Социальный проект Социальное партнёрство семьи и школы


Л.М. Попова
Заместитель директора, учитель физической культуры
МБОУ «СШ №12» города Смоленска
Cемья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Социально-педагогическое партнёрство в системе «семья – образовательное учреждение» - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие, объединённое общими целевыми установками и направленное на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка. Такой тип партнёров превращает субъектов в добровольных партнёров, объединённых общей целью, ориентированных на взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимосодействие на основе корпоративной культуры, толерантных отношений. Такое партнёрство позволяет выстраивать «поле совместного бытия», то есть вместе быть, действовать, переживать, жить.
Одной из форм партнерского взаимодействия семьи и школы является разработка совместных социальных, культурных проектов.
Взаимодействия семьи и школы, привлечение родителей к спортивной жизни школы, их просвещение; согласованность в подходе к ребёнку; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, обо всех возможностях, которые семья может использовать для образования и сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка– всё это одно из важнейших условий социально-педагогического партнёрства.
В качестве конкретного примера социального проекта по физической культуре представляю проект «Будьте здоровы».
Проблема. В современном обществе, в эпоху ХХI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей.
Актуальность. Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у младших школьников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в образовательное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей школа может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья младших школьников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Поэтому тема моего проекта звучит «Будьте здоровы!», как основа формирования здорового образа жизни младших школьников.
Обозначенная выше проблема ставит перед образовательным учреждением следующую цель.
Цели:
воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка   через   создание единого здоровьесберегающего процесса и  через приобщение родителей к здоровому образу жизни.
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств знания и положительной самооценки
развитие навыков коммуникативного общения.
Задачи проекта:
Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации физкультурных досугов детей;
Организовать консультации
Помочь родителям научиться играть со своим ребенком;
Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Заинтересовать родителей активнее участвовать в спортивной жизни школы.
Осуществлять просвещение родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы
Тип проекта: практико-ориентированный.
Форма проведения: практические занятия, походы, физкультурные досуги, праздники, анкетирование родителей, консультацииПродолжительность проекта: долгосрочный.
Ожидаемый результат: информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу школы по физическому воспитанию, вызовут интерес к данному вопросу. Родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей, а также облегчит общение родителей и педагогов школы. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и школе, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей.
Формы и методы реализации проекта
Непосредственная образовательная деятельность, подвижные игры, спортивные праздники, закаливающие процедуры, консультативная работа, психогимнастика, самомассаж.
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта взаимодействия  с семьей по проблеме здоровья;
Оценить собственные  возможности и ресурсы в решении проблемы;
Выявить организационно-педагогические условия по приобщению к здоровому образу жизни родителей.
Подготовить план мероприятий по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни. (Приложение № 1)
Подбор литературы о профилактике здоровья.
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Провести констатирующую диагностику по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей;
Совершенствование материально-технической базы;
Разработка сценариев спортивных праздников и развлечений с привлечением родителей;
Разработка серий консультаций для родителей по здоровьесберегающим технологиям.
Пропаганда здорового образа жизни через консультации, развлекательные мероприятия.
Урок физической культуры – три раза в неделю.
Досуги и дни здоровья – один раз в месяц
Анкетирование родителей (Приложение № 2)
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Получение реальных данных о здоровье детей и распределение по группам здоровья.
Разработана система закаливания на основании состояния здоровья детей.
Осмотр детей специалистами для ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) .Изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоровительных технологий.
Составление карт индивидуальных нагрузок для каждого ребенка с учетом всех данных по результатам диагностирования здоровья и физической подготовленности.
Проведение спортивных праздников, досугов, дней здоровья.
Организация совместного отдыха, родительских собраний.
Приложение № 1
План мероприятий по оздоровлению детей в школе
Информационный стенд на тему: «Роль семьи в физическом воспитании детей», «Здоровый образ жизни», «Зимний отдых на улице», «Движение это жизнь»
Консультации по запросам родителей
Провести «День здоровья»
Провести досуг с детьми «Веселые эстафеты»
Провести консультации с родителями «Следим за осанкой вместе», «Профилактика плоскостопия», «Школа и здоровье», «Заботливое отношение к здоровью детей»
Провести анкетирование среди родителей:
«Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» и
Составить перспективное планирование форм работы с родителями по здоровому образу жизни.
Фотовыставка « С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»
Оформить плакаты по каждому виду спорта.
Сделать картотеку подвижных игр
План индивидуальной работы с детьми
Провести зимний спортивный праздник «Масленица»
Приложение № 2
Анкета для родителей
1. «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»
1.Укажите, пожалуйста, возраст вашего ребенка
2.Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?______________________________________________________________________
3.Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье?_________________________________
4.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашегоребенка_______________________________________________________
5.На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и школа, заботясь о здоровье и физической культуре младшего школьника?____________________________________________
6.Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка
7.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?_______________________________
8.Нужна ли вам помощь школы?___________________________________________
9.Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы (выбрать не более трех):
- Спортивная подготовка;
- Физическое развитие;
- Художественно – эстетическое;
- Социально – эмоциональное;
- Интеллектуальное;
- Обучение иностранным языкам.
2. «Оценка деятельности школы в рамках физического развития младших школьников»
1.Знаете ли вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в школе?
- да
- нет
2.Как вы оцениваете работу образовательного учреждения по оздоровлению детей?
- хорошо
- плохо
- другой вариант__________________________________________________________
3.Как вы оцениваете условия для физического развития детей в школе?
- хорошо
- плохо
- другой вариант____________________________________________________________
4.Выполняете ли вы рекомендации специалистов?
- да
- нет
- иногда___________________________________________________________________
5.Есть ли у вас пожелания к организации оздоровительных мероприятий в школе?
(указать какие)_____________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!