Рабочая программа по изо начальная школа 21 века


Рассмотрено
Руководитель МО учителей начальных классов
Снегирева О.В.
Протокол № _ от«__» 2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Веревко С.А.
«______» 2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
Форись О.Ю.
Приказ № _ от «____» 2016 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
начального общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от «__» 20__г.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом НОО и на основе программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана - Граф).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс (33 ч)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир).
 Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы  красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
        Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
        Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
К концу обучения в первом классе учащиеся должны:
Знать и понимать:
особенности произведений изобразительного искусства;
творчество известных русских художников;
виды изобразительного искусства;
материалы и инструменты для изобразительного искусства;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
с помощью красок передавать свое настроение, отношение к героям рисунков;
работать с красками, гуашью, карандашами, используя необходимые инструменты и материалы;
с помощью художественных средств передавать свойства различных объектов природы (цвет и оттенки цвета, форму, материал и др.);
с помощью глазомера сравнивать расстояние до объекта и между объектами, свойства объектов;
используя сравнение, давать краткую характеристику некоторых художественно-эстетических понятий.
Личностныерезультаты:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
-умение доводить работу до конца;
-способность работать в коллективе, индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
-адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметныерезультаты:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
Предметныерезультаты:
-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию;
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
Обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий.
2 класс (34 ч)
Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир).
        Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.        Создание этюдов, быстрые цветовые  зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в  картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов  с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором плане. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм.Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея.
Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем. Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Преставление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностныерезультаты:
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
Предметные результаты:
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
3 класс (34 ч)
Содержание учебного предмета
1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики.
Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях.
Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата.
Понимание и изображение природного ритма.
Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему.
Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов.
Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики.
Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов.
Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению.
Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции.
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Освоение техники бумажной пластики.
2.Развитие фантазии и воображения.
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики.
Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации.
Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства.
Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме.
Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств.
Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве.
Представление о связи архитектуры с природой.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе учащиеся должнызнать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Жостово);
ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина);
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Личностные результаты:
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение доводить работу до конца.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Умение работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Умение проводить самостоятельные исследования.
Умение находить нужную информацию в Интернете.
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
4 класс (34 ч)
Содержание учебного предмета
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линии и цвета. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.
        2.Развитие фантазии и воображения .Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
       3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).   
        Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, ;развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» (1 класс)
Количество часов:
всего-33 часа, в неделю -1 час.
№ п\пНаименование разделов (блоков, модулей, тем) Количество часов
1 Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму 16 ч
2 Развитие фантазии и воображения 11 ч
3 Художественно – образное восприятие изобразительного искусства 6 ч
Итого 33 ч
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» (2 класс)
Количество часов:
всего-34 часа, в неделю -1 час.
№ п/п Наименование разделов (блоков, модулей, тем) Количество часов
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) 17ч
2 Развитие фантазии и воображения 11ч
3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 6 ч
Итого 34 ч
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» (3 класс)
Количество часов:
всего-34 часа, в неделю -1 час.
№ п/п Наименование разделов (блоков, модулей, тем) Количество часов
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
17ч
2 Развитие фантазии и воображения 11ч
3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 6 ч
Итого 34 ч
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» (4 класс)
Количество часов:
всего-34 часа, в неделю -1 час.

п/п Наименование разделов (блоков, модулей, тем) Количество часов
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 17ч
2 Развитие фантазии и воображения 11 ч
3 Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 6ч
4 Итого 34ч
Рассмотрено
Руководитель МО учителей начальных классов
Жукова С.А.
Протокол № _ от«___» 2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Веревко С.А.
«___» _______20___ г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
Форись О.Ю.
Приказ № _ от «_» 20_ г.
Календарно-поурочное планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
педагога Козловой Л.А.
в 1Аклассе
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от «__» 20__г.
Календарно-поурочное планирование 1 класс
№п/п Тема урока Дата урока по факту Дата урока по плану Корректировка
1 Чем работает художник? 5.09 2 Палитра 12.09 3 Как появилось изобразительное искусство? 19.09 4 Гуашь
Придумываем, сочиняем, творим. 26.09 5 Кисть в руке художника 3.10 6 Придумываем, сочиняем, творим. 10.10 7 Художник - живописец 17.10 8 Художник - график 24.10 9 Фломастеры
Придумываем, сочиняем, творим. 14.11 10 Придумываем, сочиняем, творим. 21.11 11 Художник - скульптор 28.11 12 Пластилин и глина. 5.12 13 Аппликация. 12.12 14 Художник - архитектор. 19.12 15 Художник - прикладник 26.12 16 Делаем игрушки сами. 9.01 17 Пейзаж 16.01 18 Портрет 23.01 19 Сюжет 30.01 20 Натюрморт 6.02 21 Иллюстрация: рисунок в книге. 20.02 22 Акварель. 27.02 23 Рассказываем сказку с помощью линий. 6.03 24 Рисуем животных из кляксы. 13.03 25 Лепим животных. 20.03 26 Наблюдаем за птицами. 3.04 27 Изготавливаем птицу из бумаги. 10.04 28 Разноцветный мир природы. Правила смешивания цветов. 17.04 29 Разноцветный мир природы. 24.04 30 Состояния природы. 8.05 31 Разноцветный мир природы.
Деревья 15.05 32 Разноцветный мир природы.
Цветы. 22.05 33 Придумываем, сочиняем, творим. 22.05 Рассмотрено
Руководитель МО учителей начальных классов
Жукова С.А.
Протокол № _ от«___» 2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Веревко С.А.
«___» _______20___ г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
Форись О.Ю.
Приказ № _ от «_» 20_ г.
Календарно-поурочное планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
педагога ___________________________
во2 классе
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от «__» 20__г.
Календарно-поурочное планирование 2 класс

п/п Тема урока Дата урока по плану Дата урока по факту Корректировка1
Что значит быть художником? Фактура предмета. Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». 2 Выражение чувств через цвет и форму. Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени». 3 Что могут рассказать вещи о своём хозяине?Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя». 4 Что такое открытое пространство?Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). 5 Открытое пространство и архитектура.
Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка». 6 Кто создаёт архитектуру?
Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки» 7 Какие бывают виды искусства?
Рисование в различных техниках «Виды искусства». 8 Сочиняем сказку и показываем её как в театре.
Работа с разными материалами. 9 Какие бывают игрушки?
Рисование гуашью. Роспись народной игрушки. 10 Художественно - выразительные средства.
Рисование гуашью. Композиция «Заколдованный лес». 11 О чём говорят на картине цвета?
Рисование акварелью или гуашью. Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». 12 Учимся изображать с натуры.
Рисование карандашами предмета с натуры. 13 Портрет.
Рисование гуашью. Автопортрет. 14 Такие разные маски. Работа с разными материалами «Карнавальная маска». 15 Графическое изображение.
Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке». 16 Контраст.
Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета» 17 Пятно.
Рисование акварелью «Небо». 18 Тон.
Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах». 19 Штрих.
Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе». 20 Набросок.
Работа с бумагой (аппликация). 21 Придаём бумаге объём.
Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева» 22 Рисование акварелью «Пейзаж» 23 Работаем в смешанной технике. 24 Животные в произведениях художников.
Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица. 25 Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные». 26 Удивительный мир растений.
Рисование карандашами «Букет цветов в вазе». 27 Человек учится у природы.
Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города". 28 Природные формы в архитектуре.
Лепка из пластилина и различных материалов «Сказочный дворец». 29 Рисование гуашью «Украшение морского камня узором». 30 Симметрия в природе и искусстве.
Аппликация из бумаги «Закладка для книг». 31 Орнамент.
Работа с различными материалами «Закладка для книги». 32 Слушаем и наблюдаем ритм. 33 Смотри на мир широко открытыми глазами.
Рисование гуашью «Летние зарисовки». 34 Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию.
Выполнение коллажа из различных материалов «Скоро лето!». Рассмотрено
Руководитель МО учителей начальных классов
Жукова С.А.
Протокол № _ от«___» 2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Веревко С.А.
«___» _______20___ г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
Форись О.Ю.
Приказ № _ от «_» 20_ г.
Календарно-поурочное планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
педагога ___________________________
в 3 классе
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от «__» 20__г.
Календарно – поурочное планирование 3 класс
№п/п Тема урока Дата урока по факту Дата урока по плану Корректировка
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». 2 Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. 3 Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому». 4 Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля.
Исследование ландшафта родной природы. 5 Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки». 6 Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива».
Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». 7 Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. «Яхты в море». 8 Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). 9 Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года. 10 Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки. 11 Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков насекомого. 12 Представление о контрасте объёмных формах. 13 Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка». 14 Композиция «Детский городок». 15 Создание композиции по мотивам литературных произведений «Цветочный город». 16 Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. 17 Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание кораллового острова. 18 Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». 19 Развитие фантазии и воображения
Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, птиц. 20 Чтение художественных произведений, их передача в графических образах. (иллюстрации) 21 Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах. 22 Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок .23 Выполнение эскизов архитектурных сооружений. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». 24 Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Декоративная лепка: кувшин. 25 Путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам. Изготовление игрушек в технике бумажной пластики. 26 Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома. 27 Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин). 28 Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). 29 Восприятие произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений живописи, графики. 30 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Выполнение этюдов, набросков. Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) .31 Выполнение творческих работ. Пейзаж «Дом на горе». 32 Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники В.М. Васнецов, И.И. Шишкин. 33 Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. 34 Смотри на мир широко открытыми глазами.
Рисование гуашью «Летние зарисовки».

Рассмотрено
Руководитель МО учителей начальных классов
Жукова С.А.
Протокол № _ от«___» 2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Веревко С.А.
«___» _______20___ г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
Форись О.Ю.
Приказ № _ от «_» 20_ г.
Календарно-поурочное планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство»
педагога ___________________________
в 4 классе
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от «__» 20__г.
Календарно – поурочное планирование 4 класс
№п/п Тема урока Дата урока по факту Дата урока по плану Корректировка
1 Развитие представления о пространстве окружающего. Изображение с натуры природных объектов«Пейзажи родного края» 2 Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. 3 Изображение музыки родной природы. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием декоративного оформления. 4 Создание образа своего дома. Наброски с образцов народной архитектуры. 5 Художественный образ в произведениях разных видов искусства. 6 Пейзажные и сюжетные композиции «Цветущий луг». 7 Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. 8 Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетной композиции: «В избе». 9 Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения. 10 Создание коллективной объёмно-пространственной композиции.
Тема: «Масленица» 11 Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой. Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». 12 Лепка из пластилина коллективной многофигурной композиции по мотивам народных сказок. 13 Лепка из пластилина фигуры человека в национальном костюме. 14 Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. 15 Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» 16 Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. 17 Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. 18 Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства. 19 Творческие работы по воображению и представлению. «Рисуем песню». 20 Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. 21 Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Тема композиции: «Хоровод». 22 «Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок. 23 Зарисовки деталей украшений народной игрушки. Создание декоративной композиции: «Фантастическая птица». 24 Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах. Составление узоров для крестьянской одежды. 25 Символика узоров народного орнамента. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента. 26 Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. 27 Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет»
28 Народные промыслы в области художественной росписи. Проведение исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях. 29 Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. 30 Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская. 31 Лепка из пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. 32 Народная архитектура: форма, декоративное украшение. Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. 33 Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Элементы декоративного традиционного орнамента.
34 Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура.