Выступление на районном МО учителей начальных классов по теме: «Создание условий для выравнивания стартовых возможностей дошкольников старшего возраста при поступлении в школу.»
Выступление на районном МО учителей начальных классов по теме:
«Создание условий для выравнивания стартовых возможностей дошкольников старшего возраста при поступлении в школу.»
В последнее время в Министерстве образования и науки активно обсуждается вопрос о целесообразности введения «предшкольного образования» в целях выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
Поступление ребенка в школу – это серьезное испытание, как для детей, так и для их родителей. Современные программы обучения требуют, чтобы дети пришли в школу уже с имеющимся запасом знаний. Но, к сожалению, подготовка детей на селе оставляет желать лучшего.
Падение платежеспособности сельского населения приводит к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений. Исчезновение ключевого звена в системе образования сельского ребенка – стабильной работы дошкольных образовательных учреждений, лишает детей возможности получить общественное дошкольное образование, а это, в свою очередь, снижает стартовые возможности при поступлении в первый класс школы. Восполнить этот пробел могут не все родители.
Сельская школа, заинтересованная в преемственности, устранении деформации в развитии ребенка, вынуждена брать на себя функции дошкольного образования.
Цель предшкольной подготовки: создать условия для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу и развитие индивидуальных способностей у детей посещающих детский сад.
Задачи предшкольной подготовки:
1. Формирование мотивации к учению.
2. Формирование мыслительных операций.
3. Развитие вариативного мышления: фантазии, воображения, творческих способностей.
4. Развитие речи.
5. Увеличение объема внимания и памяти.
6 . Выработка умения целенаправленно выполнять учебные действия, формируя у себя волевые качества.
7. Развитие коммуникабельности
8. Формирование общеучебных умений
9. Развитие у ребенка мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Основные принципы предшкольной подготовки:
Доступность- предшкольная подготовка предназначена для детей любого уровня готовности к школе.
Универсальность- подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы дошкольников.
Комфортность-. положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
Направленность- не занимается комплексным развитием ребёнка, а формирует компоненты необходимые для последующей учебной деятельности ребёнка на основе уже сформированной игровой.
Добровольность – в группы подготовки попадают все дети, родители которых ( или заменяющие их лица) дали согласие на подготовку.
Актуальность - использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа , стандартов образования, мониторинговых показателей.
Правила достижения хорошего результата:
Работа веселье любит.
Повторенье – мать учения.
Тише едешь, дальше будешь.
Красна сказка складом, а песня ладом.
У нашей Пелагеи, все новые затеи.
Берись дружно – не будет грузно.
Смелость города берет.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Актуальной проблемой на сегодняшний день становится уровень развития речи ребенка. В век скорости и компьютеризации на общение с ребенком у взрослых остается небольшая часть времени. В связи с этим резко возросло количество детей, не умеющих общаться и говорить правильно. К сожалению, число таких детей с каждым годом растет и требует работы с ними логопеда.
Я убеждена, что на сегодняшний день в систему педагогической поддержки старшего дошкольника необходимо включить психологическую и логопедическую работу квалифицированных специалистов. Именно такая работа, выстроенная применимо к каждому ребенку, даст возможность выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
Хотелось бы отметить, что никакого эффективного предшкольного образования не будет, если учителя начальных классов превратят работу со старшими дошкольниками в имитацию учебного процесса, а кроме того, будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы.
Крылатая фраза «Учите - играя» должна стать девизом каждого учителя, занимающегося предшкольной подготовкой. Именно в игре рождается учебный мотив. Игровой и познавательные мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание подводит к игре, игра требует новых знаний. Потребность в знаниях, является важнейшей составляющей в учебной мотивации. Но теперь дети должны будут играть по – другому. Педагогам надо коренным образом поменять стратегию и тактику воспитательно – образовательной работы и способствовать тому, чтобы ребенок умел управлять своим поведением, восприятием, памятью, вниманием и т.п. Только в результате управления своим поведением и психическими процессами ребенок приобретет соответствующий опыт и сможет самостоятельно ставить перед собой новые цели, задачи, касающиеся его поведения или овладения навыками, знаниями, умениями.
В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется
задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка.
Отношения между родителями и педагогом должны строиться на основе взаимного доверия и взаимопомощи, доброжелательной критики и самокритики, сплочения воспитательных и обучающих воздействий с целью развития способностей и формирования гармоничной личности ребёнка.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;
- участие в составлении индивидуальных программ развития ребёнка;
-целенаправленную работу по педагогическому и психологическому просвещению родителей;
-обучение родителей конкретным методам и приёмам физического, общекультурного и общеинтеллектуального развития ребёнка в разных видах детской деятельности.
Я считаю, что для всех детей старшего дошкольного возраста необходима предшкольная подготовка для выравнивания стартовых возможностей и обеспечения успешного их вхождения в школьную жизнь. У детей, систематически посещающих занятия, легче проходит адаптационный период, у них быстрее закрепляются потребности и мотив учебной деятельности, а своевременно подготовленные условия для этого способствуют более эффективной организации образовательного процесса.