Программа по физической культуре для учащихся X-XII классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Программа по физической культуре
для учащихся X-XII классов (I-III курсов) специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Пояснительная записка
Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
Осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и профессионально- трудовым обучением, занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и производственному труду. Основные задачи послешкольного обучения:
- содействие в профессиональной ориентации учащихся;
- подготовка их к жизни и труду;
- непосредственная и органическая связь трудового обучения с предстоящей профессиональной деятельностью;
- развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность;
- выработка функциональной устойчивости и формирование прикладных умений и навыков, необходимых в связи с особыми условиями труда;
- достижение гармоничности в физическом развитии посредством «подтягивания» отстающих двигательных качеств до « среднего» уровня; - развитие физических качеств и двигательных навыков, характерных для будущей профессии (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического развития).
Для успешного овладения профессиональными навыками необходимо постоянно развивать и совершенствовать физические качества. Этому способствуют разнообразные упражнения, выполняемые на уроках физического воспитания по следующим разделам данной программы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры, лыжи, коньки. Эти упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях, что обеспечивает избирательный характер воздействия на определенные системы организма.
Одной из особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида является быстрая утомляемость, сложность функции переключения, что снижает их работоспособность. Поэтому для снятия усталости, повышения трудовой и умственной активности необходимы упражнения, направленные на:
-формирование рабочей позы и трудовых двигательных навыков;
-предупреждение утомляемости и возникновения
физиологической перегрузки;
-снятие общей усталости, повышение двигательной активности;
-преодоление защитных реакции, возникших непосредственно при выполнении трудовой операции.
Следует отметить, что среди учащихся коррекционных школ имеются дети, как с хорошо, так и с недостаточно развитой моторикой, что требует необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Для этого учителю физкультуры надо знать физическое развитие и подготовленность учащихся, их функциональные возможности, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений. Учитывая психологические возможности старших школьников уроки физической культуры следует строить на фоне положительных эмоций. Для поддержания интереса умственно отсталых учеников к уроку необходимо чередовать специальные коррекционные упражнения с игровыми, вводить элементы соревнований.
От состояния высших отделов ЦНС зависит, в какой степени и как приспосабливается организм к окружающей среде, к различным физическим нагрузкам, спортивным упражнениям. Нередко у этих подростков встречаются стертые двигательные нарушения, которые компенсируются к школьному возрасту и становятся практически незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и выполнении усложненных двигательных заданий, где требуются точные дозированные мышечные усилия, перекрестная координация движений, пространственно- временная организация моторного акта, словесная регуляция движений.
Ориентируясь на то, что психические процессы у данных учащихся характеризуются инертностью и костностью, что подтверждается слабостью закрепления новых условно-рефлекторных связей, при обучении требуется многократное повторение. По мере прохождения учебного материала следует придерживаться тенденции к снижению средств общей физической подготовки и увеличению объема средств специальной физической подготовки.
Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на коррекцию мыслительных процессов. К ним относятся: анализ выполнения своих движений и движений товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений, исходных положений, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, ритму, расширение активного словаря.
Для реализации этих приемов учитель должен умело организовывать уроки и использовать наиболее эффективные методы их проведения. При этом следует исходить из задач обучения, коррекции и воспитания, содержания занятий и особенностей контингента школьников.
Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, опрятный внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю.
Успеваемость по разделу «Физическая культура» в специальной коррекционной школе определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по индивидуальной программе. По желанию, имея медицинское заключение, учащиеся могут заниматься в режиме класса (с определенными ограничениями) под особым контролем учителя.
Обязательным для учителя является систематический контроль за уровнем физического развития и двигательной активности. По мере прохождения учебного материала проводятся контрольные испытания по следующим упражнениям: бег на 30-60 метров, прыжок в длину с места, метание на дальность, бросок набивного мяча «1кг» из-за головы двумя руками из положения сидя, ноги врозь.
Тесты проводятся два раза в год, в сентябре и в мае. Полученные данные сопоставляются с предыдущими показателями, и записываются в журнал учета двигательной активности и физического развития.
Примерное распределение учебного материала
класс гимнастика акробатика лёгкая атлетика спорт игрыконьки всего часов
10 16 20 18 16 70
11 16 20 18 16 70
12 18 20 18 14 70
Оно носит условный характер с учетом климатических условий и материальной базы школы. Допускается замена одного учебного материала другим.
Уроки являются основной формой, обеспечивающей всем учащимся определенный уровень физической подготовленности. Однако в работе со старшими школьниками на этапе после школьного обучения(10-12 классы) необходимо использовать все возможности внеклассной и внешкольной деятельности по физической культуре и спорту. Они должны способствовать привлечению всех учащихся к систематическим занятиям во внеурочное время, стремлению к здоровому образу жизни, умению организовать свой досуг. Эта работа должна строится с учетом задач программы по физической культуре.
Обязательным условием является проведение со всеми школьниками ежедневных занятий гимнастикой до учебных занятий, игр, физических упражнений на больших переменах.
В школе должны работать кружки общей физической подготовки, спортивных игр, проводиться физкультурные праздники, Дни здоровья и спорта, не только внутришкольные соревнования, но и между другими образовательными учреждениями города, района, области и т.д. по видам спорта доступным учащимся коррекционных школ.
Гимнастика
X классСтроевые упражнения:
Повороты на месте и в движении. Размыкание в движении на заданную дистанцию. Сочетание ходьбы и бега в колонне с изменением скорости и направления движения. Команда «прямо». Выполнение строевых упражнений (четкость и правильность) за предыдущие годы.
Упражнения на равновесие:
Ходьба по гимнастической скамейке с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями. Горизонтальное равновесие с опорой и без неё. Равновесие на бревне (высота 80-90 см), с передвижением различными способами, с переноской различных предметов, расхождение вдвоем при встрече. Хождение по наклонной гимнастической скамейке.
Лазание и перелезание:
Лазание на скорость различными способами по гимнастической стенке вверх – вниз. Лазание по канату. Подтягивание в висе на гимнастической стенке. Преодоление препятствий с перелезанием через них. Перелезание через препятствие разной высоты.
Акробатические упражнения (выполняются только после консультации врача):