Педагогический проект «Деревья вокруг нас» для воспитателей детских садов
Проект
«Деревья вокруг нас»
Выполнила: Балобанова Светлана Геннадьевна
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 2 «Парусок»
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Актуальность: развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи:
Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях и их разнообразии.
Расширять словарный запас.
Развивать связную речь.
Закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих работах.
Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Гипотеза: Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста
Ожидаемые результаты:
Разовьется устойчивый интерес к представителям растительного мира – деревьям.
Повыситься уровень экологической грамотности детей.
Увеличится словарный запас.
Методы проекта: наглядные, словесные, игровые.
Этапы проекта:
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов (презентация).
Реализация проекта
Беседа «Деревья и кустарники»
Цель: выяснить представления детей о деревьях, их отношение к ним.
– Какие вы знаете деревья?
– Как выглядели они осенью? Как выглядят зимой?
– Чем похожи и чем отличаются строения и части деревьев?
– Что можно сказать об их особенностях?
Рассматривание иллюстраций
Рассматривание иллюстрированного материала по теме.
Цель: закрепить знания детей о деревьях.
Дидактические игры
«Какой лист?»
Цель: совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать прилагательные.
«От какой ветки детки?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их листьям.
«Найди пару»
Цель: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым.
«Сравни»
Цель: завершить начатые предложения, использовать для этого сравнительные обороты.
Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)
«Узнаю деревце», «1,2,3 к дереву беги»
Цель: формировать умение узнавать деревья по вопросам.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки, какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
Подвижные игры
«Листопад»
Цель: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
***
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелел
И по ветру полетели.
***
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
«Осенний букет»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново
Пословицы и поговорки о деревьях
Цель: познакомить детей с выразительным образным средством русского языка.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени
А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Дуб свой рост не спеша набирает.
Сосна кормит, а липа обувает.
Всяка сосна лишь своему бору шумит.
Без ветра и кленовый лист не шелохнется.
Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.
Загадки
Цель: развивать сообразительность; умение задуматься и рассуждать.
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)
Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)
Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
Что цветет без цвета? (Сосна)
Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - ...
(Липа)
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(Дуб)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён)
Придумывание загадок детьми
Цель: развитие словотворчества; учить придумывать описательные загадки с использованием наибольшего количества признаков.
Составление описательного рассказа по картинке
Цель: учить детей составлять рассказ с описанием по картинке; согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
Продуктивные виды деятельности
Аппликация «Укроем землю листочками»
Цель: активизировать самостоятельность детей в наклеивании листочков; развивать воображение, пространственную ориентировку на листе бумаги.
Рисование «Деревья»
Цель: упражнять в умении рисовать дерево, ствол, ветки; закрепить умение детей отличать и называть части дерева; развивать фантазию.
Взаимодействие с родителями
Консультация «Значение словесных экологических игр в детском саду».
Цель: привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их полноценного речевого развития.
Чтение и заучивание
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
И. Токмакова «Дуб», И.Токмакова «Осинка», А. Твардовский «Лес осенью», И. Пивоварова «Осенний клад», С. Маршак «Будущий лес», Г. Лебедева «Деревце».
Экскурсия в осенний парк
Цель: обследование местности для формирования представлений об окружающих деревьев; воспитание бережного отношения к природе
Приложение 1
Аппликация «Укроем землю листочками»
Цели:
Учить наклеивать разноцветные листья, правильно сочетая их по цвету.
Закреплять прием намазывания и наклеивания фигур.
Развивать воображение, пространственную ориентировку на листе бумаги.
Ход занятия:
- Ребята, что у меня в руках?
- Правильно, листья. А где мы их видим?
- Верно, мы видим их на деревьях, кустарниках. Какого они цвета?
- А почему листья разного цвета?
- Ребята, летом листья были зеленые. На улице было тепло, летало много бабочек, птиц. А сейчас наступила осень. Погода меняется, листья тоже изменяют свой цвет и постепенно опадают, готовясь к зиме. Когда мы гуляем с вами на улице, ходим по дорожке, то слышим «Шур-шур» - листочки под ногами шуршат. Видим листья разные и по форме и по цвету и по величине.
Дидактическая игра «Разбери листья»
- Давайте сейчас вспомним, какой листок, какому дереву принадлежит. Я повешу перед вами на доску изображение деревьев.
- У дуба какие листочки? Назовите их признаки.
- А кленовые листья? Листочки у липы?
Физкультминутка.
Подвижная игра «Осенний листопад»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на коврик опустил.
- Во время листопада листья образуют на земле красивый ковер. Как падают листья во время листопада?
- Сегодня мы выполним аппликацию ковер из листочков.
Коллективное выполнение аппликации.
- Посмотрите, какой яркий ковёр из осенних листьев получился! Вы старались, работали аккуратно, дружно.
Приложение 2
Рисование «Деревья»
Цели:
Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, ветки.
Закрепить умение детей отличать и называть части дерева.
Развивать фантазию.
Ход занятия:
- Ребята, а вы любите прогулки на свежем воздухе?
- А где вы обычно гуляете?
- Сегодня я хочу предложить вам совершить прогулку в осенний лес. Согласны?
- А почему именно в осенний лес, как вы думаете?
- Правильно, осень. А какая сейчас осень?
- Да, сейчас поздняя осень. А давайте вспомним золотую осень, когда на улице не так холодно, не грязно и когда все деревья одеты в золотые платья. Вот поэтому мы с вами отправимся на прогулку в золотой осенний лес.
- А какие деревья растут в наших лесах?
Дидактическая игра «Узнаю деревце»
- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы должны назвать мне, какое это дерево.
Физкульминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
- Сегодня мы с вами будем учиться рисовать деревья.
- Нарисуем кистью прямой высокий ствол. Для этого наберем немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведем прямую линию. Каким цветом будем рисовать дерево?
- Что же еще, нужно нарисовать, чтобы получилось дерево?
- Правильно, ветки.
- Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев?
- Набираем на кисть воды и жёлтую краску. Рисуем листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги (Вертикальные мазки или способом "примакивания»).
- Нарисовали листья желтым цветом, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета (Тоже самое с оранжевой).
Самостоятельна работа.
- Вот сколько красивых, разноцветных деревьев у нас получилось.
Приложение 3
Консультация «Значение словесных экологических игр в детском саду»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.
Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Приложение 4
«Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый.
Значит, закаленный!
И. Токмакова
«Осинка»
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
И. Токмакова
«Лес осенью»
Меж редеющих верхушек
Показалась синева. Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет
мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережет густую тень.
Подосиновик последний Сдвинул шляпу набекрень.
А. Твардовский
«Осенний клад»
Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И. Пивоварова
«Будущий лес»
В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной
Кудрявой, свежей молоди!
Дубок в мизинец толщиной
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист -
Дубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в ряд
Вдоль грядки у дорожки,
И нежный лист их красноват,
Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,
В тени стояли елки.
На ветках щеточкой росли
Короткие иголки.
Я видел чудо из чудес:
На грядках огорода
Передо мной качался лес
Двухтысячного года.
С. Маршак
«Деревце»
Посадила девочка
Около крылечка
Маленькое деревце,
Листики сердечком.
Посадила, убежала,
позабыла, что сажала.
В жаркие денечки
Все сидят в тенечке.
А деревце во дворе
Засыхает на жаре.
Я смотрю из окна:
Помощь деревцу нужна!
Я беру воды бидон
И на улицу бегом.
- Корешки, пейте!
Листья, зеленейте!
Ветки, разрастайтесь,
К небу поднимайтесь!
Я не дам вас обижать -
Буду сам вас поливать,
Чтоб росли до крыши:
Выше!
Выше!
Выше!
Г. Лебедева
Приложение 5
Схемы рисования дерева