Выступление на МО учителей начальных классов по теме «Критериальная оценка образовательной деятельности младших школьников»
Выступление на МО учителей начальных классов
по теме
«Критериальная оценка образовательной деятельности младших школьников»
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3»
г. Михайловска
Дубинина Инна Викторовна
2017 год
Критериальна оценка образовательной деятельности младших школьников
Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые Федеральные государственные стандарты.
ФГОС второго поколения предполагают существенную модернизацию современного образования. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Стандарты первого поколения оценивали степень усвоения школьниками определенного минимума знаний и навыков. Критериальное оценивание по ФГОС ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками.
Контроль достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы. Проанализируем основные формы и методы оценивания, связанные с накопительной рейтинговой системой, а также выделим отличительные особенности безотметочного варианта у младших школьников.
Особенности новых стандартов Ведущим компонентом в новых образовательных стандартах к результатам освоения основных учебных программ является формирование гармонически развитой личности. Они устанавливают: Направления развития образовательной системы, которые определяют основные тематические разделы. Технология критериального оценивания позволяет описывать индивидуальные достижения учеников. Определены требования к организации и содержанию начального образования. В качестве основного направления оценки при новом подходе к образованию является контроль итогов деятельности по внедрению и освоению современных учебных программ. ФГОС второго поколения нацелены на личностное развитие школьников. Критериальное оценивание на уроках математики предполагает учет нескольких групп УУН.
Существует три основных варианта определения результатов образования, предполагающих критериальное оценивание: метапредметные; личностные; предметные. Личностные результаты во ФГОС рассматриваются как развитие самоопределения ребенка, в том числе становление его гражданской идентичности, совершенствование внутренней позиции, формирование смыслов и мотивов учебной и внеучебной деятельности, совершенствование морально-этических ценностей, чувств, личных качеств. Метапредметные навыки предполагают универсальные виды деятельности: коммуникативные, познавательные, а также варианты ее корректировки: контроль; планирование; коррекция. Универсальные варианты могут осваиваться детьми на основе одной либо нескольких учебных дисциплин, используются школьниками в познавательном процессе, в ходе внеурочной деятельности, для устранения реальных жизненных проблем, поиска выхода из сложных ситуаций. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся в основном используется в учебной деятельности. Предметные результаты обучения подразумевают материал, освоенный школьниками в процессе изучения предмета.
Результаты начального общего стандарта образования Основными итогами ФГОС в начальной школе, которые позволяет анализировать критериальная система оценивания, являются: сформированность предметных и универсальных действий, позволяющих продолжать обучение на второй ступени (в основной школе); воспитание умения учиться, самостоятельно развиваться, самоорганизовываться, ставить собственные цели и задачи, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; индивидуальность прогресса развития личностных качеств. Критериальное оценивание в начальных классах помогает учителю находить индивидуальный подход к каждому ребенку, выбирать оптимальные методы и формы преподавания. Существует специальный документ, в котором указаны все планируемые результаты для разных образовательных областей (предметов).
Предназначение оценки по ФГОС Критериальное оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь достижения планируемых образовательных результатов. В итоге решаются следующие учебно-практические и познавательные задачи: Создание системы научных преставлений о человеке, обществе, природе. Умения и навыки исследовательской, познавательной, практической деятельности. Коммуникативные и информационные умения. Критериальное оценивание в начальной школе по ФГОС имеет некоторые особенности. Новые стандарты нацелены на организацию совместной урочной и внеучебной деятельности школьников и учителя, выбор и организацию учебного содержания, создание благоприятной среды. Критериальное оценивание является не просто средством обучения, а стабильным регулятором образовательной программы. Оно выступает как самоценный фрагмент содержания предмета, средство увеличения эффективности обучения и преподавания. Изменилось место, функции отметки в образовательном процессе. Критериальное оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах: Представляет собой постоянный процесс, который интегрирован в обычную деятельность. Для каждого этапа урока учитель применяет свой вариант оценивания. Диагностические проверки подходят и для начального этапа внеурочной деятельности. Промежуточное, итоговое, тематическое, рубежное, критериальное оценивание незаменимо на стадии проверки ЗУН.
Аксиомы оценивания Существуют определенные каноны, характеризующие оценивание по ФГОС: Для достижения любой цели подходит несколько методов. Адекватно оценить индивидуальные способности школьников не может ни одна критериальная система оценивания. Необходимо осуществлять предварительную проверку, выявляя возможность применения выбранного метода для конкретной образовательной программы. Не следует использовать сразу все технологии, важно определить приоритетные направления. Критериальное оценивание ориентируется на формирование положительной мотивации, поддержку успешности школьников. ФГОС не предполагает превращение оценки в некий «кнут» для ученика. Критериальное оценивание на уроках математики не должно сводиться к огромному количеству проверочных и контрольных работ, запугиванию школьников низкими отметками. Каждый школьник должен иметь право на свою собственную образовательную траекторию, личный темп изучения учебного материала. Если система будет критериальной, оценивание учащихся ведется с учетом их индивидуальных способностей, личных результатов. ФГОС не подразумевает неудовлетворительных отметок по нравственному развитию, патриотическому воспитанию. Учитель получает возможность сравнивать у каждого ребенка его личные результаты. ФГОС не предполагает сравнения педагогом достижений разных учеников, так как возникает проблема психологической комфортности ребенка. Итоговую отметку учитель выставляет как суммарный результат оценок, накопленных ребенком за рассматриваемый период (четверть, полугодие, год). Новые стандарты предполагают только критериальное оценивание на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Для того чтобы не вызывать у школьников негативной реакции, все критерии и нормы отметок, специфику выставления заранее сообщают родителям, детям, учителям. Отметка используется для контроля результатов учебной деятельности ребенка, ею нельзя выделять личностные качества школьника. Современная система образования предполагает именно критериальное оценивание. Школе предлагается выстраивать специальную форму контроля, в рамках которой все ученики будут включены в такую деятельность, смогут получать навыки самооценки, работы в творческих группах. Такой вариант работы реализует принцип равномерного распределения ответственности между всеми участниками образовательного процесса: учителями, учениками, родителями. Критериальное оценивание русскому языку подразумевает добровольность выполнения изложений и диктантов, заданий повышенного уровня сложности. На первой ступени обучения система оценивания используется для стимулирования желания ребенка учиться: педагог контролирует начальные знания и опыт школьника, используемые для изучения материала; учитываются групповые и индивидуальные достижения школьников; анализируется понимание материала, изученного ребенком; учитель побуждает детей размышлять о собственном результате, вкладе в общее дело. Система оценивания по ФГОС в начальной школе предполагает выставление внутренней отметки, ее определяет педагог. Внешняя оценка осуществляется разнообразными службами в виде мониторинговых исследований, аттестационных работ. Такое критериальное оценивание математике не влияет на четвертную (годовую) отметку. ФГОС второго поколения не просто модернизировали содержание образования, они скорректировали требования к обученности школьников, подходы к итогам обучения, их диагностике.
Специфика оценивания метапредметных, предметных, личностных результатов При внедрении стандартов второго поколения перед учителями возник вопрос об оценке сформированности действий, уровня достижений, фиксации новых результатов обученности. Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, представители начальной школы сформулировали перед собой определённые задачи: Проанализировать варианты педагогического контроля, оценивания учебных и внеурочных достижений школьников с учетом новых стандартов. Изучить методическую и научную литературу по проблеме оценивания достижений планируемых результатов, степени овладения основной учебной программой начального образования. Продумать критерии оценки образовательных умений школьников с точки зрения стандартов второго поколения. Для реализации ФГОС оцениваются личностные, метапредметные, предметные результаты образования. Учитель выделяет содержательные (предметно-деятельные) линии. Помимо отметок, выставляемых педагогом, ребенок также осуществляет самооценку, следит за динамикой личных достижений. Портфолио позволяет накапливать достижения, анализировать индивидуальное образовательное развитие школьника. Помимо стандартных письменных либо устных работ, ФГОС предполагает проектную (исследовательскую) деятельность учащихся. В конце учебного года каждый ребенок индивидуально либо в составе проектной группы защищает проект. Форма презентации результатов работы выбирается образовательным учреждением, утверждается советом школы. История оценивания Оценивание появилось в педагогике достаточно давно. Его использовали для проверки уровня усвоения нового материала, контроля интеллектуальных навыков. Педагог старается на каждом уроке отводить определенный промежуток времени на оценивание школьников. Среди распространенных способов проверки ЗУН лидирующие позиции принадлежат: контрольным и самостоятельным работам, тренажерам, тестам, фронтальным опросам. Также для проверки уровня обученности ребятам предлагаются специальные домашние задания, за которые педагог ставит отметки. Классическим вариантом оценивания является работа в небольших группах, устные выступления перед одноклассниками. Примерами методов оценивания, предлагаемых в новой образовательной системе, являются: тестовые задания; экспресс-опросы; наблюдения; упражнения с самооценкой; игровые варианты оценивания; дискуссии. Для достижения задач, поставленных Министерством образования РФ, педагог должен не только владеть системой оценивания, но и оперировать формами и методами обучения. Помимо репродуктивных методов, включающих классическое объяснение материала, выполнение упражнений по схеме, педагог должен в своей работе использовать и проблемные технологии. Именно они являются ведущими в образовательных стандартах нового поколения. Исследовательский подход, проектирование, моделирование разных ситуаций, включая и внеурочное воспитание, помогает педагогу добиваться задач, поставленных Министерством образования. -
Методы оценивания Импрессивные методы обучения предполагают формирование у школьников социальных, эстетических, моральных, научных ценностей. Оценивание предполагает учет следующих фактов: степень активности ученика; уровень воспроизводства полученной информации. Экспрессивные методы предполагают моделирование учащимися ситуаций, в которых они смогут проявить свой уровень обученности и воспитанности. ФГОС предполагает объединение этих двух методов, анализ осуществляется в совокупности. Комплексное оценивание подразумевает учет всех умений, акцент делается на личностные умения. Школа формирует такую систему оценивания, которая будет объективно контролировать индивидуальные способности школьника, следить за освоением им новых знаний, получением определенных навыков. Педагог проводит комплексную проверку достижений воспитанников, подбирает для каждого ребенка свой вариант дальнейшего развития. Ведение портфолио достижения учеников – способ постоянного контроля индивидуального роста ребят. Примеры систем оценивания. Для первоклассников подходит безоценочное обучение: учитель создает «лесенку достижений», на каждой ступени которой предполагается получение школьниками определенных навыков; герои сказочных линеек помогают малышам усваивать новые знания, получить основы проектной и исследовательской деятельности; листы индивидуальных достижений основаны на закрашивании клеточек разными цветами, а оттенок зависит от того, какие навыки получены у школьников; листы наблюдений. Все эти методы оценки без применения баллов должны быть дополнены комплексными (итоговыми) проверками знаний. Среди инноваций, вводимых на начальной ступени обучения, написание тестовых работ выпускниками 4 класса. Данная инициатива исходила от самих учителей, которые понимают важность и значимость рейтингового тестирования на начальном этапе обучения. Подобные тестовые задания помогут ребятам подготовиться к выпускным экзаменам, ожидающих их на ступени основного образования (9 класс), при окончании средней школы (11 класс). Портфолио Стремительное развитие современного общества наложило свой отпечаток на образование. Введение новых стандартов обучения на начальной и средней ступени обучения внесло существенные изменения в оценочную систему. Появилась рейтинговая система, учитывающая не только общеучебные умения и навыки, но и иные личностные достижения школьников. Портфолио теперь есть не только у педагогов, старшеклассников, но и у учеников начальной школы. Что можно вкладывать в портфель личных достижений? Все, чем можно гордиться: Специальные листы достижений, в которых отражается динамика учебных личностных изменений, начиная с первого года его обучения в образовательном учреждении. Результаты различных тестирований, выводы по их результатам. В качестве первоначального тестирования рассматривается стартовая диагностика. Ее проводит психолог перед поступлением ребенка в школу. В портфолио вкладывают и закрытые, и открытые ответы ребенка, которые отражают развитие технических навыков: техники чтения, вычислительных навыков. Грамоты, благодарности, дипломы с различных олимпиад, конкурсов, конференций, творческих мероприятий. Заключение ФГОС направлены на формирование развитой личности. Система оценивания ЗУН существенно модернизирована. На первое место выходит не балл, характеризующий конкретные ЗУН ребенка, а тот прогресс, личные достижения, что получены школьником за оцениваемый промежуток времени. Подобный подход стимулирует учеников к саморазвитию, самосовершенствованию. Если детям комфортно на уроке, нет страха перед оценкой, они не боятся отвечать, желание получать новые знания у школьников будет усиливаться из года в год. Использование при оценивании определенных критериев, соответствующих ФГОС, помогает педагогу развивать в своих воспитанниках чувство ответственности, сотрудничества, умения работать в команде.