Методические рекомендации к подготовке одиннадцатиклассников к написанию сочинения по литературе
2014-2015 учебный год стал для нас, литераторов, непростым, так как появился новый вид итоговой работы - сочинение. Но вот уже первый опыт проведения такого вида сочинения у нас есть.
В прошедшем учебном году было предложено 5 направлений. Необходимо рассматривать все направления, не останавливаясь на работе лишь над отдельными. Только тогда учащиеся будут уверенно чувствовать себя на экзамене и будут иметь право выбора.
1.Для начала необходимо познакомить учащихся с композицией сочинения. Нам нужно написать сочинение-рассуждение, в котором в качестве аргументации служит обращение к литературному произведению.
Вступление. (Необязательная, но желательная часть)
Тезис.
Аргументация (необходимо обратиться к одному или нескольким произведениям).
Вывод.
Заключение. (Необязательная, но желательная часть).
При этом обращаем внимание на то, что тезис вытекает из темы, доказательство – из тезиса, вывод – из доказательства и тезиса. Тезис-главное предложение всей работы, то, к чему надо привести все доказательства (аргументы). В завершении работы обязательно надо выверить то, как аргументы и вывод соответствуют тезису и теме. Если учащийся усвоил эту совершенно несложную схему, он уже получает зачет по критерию №3 «Композиция и логика рассуждения».
Предллагаема учащимся готовое сочинение, которое мы разобрали с точки зрения композиции, рассмотрели, как была сформулирована тема, как выведен тезис по этой теме, как рассмотрено литературное произведение с точки зрения доказательства, как сформулирован вывод и откуда он появился.
Затем предлагаем еще несколько готовых сочинений, которые учащиеся сами разобрали с этих же позиций.
Практически все мы были в числе экспертов, которые проверяли сочинения и увидели те недостатки, в первую очередь наши (учителей), которые привели к некоторому количеству «незачетов».
Почти все незачеты были поставлены по критерию №1 «Соответствие теме». Выпускники писали работы, порой очень даже не плохие, но они никак не были связаны с предложенной темой. (В большинстве случаев речь идет о направлении «Вопросы, заданные человечеству войной» тема «Жди меня и я вернусь….» Любовь и война»).
Наша важнейшая задача - научить детей внимательно ознакомиться с темами, осмыслить их и сформулировать соответствующие им тезисы. С этой целью я предлагала ребятам при изучении программных произведений 11 класса следующие задания.
1.Готовые тезисы соотнести к данным темам. («Путаница»).
2.Сформулировать тезисы, исходя из разных формулировок тем.
Например, А.Куприн «Гранатовый браслет».
1.Тема «Подлинно счастливый человек»
Тезис: По-настоящему счастлив тот человек, который умеет любить, отдавая всего себя этому чувству.
2.Тема «Роль любви в жизни человека»
Любовь играет огромную роль в жизни человека. Только того можно назвать поистине счастливым, кому привелось испытать это великое чувство.
3.Тема «Может ли любовь нести человеку несчастье?»
С чисто бытовой точки зрения, конечно же, безответная любовь может нести человеку несчастье. Но если она настоящая, всепоглащающая, даже неразделенная несет человеку прежде всего свет и радость.
В.Быков «Сотников»
Тема 1.«Произведение о войне, которое вам запомнилось»
Тезис: Есть много произведений о войне, которые навсегда останутся в моей памяти, но больше всего мне запомнилась повесть В.Быкова «Сотников».
Тема 2.«Война- проверка на мужество и человечность».
Тезис: «В экстремальных ситуациях, а война безусловно таковой является, выясняется вся сущность любого человека. Поэтому можно утверждать, что именно на войне люди проходят проверку на мужество и человечность.
Тема 3.«Что такое истинная храбрость на войне?»
Тезис: Не просто сражаться вместе с другими, а готовность перед лицом неминуемой смерти остаться преданным Родине, людям и прежде всего самому себе и есть истинная храбрость не только на войне, но и в любой ситуации.
Если тема сформулирована в виде вопроса, то ответ на него и есть тезис (тема 3 по Куприну и по Быкову). Если тема не сформулирована в виде вопроса, то удобнее всего переформулировать ее. (Тема 1- Какого человека можно назвать подлинно счастливым? Тема 2-Какова же роль любви в жизни человека? По Куприну, тема 1. Какое произведение о войне больше всего запомнилось? Тема 2.Является ли война проверкой на мужество и человечность?). Если ученик усвоит, что тезис- это ответ на предложенный в теме вопрос или ответ на переформулированный им исходя из темы вопрос, он получит такой важный для него зачет по критерию №1.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» как и критерий №1 является основным для получения зачета. Конечно же, уровень осмысления художественного текста может быть разным. Это зависит в первую очередь от того, насколько ученик владеет навыками смыслового, а возможно и комплексного анализа в единстве формы и
содержания текста. Я своих детей готовила в основном только к смысловому анализу, так как этого вполне достаточно для получения зачета. Незачет ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или содержание произведения значительно искажено.
Что значит смысловой анализ? Учащийся свои размышления, доказательства верности своего тезиса закрепляет обращением к тем или иным моментам художественного произведения (произведений), при этом показывает знание сюжета, верное его понимание и осмысление.
Следующий вид работы, на мой взгляд, способствует привитию навыков правильного построения аргументации.
Учащимся дается тема, вместе выводится тезис, предлагается список произведений. Необходимо выбрать нужное или нужные с их точки зрения произведение или произведения и аргументировать тезис. Более сложный вариант, когда дети сами выводят тезис и исходя из него выбирают произведения.
Например, тема «Какого человека можно назвать счастливым?»
Тезис: Счастлив тот человек, который живет с людьми и для людей»
Произведения: Л.Н.Толстой «Война и мир», «Чем люди живы», В.Быков «Сотников», В. Закруткин «Матерь человеческая», М.Горький «Старуха Изергиль», И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», А. Алексин «Безумная Евдокия», О.Павлова «Гришка».Необходимо напомнить учащимся о важности знаний фактического материала: имен, отчеств, фамилий авторов и героев, правильное обозначение жанров произведений, сюжетных линий.
Что такое вывод? Это тот же тезис, но перефразированный и преподнесенный уже как итог ваших размышлений.
Например, тезис: Счастлив тот человек, который живет с людьми и для людей.
Вывод: Наши размышления, обращение к художественной литературе помогли нам понять, что одинокий человек, человек-эгоист, живущий только личными интересами, никогда не может быть счастлив. Именно поэтому надо жить с людьми и для людей.
Вступление и заключение могут представлять собой выход с уровня направления на уровень темы и наоборот.
Например, опять-таки по теме «Какого человека можно назвать счастливым?» Направление «Чем люди живы?»
«Человечество существует сотни лет. Меняются эры, века, поколения. Но вечными остаются вопросы: для чего и чем живет человек? В чем смысл жизни? Какого человека можно назвать счастливым? Над этими вопросами размышляли и философы, и политики, и , конечно же , писатели. В своем сочинении я тоже попробую дать ответы на эти непростые вопросы.» Для того, чтобы научиться писать сочинения, надо их писать часто и много, хотя бы одну работу в неделю. Работы надо анализировать и это приведет к опыту и хорошим результатам