Социальное партнерство с предприятиями-работодателями как средство адаптации студентов к профессиональной деятельности
Социальное партнерство с предприятиями-работодателями как
средство адаптации студентов к профессиональной деятельности
Автор: Зайцева Л.А.
Одним из основных условий успешности дальнейшего социальноэкономического развития страны является совершенствование системы подготовки молодежи к осуществлению социальных функций в профессиональной инфраструктуре общества. Проблемы повышения качества подготовки молодых специалистов актуализируются необходимостью практически полной технической модернизации и развития предприятий, создания новых производственных направлений, а также технического перевооружения и развития основного производства, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции. Всё это предъявляет новые требования к персоналу, к образовательному уровню, квалификации и компетентности рабочих, что, в свою очередь, требует обновления профессионального образования. При этом основными ориентирами обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Состояние отечественной системы профессионального образования, сопоставление профиля специалистов, выпускаемых учреждениями профобразования с их востребованностью на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки профессиональных кадров. Это, прежде всего, недостаточная подготовленность выпускников к работе в условиях современного предприятия. Решить означенные проблемы система профессионального образования может только при условии тесного взаимодействия с предприятиями-работодателями, выступающими потребителями результатов образовательной деятельности.
Кардинальные изменения условий и механизмов социальноэкономического взаимодействия в течение последних десятилетий показали необходимость поиска принципиально новых форм взаимосвязи системы профобразования и производства. В последние годы все больше утверждается такая форма отношений, как партнерство. Многочисленные исследования показывают, что при определенных условиях партнерство с предприятиями-работодателями способно эффективно решить целый комплекс стоящих перед системой профобразования педагогических задач, самой важной из которых является задача адаптации студентов к профессиональной деятельности. Действительно, как бы ни учитывались запросы предприятий и организаций на подготовку специалистов определенного профиля и уровня подготовленности, как бы ни обновлялись программы профессионального образования, в конечном итоге все зависит от того, насколько молодой специалист сможет адаптироваться в условиях конкретной организации, принять ее ценности, отождествить свою судьбу с судьбой своего предприятия.
Адаптация учащихся к профессиональной деятельности занимает ключевое место в решении задач системы среднего профессионального образования: будучи, с одной стороны, обусловленной состоянием всего образовательного процесса, а с другой, детерминируя его, адаптация учащихся к профессиональной деятельности играет роль системообразующего фактора эффективности профессиональной подготовки учащихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Специфика социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями-работодателями заключается в доминировании муниципального и регионального уровней взаимодействия государства, производства и системы профессионального образования и определяется особенностями производственной инфраструктуры региона, определяющими возможность включения различных элементов производственной и социальной деятельности предприятий в структуру образовательного процесса на всех уровнях его организации.
Содержание системы адаптации студентов к профессиональной деятельности посредством социального партнерства с предприятиями-работодателями определяется необходимостью формирования у будущих специалистов временной перспективы, системы эмоциональнокоммуникативных, функциональноролевых и личностносмысловых отношений, соответствующих будущей профессиональной деятельности в конкретном социальноэкономическом окружении, а также собственно профессиональных знаний и умений.
Эффективность разработки и реализации системы адаптации студентов к профессиональной деятельности обеспечивает комплекс педагогических условий: организация обучения и консультирования преподавателей ссуза, обеспечивающая их компетентность в вопросах партнерства с предприятиями-работодателями; согласованность форм, средств и методов педагогического взаимодействия с учетом ценностных ориентаций социальных партнеров; реализация дифференцированного подхода к студентам с учетом их профессиональной ориентированности; использование методов программноцелевого планирования адаптации учащихся к профессиональной деятельности на основе диагностики их потребностей и интересов; создание нормативноправовой основы социального партнерства учреждения среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.
В настоящее время реализация целей и задач системы среднего профессионального образования осложнена проявляющимся в обществе противоречием между объективной потребностью экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих кадрах, с одной стороны, и образовательными потребностями граждан, ориентированных на получение высшего профессионального образования – с другой.
Очевидно, роль системы среднего профессионального образования в устранении обозначенного противоречия достаточно значима и связана с реализацией множества функций, в ряду которых важное место занимают личностное самоопределение, формирование ценностной составляющей личности учащихся, собственно профессиональное обучение и воспитание.
Анализ специальной педагогической, социально-психологической, социологической литературы позволяет утверждать, что все многообразие направлений деятельности учреждений среднего профессионального образования может быть охарактеризовано как адаптация студентов к профессиональной деятельности. На это указывает тот факт, что деятельность учреждения среднего профессионального образования оценивается как эффективная в том случае, если его выпускники востребованы производственной инфраструктурой (прежде всего, по месту нахождения учреждения СПО), соответствуют требованиям к специалисту, выдвигаемым уровнем развития существующей производственной базы, легко входят в сложившуюся систему производственных отношений.
Адаптация к профессиональной деятельности предполагает как усвоение ими тех или иных достижений в рамках данной профессии, так и формирование социальных установок на овладеваемую профессию как основу профессионального самоопределения личности.
Формирование установки на профессиональную деятельность не только связано с овладением определенной профессией, не только аккумулирует в себе предшествующий опыт (как реальный, так и виртуальный) молодых людей, но и продуцирует этот опыт на обозримое жизненное пространство, формируя чрезвычайно важную составляющую психического здоровья человека – развернутую временнэю перспективу, способность к реальному целеполаганию во времени.
В контексте целей и задач среднего профессионального образования развертывание временнуй перспективы студентов представляется как интеграция элементов профессионального образования в стратегические жизненные планы, опосредование этими планами процессов целеполагания личности и может рассматриваться в качестве своеобразного базиса профессионального самоопределения.
Процесс профессионального самоопределения выражается также в психологическом феномене личностной самоидентификации, самый глубокий и скрытый уровень которой относится к сфере духовного – это комплекс ощущений, мировосприятий, связанный непосредственно с системой ценностей, которые разделяет человек.
Означенное выше касается лишь одной из составляющих процесса адаптации к профессиональной деятельности – ментальной. Нельзя упускать из внимания и ее инструментальную составляющую, непосредственно связанную с усвоением студентами знаний и умений профессиональной деятельности.
Обобщение сказанного позволяет определить адаптацию студентов к профессиональной деятельности как процесс, направленный (в итоге) на эффективное вхождение выпускников учреждения среднего профессионального образования в производственную среду, обусловленный необходимостью формирования у них установки на профессиональную деятельность, развернутой временной перспективы, способности к реальному целеполаганию во времени, опыта в оценке привлекательности рынка профессиональных услуг, комплекса ощущений, мировосприятий, связанных непосредственно с системой ценностей, которые разделяет человек и собственно знаний и умений профессиональной деятельности.
Фундаментальность означенных личностных качеств и особенностей, обеспечивающих подготовленность выпускников учреждения СПО к профессиональной адаптации, позволяет утверждать, что адаптация к профессиональной деятельности является одной из наиболее важных задач системы среднего профессионального образования, решение которой, с одной стороны, обусловливается состоянием всего образовательного процесса, а с другой, обусловливает его.
Подготовка специалистов в учреждении профессионального образования не может не учитывать особенности ближайшей производственной инфраструктуры по той причине, что абсолютное большинство выпускников осваивает именно региональный рынок труда. Вместе с тем, ориентированность учреждений профобразования на предприятия-работодатели постоянно актуализирует противоречие между стремлением системы образования к универсализации профессиональной подготовки и необходимостью освоения учащимися определенного опыта прикладной деятельности в условиях конкретных производств.
В последние годы система профессионального образования все в большей степени ориентируется на социальное партнерство как форму взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производства, связанную, в том числе, с привлечением предприятий-работодателей к непосредственному участию в содержании и обновлении материальнотехнической базы учреждений СПО, разработке и реализации образовательных стандартов.
С учетом специфических, географических и социальноэкономических особенностей (огромные пространства, продолжающееся социальноэкономическое реформирование и т. п.), социальное партнерство в России начало развиваться не на общегосударственном, а на региональном уровне. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что система социального партнерства в России может и должна базироваться не на общегосударственном, а на коллективном, муниципальном и региональном подходах к решению социальных проблем. Социальное партнерство помогает образовательному учреждению полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда.
Отношения социального партнерства учреждения среднего профессионального образования с предприятиями осуществляется с использованием целого комплекса форм, средств и методов работы, в структуре которого наиболее важное место занимают экскурсии на предприятия; привлечение опытных специалистовпроизводственников для проведения обзорных лекций и воспитательных мероприятий; встречи со специалистами-производственниками; проведение на предприятии «Урока на производстве»; проведение совместных культурно-массовых мероприятий; прохождение стажировки на заводе преподавателями специальных и (частично) общеобразовательных дисциплин; проведение встреч руководства предприятия с учащимися; производственная практика и др.
Большим потенциалом в решении настоящей проблемы обладает подход к определению структуры адаптации на основе структурных компонентов личности. По обозначенному признаку выделяются: индивидуальная адаптация, или адаптация к условиям физической составляющей профсреды; личностная адаптация, предполагающая подготовку к вхождению в социальную составляющую профсреды; субъектнотрудовая адаптация – освоение студентами операциональнофункциональных требований профессиональной среды. Означенные компоненты адаптации учащихся к пр
·офессиональной деятельности не только не исключают наличие других (рассмотренных ранее) компонентов, но и не могут быть реализованы, если не найдут своего отражения в модели и планировании будущего, не будут мотивированы ценностями учащихся или не смогут реализоваться в системе эмоциональнокоммуникативных, функциональноролевых или личностносмысловых отношений. Это позволяет говорить о комплексной взаимосвязи очерченных компонентов адаптации к профессиональной деятельности.
Наибольший интерес для нас представляют особенности адаптации студентов к профессиональной деятельности, характеризующиеся как непосредственно или опосредовано управляемые, к числу наиболее важных из которых относятся особенности восприятия студентами самого учреждения среднего профессионального образования, своей будущей профессии и системы межличностных отношений студентов.
Позитивное отношение к профессиональному образовательному учреждению любого уровня определяется тремя основными причинами: соответствием профиля учреждения субъективным профессиональным планам, добровольностью выбора (возможностью выбора) учреждения профессионального образования и внешним статусом учреждения. Положительному восприятию учреждения среднего профессионального образования также способствует более близкое знакомство с производством, многообразием специальностей, сложностью и мощью оборудования и т. п.
К особенностям развития системы эмоциональнокоммуникативных отношений студентов относятся такие условия внешней и внутренней (по отношению к учреждению среднего профессионального образования) среды, которые вызывают активные эмоциональные переживания, связанные с профессиональным будущим, одновременно опосредуя межличностные отношения (дискуссии на профессиональные темы, встречи с производственниками, бывшими выпускниками учебного заведения, экскурсии на производство и т. п.).
Обеспечение осознанности получаемого эмоциональнокоммуникативного опыта, его закрепления в сознании студентов может выступать самостоятельным условием развития эмоциональнокоммуникативных отношений.
Особенности функциональноролевого взаимодействия проявляются в области совместной деятельности студентов, составляющих учебную группу. При этом решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в групповую, т. е. кооперация.
Важным условием кооперации как формы организации деятельности, при которой некоторое множество лиц совместно участвуют в одном и том же процессе или в разных, но связанных между собой процессах, является функциональная совместимость членов группы. Возможность использования функциональноролевых отношений в целях адаптации к профессиональной деятельности зависит не только от сочетаемости компонентов системы «роль личность», но и от функциональной совместимости студентов.
К особенностям, определяющим ценностный уровень межличностных отношений, можно отнести, вопервых, условия, способствующие формированию и проявлению ценностей, соответствующих выбранной профессиональной деятельности, и, вовторых, условия, способствующие раскрытию ценностной составляющей субъектов взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Важнейшую роль в успешности адаптации студентов к профессиональной деятельности играет само предприятиепотребитель образовательных услуг УСПО и, соответственно, особенности партнерских отношений. Как бы ни была организована работа по адаптации студентов к профессиональной деятельности, есть ряд функций, которые УСПО в принципе не может взять на себя. Среди них: обеспечение необходимой информацией о целях и задачах предприятия, уменьшение времени по привыканию молодых специалистов к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия, пропаганда корпоративных ценностей предприятия и некоторые другие. В любом случае, решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы – непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой сфере.
Рассмотренные особенности использования партнерства для решения задач адаптации учащихся к профессиональной деятельности создают возможность разработки системы адаптации студентов к профессиональной деятельности.
Реализация искомой системы должна активизировать действие некоторой совокупности условий, объективно вызывающих повышение адаптивности учащихся к профессиональной деятельности. Педагогическая значимость условия определяется несколькими основными параметрами, к числу которых относятся: степень влияния условия на процесс; возможность воздействовать на условие доступными для учреждения среднего профессионального образования средствами; необходимость и достаточность условий, определяющих педагогическое событие.
Наиболее часто встречающимся и наиболее значимым условием, выполнение которого должна обеспечить практически любая педагогическая система, выступает профессиональная компетентность учителя. Соответственно, в качестве первого педагогического условия системы адаптации учащихся к профессиональной деятельности целесообразно выделить организацию обучения и консультирования преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин.
Обучение и консультирование должно обеспечить формирование у преподавателей пяти функциональных элементов педагогической деятельности: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного. Проявление означенных элементов наблюдается на репродуктивном, адаптивном, локальномоделирующем, системномоделирующем знания студентов и системномоделирующем деятельность и поведение студентов.
Учитывая, что основными элементами педагогической компетентности являются: специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность; психологопедагогическая компетентность; дифференциальнопсихологическая компетентность и аутопсихологическая компетентность, мы получаем своеобразное трехмерное пространство компетентности, по одной оси которого располагаются пять элементов педагогической деятельности, по другой – пять уровней профессионализма, по третьей – элементы педагогической компетентности.
Еще одно педагогическое условие системы адаптации к профессиональной деятельности – обеспечение согласования форм, средств и методов непосредственного и опосредованного взаимодействия с учащимися с учетом особенностей их ценностной ориентированности.
Обозначенное педагогическое условие призвано устранить основную проблему организации образовательной деятельности посредством социального партнерства с предприятиями-работодателями, заключающуюся в том, что расширение образовательного пространства за счет включения в него элементов производственной среды увеличивает число слабоуправляемых (силами УСПО) факторов, влияние которых может носить как позитивный (с педагогической точки зрения), так и негативный характер. Кроме того, динамичность психофизиологического, социальнокультурного и социальнопрофессионального развития студентов указывает на важность методического обеспечения преемственности форм, средств и методов воздействия на студентов в процессе их развития, при переходе от одного уровня к другому. Воздействие на студентов, не соответствующее уровню их развития, не только не будет адекватно воспринято ими, но может вызвать обратный эффект.
Следующим важным педагогическим условием системы являются методы, обеспечивающие дифференцированный подход к учащимся с учетом их профессиональной ориентированности.
Необходимым условием дифференцированного подхода считается изучение межличностных отношений, дающее возможность воздействовать на отношения студентов между собой, между личностью и группой, группой и учреждением среднего профессионального образования и т. п. Это условие в полной мере соответствует необходимости дифференциации учебных групп по уровню развития системы межличностных отношений.
Сложность процесса, необходимость обеспечения в процессе адаптации студентов к профессиональной деятельности последовательности переходов с одного качественного уровня подготовленности на другой указывает на целесообразность использования методов программноцелевого планирования и организации процесса адаптации к профессиональной деятельности на основе диагностики интересов и потребностей студентов.
В качестве последнего педагогического условия системы адаптации студентов к профессиональной деятельности отметим необходимость создания и реализации нормативноправовой основы социального партнерства учреждения среднего профессионального образования и предприятий, адекватной задачам адаптации студентов к профессиональной деятельности.
Преподаватели спецдисциплин цикловой комиссии математических, общих естечтвенно-научных дисциплин и физической культуры проводят большую работу по осуществлению взаимодействия с предприятиями-работодателями, такими как ООО «Скобеев и Партнеры», Demis Group, Targetix и др. Преподаватели организуют экскурсии на данные предприятия, где студенты подробно знакомятся с деятельностью компаний. Большая работа ведется по организации производственной практики студентов в ООО «Скобеев и Партнеры».
Подводя итоги вышеизложенного можно сформулировать следующие основные выводы:
1. Решение задач адаптации студентов к профессиональной деятельности играет системообразующую роль в организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
2. Состояние партнерских отношений учреждений среднего профессионального образования с предприятиями-работодателями как средство адаптации студентов к профессиональной деятельности характеризуется специфическими особенностями, связанными с доминированием муниципального и регионального уровней взаимодействия государства, производства и системы профессионального образования и определяется особенностями производственной инфраструктуры региона, задающей границы возможности включения различных элементов производственной и социальной деятельности предприятий в структуру образовательного процесса на всех уровнях его организации.
3. Структурные элементы адаптации студентов к профессиональной деятельности посредством социального партнерства с предприятиями-работодателями, а также связь этих элементов между собой задаются необходимостью формирования у студентов в учреждениях среднего профессионального образования временной перспективы, системы эмоциональнокоммуникативных, функциональноролевых и личностносмысловых отношений, соответствующих будущей профессиональной деятельности в конкретном социальноэкономическом окружении, а также собственно профессиональных знаний и умений.
4. Последовательность реализации системы адаптации студентов к профессиональной деятельности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования определяется комплексом педагогических условий: организация обучения и консультирования преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, обеспечивающая их компетентность в вопросах социального партнерства с предприятиями-работодателями; согласование форм, средств и методов педагогического взаимодействия с учетом ценностных ориентаций партнеров; осуществление дифференцированного подхода к студентам с учетом их профессиональной ориентированности; использование методов программноцелевого планирования адаптации студентов к профессиональной деятельности на основе диагностики их потребностей и интересов; создание нормативноправовой основы социального партнерства учреждения среднего профессионального образования и предприятий-работодателей.
13PAGE 15
13PAGE 141315