Доклад на тему: Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники.
КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи»
акимата города Усть–Каменогорска.
Доклад на тему:
Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники.
Воспитатель: Артемьева Маргарита Юрьевна.
Усть-Каменогорск 2017 год.
Тема: Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники.
Память: одно из важнейших психологических процессов, с помощью которого человек познает мир. Начало изучения памяти, как деятельности было положено работами французских исследований, в частности П.Жане.
«Без памяти – писал С.Л.Рубинштейн, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы без будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Дошкольное детство возврат наиболее благоприятный для развития памяти. Дети задают много вопросов, новая информация им крайне необходима. И в этот период большое значение в развитии ребенка имеет работа его памяти, так как память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста очень важно сделать для детей интересным то, что они должны запоминать. Для этого следует развивать память – это значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
К сожалению в наши дни у детей становится всё больше речевых нарушений, наблюдается позднее появление речи, скудный запас слов, дефекты произношения в развитии таких психических процессов как внимание, память. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что – то запомнить или вспомнить и не владеют специальными способами запоминания.
Наиболее трудный материал для запоминания ребенок может воспроизвести в играя.
Основными средствами, которыми ребенок овладевает, являются образные средства: наглядные модели, схемы, таблицы.
Работая с детьми с ОНР, на занятиях по заучиванию стихотворений использую зарисовки, схемы – опоры, модели. Использую метод повторения, повторяем с детьми стихи в утренние, вечерние часы, на прогулке. Меняю форму повторения: по цепочке, инсценированные, отдельно задаю вопросы. Только при неоднократном повторении можно добиться продуктивности памяти.
Сделала для себя вывод: при заучивании стихотворений нужно использовать разные методы и приемы, постараться выявить у какова ребенка какая память больше развита и делать упор именно на эту память, совместно с ней развивая другие виды памяти.
Например: для развития слуховой памяти, словесно- логической прошу ребенка прослушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорилось. От словесно – логической памяти зависит развитие остальных видов памяти. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
В настоящее время более актуальным становится использование мнемотехники. Мнемотехника – это система различным приемов, облегчающих запоминание. Для того, чтобы вырабатывать у ребенка определённые навыки в обучающий процесс с раннего возраста вводятся мнемотаблицы. На каждое слово маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти воспроизводить стихотворение целиком. Овладев приемами с мнемотблицами решаются задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, развития мелкой моторики рук. Для разучивания каждого стихотворения я составляю мнемотаблицу на каждую строчку выбранного мною стихотворения, подбираю или делаю рисунок. И так создается мнемотаблица.
Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворения наизусть, пока таким образом «рисуют» его, постепенно память дошкольников укрепляется, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. При использовании мнемотаблицы стихи запоминаются целиком, обогащается словарный запас, дети без особых усилий запоминают текст. Результат улучшается. Разучивание стало для дошкольников делом веселым, эмоциональным, содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Ведь одно из правил укрепление памяти речи гласит: « Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».