Сообщение на тему: Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках химии

Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках химии посредством использования лабораторного метода обучения.

В современном обществе человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. Задача образовательных организаций, а соответственно, и каждого учителя - воспитание творческих учеников, умеющих учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.
Работая учителем химии в школе, я пытаюсь создать такие условия, которые способствовали формированию творческих способностей учащихся, окружить такой средой, которая стимулировала бы их самую разнообразную творческую деятельность. Для этого использую разные методы обучения. Я остановлюсь на использовании на уроках химии лабораторного метода обучения, основанного на самостоятельном проведении учащимися учебных экспериментов.
Для данного метода характерно то, что учащиеся сами выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы. При этом затруднения побуждают учащихся к самостоятельной работе. Они стремятся хорошо уяснить себе сущность проблемы, найти пути достижения цели, позволяющие разрешить проблему наиболее рационально. Проблемный подход ставит учащегося в позицию активного исследователя, требует самостоятельного разрешения многих задач. Решение проблемы активизирует продуктивное мышление, ведет к росту количества познанных предметов и явлений, а главное – формирует новый подход к обучению – творческий.
По мнению Подласого И.П., метод лабораторных работ (лабораторный метод) используется для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Кроме того, этот метод используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой. Вместе с тем метод предусматривает и проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе (например, в Беларуси, Польше, России).




Ученый справедливо считает, что этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свое отношение к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению, анализу с разных точек зрения, определять иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.
Приведу конкретные примеры использования лабораторного метода обучения на уроках химии. По теме «Разделение смесей» учащимся предлагается работа в парах и выдается задание: «Подобрать способы разделения для предложенных смесей веществ». Зная физические способы разделения смесей, учащиеся предлагают разное сочетание их для конкретно предложенной им смеси. Например, для смеси древесных, медных и железных опилок, учащиеся подобрали способы разделения намагничивание и отстаивание.
При изучении темы «Признаки химических реакций» учащиеся в процессе лабораторных опытов устанавливают и делают выводы о внешних признаках химических реакций. Таким образом, школьники закрепляют свои умения работать с лабораторным оборудованием, реактивами, а также приобретают знания о внешних признаках химических реакций. Подобным образом строю уроки по темам «Химические свойства кислот», «Химических свойства оснований», «Химические свойства солей» и др. На этих уроках учащиеся самостоятельно «добывают» новые теоретические и практические знания. Это максимально повышает уровень познавательной и творческий активности школьников, мотивирует на изучение предмета.
Подытоживая, отмечу, что развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – формирование личности школьника, адаптированной в современном обществе.













15