Рабочие программы обучения в подготовительном классе для коррекционных школ — интернатов VIII вида
ГБОУ Калтасинская специальная коррекционная школа-интернат
VIII вида
Рабочие программы обучения в подготовительном классе
Составитель: учитель
Имаева Марина Максимовна
на 2014-2015 учебный год
Калтасы 2014г.
Пояснительная записка
Рабочие программы для подготовительного класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) определяют содержание предметов, максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
По предметам представлены программы:
- по русскому языку;
- по чтению;
- по развитию речи;
- по математике;
- по изобразительному искусству;
- по физическому воспитанию;
- по труду.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Рабочая программа по чтению в подготовительном классе.
3 ч. в неделю, всего 94 часa.
Учебная дисциплина Чтение
Класс Подготовительный класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовитеьных,1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
под редакцией В.В.ВоронковойТип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 3 часа
Общее количество часов 94 часов
Базовый учебник Т.Л. Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: ГИЦ Владос.
Методическое и дидактическое обеспечение Е.П.Плешакова. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы,- Волгоград: Учитель,2007.-134с.
Л.И. Рудченко. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс – Волгоград: Учитель, 2007-237с.
В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию
в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Э.В. Якубовская, С.В. Комарова. « Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму альбом 1».- М.: Просвещение, 2004.
Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках 1-4 классы (практические и тренировочные задания и упражнения) – Волгоград: « Учитель», 2007.
В.В. Волина. Веселая грамматика М.: Знание, 1995 г.
Наглядность: животные и растения в картинках. Картинки по теме «Времена года».
Составитель Ю.Г. Круглов, Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
Чтение имеет большое значение во всей системе учебно-воспитательной работе коррекционной школы.
Является одним из средств познания. На уроках чтения последовательно расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Уроки чтения - это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта), первый год.
Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК, дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: памяти, внимания, восприятия.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 0 класса.
Программа может быть изменена, в случае карантина или других чрезвычайных обстоятельств.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь.
отвечать на вопрос простой фразой;
составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
выделять первый звук в слове, слышать нужный звук,
Учащиеся должны знать.
названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
своё имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
свой адрес, проезд к дому и к школе;
наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия.
I четверть (26 часов)
II четверть (24 час)
III четверть (24часов)
IV четверть (20 часа)
Учебно-тематический план по чтению в подготовительном классе.
1 четверть (27 часов)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая.
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Добукварный период.
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек).
Экскурсия в природу.
Кто и как подаёт голос? (Корова, лошадь, кошка).
Чтение и разучивание коротких отрывков из стихотворений, где обыгрываются голоса животных.
Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолёт летит, рокочет мотор «р-р-р», пароход плывет, Поезд ту – ту- ту…).
Сказка «Лиса и заяц».
Выделение первого звука в слове.
Слово – как часть речи.
Отработка умения слышать нужный звук в слове.
Предложение.
Составление предложений из двух слов. (по картинкам и схемам)
Составление предложений из трёх слов. (по картинкам и схемам)
Слог – часть слова. Деление слов на слоги.
27 ч
3 ч
1 ч
3 ч
2ч
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
2 ч
3 ч
2 ч
2 ч
2 ч 01.09
02.09
05.09
08.09
09.09
12.09
15.09
16.09
19.09
22.09
23.09
26.09
29.09
30.09
03.10
06.10
07.10
10.10
13.10
14.10
17.10
20.10
21.10
24.10
27.10
28.10
2 четверть (24 часа)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполог.
дата
провед. Фактичес.
дата
провед.
1
2
3
4
5
6
7- 12
13-18
19-23
24 Добукварный период.
Повторение пройденного в первой четверти.
Чтение и разучивание считалок, поговорок, загадок.
Произношение простых по артикуляции согласных – губно-губных (м, б, п).
Букварный период.
Звук и буква - а - (гласный).
Нахождение звука - а - в словах.
Звук и буква - у - (гласный).
Слова со звуком - у –.Звук и буква - о -.Слова со звуком о.
Повторение пройденного материала. 6 ч
1ч
3ч
2 ч
18ч
6 ч
6 ч
5 ч
1 ч
07.11
10.11
11.11
14.11
17.11
18.11
21.11,24.11,
25.11,28.11,
01.12,02.12
05.12,08.12,
09.12, 12.12,
15.12, 16.12
1912, 22.12,
23.12, 26.12,
29.12.
30.12 3 четверть (24 часов)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполагаемая.
дата
проведения. Фактическая.
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Работа над звукопроизношением
Нахождение и выделение в словах, изученных звуков, букв.
Звук и буква - м - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука,
буквы - м -.
Чтение и составление слогов с буквой – м.
Звук и буква - с - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука,
буквы - с -.
Чтение и составление слогов с буквой – с.
Звук и буква - х - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука,
буквы - х -.Чтение и составление слогов с буквой - х.
Звук и буква - ш - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука,
буквы - ш -.Чтение и составление слогов с буквой – ш.
Звук и буква - л - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука,
буквы - л -.
Чтение и составление слогов с буквой – л. 27 ч
2 ч
1 ч
2 ч
1 ч
1 ч
2 ч
1ч
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
2 ч
1 ч
16.01
19.01
20.01
23.01
26.01
27.01
30.01
02.02
03.02
06.02
09.02
10.02
13.02
24.02
27.02
02.03
03.03
06.03
09.03
10.03
13.03
16.03
17.03
20.03 4 четверть (22 часа)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполагаемая.
дата
проведения. Фактическая.
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 Работа над звукопроизношением
Повторение пройденного материала.
Разучивание стихотворения А.Л.Барто «Барабан».
Звук и буква - н - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука, буквы - н -.
Чтение и составление слогов с буквой – н.
Разучивание стихотворения А.Л.Барто «Колокольчики».
Звук и буква - ы - (гласный).
Нахождение и выделение в словах звука, буквы - ы -.Чтение и составление слогов с буквой – ы.
«Разучивание стихотворения А.Л.Барто «Я лишний».
Звук и буква - р - (согласный).
Нахождение и выделение в словах звука, буквы - р -.
Чтение и составление слогов с буквой – р.
Разучивание стихотворения А.Л.Барто«Гуси - лебеди».
Повторение изученного. 24ч
2 ч
1ч
1 ч
2 ч
2 ч
1ч
1 ч
2 ч
1 ч
1ч
1ч
2 ч
1 ч
1ч
1ч
03.04
06.04
07.04
10.04
13.04
14.04
17.04
20.04
21.04
24.04
27.04
28.04
04.05
05.05
08.05
11.05
12.05
15.05
18.05
19.05
22.05
Рабочая программа по письму в подготовительном классе.
(2 ч. в неделю, всего 67 часа.)
Учебная дисциплина Письмо
Класс 0 класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовительных,1-4 классов специальных (коррекционных.) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
под редакцией В.В.ВоронковойТип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 2 часов
Общее количество часов 67 часа
Базовый учебник Методическое и дидактическое обеспечение Т.Л. Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: ГИЦ Владос.
В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию
в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Э.В. Якубовская, С.В. Комарова. « Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму альбом 1».- М.: Просвещение, 2004.
Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках 1-4 классы (практические и тренировочные задания и упражнения) – Волгоград: « Учитель», 2007.
Наглядность: образцы написания элементов букв, животные и растения в картинках.
Грамматика как школьный учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
На занятиях письма решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т.е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки детей с ограниченными возможностями в развитии. Для обучения письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счётный материал (цветные палочки, ёлочки, грибочки, яблочки…); природный материал (засушенные листья, цветы, шишки…); геометрические формы ( кубики, брусочки, шарики…); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (чёрный, синий, зелёный, красный, жёлтый, белый) и размера. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе. Для детей с отклонениями в развитии эти занятия являются важными, т.к. у ребёнка наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, в изображения которых входят данные элементы.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь.
отвечать на вопрос простой фразой;
составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
выделять первый звук в слове, слышать нужный звук,
пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
Учащиеся должны знать.
названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
своё имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
свой адрес, проезд к дому и к школе;
наизусть 2-3 короткие стихотворения или четверостишия.
Учебно-тематический план по письму в подготовительном классе.
1 четверть (18 часов)
№ п\пТемы урока Кол- во часов Предполагаемаядата
проведен. Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.
Рисование мелом на доске линий произвольной длины и направления.
Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности.
Соотнесение шаблонов с предметами окружающей действительности.
Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на парте.
Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте.
Ознакомление с правильной посадкой при письме и правильном расположении альбома.
Рисование в альбоме круга по шаблону.
Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук. Рисование в альбоме квадрата по шаблону.
Рисование в альбоме треугольника по шаблону.
Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя.
Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук. Самостоятельное рисование композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок.
Рисование композиций из двух фигур.
Обводка по трафарету, в воздухе, на доске изученных геометрических фигур.
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
1ч
2 ч
3 ч 03.09
04.09
10.09
11.09
17.09
18.09
24.09
25.09
01.10
02.10
08.10
09.10
15.10
16.10
22.10
23.10
29.10
30.10
2 четверть (16 часов)
№
п\пТема урока
Кол-во часов Предполагаемаядата проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 Обводка по контуру квадратов различной величины.
Обводка по контуру кругов различной величины.
Обводка по контуру треугольников различной величины.
Обводка цветными карандашами по контуру композиции из геометрических фигур.
Письмо строчной буквы – а.
Письмо простых элементов букв.
Письмо строчной буквы – а.
Письмо строчной буквы – у.
Соединение - ау, - уа.
Правописание строчной буквы – о.
Правописание заглавной буквы – А. 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
05.11
06.11
12.11
13.11
19.11
20.11
26.11
27.11
03.12
04.12
10.12
11.12
17.12
18.12
24.12
25.12
3 четверть (17 часов)
№ п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Правописание изученных букв.
Правописание заглавной и строчной букв – Мм. Написание слогов ма,мо,му,ам,ом,ум.
Правописание заглавной и строчной букв – Сс. Написание слогов са,со,су,ас,ос,ус.
Правописание заглавной и строчной букв – Хх. Написание слогов ха,хо,ху,ах,ох,ух.
Правописание заглавной и строчной букв – Шш. Написание слогов ша,шо,шу,аш,ош,уш.
Правописание заглавной и строчной букв – Лл. Написание слогов ла,ло,лу,ал,ол,ул.
1 ч
4 ч
3 ч
3 ч
3 ч
3 ч
15.01
21.01
22.01
28.01
29.01
04.02
05.02
11.02
12.02
25.02
26.02
04.03
05.03
11.03
12.03
18.03
19.03
4 четверть (16 часов)
№ п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Правописание изученных букв.
Правописание строчной буквы – н . Правописание соединений -ан-, -ун-, -он.
Правописание заглавной буквы – Н.
Правописание строчной буквы – ы
Правописание соединений -мы, -сы, -ны.
Правописание изученных букв и слогов под диктовку учителя.
Правописание строчной буквы – р –
Правописание соединений - ар-, -ур-, -ор-
Правописание заглавной буквы – Р.
Правописание изученных букв и слогов под диктовку учителя.
Списывание с печатного текста простых предложений.
2 ч
1 ч
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
01.04
02.04
08.04
09.04
15.04
16.04
22.04
23.04
29.04
30.04
06.05
07.05
13.05
14.05
20.05
21.05
Рабочая программа по развитию устной речи в подготовительном классе.
(1 ч. в неделю, всего 32 часа.)
Учебная дисциплина Развитие устной речи
Класс 0 класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовитеьных,1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
под редакцией В.В.ВоронковойТип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 1 часа
Общее количество часов 32 часа
Базовый учебник Методическое и дидактическое обеспечение А.В.Никитина. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет.- Санкт - Петербург, Издательство Каро, 2009.
Н.В. Пятибратова. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори – М.:ТЦ Сфера, 2010-112 с.(Развитие речи шаг за шагом).
Т.А.Шорыгина. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет – М.: ТЦ Сфера,2010- 80 с.
Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 1 класс - М.: Издательство «Экзамен», 2005.-224 с.
Составитель Ю.Г. Круглов, Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение 1990.
Наглядность: животные и растения в картинках, картины по теме «Времена года».
.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются, как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей. Их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширение
представлений о непосредственном окружающем мире.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе 0класса в школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК, дети поступали в школу с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: памяти, внимания, восприятия.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 0 класса.
Требования к знаниям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
узнавание и называние конкретных предметов;
узнавание и называние данных предметов, изображённых на рисунках;
работа с ситуативной картинкой, связное высказывание по картинке
Учащиеся должны знать:
работать с сюжетной картинкой, устанавливать несложные связи, зависимости; связно высказываться по картинке;
читать детям доступные им по теме стихотворения, сказки, рассказы;
рассматривать иллюстрации,
беседовать по прочитанным сказкам;
пересказывать по вопросам, самостоятельно.
Учебно-тематический план по развитию устной речи в подготовительном классе.
1 четверть (9часов)
№ п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Время года: лето (рассказы, воспоминания детей о лете).
Я и моя семья.
Мой дом.
Школа
Время года: осень, основные признаки.
Осенние месяцы: сентябрь.
Экскурсия в природу.
Осенние месяцы октябрь.
Экскурсия в природу.
Одежда. Обувь.
Посуда. Экскурсия в столовую.
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
2 четверть (8часов)
№
п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8 Транспорт
Дни недели.
Сутки: (утро, вечер, день, ночь).
Времена года: зима (основные признаки).
Зимние месяцы: декабрь.
Экскурсия в природу.
Зимние забавы детей.
Домашние животные: кошка, собака.
Дикие животные: волк, лиса, заяц 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12 3 четверть (8 часов)
№
п\п
Тема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
Зимние месяцы: январь. Экскурсия в природу.
Птицы: ворона, воробей.
Зимние месяцы: февраль.
Экскурсия в природу.
Домашние птицы: куры, петухи, гуси, утки.
Насекомые: мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы.
Весенние месяцы: март, начало весны. Экскурсия в природу.
Лес, поле, огород.
Растения: (деревья, кусты, трава, цветы).
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 20.01
27.01
03.02
10.02
24.02
03.03
10.03
17.03
4 четверть (7 часов)
№ п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата
проведения. Фактическая
дата
проведения.
1
2
3
4
5
6
7 Весенние месяцы: апрель.
Фрукты: яблоко, груша.
Овощи: морковь, огурец, помидор, картофель.
Фрукты и овощи.
Ягоды: вишня, слива, виноград, клубника.
Весенние месяцы: май.
Экскурсия в природу.
Повторение пройденного материала. 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05 Рабочая программа по математике в подготовительном классе.
(3ч. в неделю, всего 100 часов.)
Учебная дисциплина Математика
Класс 0 класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовительных,1-4 классов специальных (коррекционных.) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
под редакцией В.В.ВоронковойТип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 3 часа
Общее количество часов 100 часов
Базовый учебник Методическое и дидактическое обеспечение М.Н. Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - Москва, Владос. 2001 г.
А.А. Хилько. Тетрадь по математике.
Подготовительный класс специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.В трех частях. ООО «ГИЦ Владос».2006.
А.А. Шабанова, Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися. – Волгоград : «Учитель», 2007.
С.А. Исаева. Физкультурные минутки в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Наглядность: Счетный материал, таблицы с изображением геометрических фигур, магнитный набор цифр и знаков. Счётные палочки.
Развивающая игра для детей дошкольного возраста серия «Умные игры» «Фигуры». Изготовитель ООО «Русский стиль Подмосковья».
Серия игр «Умные пальчики» «Цвет». Производитель ООО «БК». г. Москва.
Геометрическая мозаика. Производитель
ОАО «Радуга». Россия 610051 г. Киров.
Игра «Звук, свет, вода». Производитель ОАО «Радуга». Россия 610051 г. Киров.
Обучение математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных школ – коррекция и развития познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также трудолюбия, любознательности, формирования умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.
Учащиеся, в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь) с трудом овладевают навыками счёта. Усвоение даже элементарных математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления. А поскольку эта функция у детей нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Задачи обучения в данном классе, развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Все перечисленные выше психофизические недостатки привели к разному уровню освоенности программным материалом прошлых лет, а так же различной подготовленностью к усвоению нового материала.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 0 класса.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь.
Сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее;
Определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
Узнавать и называть порядок следования предметов;
Узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
Определять форму знакомых предметов;
Писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух – трёх предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
Учащиеся должны знать.
Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
Положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга, слова, их обозначающие.
Части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
Количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
Названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;
I четверть (27 часов)
Свойства предметов (4 часа)
Сравнение предметов (19часов).
Закрепление знаний (4 часа).
II четверть (24 часа)
Сравнение предметов (3 часа)
Положение предметов в пространстве (8 часов)
Временные представления (6 часа)
Геометрические фигуры (4 часа)
Повторение (3часа)
III четверть (26 часов)
Знакомство с числовым рядом (10 часов).
Арифметические действия (5 часов)
Решение задач (5 часа)
Геометрический материал (2часа)
Меры длины и веса (3 часа)
Повторение (1 часа)
IV четверть (23 часа)
Повторение (8 часов)
Геометрический материал (4 часа).
Знакомство с числовым рядом (5 часов).
Решение задач (4 часа)
Проверка знаний и умений (2 часа)
Учебно-тематический план по математике в 0 классе.
1 четверть. (27 часов)
№
п\пТема урока: Количество часов Предполагаемаядата проведения. Фактическая
дата проведения.
1-
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24-
27 Свойства предметов:
цвет, форма, размер, признак.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, величину: (большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине.). Сравнение двух предметов: (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение трёх - четырёх предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый предмет, лёгкий.
Сравнение трёх - четырёх предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче.
Сравнение двух - трёх предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же.
Сравнение небольших предметных совокупностей путём установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество.
Повторение пройденного материала за четверть. 4
2 ч
4 ч
3ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
4
02.09,03.09
04.09,09.09
10.09
11.09
16.09
17.09
18.09
23.09
24.09
25.09
30.09
01.10
02.10
07.10
08.10
09.10
14.10
15.10
16.10
21.10
22.10
23.10,28.10
29.10,30.10 2 четверть(24 часа)
№
п\пТема урока: Кол- во часов Предполагаемаядата проведения. Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 Сравнение предметов.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащихся, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, дальше, ближе, напротив.Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине листа.
Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после.
Временные представления.
Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрические формы. Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Повторение пройденного материала за четверть.
2 ч
1 ч
2 ч
3 ч
3ч
2 ч
2ч
2ч
4ч
3ч
05.11
06.11
11.11
12.11
13.11
18.11
19.11
20.11
25.11
26.11
27.11
02.12
03.12
04.12
09.12
10.12
11.12
16.12
17.12
18.12
23.12
24.12
25.12
30.12 3 четверть (26 часов)
№
п\пТема урока: Количество часов Предполагаемаядата проведения. Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26 Повторение пройденного материала.
Знакомство с числовым рядом
Знакомство с числом 1. Состав числа.
Знакомство с числом 2. Получение числа присчитыванием предметов. Состав числа.
Знакомство с числом 3. Получение числа присчитыванием предметов. Состав числа.
Место чисел, в изучаемом отрезке числового ряда.
Арифметические действия.
Сложение.
Вычитание.
Числовой ряд от 1 до 3. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение задач.
Структура задачи: условие, числовые данные, вопрос, решение, ответ.
Решение простых задач на нахождение остатка.
Решение простых задач на нахождение суммы.
Знакомство с числом 4. Получение числа присчитыванием предметов. Состав числа.
Геометрические формы: шар.
Решение простых задач.
Меры длины и веса.
Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.
Повторение пройденного материала. 2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2ч
2ч
3 ч
1ч 15.01
20.01
21.01
22.01
27.01
28.01
29.01
03.02
04.02
05.02
10.02
11.02
12.02
24.02
25.02
26.02
03.03
04.03
05.03
10.03
11.03
12.03
17.03
18.03
19.03 4 четверть (23 часа)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата проведения Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 Повторение пройденного материала: Числа от 1-3. Место числа в числовом ряду, состав числа, понятия больше - меньше.
Число и цифра 4. Место числа в числовом ряду.
Геометрические формы: брус, куб.
Решение задач. Структура задачи.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.
Знакомство с числовым рядом
Число и цифра 5. Знакомство с числом и цифра5.
Числовой ряд от 1-5. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение задач на нахождение остатка.
Геометрические фигуры. Классификация геометрических фигур.
Повторение пройденного материала. 2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
4 ч
2 ч
3 ч
2ч
1ч
1ч 01.04
02.04
07.04
08.04
09.04
14.04
15.04
16.04
21.04
22.04
23.04,28.04
09.04,30.04
05.05
06.05
07.05
12.05
13.05
14.05
19.05
20.05
21.05 Рабочая программа по изобразительной деятельности в подготовительном классе.
(2 часа в неделю, всего 63 часа.)
Учебная дисциплина Изобразительное искусство.
Класс 0 класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовитеьных,1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой, И. А. Грошенкова.
Просвещение, 1999 г.
Тип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 2 часа
Общее количество часов 63 часа
Базовый учебник Методическое и дидактическое обеспечение Наглядность: животные и растения в картинках, картины по теме «Времена года».
С.А. Казначеева, С.А.Бондарева Развитие цветового восприятия у школьников. Волгоград: « Учитель». 2009.
С.В. Вохринцева. Городецкая роспись – Издательство «Страна фантазий», 2005.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение.
Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка с отклонением в развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта), обучающихся первый год.
Задачи обучения в данном классе, коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положение в пространстве;
- нахождение в изображаемом существенных признаков, установление сходства и различия; создание развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного материала;
- ознакомление учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства, воспитание эмоционально – эстетического отношения к ним;
- развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности.
Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален. Разный уровень развития мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта),
Требования к знаниям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
организовать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
Учащиеся должны знать:
названия всех изображаемых предметов;
как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
Учебно-тематический план по изобразительной деятельности в подготовительном классе.
1 четверть (17 часов)
№ Тема урока: Кол- во часов Предполагамая дата
проведения Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарисуй зелёную травку и цветы», «Яркое солнышко», «Набежала тучка, и пошёл сильный дождик», «Радуга».
Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, баран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точки и кружки разной величины).
Рисование по шаблону и роспись дымковского коня.
Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымковской игрушки.
Узор для платья куклы (разноцветные круги- большие и маленькие; полоски, точки; платье- готовая выкройка).
Полосатый коврик для куклы (вертикальные цветные полоски).
Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски).
Рисование на тему « Золотая осень»
Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смотрит в зеркало», иллюстраций Е. Рачёва к сказкам «Колобок», «Маша и медведь». Рисование иллюстраций к сказкам «Колобок», «Маша и медведь».
Рисование праздничного флажка.
Рисование детской, игрушечной лопатки.
Зелёный и синий заборчик (прямые вертикальные и горизонтальные линии).
Разноцветная лесенка - большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии).
Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке.
Овощи и фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски). 2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
01.09
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10 2 четверть (16 часов)
№
п\пТема урока: Кол-во часов Предполагаемая дата проведения Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски).
Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскрасим шарики в жёлтый, зелёный и красный цвета (раскраска круговыми движениями).
Разноцветные предметы округлой формы. (Погремушки, шарики с ручкой в виде вытянутой петли).
Моя любимая «филимоновская» игрушка. Роспись шаблона «филимоновской» игрушки (по выбору).
Узор для тарелки (круг - готовая форма).
Много цветных колечек - цепочка.
Гирлянда - длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы).
Цветные ленты - узкие и широкие.
Разноцветные бусы на ёлку.
Новогодние флажки на ниточке.
Снежинки.
Ёлочки большие и маленькие.
Узор в полосе из ёлочек.
Узор в полосе из снежинок.
Новогодний рисунок Деду Морозу.
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
01.12
05.12
08.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
29.12 3 четверть (16 часов)
№ Тема урока: Кол- во часов Предполагаемая дата проведения Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Узор в круге (растительный орнамент, круг - готовая форма).
Узор в полосе (геометрический орнамент).
Рисование по замыслу (зимняя картина).
Рисование птицы (по показу учителя).
Салфетка (узор в квадрате; квадрат - готовая форма).
Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся элементов; фартук - готовая форма).
Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).
Украшение платочка ( по мотивам дымковских росписей).
Разноцветные платочки сушатся на верёвке.
Квадраты разной величины (на одной прямой).
Рассматривание иллюстраций к книге
В. Сутеева «Весёлые картинки».
Рисование звезды и флага (по шаблону) ко Дню защитников Отечества.
Красивый цветок в подарок маме, бабушке.
Рисование пирамиды из квадратов.
Рисование дома большого и дома маленького.
Рисование ветки вербы (с натуры и показу учителя). 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
27.02
02.03
06.03
09.03
13.03
16.03
20.03 4 четверть (14 часов)
№ Тема урока: Кол- во часов Предполагаемая дата проведения Фактическая
дата проведения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями)
Круглые пряники (печенье) с узором.
Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Узор в круге (круг готовая форма; размещение элементов рисунка по краю круга; чередование предметов по величине – большие, маленькие).
Скворечник (с прямой крышей).
Красивая тележка.
Ваза (простой формы) с ветками.
Букет нарциссов в стакане (в вазе).
Весенний ковер.
Высокий заборчик и ворота.
Поезд (несколько вагонов).
Два автобуса: синий и красный.
Пирамидка из кубиков.
Рисование на свободную тему. 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
1ч 03.04
06.04
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
04.05
08.05
11.05
15.05
18.05
22.05 Рабочая программа по физическому воспитанию в подготовительном классе.
(2 ч. в неделю, всего 63 часа.)
Программа по физической культуре подготовительного класса составлена на основе программы для начальных классов (1 – 4 классы) В.В.Воронковой, М.«Просвещение» 200..г. Программа адаптирована с возможностями данной категорией детей
Учебная дисциплина
класс
Программа,
кем
рекомендована
Тип программы
(государственная, авторская) Количество часов в неделю Общее количество часов Базовый учебник Методическое, дидактическое
Обеспечение
Физическая культура 0 Программы
для 0 -4 классов специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида
Допущено Министерством образования Российской Федерации
под редакцией В.В.ВоронковойПрограмма государственная, авторская.
2 63
Урокам физической культуры в подготовительном классе в Бейской специальной (коррекционной) школе отводится два часа в неделю, его продолжительность в течение всего учебного года – 35 минут. Учебных недель – 33
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуется физические качества, но и активно развивается мышление и сознание, творческие способности и самостоятельность. Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника.
Учитывая особенности обучающихся воспитанников, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся ориентируется на решение следующих образовательных задач:
обучение жизненно – важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжной подготовки, подвижным играм;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
использование наглядных материалов для пополнения словарного запаса учащихся в учебной дисциплине – физическая культура;
применение инновационных технологий в процессе обучения (электронные презентации, составление наглядных материалов на компьютере).
Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Уроки физической культуры в подготовительном классе включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе начальных классов, позволяет сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны уметь
Строится в шеренгу по росту;
Строится в колонну по одному;
Ориентироваться в пространстве.
Учащиеся должны знать
Правила безопасного поведения на стадионе и в спорт зале;
I четверть. -17 часов.
II четверть - 13часов.III четверть - 18 часов.
IV четверть - 15часов.
Учебно-тематический план по физическому воспитанию в подготовительном классе.
1 – четверть (17 часов)
Темы уроков Количество часов Предполагаемаядата проведения Фактическая
дата проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Основы знаний
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
Упражнения на дыхание. Понятие о вдохе и выдохе с движением рук. «Понюхать цветок», «Жук», «Паровоз», «Бычок».
Упражнения для кистей рук, плечевого пояса.
Сгибать и разгибать пальцы, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица и над головой. Размахивание кистями рук в различных положениях. Сгибание и разгибание рук.
Строевые упражнения
Построение с помощью учителя в колонну: по одному, по два; в круг, в шеренгу; повороты по ориентирам.
Обще развивающие упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Положение стоя, положение сидя, положение лежа. Поднимание рук вперед, в сторону, вверх, поднимание на носки, полуприседания и приседания, наклоны и повороты туловища, перекаты со спины на живот и обратно.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх.
Стоя у вертикальной стены.
Ходьба.
Ходьба за учителем по одному, группой и всем классом.
Бег.
Бег по одному, группой и всем классом в прямом направлении, бег по кругу, за учителем в медленном темпе до 30 с. Перебежки по залу по одному, парами и группой.
Игровые упражнения.
«Птица машет крыльями», «Маленькие — большие»,
2ч
1ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч 04.09
05.09
11.09
12.09
18.09
19.09
25.09
26.09
02.10
03.10
09.10
10.10
16.10
17.10
23.10
24.10
30.10
2 – четверть (13 часов)
Темы уроков Количество часов Предполагаемаядата проведения Фактическая
дата проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Упражнения для формирования правильной осанки.
Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
Стоя у вертикальной стены, прижавшись затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание и опускание рук в стороны, вверх, вперед; вверх — поочередно и одновременно обе руки. Поднимание согнутой в колене ноги.
Игры. «Винтики», «Дровосеки», «Тик-так».
Гимнастика
Лазание и перелезание через барьер
Упражнения в равновесии
Прыжковые упражнения
Метание
Общеразвива-ющие упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Игры. «Перекати поле», «Пузырек».
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами
Игры. «Прокати мяч»,
Катание на санках.
Катание на санках по прямой, спуски с пологого склона 2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
4ч
4ч
2ч 06.11
07.11
13.11
14.11
20.11
21.11
27.11
28.11
04.12
05.12
11.12
12.12
18.12
19.12
25.12
26.12
3 – четверть (18 часов).
Темы уроков Количество часов Предполагаемаядата проведения Фактическая
дата проведения
1-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 Катание на санках по прямой, спуски с пологого склона
Упражнения для ног. Приседание на двух ногах; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься. В положении стоя сгибать ногу в коленном суставе. Из положения сидя шевелить пальцами ног отведение и приведение стопы в сторону, поднимание и опускание стопы.>
Игровые упражнения. «Нажми на педаль», «Сорви цветок», «Ванька-встанька», «Потопали ножками».
Упражнения для формирования правильной осанки.
Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
Стоя у вертикальной стены, прижавшись затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание и опускание рук в стороны, вверх, вперед; вверх — поочередно и одновременно обе руки. Поднимание согнутой в колене ноги.
Игровые упражнения. «Винтики», «Дровосеки», «Тик-так».
Игры с элементами общеразвивающих упражнении.
Игры с элементами прыжков.
Эстафеты с предметами
5ч
4ч
4ч
2ч
1ч
2ч 15.01,16.01,22.01
23.01,29.01
30.01
05.02
06.02
12.02
13.02
26.02
27.02
05.03
06.03
12.03
13.03
19.03
20.03 4 – четверть (15 часов).
Темы уроков Количество часов Предполагаемаядата проведения Фактическая
дата проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15 Ползание и лазанье.
Ползание на четвереньках по прямой и по доске, положенной на пол. Подлезание под веревочку. Переползание через гимнастическую скамейку, накрытую матом.
Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1 м) удобным для ребенка способом. Передвижение вправо и влево, стоя на рейке гимнастической стенки.
Равновесие.
Ходьба по залу с различными положениями рук произвольно и по размеченному коридору (ширина 40 см).
Ходьба с перешагиванием через предметы/
Ходьба по доске, положенной на пол, и по гимнастической скамейке со страховкой.
Игры с элементами прыжков, бега
Игры с элементами лазания, перелезания
Линейные эстафеты
Игры на свежем воздухе. 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
02.04
03.04
09.04
10.04
16.04
17.04
23.04
24.04
30.04
07.05
08.05
14.05
15.05
21.05
22.05
Рабочая программа по трудовому обучению в подготовительном классе.
(2 ч. в неделю, всего 63часа).
Учебная дисциплина Трудовое обучение
Класс 0 класс
Программа (кем рекомендована?) Программы для подготовитеьных,1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
под редакцией В.В.Воронковой, О. В. Гаврилушкиной; Н.Д. Соколовой.
Тип программы (государственная, авторская) Программа государственная
Количество часов в неделю 2 часа
Общее количество часов 63 часа
Базовый учебник Методическое и дидактическое обеспечение Т.М. Геронимус 150 уроков труда в начальных классах. М. Новая школа. 1994 г.
О.С.Паятелева. Мягкие игрушки - ИД Карапуз, 2005.
Чудесные поделки из бумаги .М.: Просвещение, 1992.
Т.Н.Доронова. Я учусь рисовать – М.: Просвещение, 2008. (Хохлома)
Трудовое обучение как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение.
Уроки труда при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка с отклонением в развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) первый год.
Задачи обучения в данном классе, воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании;
вместе с учителем планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовление поделки;
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся
0 класса.
Требования к знаниям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
работать с природным материалом, пластилином, бумагой;
работать с инструментами: ножницами, клеем;
вырезывать по шаблонам;
наклеивать готовые части;
раскатывать и лепить изделия из пластилина;
Учащиеся должны знать:
правила безопасности при работе с ножницами, клеем;
Учебно-тематический план по трудовому обучению в подготовительном классе.
1 – четверть (17 часов).
№ Тема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата
проведения Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 Работа с природным материалом.
Экскурсия с целью сбора природного материала.
Панно из засушенных листьев «Осень».
Конструирование
Заборчик («Зоопарк»).
Домик с дорожкой («Матрёшки»).
Мост через реку («Машинки»).
Башенки (мелкие игрушки «Солдатики»).
Работа с бумагой.
Обыгрывание композиции «Идёт дождь»,
«Осень в лесу».
Работа с пластилином.
Знакомство со свойствами пластилина. Условиями хранения, подготовка к работе.
Упражнение в раскатывании пластилина.
Лепим грибы.
Лепим ягоды.
Яркая гусеница.
Способ размазывания пластилина.
Изготовление огурца, ёлочки способом размазывания на заготовках.
Подбор пластилина по цвету.
Изготовление овощей и фруктов.
Лепка раскатыванием столбиков, плетёнок, кренделей, батонов.
3ч
4ч
2 ч
8ч
01.09
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10 2 четверть (16 часов)
№ Тема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата
проведения Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 Работа с пластилином.
Упражнение в раскатывании столбиков разной толщины.
Изготовление улиток. Обыгрывание композиции «Семья улиток».
Изготовление ёлок, самолётов. Обыгрывание композиции «Самолёты над лесом».
Лепка шариков, орешков (скатывание шариков).
Работа с бумагой.
Обыгрывание композиции «Узор на ковре».
Изготовление снежинок из полос
Изготовление панно «Зимние узоры».
Подготовка к новогоднему празднику.
Резание ножницами полосок.
Изготовление цепочки, бабочки, новогодних гирлянд.
Украшение новогоднего зала.
6ч
4ч
6 ч
07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
01.12
05.12
08.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
29.12 3 четверть (16 часов)
№ Тема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата
проведения Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 Работа с пластилином
Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
Лепка «Печенье для куклы».
Лепка «Заборчик».
Составление композиции «Улица».
Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).
Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.
Лепка: «Мишки-неваляшки», «Зайчик-неваляшка» (с использованием природного материала), «Утёнок и цыплёнок».
Работа с бумагой.
Аппликация (снежинки).
Обыгрывание и наклеивание композиции «Весна в лесу».
Знакомство с техникой Оригами.
Изготовление вертушки, парусника.
Изготовление праздничной открытки к 8 Марта
Изготовление праздничного панно.
9ч
7ч
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
27.02
02.03
06.03
09.03
13.03
16.03
20.03 4 четверть (14часов)
№ Тема урока: Кол-во часов Предполагаемаядата
проведения Фактическая
дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Работа с бумагой.
Обыгрывание наклеивание на плоских макетах композиции «Зажглись в домах разноцветные огни».
Изготовление подарка «Цветы в вазе»
Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация предметов из геометрического материала.
Работа с нитками.
Сматывание клубка.
Изготовление «Цыплят».
Плетение шнурка. Изготовление закладок.
Изготовление кисточек. Панно «Солнышко».
Плетение косичек.
Работа с природным материалом.
Экскурсия в природу.
Аппликация « Распустились почки».
Оформление цветника.
4 ч
6 ч
4 ч 03.04
06.04
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
04.05
08.05
11.05
15.05
18.05
22.05 Рабочая программа по индивидуальным занятиям
в подготовительном классе.
(1 ч. в неделю, всего 33часа)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов познавательной деятельности детей.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширение
представлений о непосредственном окружающем мире.
Индивидуальные занятия готовит учащихся с нарушениями интеллекта к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 0 класса.
I четверть (9 часов)
II четверть (7 часов)
III четверть (9 часов)
IV четверть (8 часов)
Резервные уроки (1 час)
Учебно-тематический план по индивидуальным занятиям в 0 классе.
1 – четверть
№ Темы уроков Количество часов Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый)
Соотношение предметов по цвету
(«Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).
Формирование понятий: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть.
Сравнение 2 предметов по высоте и длине.
Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.
Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. Группировка предметов парных по величине (игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине)
Время года: осень, основные признаки. Название осенних месяцев.
2 – четверть
№ Темы уроков Количество часов Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения
Название дней недели.
Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»
Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
3 – четверть
№ Темы уроков Количество часов Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
Развитие моторики пальцев руки. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры.
Конструирование из счетных палочек.
Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.
Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.. 4– четверть
№ Темы уроков Количество часов Предполагаемая дата проведения Фактическая дата проведения
Работа в технике «рваной» аппликации.
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).
Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»
Ориентация на собственном теле: право - лево, верх - низ, вперед — назад. Выполнение простых подражательных движений за учителем: выполнение движений по инструкции.
Резервные уроки