Обобщение педагогического опыта на тему Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
Деятельностные технологии обучения
Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы.
От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление это основа гениальности.
Почему я выбрала шахматы?
Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.
Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.
А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
"...Не зря во все эпохи короли Ценили мудрость шахматной игры. И в жизни пешка может стать ферзём, Ведомая недюжинным умом..."
Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
В 2010 году я окончила курсы «Шахматы - школе» международного организатора ФИДЕ, тренера по шахматам высшей категории А.В. Ткачева г. Москва, которые способствовали реализовать идею создания шахматного клуба в школе.
2012 год – курсы повышения квалификации по программе «Методика обучения игре в шахматы».
Мною разработана и размещена на Современном Учительском Портале модифицированная программа «Шахматы - школе», предназначенная для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составленная на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:
· На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»). Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.
Вместе делаем шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Использую компьютерные презентации, тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,
· При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На первой стадии обучения учащихся осваивает ход и взятие каждой фигуры, сражается с противником ограниченным количеством фигур на фрагментах шахматной доски.
Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение”, “Ограничение подвижности”.
· На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
· Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использую ТСО, тесты, домашние задания, магнитную доску.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные и дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
В процессе обучения провожу начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.
Игра в шахматы имеет достаточно межпредметные связи со всеми дисциплинами - из школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Являясь учителем математики средней общеобразовательной школа №32 и лектором курса «Методика обучения игре в шахматы» в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников академии», я заинтересовалась интеграцией уроков математики и занятий шахматами.
Новизна представляемого опыта заключается в том, что весь процесс обучения математике сопровождается деятельностью по решению задач с шахматным содержанием. На уроках математики школьники решают задачи с шахматным содержанием, что способствует формировани метапредметных компетентностей и целостной картины мира.
Идея инновационного проекта: распространение в практике обучения математике целенаправленной работы по решению обучающимися задач с шахматным содержанием в условиях системной деятельности.
Можно использовать шахматы как игровую модель для изучения площадей геометрических фигур (шахматная доска), горизонталей, вертикалей, диагоналей, координат, латинского алфавита, навыков счета, арифметической и геометрической прогрессии и т.д.
Тема: «Периметр геометрических фигур» - длину сторон [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] площади [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигур [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дети быстро учатся определять соответствие между размерами фигур и количеством шахматных клеток, которые фигурами закрываются. Дома учащиеся изготавливают разноцветные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( из картона) для работы на настольной шахматной доске, а затем при помощи картонных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигур [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] строят плоские здания и определяют их совокупную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] площадь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для закрепления знаний по данной теме предлагаю решать такие задачи.
Задача: начертить на шахматной доске любые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] геометрические [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] площади [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 2(4) раза меньше ее самой .
Определение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигур [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в пешечном эквиваленте я использую для развития арифметических способностей (потенциальная сила Ферзя-10 пешек, Ладьи-5 пешек, Коня и Слона-3 пешки, Короля- 2 пешки), решая такие примеры:
ПРИМЕР:
2Ф+3К[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](24Л – 3)
16Л – 2К[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](37 – 4[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3( 3С – 2К))
Подобные примеры дают детям представления о «Буквенных выражениях».
Поскольку шахматная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигура [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], движущаяся субстанция, ее интересно использовать при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изучении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] темы: «Расчет пути и времени движения» Предварительно дети узнают понятие: «Координаты шахматной клетки» (на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] модели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] шахматной доски и на примере детской игры «Морской бой» восприятие координат упрощается). Задача; путь из координаты а1 по прямой в координату а6 Король преодолел за 10 минут. Определить среднюю скорость движения, если длина клетки соответствует 10 метрам.
Тема «Симметрия» - с помощью шахматной доски рассмотрели осевую, централью симметрию.
Доказательство теоремы Пифагора тоже можно доказать с помощью шахматной доски. Разобьем доску на квадрат и четыре одинаковых прямоугольных треугольника (рис 1). На рис. 2 изображены те же четыре треугольника и два квадрата. Треугольники в обоих случаях занимают одну и ту же площадь, и следовательно ту же самую площадь занимают оставшиеся части без треугольников. Поскольку большой квадрат построен на гипотенузе прямоугольного треугольника, а маленькие на его катетах, то знаменитая теорема Пифагора доказана!
Занимательные задачи на шахматной доске. Множество видов математических задач на шахматной доске - о маршрутах фигур, перестановках и расстановках, о разрезании доски и покрытии ее полей костями домино.
Проведя мониторинг в конце того учебного года, педагогический коллектив начальной школы пришел к выводу, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, стали собраннее, самокритичнее, самостоятельно думают, принимают решения, не унывают при неудачах.
Поскольку природа шахматной игры характеризуется многогранностью, целенаправленностью, глубиной, открытостью и другими свойствами, то она может и должна быть средством индивидуализации и активизации познавательной деятельности учащихся.
Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.