Игровая деятельность на уроках музыки, как способ развития творческих способностей учащихся.
Игровая деятельность на уроках музыки, как способ развития творческих способностей учащихся.
Одним из основных видов деятельности, на уроках музыки является игра. Игра, по утверждения психолога Г.С.Тарасова – это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов от самых элементарных, до самых сложных. Игровые приемы применяются для того, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения, его художественные особенности, а также для того чтобы трудоемкие процессы, слушания музыки или ее разучивания, не оказались слишком утомительными.
Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленны на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра на уроке музыки носит развивающий характер, и ориентирована на владение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Музыкальные игры направленны на выражение эмоционального состояния музыки. Различают: сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и не сюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Начальной формой музыкальной игры, принято считать игру с пением, где во многом текст определяет характер образа движения. Более сложным видом является игра под инструментальную музыку. Перед играми, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, целесообразно направить воображение детей, но не следует подсказывать конкретные движения. Например, перед проведением музыкальной игры «В лесу», используя в качестве приема эмоциональный рассказ.
Анализируя исполнения игры, важно отмечать каждую находку детей в воплощении образа и тем самым поддерживать в них творческое начало. В случае неудачи, осторожно подсказать ту или иную деталь, используя объяснения, либо показ. В работе над игрой, неоднократно исполняю музыку, останавливаю внимание детей на моментах недостаточно ярко переданных ими в движениях. При необходимости использую показ удачных движений, одним или двумя преуспевающими учениками. Кроме традиционного понимая игры, как заранее спланированного и распределенного по ролям действия, наполняю игру новым смыслом. Например: детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть её. В отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям, им предлагается самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие – активное исполнительское участие учителя на ровне с детьми. Творческое появление реализовывается в играх, при освоении музыкальных инструментов. Предлагаю детям изобразить: раскаты грома(знакомясь с духовыми инструментами), пение кукушки, шум дождя(в игре на металлофонах).
Для формирования у младших школьников представлений о взаимосвязи содержания произведения и средств его выразительности применяю дидактические игры «Лото», «Волшебная картинка», «Творческая мастерская». Для формирования звуковысотного слуха применяю игры, связанные с музыкально-ритмическими движениями, например игра «Узнай по тембру», в которой учащиеся с закрытыми глазами определяют инструмент по тембру, с помощью движений символов. Для формирования звуковысотного слуха, применяю игры, связанные с музыкально-ритмическими движениями, например игры: «Узнай по тембру», «Определи высоту мелодии», «Эхо». Для формирования представления о темпе агогике в музыкально-ритмических движениях играю в игры по сказкам «Кошкин дом», «Теремок». Здесь важно, чтобы дети передавая образы зверей, двигались в темпе, характеризующим персонажи. Для формирования представлений о динамике, использую игры, связанные с музыкально-ритмическими движениями, например игра с применением ассоциаций «Цветок». Показать движениями кистей рук, головы, плеч, как цветок растет, цветет, вянет, тянется к солнцу, неожиданно гнется под ветром.
Внедрение в учебных процесс моделей уроков: урок-игра, урок-сказка, создают атмосферу равноправного партнерства(учитель-ученик), формируют у каждого ребенка творческое начало. Игры «Изобрази походку», «Узнай по голосу», «Ищи!», «Поем про себя», «Пальцы ступеней», «Столбица», «Живой рояль», «Копилка музыкальных терминов», «Птичка на ветках», становятся своеобразным представлением, в котором учитель-ведущиКатегория участников: