке мультимедиа- презентаций по докладам
Использование информационных технологий дает возможность студентам осуществить более детальный анализ стилей, знакомство с разными художественными течениями и творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, усвоить более продуктивно виды и жанры искусства. Выполнение творческих заданий на компьютере в виде слайдовой презентации предоставляет студенту возможность экспериментировать, с различными вариантами изображения, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.
Тематика самостоятельных работ:
1. Философия Аристотеля
2. Философия эллинизма
3. Средневековая философия
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
5. Философские концепции XX века
6. Философская мысль в советское время
7. Личная духовность и ее составляющая
8. Отражение как свойство материи.
9. Социальные нормы и нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в жизни человека
10. Материалистическое объяснение природы сознания
11. Философия познания
12. Научные революции, типы миропонимания
13. Философские концепции исторического развития.
14. Петр Чаадаев о судьбе России
15. Кризис современной цивилизации
16. Закон единства и борьбы противоположностей.
17. Закон перехода количественных изменений в качественные.
18. Закон отрицания отрицания.
20. Философия о происхождении и сущности человека.
21. Основные отношения человека.
22. Фундаментальные характеристики человека.
23. Основополагающие категории человеческого бытия.24. Проблема истины.Проблема сознания.
Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание, душа.
Идеальное и материальное.
Сознание, мышление язык.
Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.
Тематика рефератов:
Четыре эпохи философии.
Античная философия.
Средневековая философия.
Философия нового времени.
Философия XX в.
Философия о человеке.
Философия об обществе.
Три главные ценности.
Философия о красоте.10.Философия о добре.
11.Три современные концепции истины.
12.Уровни научного исследования.
13.Философия языка.
14.Философия техники.
15.Философия природы.
16.Две интерпретации образования.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний
Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний могут представлять собой перечни вопросов, задания с выбором ответа (с одним или несколькими правильными ответами), задания на установление соответствия, сравнение, анализ, ситуационные задания (задачи, кейсы), задания на лабораторную (расчетно-графическую и т.п.) работу, сценарии деловой (ролевой) игры и т.д.. В зависимости от этого изменяется форма их представления.Контрольная работа №1
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей; знание основных категорий и понятий философий; определение роли философии в жизни человека и общества.
Перечень учебных элементов содержания Философия Древнего мира: античная философия (философия Пифагора, Сократа, Платона, Гераклита, Аристотеля, элейская философия, философия Эпикура, философия Древней Индии и Китая). Предмет философии.
Философия Средневековья: философия Августина Блаженного, Фоме Аклинского, спор номиналистов и реалистов. Философия эпохи Возрождения. Место философии в жизни человека.

Вариант №1
Вопросы для контроля по теме: Античность и Средневековье
1. Основной проблемой древнегреческой философии является:
а) доказательство бытия Божия; б) метод познания;
в) устройство космоса и место в нем человека;
г) развитие мировой цивилизации и её типов.
2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:
вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);
гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);
варианты а и в верны.
3. Кто говорил: «Я знаю, что ничего не знаю»:
а) Сократ; б) Аристотель; в) Платон; г) Пифагор.
4. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии; б) эйдосов; в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
5. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:
традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;
связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);
не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);
достижение общего блага, т.е. справедливости.
6. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:
а) античность, возрождение, новое время;
б) апологетика, патристика, схоластика;
в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;
г) варианты а и б верны.
7. Средневековая философия (III–XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:
а) гедонизм, атомизм, этический рационализм; б) платонизм, неоплатонизм и аристотелизм; в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;
8. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:
а) геоцентрической; б) гелиоцентрической;
в) механической; г) варианты б и в верны.
9. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
10. Учение Фомы Аквинского (1221–1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; б) томизмом;
в) августинизмом; г) папизмом.
Контрольная работа №2
Оцениваемые умения и знания: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей; знание основных категорий и понятий философий; определение роли философии в жизни человека и общества.
Философия Нового времени: философия рационализма (Р Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), философия эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк), философия Д. Беркли и Д. Юма. Роль философии в жизни человека.
Вопросы для контроля по теме: Возрождение и Новое время
1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах:
а) провиденциализма; б) пантеизма; в) монотеизма; г) релятивизма.
2. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает:
а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный.
3. Пико Делла Мирандола (1463–1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:
а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме».
4. Согласно символике Николая Кузанского (1401–1464) мир представляет собой:
а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;
в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.
5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
6. Николай Коперник (1473–1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой:
астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;
представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;
представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;
астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.
7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:
а) множества миров и бесконечности вселенной;
б) конечности вселенной в пространстве и во времени;
в) качественного различия между Землёй и другими планетами;
г) наличия у вселенной множества центров.
8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения:
а) арианства;
б) католицизма;
в) православия;
г) протестантизма.
9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:
а) феодальной аристократии;
б) католического духовенства;
в) утвердившегося класса буржуазии;
г) доминиканских и францисканских монастырей.
10. Девизом философии Нового времени становится изречение:
Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;
И. Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;
Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;
Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
11. Френсис Бэкон (1561–1636) призывает руководствоваться в познании методом:
а) анализа; б) синтеза; в) дедукции; г) индукции.
12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596–1650) выдвигает:
концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;
концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;
концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);
концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:
эмпиризма и рационализма;
рационализма и эмпириокритицизма;
материализма и идеализма;
номинализма и реализма.
14. По мнению Джона Локка (1632–1704), душа человека – это:
частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;
вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;
человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;
совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632–1677):
а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;
в) бог находится в природе, являясь ее творцом;
г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
16. Немецкий философ, математик Г.В. Лейбниц (1646–1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:
идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;
материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;
субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;
в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
17. Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
18. Скептицизм Дэвида Юма (1711–1776) заключается в том, что:
он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;
действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;
мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;
г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
Контрольная работа № 3
Перечень учебных элементов содержания
Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания. Категории «бытие», «материя», «субстанция». Движение. Пространство. Время. Сознание. Познание.
1. Что такое бытие? Формы бытия? Примеры
2. Назовите категорию противоположной бытию? Примеры
3. Определите структуру материи, характерные черты материи
4. Определите форму движения по указанным примерам: размножение; движение атомов и молекул; обмен веществ; материальное производство; движение элементарных частиц и полей;
5. Какую характерную черту материи доказывают следы, сознание, эхо, царапина?
6. Что такое диалектика?
7. Законы диалектики? Примеры по каждому закону
8. Что такое сознание?
9. В чем заключается проблема сознания?
10. Что такое познание? Основные точки зрения на процесс познания.
11. Структура познания
12. Формы познания
Контрольная работа №4
количество вариантов 3
Оцениваемые умения и знания: знание основных категорий и понятий философий; ориентировка в основах научной, философской и религиозной картин мира.
Перечень учебных элементов содержания
Буддизм. История возникновения буддизма. Буддизм о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Буддизм и его сущность.
Христианство. История возникновения христианства. Христианство о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Христианство и его сущность. Наука как форма познания.
Ислам. История возникновения ислама. Ислам о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Ислам и его сущность. Философия искусства. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Кризис современного искусства.
Научная и философская картина мира. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число и т.д. Научные конструкции вселенной. Философия о месте человека в космосе.
Вариант №1
1. Буддизм.
2. Научная и философская картины мира.
Вариант №2
1. Христианство.
2. Наука как форма познания.
Вариант №3
1. Ислам.
2. Философия искусства.
Контрольная работа №5
количество вариантов 3
Оцениваемые умения и знания: владение социальными и этическими проблемами, связанными с развитием и использованием достижений науки, техники, технологии; ориентирование в условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; знание основных категорий и понятий философий.
Перечень учебных элементов содержания
Философское учение об обществе. Общество. Цивилизации. Культура. Глобализация. Философские концепции исторического развития. Человек в мире культуры. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа. Кризис современной цивилизации.
Вариант №1
1. Философское учение об обществе.
2. Дайте определение понятия «цивилизация».
Вариант №2
1. Философское учение о культуре.
2. Дайте определение понятия «глобализация».
Вариант №3
1. Философское учение об истории.
2. Дайте определение понятия «культура».
Инструкция
Максимальное время выполнения задания – 45 мин.
3.2. ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬ
Организация контроля и оценки освоения программы УД
Итоговый контроль освоения УД «Основы философии» осуществляется на дифференцированном зачете. Условием допуска к промежуточной аттестации по дисциплине является положительная текущая аттестация по УД «Основы философии».
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования на 4 курсе. Тестовые задания охватывает все разделы и темы программы УД «Основы философии». Задания изложены в 2-х вариантах, по 50 вопросов в каждом варианте. Из 4-х вариантов ответа выбрать 1 верный ответ.
Критерии оценивания: 50-45 верных ответов – оценка «отлично»
44-35 верных ответов – оценка «хорошо»
34-25 верных ответов – «удовлетворительно»
Менее 25 верных ответов «неудовлетворительно»
Вариант 1
С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к истине
любовь к мудрости
учение о мире
божественная мудрость
Определите время возникновения философии:
середина III тысячелетия до н.э.
VII-VI в.в. до н.э.
XVII-ХVIII в.в.
V-XV в.в.
Мировоззрение – это:
совокупность знаний, которыми обладает человек
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
система адекватных предпочтений зрелой личности
Направление, отрицающее существование Бога, называется:
атеизм
скептицизм
агностицизм
неотомизм
Гносеология – это:
учение о развитии и функционировании науки
учение о природе, сущности познания
учение о логических формах и законах мышления
учение о сущности мира, его устройстве
Аксиология – это:
учение о ценностях
учение о развитии
теория справедливости
теория о превосходстве одних групп людей над другими
Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Эстетика
Этика
Онтология
Гносеология
Для идеализма характерно утверждение:
первооснова мира -материя
первичного сознание, материя независимо от сознания не существуетматерия и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
это строгая непротиворечивая система суждений о природе
Агностицизм – это:
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
учение, постулирующее наличие потусторонних сил
учение о развитии философских знаний
учение о ценностях
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Лао-цзыКонфуций
НагарджунаКитайский философ, основатель даосизма
Лао-цзыКонфуций
Сюнь-цзы г) Мэн-цзыВпервые понятие бытия в философии употребил
Боэций
Плотин
ПарменидГ.В.Ф.ГегельВысказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
И.Канту
К.Марксу
Аристотелю
Протагору
Объективно-идеалистическая философия была основана:
ДемокритомПарменидомПлатоном
Пифагором
Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Эпикур
Диоген СинопскийАристарх Самосский
КсенофанГлобальные проблемы – это
Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
Экологические проблемы
Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
теоцентризмкосмоцентризмприродоцентризмСовокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
Индивидуальность
Персона
Человек
Личность
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм
Сенсуализм
Скептицизм
Агностицизм
Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
формационному подходу
цивилизационному подходу
культурологическому подходу
марксистскому подходу
Философ, автор «Критики чистого разума»:
Г.В.Ф.ГегельИ.Кант
Б.Спиноза
Р.Декарт
Духовный лидер нестяжателейИосиф Волоцкий
Нил СорскийСерапион Владимирский
Юрий КрижаничВыступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам
грамотникиникониане
раскольники
нестяжателиМатерия есть первоисточник бытия, утверждает
Материализм
Идеализм
Интуитивизм
Иррационализм
Способ существования материи
Движение
Поток сознания
Небытие
Неподвижность
Наиболее сложной формой отражения действительности является
Раздражимость
Сознание
Чувствительность
Психика
Критерий истины в марксистской философии
Практика
Наука
Действительность
Вера
Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественныеЗакон о взаимопереплетении причин и следствий
Ни один из законов диалектики не может ответить на этот вопрос
Направленное, качественное изменение
Развитие
Движение
Дивергенция
Конвергенция
Исходная, простейшая форма чувственного познания
Восприятие
Измерение
Ощущение
Представление
Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях
Наблюдение
Измерение
Эксперимент
Идеализация
Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое
Синтез
Абстрагирование
Аналогия
г) Индукция
Общественно-экономическая формация – это
Общество с присущей ему формой правления
Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой
Локальная замкнутая цивилизация
Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве
Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
ПарменидЗенон
Аристотель
Эпикур
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм
природоцентризмтеоцентризмидеализм
Глобальные проблемы – это
Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
Экологические проблемы
Постепенные изменения в обществе и природе
Революция
Стагнация
Инфляция
Эволюция
Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает
Индивидуализм
Коллективизм
Субъективизм
Агностицизм
Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании
Умозаключение
Гипотеза
Верификация
Интерпретация
Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития
Переход количественных изменений в качественныеЕдинство и борьба противоположностей
Отрицания отрицанияг)Закон сохранения и превращения энергии
Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами
Материи
Пространства
Истины
г)времени
Достоверное знание о мире невозможно, утверждает
Скептицизм
Атеизм
Рационализм
Эмпиризм
Последовательность состояний отражает категория
Времени
Пространства
Материи
Необходимости
Основной идеей западничества является
Сила власти – царю, сила мнения – народу
Россия должна развиваться по европейскому пути
Прогресс общества связан с развитием монархической власти
Православие, самодержавие, народность
Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
природа
Бог
Абсолютная идея
человек
Хронологические рамки немецкой классической философии
XV в.
XVII в.
XVIII – XIX вв.
XVI в.
Теории «общественного договора» придерживался
Платон
Т. Гоббс
Аристотель
Г. В. Ф. Гегель
Основное утверждение рационализма заключается в том, что
Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Главенствующую роль в науке играет эксперимент
Познание мира возможно благодаря божественному откровению
г) Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
49. Представитель философии эпохи Возрождения:
Т.Гоббс
Дж.Бруно
Анаксимандр
Аристотель
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
антропоцентризм
природоцентризмтеоцентризмг) космоцентризмВариант 2
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Сократ
Аристотель
Пифагор
Цицерон
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
онтология
гносеология
этика
Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в единого бога-творца
отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
Онтология – это:
учение о всеобщей обусловленности явлений
учение о сущности и природе науки
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
учение о правильных формах мышления
Антропология – это:
учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
учение о человеке
наука о поведении животных в естественных условиях
философское учение об обществе
Этика – это:
учение о развитии
учение о бытии
теория о нравственном превосходстве одних людей над другим
учение о морали и нравственных ценностях
Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
смысле жизни
соотношении природного и социального миров
движущих силах развития общества
Для дуализма характерен тезис:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
то строгая непротиворечивая система суждений о природе
первично сознание, материя не существует
Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
философия жизни
прагматизм
неотомизм
г) позитивизм
10. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
нирвана
сансара
жэньдаоОсновным принципом античной философии был:
космоцентризмтеоцентризмантропоцентризм
сциентизм
«Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»
Индивид
Самость
Индивидуальность
Личность
«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:
Фалес
Платон
Сократ
Эпикур
Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения
Ощущение
Моделирование
Эксперимент
г) Наблюдение
15. Характерной чертой средневековой философии является:
космоцентризмантропоцентризм
теоцентризмскептицизм
Представитель средневековой западноевропейской философии:
Ф.Аквинский
К.Маркс
М.Хайдеггер
Ж.П.Сартр
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
человек
Бог
природа
космос
Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»
Пантеизм
Деизм
Провиденциализм
Теизм
Основное утверждение рационализма заключается в том, что
Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Главенствующую роль в науке играет эксперимент
Познание мира возможно благодаря божественному откровению
Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
Основное утверждение эмпиризма
Высший вид познания – интуиция
Всё знание человека основывается на опыте
Мир в принципе не познаваем
Всё подвергать сомнению
Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал
Владимир Мономах
ФилофейДионисий
г)Сергий Радонежский
22. Протопоп Аввакум был духовным вождем
иосифлян
жидовствующихнестяжателейраскольников
Основной идеей западничества является
Сила власти – царю, сила мнения – народу
Россия должна развиваться по европейскому пути
Прогресс общества связан с развитием монархической власти
Православие, самодержавие, народность
«Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть
Материя
Явление
Мера
Качество
Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
Движение
Время
Пространство
Качество
Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами
Материи
Пространства
Истины
Теории
Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий
Диалектика
Метафизика
Софистика
Антропология
Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития
Отрицания отрицанияПереход количественных изменений в качественныеЕдинство и борьба противоположностей
Закон сохранения и превращения энергии
Чувственное познание отличается от рационального тем, что
Первое эмоционально, второе – нейтрально
Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Первое более адекватно, чем второе
Первое базируется на доводах разума
Форма рационального познания:
Ощущение
Представление
Понятие
Восприятие
Процедура мысленного расчленения целого на части .Дедукция
Индукция
Анализ
г) Синтез
32. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен дляКоллективизма
Анархизма
Индивидуализма
Либерализма
Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Гераклит
ДемокритПлатон
Диоген СинопскийПредставитель средневековой философии:
Фома Аквинский
Диоген ЛаэсскийГераклит ЭфесскийПарменид ЭлейскийУтверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
Р. Декарт
Фома Аквинский
Вольтер
г) Ф. Бэкон
36. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
Революция
Реформа
Движение
Эволюция
В марксизме главным фактором в развитии общества считается
Народонаселение
Географическая среда
Воля личности
Способ производства материальных благ
Личность – это:
индивид как представитель человеческого рода
человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями
продукт общественных отношений
совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок
Форма рационального познания:
Ощущение
Представление
Понятие
Восприятие
Критерий истины в марксистской философии
Практика
Наука
Действительность
Вера
Гносеология рассматривает
а) Границы и возможности человеческого познания
б) Человеческое бытие
в) Нравственные ориентиры человеческой жизни
г) Эстетические ценности
42. Совокупность естественных условий существования человека и общества
Мир
Практика
КосмогенезПрирода
В марксизме материя трактуется как
Единство энергии и сознания
Вещество
Объективная реальность
Энергия
Представитель немецкой классической философии:
О.Шпенглер
Г.ЗиммельБ.Рассел
г)Л.Фейербах
45. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта
«Метафизика»
«Наука логики»
«Критика практического разума»
«Красота в природе»
Центральная проблема в философии французского Просвещения
Человека
Познания
Бытия
Природы
Основное утверждение эмпиризма
Высший вид познания – интуиция
Всё знание человека основывается на опыте
Мир в принципе не познаваем
Всё подвергать сомнению
Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»
Пантеизм
Деизм
Провиденциализм
г) Теизм
49. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм
природоцентризмтеоцентризмг) идеализм
50. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
мистике
схоластике
рационализму
г) эмпиризму
Критерии оценки:
Ответ обучающегося оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из ___ вопросов билета и является их средним арифметическим. Оценка обучающегося складывается из его знаний и умений выходить на различный уровень воспроизведения материала.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся полно, логично, осознанно излагает материал, выделяет главное, аргументирует свою точку зрения на ту или иную проблему, имеет системные полные знания и умения по составленному вопросу. Содержание вопроса обучающийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся знает материал, строит ответ четко, логично, устанавливает причинно-следственные связи в рамках дисциплины, но допускает незначительные неточности в изложении материала и при демонстрации аналитических и проектировочных умений. В ответе отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся ориентируется в основных понятиях, строит ответ на репродуктивном уровне, но при этом допускает неточности и ошибки в изложении материала, нуждается в наводящих вопросах, не может привести примеры, допускает ошибки методического характера при анализе дидактического материала и проектировании различных видов деятельности.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не ориентируется в основных понятиях, демонстрирует поверхностные знания, если в ходе ответа отсутствует самостоятельность в изложении материала либо звучит отказ дать ответ, допускает грубые ошибки при выполнении заданий аналитического и проектировочного характера
Условием положительной аттестации на промежуточной аттестации является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.
Предметом оценки освоения УД являются умения и знания. Экзамен по УД проводится с учетом результатов текущего контроля (рейтинговая система оценивания).
Обучающийся, имеющий рейтинг не менее …, освобождается от выполнения заданий на экзамене и получает оценку «отлично».
Обучающийся, имеющий рейтинг не менее …, освобождается от выполнения заданий на экзамене и получает оценку «хорошо». Если обучающийся претендует на получение более высокой оценки, он должен выполнить задания на экзамене. Перечень заданий определяется в зависимости от результатов текущего контроля.
Обучающиеся, имеющие рейтинг не менее …, выполняют на экзамене только задания, оценки за выполнение которых в рамках текущего контроля были ниже необходимых для положительной аттестации по накопительной системе.
Обучающиеся, имеющие рейтинг менее …, выполняют все экзаменационные задания.
4. Информационное обеспечение дисциплины:
«Основы философии»
1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. Основы философии : учебник — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 480 с. — (Профессиональное образование).
2. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / - 4-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с3. Философия науки. Краткий энциклопедический словарь / Канке В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 328 с.
4. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с5. Философия: Учебник / Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 928 с
Дополнительные источники:
1. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк: Взлеты и падения гениев науки: практикум по методологии науки : монография / В.А. Канке. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 190 с
2. Монография / Ячин С.Е. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 210 с.:
3. Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 240 с.
4. Мифология, философия и немножко теории систем : монография / Л.А. Петрушенко. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 118 с. — (Научная мысль).
5. Метафизика. Религия. Общество: философские диалоги/С.А.Нижников, А.А.Лагунов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 424 с.:
Интернет-ресурсы:
1.Файзуллина Ф.С. Введение в курс философии.  http://www.alleng.ru/d/phil/phil072.htm2. История философии.  Алексеев П.В. http://www.alleng.ru/d/phil/phil034.htm
3. Методическое пособие по Философии(УлГТУ2002 - ЧастьI) http://philosophy.wideworld.ru/books/ulgtu/4. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов
Автор: Кохановский В.П. и др. http://platonanet.org.ua/