Конспект внеклассного занятия кружка по теме Мышка-норушка (1 класс)


Кружок «Земля наш дом» 1 класс.
Тема: "Мышка-норушка"
Задачи:
 формировать у учащихся знания о взаимосвязи животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от деятельности человека;
 расширять кругозор учащихся;
 воспитывать интерес к познанию мира природы.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животного в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира ;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- пословицы, поговорки, загадки.
Ход занятия
1.Организационный момент
Маленький рост,
длинный хвост, Серая шубка,
острые зубки.
(Мышь)
-Как догадались? ( по описанию - хвост длинный, серая шубка, острые зубки)
- О ком сегодня мы будем говорить? (О мышке.)
-Правильно, тема нашего занятия"Мышка-норушка" .
-А как вы думаете, почему её называют мышка-норушка? (живет в норке). Давайте прочитаем про мышку стихотворение.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
- Хоть мышка и мала, но про неё не забывают и во многих русских народных сказках она одна из главных героинь . Вспомните эти сказки ("Колосок", "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок")
2. Рассказ учителя о мышке-малютке ( с презентацией)
- Сегодня я хочу вас познакомить с самой маленькой мышкой - мышкой-малюткой. (слайд 1)
На поле с цветущими маками мы увидим что-то очень интересное. Среди высоких стеблей травы и головок цветов, качающихся на ветру, крохотное создание размером с мизинчик. Зовут этого крошечного акробата мышь-малютка. (слайд 2)
Мышь-малютка – самый маленький представитель мышиного семейства. Её можно узнать по рыжей шубке, маленьким ушам и короткому носу. Весит она около 6 граммов, длина её тела чуть более 5 сантиметров. Длинным тонким хвостом она обвивает веточки и травинки.(слайд 3)
Мышь-малютка часто висит, зацепившись задними лапами и хвостом, а передними лапами срывает еду. ( слайд 4)
Длина хвоста мыши малютки примерно равна длине её тела (5-7 см). Он почти голый и покрыт чешуйками. Служит такой хвост для равновесия при ползании, а также для того, чтобы удерживаться на травинках: кончик хвоста обвивается вокруг травинок и веточек кустов. Такой хвост называется хватательным. (слайд 5)
Мышь-малютка – ночное животное. Днем она прячется в убежище, где-нибудь под валежником или под стогом сена. Но когда приходит время подумать о потомстве, она начинает строить большое прочное гнездо высоко над землей, где её малыши будут в безопасности.(слайд 6)
Мышка забирается на высокие стебли трав. Здесь она разгрызает стебельки вдоль острыми зубками, так что они легко гнутся и скручивает из них рамку для гнезда.
Мышка забирается на высокие стебли трав. Здесь она разгрызает стебельки вдоль острыми зубками, так что они легко гнутся и скручивает из них рамку для гнезда. Затем она рвет на тонкие полоски все зеленые листочки вокруг стебля, но от стебля их не отрывает и сплетает из них шар. Изнутри она выстилает гнездо шерстью животных, птичьими перышками, пухом растений, листьями и цветками.(слайды 7,8)
Мыши малютки живут повсюду, где есть растения с длинными стеблями. Этих мышек можно найти в зарослях вейника и тростника, по берегам болот или прудов, на лугах и даже в заросших сорняками садах. Зимой мышки стараются устроиться в более теплых местах, например, в полых стволах деревьев, в пустых птичьих гнездах, в стогах сена. (слайд 9)
У мыши малютки детеныши появляются ночью или рано утром. Новорожденные мыши совсем крошечные: чуть больше 1,5 сантиметров в длину. В первый день розовая кожа малышей становится серой. К третьему дню начинают расти светло-коричневые волоски. Через неделю у мышат открываются глаза.(слайды 10,11)
Мышь-малютка – заботливая мать. Она часто кормит детенышей молоком, а после еды вылизывает каждого мышонка и съедает все, что может издавать запах, чтобы не привлекать к гнезду голодных хищников.(слайд 12)
Мышатам исполнилось 9 дней, они уже всё видят и слышат. Они пока питаются материнским молоком, но сегодня мать впервые принесла детенышам семена и для начала дала попробовать пережеванную ею твердую пищу.(слайд 13)
Мать переносит мышонка, держа его зубами за шкурку на загривке. Когда мама берет детеныша, малыш затихает, инстинктивно поджимает передние и задние лапки, подтягивает хвост под брюшко. Так матери легче его переносить. (слайд 14)
Детеныши мыши-малютки меняют детскую темную серо-коричневуюю окраску на взрослую золотистую примерно через месяц после рождения. У мыши выпадает старая шерсть и отрастает новая. Это называется линькой.(слайд 15)
Мышь может прожить до 1,5 лет. Но эти крошки – легкая добыча для других животных. На них охотятся ласки, лисы, коты, жабы и многие птицы. Возле воды их ловят цапли.(слайд 16)
Летом мышки едят побеги зеленых растений и насекомых. Но их любимая еда - зёрна. Они подбирают зёрна с земли или выкусывают их из колосьев. Во время обеда мышь забирается на травинку. Пьют мышки воду и росу. (слайды 17,18)
Мыши-малютки не боятся воды и умеют плавать. Они живут на покрытых травой песчаных дюнах, на болотах, по берегам рек, ручьев и канав, где они строят гнезда в зарослях тростника и камыша над водой.(слайд 19)
На зиму мыши малютки перебираются в норы, выкопанные лесными мышами и другими мелкими животными. Умные мышки проводят зиму в амбарах, сараях или строят теплые гнезда в старых стогах соломы. Детеныши, выросшие вблизи воды, перебираются в более сухие места. (слайд 20)
3. Закрепление.
- Сейчас проверим, как вы внимательно слушали и что запомнили.
- Назовите, чем питается мышка-малютка (пшеница, кукуруза, рис, шиповник, смородина, малина, муха, кузнечик)
- Назовите врагов мышки (сова, цапля, жаба, лисица, ласка, камышовый кот)
4. Физкультминутка.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг - и в школе ни души.
5. Практическая работа (лепка мышки из пластилина)
- Подумайте, как мы будем лепить мышку. Какая фигура берется за основу? (слайды 21-25)
6. Итог занятия
-Понравилось вам сегодня на занятии? Что особенно запомнилось?
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я мышь.