Статья Социальное партнерство в самоопределении школьников в условиях сельской школы


Социальное партнерство в самоопределении школьников в условиях
сельской школы.
Е.Г. СвищенковаКрутовский филиал МОУ«Защитенская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области.
Современная сельская школа сейчас переживает эпоху перемен, связанных как с изменением социально-экономических условий жизни общества, так и с процессом модернизации системы образования, реструктуризации образовательных учреждений.
Меняются цели, задачи школы, содержание образования. Большое значение приобретает социально-правовая функция - защита и охрана прав детства, а также функция профессионального самоопределения.
Сельская школа на современном этапе выступает селообразующим фактором, так как жизнь семьи, имеющей детей, в малой сельской общности напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы.
Общепризнано, что целенаправленная подготовка молодежи и школьников к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы любого государства. Таким образом, наличие в системе профильного обучения сельских школьников таких модулей, как профессиональная ориентация, допрофессиональная и профессиональная подготовка, технологическая подготовка, обеспечивает профессиональное самоопределение.
Однозначно то, что вопросы профессионального самоопределения тесно связаны с процессом социализации обучающихся, где социальное партнерство является одним из важнейших подходов для успешной профилизации обучения.Сегодня образовательный процесс призван давать старшеклассникам опыт социального поведения, толерантности, а формирование социальных навыков у обучающихся выделяется в отдельное направление педагогической деятельности.Естественно, что наша школа не является исключением, и все процессы преобразования не обошли и нас. В результате реструктуризации статус школы изменился, теперь это один из трех филиалов базовой школы, расположенной от нас в двадцати километрах. Расстояние не стало помехой для того, чтобы обучающиеся 10, 11 классов (юноши) посещали в базовой школе элективные занятия в рамках агротехнологического профиля. То есть, возможности, которые дает данное партнерство внутри образовательного пространства, расширились, и в данном случае идет конкретная профессиональная подготовка, итогом которой станет получение юношами водительских прав по специальности «тракторист-машинист». Это само по себе огромный плюс для молодых людей, так как одна профессия практически у них уже есть, что вселяет уверенность в будущее и дает шанс получить место работы в агропромышленной сфере.
Но это не единственный пример, характеризующий позитивные изменения. В последние годы были налажены взаимоотношения с высшими учебными заведениями города Курск, составлены договоры о сотрудничестве. Представители Курской государственной сельскохозяйственной академии, Курского государственного университета и Юго-Западного государственного университета принимают участие в родительских собраниях, встречах, презентациях, подробно отвечают на все вопросы, связанные с поступлением, обучением, а также предлагают услуги по подготовке к ЕГЭ. Такое социальное партнерство важно и необходимо, так как помогает выпускникам разобраться в сложных организационных вопросах, связанных с процедурой поступления. Результатом такого сотрудничества для нашей школы в 2010 году стало то, что все выпускники - студенты курских высших учебных заведений.
Все вышесказанное - конкретная работа по самоопределению молодежи в условиях сельской школы. Но в нашем учебном заведении существует еще и допрофессиональная подготовка. В рамках социального партнерства хотелось бы отметить сотрудничество с редакцией районного издания «Районный вестник». Обучающиеся школы пробуют себя в таком нелегком деле, как журналистика, - пишут статьи в газету, принимают участие в различных конкурсах эпистолярного жанра. Кроме того, сотрудники редакции не обделяют своим вниманием школьные мероприятия, касающиеся выбора профессии, где выступают в качестве экспертов, подводя итоги «профильных проб» по профессии журналист. Ребята старших классов также бывают по приглашению в редакции, где с ними делятся секретами мастерства маститые представители СМИ.
Обучающиеся 8-11 классов активно сотрудничают со специалистами Щигровского лесничества, знакомясь воочию с профессиями лесной промышленности. Так, в сентябре-октябре 2010 года была проведена совместная с лесничеством акция «Лес» по посадке молодых деревьев.
Долголетнее сотрудничество с ООО «Крутое» дает возможность школе почувствовать себя увереннее как в материальном, так и моральном плане. Обучающиеся школы с энтузиазмом работают на полях сельскохозяйственного предприятия, приобретая знания и практические навыки многих профессий агропромышленной сферы. Частыми гостями осенних праздников в школе являются ведущие специалисты хозяйства: экономисты, агрономы, зоотехники. Они рассказывают о своих профессиях, отвечают на вопросы, приглашают выпускников на работу.
Тесное сотрудничество с сельским Домом культуры дает ребятам представление о профессиях данной сферы деятельности человека. В составе творческой группы, совместно с сотрудниками клуба, обучающиеся выезжают с обменными концертными программами в различные села Щигровского района, принимают участие в муниципальных, региональных творческих конкурсах, становятся их призерами. Этот опыт социального партнерства незаменим, потому что дети находятся в реальных жизненных ситуациях, выполняют заданную им работу творческого характера, то есть адаптируют себя в данной среде, принимая условия «игры», которые существуют в данный момент времени. Это своеобразная «проба пера», которая раскрывает ребенку его самого, вселяет уверенность в то, что он это может, способен, дает ему шанс «найти себя».
Школа, открытая к сотрудничеству со средой, мобилизует весь сельский социум и в содружестве с семьей, учреждениями культуры, местной властью, опираясь на опыт и знания старшего поколения, народные традиции, начинает создавать социально комфортную, гуманную среду обитания.
Социальное партнерство в данном контексте следует понимать как совместную, коллективную деятельность различных социальных групп, которая дает позитивные результаты.
По отношению к образованию это может быть:
партнерство внутри системы образования;
партнерство, где сотрудничают работники системы образования и представители разных сфер;
партнерство, которое предлагает сама система образования, как сфера социальной жизни, вносящая неоценимый вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства наиболее значимое и позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. В каждом случае социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.
В качестве социальных партнеров выступают в первую очередь представители местной социальной инфраструктуры села, учреждения дополнительного образования муниципального уровня.
Сегодня практика социального партнерства в сельской школе наполняется новым содержанием. Особое внимание уделяется технологиям поисковой, научно-исследовательской деятельности обучающихся, которые позволяют формировать способность самостоятельно реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности
Трудовая деятельность, с одной стороны, становится компонентом системы профильного обучения сельских школьников, с другой стороны, важным фактором не только обеспечения потребностей сельского хозяйства сферой образования, но и социальной защиты личности выпускника сельской школы. Возрастает значение допрофессиональной и профессиональной сельскохозяйственной подготовки экономически, экологически, биологически грамотных владельцев личных подсобных хозяйств, способных эффективно работать на земле. В числе педагогических средств воздействия на среду — создание всеми социальными институтами сельского социума условий для трудовой занятости детей, подростков, молодежи, взрослых жителей села, создание дополнительных рабочих мест.
Таким образом, одной из перспективных форм профессионального самоопределения становятся ученические предприятия и производства (школьные компании, фирмы, кооперативы, ученические производственные бригады), которые могут функционировать во внеурочное время в течение всего учебного года, а также во время школьных каникул при проведении экономических лагерных смен старшеклассников. Участвуя в работе школьных предприятий, обучающиеся на практике познают различные экономические процессы: проводят исследования рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию, оказывают услуги, ведут документацию предприятия. Главные задачи ученических предприятий - обучение практическим навыкам, необходимым для предпринимательской деятельности; создание условий для профессионального самоопределения личности и социальной адаптации.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно- воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей детей к труду. Целью профессиональной ориентации в школе должно стать формирование личности, отвечающей требованиям современного производства, рынка труда и социального прогресса.
Социальное партнерство участников образовательного пространства с представителями различных сфер экономики в общественной жизни - нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания людям помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда, судьба государства и общества в целом будут во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности. Это позволит молодым людям разобраться в сложном мире профессий, создать психологическую установку на профессии и специальности, сочетающие личностные устремления и потребности экономики, поможет адаптироваться к новым профессиям или продуктивно использовать вынужденную безработицу для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Социально-педагогический подход в профессиональном самоопределении концентрирует в себе помощь и поддержку меры человечности в человеке и отражается в соответствующих способах и средствах жизнедеятельности человека, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию взаимодействия, на создание комфортных условий для развития личности каждого. Индивидуализация означает деятельность педагогов по поддержке того единичного, своеобразного, что заложено в каждом ребенке от природы и что он приобрел в собственном опыте социализации. При этом гуманистический взгляд на личность не отрицает, а предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им решения. Происходит развитие сотрудничества и сотворчества педагога, ребенка, родителей, представителей различных сфер профессиональной деятельности, где доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и социальным опытом, что позволяет достичь свободы выбора действий и решает задачу помощи обучающимся в жизненном самоопределении.
Таким образом, развитие и обогащение практики социального партнерства в образовании будет способствовать формированию целостной системы профессионального самоопределения обучающихся, обогащению практики профориентационной работы. В результате выпускники школ овладеют ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.
Литература
1.Климов Е.А Путь в профессионализм.- М.: Флинта, 2006.
2. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни - М.;СПб.: Югорск, 2003.
3. Чистякова C.Н., Лервер П.С., Родичев Н.Ф., Титова Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников, - М.: Новая школа, 2008.
4. Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. - М.: ИОСО РАО, 2008.
5.Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Интернет-ресурс] :http://sputnik.master-
telecom.ru/Docs_28/PedjoumaWio/Vio_l7/cd_site/Articles/art_l_
[Текст]:Народное образование, 2004. № 4.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. - № 5.
Левитан К.М. Стратегические вопросы модернизации высшего профессионального образования [Интернет-ресурс]:http://www.rsvpu.ru/news/confl/l/ED.ru, 2006