Опыт работы Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, как основа развития творческих способностей учащихся
(слайд 1,2)
Здравствуйте, Уважаемое жюри и коллеги.
Вашему вниманию представляю мастер –класс по теме моего педагогического опыта работы:
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, как основа развития творческих способностей учащихся.
(слайд 3,4) Узенькой тропинкой вдоль моря шли два путника. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и сказал: – Какое оно сильное, могучее, вечное – море. А человек с холодным сердцем ответил: – Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: – Смотри, какой прекрасный цветок!
Где ты видишь цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же всего лишь камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо освободить его от каменного плена. Для чего он много дней долбил и резал камень.
Наконец из камня показался изумительный цветок, и весь мир притаился, всматриваясь в эту красоту.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел и сказал:
– Да, крепкий камушек…
Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка. Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное.
(слайд 5) Если мы внимательно посмотрим в глаза детей, то непременно заметим, что в них спрятана тайна творчества, которое необходимо разбудить умением видеть прекрасное.
(слайд 6) Считаю, что миссия учителя изобразительного искусства состоит в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка.
В этом я вижу предназначение предмета «Изобразительное искусство» и основное отличие от других предметов.
Поэтому очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями.
(слайд 7) Поэтому на своих уроках я применяю современные педагогические технологии обучения: информационно-коммуникативные, игровые, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение во внеурочной деятельности, но особое место на моих уроках занимает проектная деятельность.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформировать и решить проблему.
Программа по изобразительному искусству – благодатная возможность для создания творческих проектов.
(слайд 8)
Специфика проектной деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий проектная деятельность в моей педагогической деятельности имеет разные формы.
(слайд 9) на урочных занятиях это:
уроки-исследования, лаборатории, творческие отчёты, изобретательства, «Удивительное рядом», рассказ о художниках, защита проектов, экспертиза, «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный проект;
домашнее задание исследовательского характера.
(слайд 10) на внеурочных занятиях это:
образовательные экскурсии — поездки (в городской выставочный зал, встреча с братскими художниками, в Ангарскую деревню;
участие обучающихся в работе ученического научно-исследовательского общества «Я познаю науку»;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах;
специальные и факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета.
(слайд 11-12) Для чего разработала ряд авторских программ:
На этих занятиях дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
(слайд 13-14) Разнообразна и типология форм проектной деятельности:
по видам проектов;
по содержанию;
по количеству участников:;
по длительности (продолжительности) проекта:;
по дидактической цели:.
Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяют мне обеспечить интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них общеучебных умений, навыков, ключевых компетентностей.
Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как основной принцип организации образовательного процесса. При реализации которого, важным является то, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменилась и моя роль учителя — из простого транслятора знаний я превратилась в организатора совместной работы с обучающимися, что способствовало переходу к реальному сотрудничеству с детьми.
Организация такой деятельности проходит по следующим этапам:
(слайд 15) Этап 1.
Это самый важный и трудный этап, так как на нем происходит выбор темы, постановка цели работы. Нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от особых черт мышления, которые развиваются постоянно в течение обучения.
В групповой проектной работе в начальных классах мы распределяем роли и определяем обязанности: (слайд 16)
(слайд 17) Этап 2.
Исследовательская работа
(слайд 18) Этап 3.
Творческая деятельность
Применяя творческую проектную деятельность, я также использую разновозрастное обучение во внеурочной деятельности, объединяя детей разного возраста одной темой. Ребята одновременно познают новое, обучаются друг у друга, ведь не секрет, что в старшем звене ребята более рассудительные, быстрее ориентируются, имеют больше знаний и навыков, однако пропадает та непосредственность, быстрота исполнения, смелость присуща младшим школьникам, а в творчестве это на мало важный аспект.
(слайд 19 )Этап 4 Защита проекта.
(слайд 20 ) Постпроектный этап
При организации проектной деятельности учитываю возрастные особенности детей:
(слайд 21 ) В начальной школе это проектные задачи, игры.
(слайд 22 ) Подготовка и проведение театрализованных представлений. Ребята в данных проектах выступают в роли художников декораторов, гримеров, режиссеров, артистов. Они сами рисуют афиши, изготавливают кукол, костюмы, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие.
В 5-9 классах – это проектно-исследовательская деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации.
(слайд 23 )Так учащиеся 5 класса заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Интересными получаются проекты, посвященные народным праздничным обрядам.
(слайд 24 ) Проектная работа 6 класса позволяет глубже изучить и закрепить знания по видам и жанрам изобразительной деятельности.
(слайд 25) Ребята 7 классов создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему городу, краю, работают в технике «бумажная пластика»
(слайд 26) Учащиеся 8 и 9 классов создают огромное количество проектов, связанных с дизайнерскими разработками. Ребята и интересом подбирают материал для создания работ в техниках коллаж, создают коллективно анимационные фильмы, снимают мини видео ролики и т.д.:
(слайд 27-28 ) Таким образом, создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, развитие качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий.
3. Сформированность регулятивных действий.
4. Сформированность коммуникативных действий.
Процесс создания творческих проектов бесконечен. Во время работы над проектами развиваются не только ученики, но и я сама. Мне постоянно приходится совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных и творчески мыслящих людей.
(слайд 29 ) Приглашаю и Вас к участию творческом проекте.
Предлагаю и Вам создать свой творческий проект «Цветы к Дню Матери» с помощью разных видов художественной техники бумажная пластика. Для этого мы с Вами организуем 5 проектных групп.
Задание: выполнить творческий проект «Цветы к Дню Матери», используя художественную технику бумажной пластики, указанную в технологической карте, а затем прорекламировать продукт проекта и технику выполнения.
(слайд 30 ) Первая группа работают над творческим проектом в технике «айрис-фолдинг» (представление техники на слайдах презентации)
(слайд 31 ) Вторая группа в технике «модульное оригами»
(представление техники на слайдах презентации)
(слайд 32 ) Третья группа в технике «кусудама»
(представление техники на слайдах презентации)
(слайд 33 ) Четвертая группа в технике «квилинг»
(представление техники на слайдах презентации)
(слайд 34 ) Пятая группа в технике «вытынанка»
(представление техники на слайдах презентации)
Время работы: 5 минут
Обратите внимание на технологические карты, они подскажут Вам технику выполнения.
Время наше истекло, работы выполнены, прошу их представить, напоминаю нужно прорекламировать готовый продукт проекта и технику выполнения.
Обратите внимание на выставке представлены проектные работы моих учащихся ,выполненные в разных художественных техниках, что еще раз доказывает творчество детей бесконечно!
(слайд 35 ) А теперь прошу оценить мой мастер-класс, поднимите ту карточку, которая соответствует высказыванию под этим цветом:
Зеленый - Я уже об этом знал (а), но было интересно.
Синий - Я узнал (а) много нового интересного.
Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
Красный - Мне было очень интересно, я узнал (а) много нового для себя.
(слайд 36-37 ) Таким образом, проектная деятельность способствует повышению качества обучения, а самое главное позволяет получать удовольствие от результата своей деятельности. А самое главное воспитывать «горячие сердца»!
(слайд 38 ) Пусть и Ваши сердца всегда будут «горячими», а руки неутомимыми! Спасибо за внимание!