Материалы по организации учебных экскурсий в школе.
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №24среднего (полного) общего образования
ОАО «Российские железные дороги»
Учебные экскурсии по географии
/из опыта работы/
Автор
Брылина Светлана Владимировна,
учитель географии
Тайшет, 2011 год
Аннотация
Многочисленные работы по экскурсоведению определяют экскурсию как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенного на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. В современных условия развития образования, где на первый план выступает проблема формирования личностных качеств обучающихся, такая форма работы, как экскурсия, незаменима в процессе обучения, так как представляет богатейшие возможности для развития детей.
Работа «Учебные экскурсии по географии» является обобщением опыта работы автора.
Цель работы: поделиться опытом проведения учебных экскурсий.
Экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с обучающимися в природе и на производстве, требующая тщательной подготовки учителя и учеников.
В данной работе содержится небольшой теоретический материал, который поможет педагогу организовать экскурсию; приведены методические разработки экскурсий: по природоведению, экономической географии, краеведению, внеклассной работе.
Данные разработки помогут организовать экскурсии по разным учебным предметам, а так же по внеклассной работе. Эти материалы отражают специфику организации тех или иных экскурсий, включают определение цели и задач экскурсии, характеристику их содержания, примеры практических и самостоятельных работ обучающихся, образцы отчётных материалов.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc311811158" 14Введение 13 PAGEREF _Toc311811158 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc311811159" 141 Методика проведения экскурсий школьников 13 PAGEREF _Toc311811159 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc311811160" 141.1 Экскурсии по природоведению 13 PAGEREF _Toc311811160 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc311811161" 141.2 Экскурсия по экономической географии 13 PAGEREF _Toc311811161 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc311811162" 141.3 Экскурсия по краеведению 13 PAGEREF _Toc311811162 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc311811163" 141.4 Экскурсия по внеклассной работе 13 PAGEREF _Toc311811163 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc311811164" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc311811164 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc311811165" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc311811165 \h 14161515
15
Введение
Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира. В современных условиях развития образования, где на первый план выступает системно- деятельностный подход и развитие личностных качеств обучающихся, эффективно организованный экскурсионный процесс поможет решить многие проблемы обучения.
При грамотной организации экскурсий у школьников развивается наблюдательность, умение видеть, анализировать и комплексно воспринимать объект. Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создаёт прочную основу знаний.
Любую экскурсию должно предварять обязательное обоснование – зачем это нужно, с какой целью мы едем на экскурсию. Экскурсия должна быть чётко организована, всё продумано: место проведения, маршрут движения, время и продолжительность проведения, выполнение правил техники безопасности, как реализуются поставленные цели, подведение итогов.
Этапы экскурсии:
I – подготовительный,
II – проведение экскурсии,
III - подведение итогов и обработка материалов экскурсии.
Экскурсии можно классифицировать по разным критериям. Предлагаемая классификация экскурсий (таблица №1) составлена на основе литературных источников [2], [3], [7].
Таблица № 1 - Классификация экскурсий.
По содержанию экскурсии
обзорные (многоплановые)
тематические
По месту в учебном плане
вводные (по курсу или теме)
текущими (по мере изучения материала темы)
обобщающие (после изучения материала темы)
По способу передвижения:
пешеходные
автомобильные
водные
железнодорожные
По форме проведения
экскурсия - прогулка
экскурсия - лекция
экскурсия – концерт (прослушивание музыкального произведения)
экскурсия – урок
учебная экскурсия
По составу и количеству участников
индивидуальные
групповые
По месту проведения
городские
загородные
производственные
музейные
комплексные (сочетание нескольких мест)
Экскурсия - отличная площадка для реализации межпредметных связей, это увлекательная форма работы учителя с классом.
1 Методика проведения экскурсий школьников
1.1 Экскурсии по природоведению
Предмет: природоведение (по программе Плешакова А.А., Сонина Н.И.)
Класс: 4
Тема: разнообразие живой и неживой природы родного края.
Цель: показать разнообразие живой природы – видовой состав растений, экосистем, водных объектов; установить хозяйственную деятельность человека данной местности и влияние её на природу.
Данная экскурсия проводится на школьной эколого-краеведческой тропе в осеннее время. Материал экскурсии охватывает многие темы, которые будут изучены в течении учебного года, но в зимнее время выехать в лес сложно. По форме это экскурсия – прогулка, по содержанию – обзорная, по способу передвижения – пешеходная с использованием автотранспорта (школьный автобус). Продолжительность: 1 час.
Подготовительный этап.
Определяется тема и цель экскурсии.
Выбирается место экскурсии, прокладывается маршрут.
Разрабатывается путеводитель (Приложение А), в котором обучающиеся будут работать во время экскурсии.
Проводится вводная беседа о цели экскурсий и по вопросам техники безопасности.
Собирается необходимое оборудование и экскурсионное снаряжение (карта, лупа, папки для гербария, письменные принадлежности, аптечка, запас питьевой воды, фотоаппарат).
Проведение экскурсии.
Вводная беседа учителя: описание природного ландшафта, времени года, состояние неживой и неживой природы. Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии. Выдаётся тетрадь для самостоятельного наблюдения.
Маршрут проходит через следующие точки: река, луг, ельник, деревня, обрыв. Слушая рассказ экскурсовода (педагога или старшеклассника), используя карту, лупу, обучающиеся заполняют тетрадь.
Учащимся предлагается внимательно наблюдать за природными объектами:
куда течёт река,
какая в реке вода,
какие растения растут на берегу реки, а какие на лугу,
чем отличается ельник от смешанного леса.
Организуется сбор материала для коллекции, гербария, поделок на конкурс (хвоя ели и сосны, шишки, сучки, мох). Собирать материал нужно в небольшом количестве, соблюдая правила охраны природы.
Необходимо обратить внимание на звуки леса, домашних животных на лугу и в деревне.
Практическая работа. У оврага рассматриваем почвенное обнажение. Видим небольшой слой плодородной земли и основной слой, состоящий из песка. Предлагаем взять в руки кусочек почвы, рассмотреть, рассказать, что почва состоит из песка, глины, перегнивших растений. Образование почвы процесс очень длительный.
Изучаем населённый пункт. Это деревня Сафроновка, здесь всего 7 дворов, нет магазина, почты, колодцев – деревня исчезает с карты района. Знакомимся с хозяйственной деятельностью людей: есть огороды, небольшое стадо коров, лошади, поросята. Отмечается значимость сельских населённых пунктов.
Заканчиваем экскурсию проверкой наличия заполненных тетрадей. Заключительное слово говорит учитель, вспоминает с какой цель мы приехали на экскурсию по эколого-краеведческой тропе. Подводим итог: справились ли с поставленными задачами, достигли цели? Что нужно сделать, чтобы сохранить чистоту рек и озер, разнообразие животных и растений? Обращаем внимание, как нужно вести себя на природе, нельзя:
ломать ветки деревьев и кустарников,
вырывать с корнями цветущие растения,
портить кору деревьев,
сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, ими могут питаться животные,
разгонять стаи птиц, опустившихся на землю,
шуметь в лесу в период гнездования и т.д.
Подведение итогов и обработка материалов экскурсии.
После возвращения, ещё раз учитель обращает внимание на проведённую работу во время экскурсии. Тетради собираются, работа в них оцениваются. Остаются они в классе на хранении, а когда изучается соответствующие темы на природоведении, дети ими пользуются. Изготавливают гербарии растений. Из природных материалов изготовляются поделки на школьную выставку. Можно сделать компьютерную презентацию «Мы на природе», в которой рассказать об экскурсии. Презентацию можно использовать на родительском собрании и оставить на память в классном архиве.
Предмет: природоведение (по программе Плешакова А.А., Сонина Н.И.)
Класс: 5
Тема: Как человек изменил Землю.
Цель:
Выяснить экологическую проблему города,
Предложить пути решения этой проблемы.
Экскурсия проводиться весной. Маршрут её проходит вблизи городского ручья Крутенький. Экскурсия проводится по текущему изучающему материалу. По содержанию – тематическая, по способу передвижения – пешеходная, по форме проведения – экскурсия – демонстрация. Продолжительность: 1 час.
Подготовительный этап.
Определяется тема и цель экскурсии.
Выбирается место экскурсии, прокладывается маршрут движения по городу.
Составляется схема отчёта об экскурсии (чтобы обучающиеся заранее знали, на что обратить особое внимание).
Проводится вводная беседа по технике безопасности, повторяются правила движения по улицам города.
Собирается необходимое оборудование и экспедиционное снаряжение (одноразовые стаканчики, ватные палочки, перья птиц, фотоаппарат, красные флажки для движения по городу).
Проведение экскурсии.
Прибыв на место, даём характеристику ландшафта: открытое пространство, застройка одноэтажная. Описываем погоду: ясно, осадков нет, легкий ветер.
Изучаем ручей:
Цвет, запах, прозрачность воды,
Состояние прибрежной растительности,
Рассматриваем почву вокруг ручья,
Наличие мусора.
Видим явное загрязнение отходами бензинового и солярного содержания вод ручья и прилегающей территории. Обращаем внимание, что даже на дне ручья находятся тяжёлые, маслянистые образования чёрного цвета.
Проводим наблюдения. Опускаем ватную палочку в воду – она загрязнена, опускаем перо птицы – оно собирается в кучу и теряет способность легко парить в воздух (Приложение Б).
Изучаем прилегающую территорию и видим выше по течению предприятие – Шпалопропиточный завод (ШПЗ). Делаем вывод, что это основной загрязнитель городского ручья, который жители города стали с некоторых пор называть Креазотка.
Прогнозируем ситуацию.
Отрицательная - Всё останется как есть и ручей погибает.
Положительная - Перенос ШПЗ за черту города (как обсуждалось в печати), проводятся мероприятия по очистки ручья.
Подведение итогов и обработка материалов экскурсии.
Вернувшись, заполняем таблицу «Отчет по экскурсии» (таблица №2)
Таблица № 2 - Отчет по экскурсии.
Дат проведения
Место проведения
Как человек изменил ручей
В чём заключается экологическая проблема
Как можно решить проблему
Предлагается ребятам сделать рисунок, «Каким бы я хотел видеть ручей Крутенький».
В продолжение изучаемого вопроса, можно предложить дома изготовить природоохранный знак, который можно повесить у ручья (Приложении Б).
1.2 Экскурсия по экономической географии
Предмет: география Иркутской области (по программе Савченко Н.Д.)
Класс: 9
Тема: ПМС – 67 в хозяйстве страны.
Цель:
Расширить знания о железнодорожном транспорте и его месте в хозяйстве области, изучить технологию производства, современные требования к предприятию и его работе.
Воспитывать заинтересованность к своей учебной деятельности, уважение к различным профессиям,
Научить систематизировать и обобщать полученную информацию, работать в группе и самостоятельно.
Производственные экскурсии рассматриваются как средство формирования у обучающихся целостного представления об организации производства, расширение их политехнического образования, одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в выборе профессии. Продолжительность: 1 час.
Подготовительный этап.
Устанавливается связь с предприятием (обычно - инженер по кадрам).
Определяется цель, задачи и содержание экскурсии.
Продумывается ход экскурсии (доставка обучающихся до места, время экскурсии, как будут собираться экскурсионные материалы).
Вводную беседу об экскурсии проводит учитель, выдаются задания по описанию предприятия.
Проведение экскурсии.
Беседа по охране труда. Некоторые правила:
При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
Входите в цех только через двери для прохода людей.
Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
Не смотрите на пламя сварки.
Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.
Направления, изучения предприятия. Оформляется в виде таблицы (таблица № 3).
Таблица № 3 – Изучение предприятия
Характеристика предприятия:
специализации производства,
последовательность технологических процессов,
производственные связи,
значение и роль производства в регионе, стране.
Анализ профессий:
общие сведения о профессиях данного предприятия,
характеристика процесса труда,
санитарно-гигиенических условий,
требования к физическим и психическим качествам человека,
требования к профессиональной подготовке,
где можно получить данные профессии,
наблюдение за работой специалистов.
Общественная деятельность предприятия (социальная сфера):
работа с молодёжью,
участие в культурной и спортивной жизни города,
традиции предприятия,
люди, которыми гордится предприятие.
Подведение итогов.
Обучающиеся оформляют отчёт об экскурсии в соответствии с заданием, готовят выступление на научно-практическую конференцию «Территория активного выбора», компьютерную презентация для родительского собрания, фоторепортаж в портфолио класса (Приложении В).
1.3 Экскурсия по краеведению
Предмет: Краеведение
Класс: 10
Тема: Мой край в гражданской войне 1917-1918 г.
Цель:
Узнать о событиях гражданской войны на территории нашего района.
Познакомиться с памятными местами гражданской войны, с судьбами людей-участников гражданской войны.
Краеведение характеризуется существенными признаками:
локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятники истории и культуры;
деятельным характером.
Ценно краеведение стройной системой различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно- ориентированной, коммуникативной) и огромным воспитательным зарядом.
Данная экскурсия многоплановая, обучающиеся узнают об исторических событиях прошлого, знакомятся и самим населённым пунктом: его настоящим, а так же будущем. Продолжительность экскурсии: 1,5 часа.
Подготовительный этап.
Устанавливается связь с музеем.
Вводная беседа о гражданской войне.
Проведение экскурсии.
Знакомство с селом: история возникновение, происхождение названия, развитие хозяйства, интересные люди села.
Посещение сельского музея. Изучение событий Гражданской войны: исторические события в России вначале XX в., политические события на территории нашего района, как организовалось партизанское движение Шиткинского фронта, какие действие предпринимали партизаны, какую роль сыграло партизанское движение в истории края, подвиги героев, судьбы участников партизанского движения.
Посещение сельского мемориального комплекса, посвященного всем павшим героям, военных окопов, которые сохранились со времён гражданской войны.
Подведение итогов.
Оформление материала для классного портфолио (Приложение Г).
Участие в общегородской акции «Белые журавли», посвященной павшим героям во всех войнах, проходивших на территории России (Приложение Д).
1.4 Экскурсия по внеклассной работе
Предмет: Внеклассная работа
Группа обучающихся 4-10 класс /4 человека/
Тема: Баргузинский заповедник.
Цель:
Познакомиться с Баргузинским заповедником, его ролью в охране природы родного края.
Приобрести навыки исследовательской работы обучающихся.
Воспитывать воспитанию чувства любви к природе, к Родине, способствовать формированию экологической культуры обучающихся.
Экскурсия организована в рамках Международной экологической школы. Экскурсия проходила под руководством специалистов Баргузинского заповедника. Материалы экскурсии несут в себе большое количество научной информации, сопровождаются наглядностью музейных экспонатов. Незаменимость и оригинальность экскурсии заключается в том, что обучающиеся непосредственно посещают лесные территории заповедника. Продолжительность экскурсии 4 часа, экскурсия пешая.
Подготовительный этап.
Устанавливается связь с Международной экологической школой, организуется выезд на станцию Танхой, где она организуется.
Устанавливается связь с работниками Баргузинского заповедника, предварительно согласуется маршрут экскурсии и её продолжительность.
Вводная беседа учителя о снаряжении экскурсии
Собирается необходимое оборудование и экспедиционное снаряжение
(фотоаппарат, блокноты и ручки).
Проведение экскурсии.
Посещение музея в здании администрации заповедника (Приложение Е)
Посещение экспозиции под открытым небом (Приложение Ж)
Поход в Хамар-Дабан (Приложение З)
Подведение итогов.
Просмотр и обсуждение собранных материалов.
Участие в проектной работе экологической школы (Приложение И)
Выступление на школьной научно-практической конференции, а так же в своих классах с собранным материалом (Приложение К)
Список литературы
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1993.
Методика обучения географии в школе. Под редакцией Л.М. Панчешниковой- М. : Просвещение, 1997.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.– М.: Просвещение, 1995.
Пособие для учителя: краеведение. Под редакцией А.В.Даринского.- М.: Просвещение, 1987.
Пособие для учителя: формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.
Фёдорова В.Н., Якупов С.З. Методика обучения природоведению в IV классе.–М.: Просвещение, 1979.
Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.– М.:Просвещение, 1980.
Приложение А
Путеводитель для работы по эколого-краеведческой тропе
Меня зовут _________________________
Я учусь ______________________классе
Это моя геоэкологическая экскурсия
Дата ___________________
Вместе с экскурсоводом составим рассказ о реке Бирюсе.
Река Бирюса течёт с гор _______________. Бирюса
впадает в реку __________ , которая несёт
свои воды в Ангару.
Воды наших рек поступают в
_____________ __________ океан.
Откуда берётся вода в реке?
_________________ ________________
_________________ ________________
Точка № 3. Я нахожусь на берегу ________________. Здесь растут: ____________________________________
В реке обитают: __________________________________
Вставь пропущенные буквы:
ВО-О-ОСЛИ Е-ЕЦ Щ- КА
Точка №1.
Выбери правильное высказывание:
В нашей местности протекают реки: Волга, Бирюса, Тайшетка, Амур.
Река Тайшетка впадает в Бирюсу.
Тайшетка шире и глубже Бирюсы.
По нашим рекам можно плавать и на очень крупных судах, и на очень маленьких.
Воду из рек можно пить.
Человек никак не повлиял на реки нашей местности.
Точка № 2. Перед тобой пойменный (заливной) луг.
Запиши из рассказа экскурсовода какие растения и животных здесь можно встретить.
Растения: ______________________________________________
Животные: ______________________________________________
Подумай, как люди используют луга?
______________________________________________
Точка № 4. Я вижу, что в наших лесах нашей произрастают
хвойные деревья ____________________________________,
лиственные деревья __________________________________.
У нас в лесу живут животные:_________________________
__________________________
Хвойный лес называется ___________.
Подумай, почему говорят: лес - наше богатство.
Приложении Б
Работа на ручье Крутеньком, природоохранный знак.
Приложении В
Из классного портфолио
Производственная база
ПМС – 67 ст.Тайшет
Ученики 9 класса
посетили производственную базу
ПМС - 67 ст.Тайшет.
Экскурсию провёл начальник базы
Миноутов Пётр Иванович.
Производственная база ПМС -67 находится на ст.Тагул. Увидели ребята как разбираются старые звенья. Сортируются шпалы, рельсы и костыли. Выбирают, что можно ещё использовать, что подлежит утилизации.
Сборка звеньев работа трудоёмкая и ответственная.
Функционирует единственный в России комбинат по утилизации шпал. Температура внутри агрегата достигает 1000 градусов, применяются несколько современных способов очистки и в небо выходит чистый пар. Работа идёт круглосуточно, за один час утилизируется 500 кг. шпалы.
Комбинат по утилизации шпал.
На производственно базе есть столярный цех.
Работает механический цех.
Это кузнечный цех.
Много интересных и полезных машин
используется в ПМС.
Приложение Г
Из классного портфолио
Мой край в Гражданской войне
Старый Акульшет- село старинное,
построенное в 10 км. от нашего города Тайшета.
Строили село русские и ссыльные поляки
на берегу реки Бирюсы.
Годом основания считается 1803 год.
В годы Гражданской войны на территории Тайшетского района дислоцировались партизанские гарнизоны Шиткинского фронта. Партизаны воевали решительно, принимая бой за боем. Много партизан погибло: Башлыков И.С., Бурмакин А.Е., Бычков А.И., Бычков В.И. и др. В музее Старого Акульшета одна экспозиция посвящена героям Шиткинского фронта.
В годы Великой Отечественной войны более 90 человек ушли на фронт, 43 остались на полях сражений. Сельчане помнят их поименно. В 1988 году в память павших за Родину установлен в селе памятник, ежегодно здесь проходят митинги 9 мая.
Краеведческую работу в селе и сельской школе
возглавляет Климович Валентна Кузьминична,
увлечённый, влюблённый в своё село,
преданный своему делу человек.
Забота о небольшом музее, памятнике лежит на ней.
Приложение Д
В городской акции памяти павшим воинам России обучающиеся распространяли журавликов среди жителей на улицах города.
Приложение Е
Посещение музея в здании администрации заповедника
Приложение Ж
Посещение экспозиции под открытым небом
Приложение З
Поход в Хамар-Дабан
Приложение И
Участие в проектной работе экологической школы
Приложении К
Выступление на НПК. Обучающиеся школы награждены медалями.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Река Бирюса 3 стр.
Линия разреза
Жизнь пресного водоёма 5 стр.
Водоёмы нашей местности 2 стр. 2
Линия разреза
Природное сообщество - луг. 4 стр.
Линия разреза
Леса нашей местности 6 стр.
Линия разреза
Заголовок 115