Конкурс туристских и экскурсионных маршрутов «Моя Джида» Номинация: «Лучший туристский маршрут»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарубинская основная общеобразовательная школа»
Конкурс туристских и экскурсионных маршрутов «Моя Джида»
Номинация: «Лучший туристский маршрут»
Автор: Решетникова Алёна, ученица 9 класса
Научный руководитель: Решетникова Марина Васильевна
2015г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..стр.2
Карта маршрута……………………………………………………………..стр.3
3. Описание маршрута…………………………………………………………стр.4
- вид маршрута,
- протяженность и нитка маршрута,
- объекты показа и содержание маршрута
4.Заключение…………………………………………………………………….стр.12
Смета расходов
Список использованной литературы…………………………………………...стр.13
Приложение.
Брошюра
Введение
Моя малая Родина – село Зарубино Джидинского района Республики Бурятия. Село Зарубино в Джидинском районе без преувеличения можно назвать уникальным месторождением культуры – его окрестности необычайно богаты археологическими памятниками, созданными руками многих поколений предков, живших на этой земле во времена палеолита, неолита, бронзы и средневековья.
Большой интерес представляют писаницы Зарубинской горы Бага-Заря (в переводе с бурятского языка Бага Зараа — маленький еж). Когда они были обнаружены в 1948 году экспедицией под руководством академика А.П. Окладникова, насчитывалось более 150 наскальных рисунков, сейчас осталось менее 20.
Цель: Познакомить туристов с археологическим памятником времён палеолита и неолита горы Бага-Заря.
Задачи:
1. Изучить маршрут экскурсии на гору Бага-Заря.
2. Определить продолжительность, места остановок, интересные объекты для показа.
Маршрутный лист
Вид туризма - пешеходный (комбинированный)
Категория сложности - некатегорийной
Географический район - Республика Бурятия, Джидинский район
Руководитель группы - Решетникова Марина Васильевна
Заместитель
руководителя группы - Зарубина Татьяна Ивановна
Адрес - село Зарубино, ул. Ульянова 79
-794385362585Карта маршрута
217741567945
Условные обозначения
направление маршрута
-33718526670
Информация о маршруте.
Данный маршрут – возможность совершить увлекательное путешествие по селу Зарубино, побывать на горе Бага-Заря, увидеть наскальные рисунки, прочувствовать связь времен, мудрость прошлых поколений.
Совершить экскурсию можно молодым людям и людям в возрасте, в одиночку и группами. Долина реки Селенги одарит радостью человека и впервые вступившего на тропу путешествий, и изысканного туриста, т.к. удаленные участки можно достичь пешим ходом, верхом на конях и разных видах транспорта. В пути можно наслаждаться цветущими склонами гор, чистотой воды, разнообразием горных пород, вдыхать аромат лекарственных трав, летом полакомиться ягодами облепихи, морошки и шиповника.
Вид маршрута: экскурсионно-познавательный.
Протяженность и нитка маршрута: село Зарубино – местность Кривая – местность Били (гора Бага-Заря) – село Зарубино.
Подробная нитка маршрута
Активная часть - 1,5 км (пешим ходом), микроавтобус -3.5 км.
Продолжительность маршрута - 3 часа.
Продолжительность маршрута может зависит от вида передвижения, длительности остановок.
Сезон маршрута: июнь 2015г.
весна-осень
Проезд до села Зарубино: От железнодорожного вокзала г. Улан-Удэ ежедневно отходят пассажирские поезда «Иркутск-Наушки» (в 7 утра местного времени). Время в пути — приблизительно 5 часов. От центра Джидинского района (село Петропавловка) — 80 км, от центра поселения (село Дырестуй) — 17 км.
Связь
Операторы сотовой связи: Мегафон, МТС (в селе находится базовая станция оператора).
В здании школы установлен таксофон и работает Интернет.
Объекты показа и содержание экскурсии.
Путешествие начинаем с села Зарубино, которое находится в Юго-Западном Забайкалье, недалеко от границы с Монголией, на юге Бурятии, в Джидинском районе, в междуречье Джиды и Селенги. Село со всех сторон окружено горами. Протяженность села — 2 км. В селе всего одна улица — Ульянова.
Посадку на микроавтобус устраиваем возле Зарубинской основной школы и едем по просёлочной дороге в местность Кривая. Название местности означает кривой путь железнодорожной ветки, здесь проходит трасса Восточносибирской железной дороги. На южной окраине села находится станция Хужир (магистральное ответвление «Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор — Пекин»). Делаем остановку, которая длится минут 20. Любуемся небольшим озером, которое появилось в результате строительства железной дороги в далёком 1939 году. Река Селенга изменив своё русло, ушла в сторону, оставив часть воды по правую сторону железной дороги. Озеро богато водной растительностью, водятся карась и «ротан» (бычок подкаменщик). Глубина небольшая, около 2 метров, во время половодья озерцо становится большим, затопляя сенокосные угодья.
Дальше наш маршрут проходит пешим ходом. Переходим через железнодорожные пути, соблюдая все правила безопасности. Наш путь лежит в местность Били (раньше на этом месте скотоводы кочевники забивали скот), где находится гора Бага-Заря. Передвигаемся небольшими шагами в гору. Подъём сначала крутой, затем пологий с небольшими оврагами и зарослями ягоды облепихи. Вокруг видны небольшие холмы с сосновым лесом и цветущими растениями. Обращаем внимание на обилие шишек возле деревьев, эта работа белки. Прошли примерно 700 метров, и вот она гора Бага-Заря. Путь был преодолён за 1 час. Делаем привал у подножия горы, отдыхаем, перекусываем, делаем фотоснимки.
Бага-Заря - памятник археологии (бронзовый век). Находятся в 3 км к -юго-востоку от села к западу от железной дороги на горе Бага-Заря. На горе находятся петроглифы, плиточные могилы, камень с буддийскими мантрами. Петроглифы были обнаружены в 1948 году экспедицией под руководством академика Окладникова. Тогда наскальных рисунков насчитывалось более 150, сейчас их с каждым годом становится меньше. Но есть описание 84 писаниц. Заселявшие Сибирь русские, скалы с рисунками называли «писаными камнями», а сами рисунки - «письменами», «писанцами» или «писаницами». Писаница Бага-Заря представляет собой своеобразную «картинную галерею», над созданием которой потрудилось не одно поколение древних художников, и которая стала единственным в своем роде памятником материальной культуры на территории Юго-Западного Забайкалья. На скалах и отдельных камнях серого гранита изображены в стилизованной манере козлы с крутозагнутыми рогами, олени, лани, верблюды, кабаны, рыбы и целые сцены охоты. Все рисунки высечены резцом. Познакомимся с некоторыми из них:
Рисунок 13
На южной стороне камня изображены два круга, левый из них с «рукояткой».
1243965111125
Рисунок 23
Рисунок изображает двух круторогих козлов, бегущих друг за другом. Позади первого — резные круги с пересекающимися внутри линиями.
1548765118745
Рисунок 25.
На чёрной поверхности камня выбито изображение козла, повёрнутое вправо, с двумя плавно опускающимися на спину рогами. Обозначено три ноги. Сзади козла вырезаны круг с крестом внутри и несколько пересекающихся линий
634365201930
Рисунок 28
Самый обильный комплекс петроглифов расположен на громадном камне тёмно-серого песчаника (или гранита плотной мелкозернистой структуры), размером 1,3x1,2x1 м, стоящем вертикально на склоне горы. Сверху с восточной стороны и сзади камень оброс лишайником светло-зелёного цвета. Рисунки располагаются следующим образом сверху вниз. Вверху — круг с крестом внутри и прямоугольник с пересекающей его через центр линией; затем слева изображен круторогий козленок на двух ножках; под ним — неопределимая фигура и круг с вертикальной линией внутри: правее — четыре попарно размещенные окружности, две из них крестообразно пересечены внутри. Ниже, под трещиной, — олень с ветвистыми рогами и четырьмя ножками, он изображен как бы в состоянии прыжка; сзади за ним выбито животное с двумя небольшими ушками, коротенькой, тупой мордой и хвостом, размеры и формы которого определить трудно, так как он сильно разрушен временем. В нижней части композиции изображены два небольших животных: первое — козлик с рогом, у второго животного четко видны два ушка и небольшой хвостик, поднятый кверху. Там же лёгкой выбивкой намечены ещё две фигуры животных. Вся правая плоскость камня вверху заполнена кругами различной величины, их девять, некоторые из них перечеркнуты крестообразными линиями.
2723515-91440-489585-97790
Рисунок 29.
На камне, выступающем из земли на высоту 0,5 м, выбиты три круга с крестами внутри
69151561595
Рисунок 33
Камень находится на юго-западном склоне холма. Поверх двух выбитых изображений животных нанесены резные тибетские письмена, круги и просто линии без строгой ориентации. Верхнее животное — козел с большим рогом, нижнее — выбитый желобком олень с развилкой рогов и двумя ногами.
59626522225
Рисунок 44
На камне изображен козел.
691515161290
Рисунок 47.
824865657225 Камень лежит вниз по склону от камня с рис. 41, на высоте 2 м от вершины горы. Камень треснул. Изображен олень и солярный круг.
Рисунок 48
В центре камня выбита фаллическая антропоморфная фигура с двумя дугообразными рогами на голове, напоминающими шаманский головной убор, и с подчеркнуто узкой талией. Вся окружающая человечка поверхность камня заполнена прочерченными короткими линиями, расположенными хаотически.
1231265167005
Рисунок 51
Камень, на котором располагается эта композиция, находится почти на вершине горы. В правой половине композиции выбито очень реалистическое изображение двугорбого верблюда. Кроме верблюда, имеются ещё три круторогих козла. Поверх выбитых рисунков без четкой ориентации нанесены большое количество прямых линий и четыре небольших круга, а в правом верхнем углу вырезаны окружность и линии, радиально пересекающиеся из её центра. На нижнюю часть окружности и некоторые линии нанесены мелкими точками выбоины.
3803015302260-235585299085
Рисунок 54
На камне высечены два круга; правый из них с рукояткой (напоминает зеркало).
-235585273050
Заключение.
Наличие природных и археологических памятников, сакральных мест, а также практически нетронутая цивилизацией природа предоставляют прекрасную возможность для развития туризма в нашем селе, особенно — экологического. Местные жители предлагают гостям села археологические, религиозные и ботанические экскурсии.
Окрестности села Зарубино необычайно богаты археологическими памятниками, дающими яркое представление о далеком прошлом жителей нашего края. Это памятники эпохи палеолита, неолита, бронзы и средневековья.
Особый интерес у гостей села вызывает хуннский могильник Оргойтон (в переводе с бурятского языка — «увенчанный шаманской короной»), который был обнаружен в 1897 году и до 2009 года учеными не изучался. Такого уровня могильников — с княжескими курганами — в Бурятии всего два. Второй расположен недалеко — в Кяхтинском районе (Усть-Кяхта). В августе 2009 года к Оргойтону было приковано внимание прессы и историков: археологи Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры и Кяхтинского краеведческого музея начали здесь раскопки хуннского могильника. В конце июля 2010 года раскопки были продолжены.
Поблизости с селом находится ботанический памятник — гора Хараты, которая также является сакральным местом для жителей окрестных сел. По преданиям, здесь обитают духи, охраняющие местность. Особенно привлекательна гора весной, когда её юго-западный склон одевается в благоухающее «покрывало» из цветущих кустов сибирского абрикоса.
Если вы ищете экзотику на просторах России, то село Зарубино самое подходящее место для вашего отдыха. Совершите захватывающее путешествие в мир истории и небывалой природной красоты!
По разработанному эколого-краеведческому маршруту может любой человек ознакомиться с особенностями природы и культуры села, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
Смета туристского маршрута
Микроавтобус: вместимость 7 человек (1 руководитель)
№ Статья расходов Цена в рублях Сумма в рублях
Транспорт.
ГСМ 1л. 37 руб. 222 руб.
2 Питание
Сухой паёк Печенье, сухари
Конфеты
Овощи, фрукты
чай Цена одного пайка
50 руб. 350 руб
Итого: 572 руб. Цена одного билета: 80 руб.
Использованная литература
Архивные данные Кяхтинского краеведческого музея имени Обручева
Дебец Г. Ф. Могильник железного периода у с. Зарубино (дневник раскопок, произведенных в августе 1925 года, с подробным описанием 7 могил) // Бурятиеведение, № 2, 1926 г.
Историко-культурный атлас Бурятии. — М.:Дизайн. Информация. картография, 2001, стр. 59
Карпов Г.В. – Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М.: Педагогика,
Летопись села Зарубино
Пешкова Г. А. Растительность Сибири (Прибайкалье и Забайкалье). — Новосибирск: Наука, 1985. — 144с.
Путеводитель путешественника «Туризм и отдых в Бурятии». — Иркутск: издательство "Время странствий, 2011. стр. 68-69.
Смолев Я.С. Бурятская легенда о Чингис-Хане в связи с названием некоторых местностей Забайкалья и сопредельной Монголии // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, т. IV, вып. 2, 1901, стр. 90-91
Приложение
Описание петроглифов на горе Бага-Заря
Рисунок 1. На тёмно-серой поверхности камня, обращенной на юго-восток, выдолблено или выцарапано относительно светлое изображение круга (диаметр — 6 см), пересеченного крестом, и несколько левее его (в 8 см) — круга с семью лучами. Обратная сторона камня покрыта зеленовато-серой корой лишайников.
Рисунок 2. Камень, на котором расположен этот рисунок, находится на южном склоне горы. На его потрескавшейся тёмно-серой поверхности выдолблены изображения двух животных без рогов, длиной в 13 и 11 см, расположенных одно за другим и напоминающих лошадей. Как и на всех остальных писаных камнях, изображения исполнены сплошным снятием тончайшего верхнего слоя породы камня, заключённого внутри контуров изображения, так что получается силуэтный рисунок.
Рисунок 3. Камень с рисунком расположен юго-восточнее в направлении от камня с рис. 2. На его юго-восточной поверхности, более тёмной, чем весь камень (покрытый лишаем), выцарапано неясное изображение пересеченного четырёхугольника в виде «пряжки», левее и выше которого находятся следы какого-то другого стёршегося изображения.
Рисунок 4. В правом верхнем углу камня имеется изображение какого-то животного, быть может, лисы с двумя торчащими ушками и вытянутым хвостом. Ног — четыре. Изображение реалистично. В левой нижней половине рисунка — ряд косо пересекающихся линий.
Рисунок 5 . Камень с рисунком расположен на склоне холма. На его поверхности находится неразборчивый рисунок из резных линий, в том числе голова лошади.
Рисунок 6. На южной тёмной стороне, на площади 60x30 см, находится композиция из восьми выбитых животных. Изображения двух из них фрагментарны. Расположены они по вертикали. Третье животное сверху и животные, находящиеся в нижнем правом углу композиции, очень напоминают маленьких оленей: у них небольшие, круглые ушки и плавно очерченные туловища. О видовой принадлежности остальных животных судить трудно.
Рисунок 7. На южной плоскости камня, лежащего рядом с камнем, описанным выше, изображено животное, напоминающее кабана, если бы не было у него рога. Длина изображения — 17 см.
Рисунок 8. Два животных, размещенных по вертикали, одно над другим. Нижнее животное сохранилось полностью — это, очевидно, лань, повёрнутая вправо. У неё обозначены две стройные ножки, два аккуратных ушка. На месте крупа — спиралеобразный завиток. У верхнего животного хвост и голова не сохранились.
Рисунок 9. Камень расположен на южном склоне холма. Размер его — 70х60x20 см. На южной стороне камня изображен круг, пересеченный крестом. Справа от него — животное.
Рисунок 10. В правой половине камня изображен козлик с двумя стройными ножками и рогом, круто загнутым на спину. В левой части камня — несколько резных линий, дугообразных и прямых.
Рисунок 11. На гладкой, слегка потрескавшейся поверхности камня высечены изображения, напоминающие фигуру животного и солярные знаки.
Рисунок 12 . На южной тёмной поверхности камня, расположенного в 6 шагах вверх по склону от камня, описанного выше, различается нарушенное временем изображение животного (без головы).
Рисунок 13. На южной стороне камня изображены два круга, левый из них с «рукояткой».
Рисунок 14. Камень с этим рисунком стоит «на попа», в весьма неустойчивом положении. Внизу — едва различимое изображение какого-то животного. Эстампаж не снят. Вверху — круг с крестообразно пересекающимися линиями внутри.
Рисунок 15. На большом камне, выступающем из земли на 60 см, изображена крестовидная фигура.
Рисунок 16. На камне изображен круг, пересеченный крестообразно.
Рисунок 17. На обветреной стороне камня, обращенной к небу, изображена композиция из пяти животных. В левой части рисунка выбиты два олешка, помещенных друг над другом, и два козлика, идущих один за другим. У них по две ноги и крутые, спиралевидные рога. В правом нижнем углу выбито животное с мордой округлых очертаний, двумя ушками и палкообразным хвостом, закинутым на спину. У животного обозначены две ноги. В правой же части рисунка намечены три резные окружности и нанесен ряд резных линий.
Рисунок 18. Схематичное изображение животного и человека (?).
Рисунок 19. На южной стороне камня изображен круг с отростком, раздвоенным на конце. А на верхней горизонтальной плоскости высечено резцом изображение следа конского копыта. В связи с этим изображением уместно упомянуть здесь о легенде, записанной со слов старика Улумбунова из местности «Били», рассказывающей о том, что во время охоты Чингисхана за лисицей-огневкой его конь оставил на камне горы Бага-Заря след от копыта гигантских размеров.
Рисунок 20. На небольшом камне, находящемся на южном склоне холма, выбита очень динамичная фигура идущего лося: передняя нога его согнута в колене и поднята кверху. Задняя часть фигуры повреждена лишайником.
Рисунок 21. На камне изображен крестообразно перечеркнутый круг.
Рисунок 22. Композиция представляет собой изображение трёх животных, одно из которых с всадником на спине. Последнее выполнено точечной выбивкой, два первых животных резные. У животного с всадником вытянутая морда, два крупных, торчащих уха, четыре ноги и маленький, поднятый кверху хвост. Всадник обозначен весьма схематически, голова его разрушена.
Рисунок 23. Рисунок изображает двух круторогих козлов, бегущих друг за другом. Позади первого — резные круги с пересекающимися внутри линиями.
Рисунок 24. Рисунок расположен на камне, являющемся выходом скалы и потому несильно выступающем наружу. В нижней части камня выбит лось с очень выразительной «короной» на голове и небольшим хвостиком. Обозначены четыре ноги. В правом верхнем углу композиции выбита концентрическая окружность с двумя пересекающими её через центр линиями. Под нею — голова лося с развилкой рогов, обращенная вправо, и фрагмент животного (ушки и часть спины) со следами шлифовки. Кроме того, в верхней части рисунка прослеживаются резные линии, нанесенные бессистемно.
Рисунок 25. На чёрной поверхности камня выбито изображение козла, повёрнутое вправо, с двумя плавно опускающимися на спину рогами. Обозначено три ноги. Сзади козла вырезаны круг с крестом внутри и несколько пересекающихся линий.
Рисунок 26. На тёмно-серой стороне камня изображены два круга, перечеркнутые крестами, а над ними — какое-то животное, повёрнутое вправо.
Рисунок 27. В нескольких шагах к западу от камня, на котором находится рис. 25, на выступающем из склона горы в виде плоской плиты камне изображен козел, а под ним и над ним — по кругу с крестом, справа изображено нечто вроде человеческой фигуры, опять-таки с солярным знаком.
Рисунок 28. Самый обильный комплекс петроглифов расположен на громадном камне тёмно-серого песчаника (или гранита плотной мелкозернистой структуры), размером 1,3x1,2x1 м, стоящем вертикально на склоне горы. Сверху с восточной стороны и сзади камень оброс лишайником светло-зелёного цвета. Рисунки располагаются следующим образом сверху вниз. Вверху — круг с крестом внутри и прямоугольник с пересекающей его через центр линией; затем слева изображен круторогий козленок на двух ножках; под ним — неопределимая фигура и круг с вертикальной линией внутри: правее — четыре попарно размещенные окружности, две из них крестообразно пересечены внутри. Ниже, под трещиной, — олень с ветвистыми рогами и четырьмя ножками, он изображен как бы в состоянии прыжка; сзади за ним выбито животное с двумя небольшими ушками, коротенькой, тупой мордой и хвостом, размеры и формы которого определить трудно, так как он сильно разрушен временем. В нижней части композиции изображены два небольших животных: первое — козлик с рогом, у второго животного четко видны два ушка и небольшой хвостик, поднятый кверху. Там же лёгкой выбивкой намечены ещё две фигуры животных. Вся правая плоскость камня вверху заполнена кругами различной величины, их девять, некоторые из них перечеркнуты крестообразными линиями.
Рисунок 29. На камне, выступающем из земли на высоту 0,5 м, выбиты три круга с крестами внутри.
Рисунок 30. Группа из двух выбитых животных. Над головой животного, находящегося в нижнем углу композиции, выбиты изображение, очень напоминающее собой олений рог, и ряд резных линий вертикальной направленности.
Рисунок 31. Камень, на котором размещена эта, быть может, самая крупная из всех композиция, находится на юго-западном склоне холма. Трещинами он делится на две части — верхнюю и нижнюю. По технике нанесения на поверхность камня рисунки делятся на выбитые и резные. Самая выразительная группа выбитых рисунков размещается на нижней половине камня. Это прежде всего очень правильной формы круг диаметром 30 см с крестом внутри. Выше и левее этого круга выбит ещё один точно такой же круг, только меньших размеров. В левой и правой части нижней композиции изображено по фигуре животного: слева — козел с дугообразно выгнутым туловищем и рогом, закинутым назад, справа — плохо сохранившаяся фигура лошади. Поверх описанных рисунков имеется большое количество рисунков резных: линий, ориентированных строго вертикально, горизонтально, размещенных хаотически, изображающих двойные петли и окружности, рога оленей. В верхней части камня поверх пяти выбитых кругов нанесены фигура буддийского (?) божества, резные окружности и множество прямых линий без строгой ориентации.
Рисунок 32. На камне изображен круг с крестом и полумесяц.
Рисунок 33. Камень находится на юго-западном склоне холма. Поверх двух выбитых изображений животных нанесены резные тибетские письмена, круги и просто линии без строгой ориентации. Верхнее животное — козел с большим рогом, нижнее — выбитый желобком олень с развилкой рогов и двумя ногами.
Рисунок 34. На камне выбит козлик с крутым завитком рога, а перед ним выбиты пятна в виде кругов. Вверху — резные линии.
Рисунок 35. На камне изображен круг, пересеченный вертикальной линией.
Рисунок 36. На камне высечен круг с крестом.
Рисунок 37. Камень с рисунком расколот на четыре части. Внизу видно изображение человека, рядом с ним, слева, — большой круг, перечеркнутый крестообразно. В левом верхнем углу изображены козел с рогами и круг с крестом над ним. Остальная часть плоскости заполнена солярными знаками в виде кругов и овалов. Внизу слева — фрагмент какого-то рисунка.
Рисунок 38. Поверх фрагментарно сохранившегося круга с пересекающимися углом линиями внутри него нанесены резное изображение человека с поднятыми руками и большое количество линий. В правом верхнем углу композиции — ещё одно резное изображение человека. Быть может, это буддийские злые духи, изображения которых всегда скелетообразны, что характерно и для фигур, упомянутых выше.
Рисунок 39. Рисунок, выбитый широким желобком, изображает горного козла и правильной формы круг над ним. У козла вытянутая вверх, маленькая головка и круто загнутый на спину спиралевидный рог. Обозначено четыре ноги. Сзади виден характерный маленький хвостик. Туловище животного пересечено тремя вертикальными линиями.
Рисунок 40. На камне изображен человек над оленем.
Рисунок 41. На камне, находящемся на юго-западном склоне холма, изображены два стоящих друг против друга козла. В правом углу композиции — крестообразно перечеркнутый круг.
Рисунок 42. На камне изображено животное длиной 60 см, у него четко очерчено бедро задней ноги, несколько приподнят круп и тщательно выбит спиралеобразный рог. Под фигурой животного и позади неё прочерчены ряд хаотических линий, фигура какого-то животного и силуэт антропоморфного существа, над которым вырезан круг.
Рисунок 43. На камне изображен козлик с крутым рогом и двумя ножками, повёрнутый вправо, слева от него — животное с вытянутой мордой, двумя маленькими ушками и длинным хвостом.
Рисунок 44. На камне изображен козел.
Рисунок 45. Рисунок представляет собой композицию из восьми выбитых фигур козликов, повёрнутых вправо. Стилистически все они выполнены очень похоже. У всех по одному спиралеобразному рогу и обозначено одно небольшое ушко. В правой части рисунка выбит круг. Вся поверхность камня поверх выбитых животных заполнена резными линиями.
Рисунок 46. На тёмном фоне камня изображен козел.
Рисунок 47. Камень лежит вниз по склону от камня с рис. 41, на высоте 2 м от вершины горы. Камень треснул. Изображен олень и солярный круг.
Рисунок 48. В центре камня выбита фаллическая антропоморфная фигура с двумя дугообразными рогами на голове, напоминающими шаманский головной убор, и с подчеркнуто узкой талией. Вся окружающая человечка поверхность камня заполнена прочерченными короткими линиями, расположенными хаотически.
Рисунок 49. Слева на камне выбита голова и шея круторогого козла. Чуть ниже неё — вытянутый по горизонтали овал. Правая часть камня заполнена большим количеством резных линий.
Рисунок 50. На камне высечено изображение животного.
Рисунок 51. Камень, на котором располагается эта композиция, находится почти на вершине горы. В правой половине композиции выбито очень реалистическое изображение двугорбого верблюда. Кроме верблюда, имеются ещё три круторогих козла. Поверх выбитых рисунков без четкой ориентации нанесены большое количество прямых линий и четыре небольших круга, а в правом верхнем углу вырезаны окружность и линии, радиально пересекающиеся из её центра. На нижнюю часть окружности и некоторые линии нанесены мелкими точками выбоины.
Рисунок 52. Камень с рисунком лежит почти на вершине холма. На нём изображены два козла и два круга под ними.
Рисунок 53. На камне пунктирными выбоинами изображен козел, у которого обозначен один рог.
Рисунок 54. На камне высечены два круга; правый из них с рукояткой (напоминает зеркало).
Рисунок 55. Изображение, высеченное на камне, может быть истолковано как фигура животного. Слева — выступ в виде трости.
Рисунок 56. Изображает трёх небольших животных, расположенных друг под другом. Два верхних, — очевидно, козлики: у них характерные рожки, загнутые на спину; у нижнего животного рога короткие и прямые. У всех животных обозначено по две ножки.
Рисунок 57. Рисунок из резных линий.
Рисунок 58. Небольшая по размерам фигура двугорбого верблюда. Обозначено четыре ноги.
Рисунок 59. Два круга, выбитых рядом. У правого круга два отростка.
Рисунок 60. Два скачущих животных, повёрнутых вправо, выполненных сплошной выбивкой, расположенных одно над другим. На их спинах сидят всадники. Окружающая плоскость камня заполнена резными линиями.
Рисунок 61. Резное изображение козла, выполненное весьма условно.
Рисунок 62. Изображены два оленя с ветвистыми рогами. У верхнего две ноги, у нижнего четыре.
Рисунок 63. Камень лежит почти на вершине холма, в западной его части. Рисунок резной, изображает животное, повёрнутое головой вправо. Туловище его пересечено рядом горизонтально направленных линий. Кроме того, на рисунке имеется ещё девять вертикальных линий, но часть из них должна означать, вероятно, ноги и хвост животного, а три из них, проходящие через середину туловища, означают, по-видимому, всадника.
Рисунок 64. Стилистически и по технике исполнения рисунок этот очень близок предыдущему. Это резное животное (ноги его не сохранились), обращенное мордой вправо. Тело животного заполнено косо пересекающимися резными линиями.
Рисунок 65. Верблюд, выбитый контурной полоской. В центре его — голова козла с маленьким ухом и слегка изогнутым рогом. Голову верблюда пересекает хорошо прошлифованный желобок.
Рисунок 66. Рисунок из резных линий, центральная часть которого напоминает верхнюю часть туловища человека в монгольском головном уборе. На антропоморфную фигуру накладывается резное изображение козла. В левой части композиции — круг с тремя пересекающимися линиями. В правой части выбито небольшое животное.
Рисунок 67. Два верблюда, выбиты один за другим. На головах у них обозначено по одному ушку, короткие хвостики загнуты кверху, у верблюдов по две ноги. У правого верблюда ноги сохранились не полностью.
Рисунок 68. На большом камне выбиты четыре фигуры животных. Первое животное — козел с четко очерченным рогом, закинутым на спину. Под головой животного — круг с крестом внутри, около задней ноги — резной круг и группа резных линий. Следом за ним изображено второе животное, напоминающее лань, с двумя аккуратными ушками и маленьким характерным хвостом. Под ними — ещё один козлик, хуже сохранившийся, повёрнутый так же, как верхние животные, влево. В правой части композиции изображено четвёртое животное — круторогий козлик, повёрнутый вправо.
Рисунок 69. Линейное изображение лошади. Лучше сохранилась передняя часть.
Рисунок 70. Композиция из двух животных, выбитых одно за другим, и круга перед ними. Животное, помещенное в левой части композиции, — маленький козлик с крутым рожком и четырьмя ногами. Перед ним, правее, — животное, сохранившееся фрагментарно (передняя часть туловища). У него вытянутая морда и два коротких, прямых уха.
Рисунок 71. На очень небольшой вертикальной плоскости камня, заросшей лишайником, выбиты передняя нога и голова лося с ветвистыми рогами, впереди — ещё один лось.
Рисунок 72. Фрагменты резных окружностей. Прямые линии, проведённые в основном в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Рисунок 73. Четыре резные окружности (одна — полностью, три — фрагментарно) с линиями, пересекающими их через центр.
Рисунок 74. Композиция из резных линий, нанесенных без определённой ориентации, и четырёх окружностей, изображенных фрагментарно.
Рисунок 75. Композиция из резных линий. Силуэт, образуемый двумя прямыми линиями, идущими наклонно друг к другу и пересекающимися вверху, очень напоминает чум. Остальные линии нанесены в разных направлениях.
Рисунок 76. Изображение оленя, повёрнутого головой вправо, выполненное сплошной выбивкой. Довольно грузное туловище, две ноги, на голове ветвистые рога. Перед оленем — группа резных линий: две дугообразные, идущие параллельно друг другу, и две пересекающие их косо.
Рисунок 77. Рисунок представляет собой изображение животных и солярного знака. Два животных сходного облика помещены друг над другом. У них довольно вытянутые морды, обозначено по два уха, по две ноги, сзади изображены суживающиеся к концу длинные хвосты. В правом нижнем углу изображено маленькое животное с короткой, круглой головкой и длинным хвостом.
Рисунок 78. В левом углу композиции — два выбитых круторогих козла. Есть также круги, у двух из них внутри — перекрещивающиеся линии. Поверх описанных рисунков нанесены резные линии, идущие в основном в горизонтальном направлении.
Рисунок 79. Два круга, правый из них с отростком, идущим вниз.
Рисунок 80. Правильной формы круг с четырьмя раздвоенными на концах отростками.
Рисунок 81. Две «елочки» из резных линий.
Рисунок 82. Три животных, выполненных выбивкой: два волка, один за другим, устремлены к третьему животному, очевидно, маленькому олешку, изображение которого находится в правом углу композиции.
Рисунок 83. Три животных, одно над другим, повёрнутых мордами вправо. Верхнее, — очевидно, олененок с маленьким хвостиком и двумя длинными ушками. У животного, расположенного ниже, вытянутая морда на длинной шее, два ушка и вытянутый хвост. Самое нижнее животное напоминает кабана.
Рисунок 84. Камень с рисунком лежит на самой вершине холма, в его западной части. В левой части рисунка выбито большое, незамкнутое пятно вытянутой, овальной формы, разделённое посередине двумя горизонтальными полосками. Правее — фигуры двух животных, одна над другой. Верхняя фигура обрисована очень схематически: две короткие ножки, палкообразно вытянутое туловище, шея и голова животного изображены в виде Т-образного отростка, прямо над ним выбит ещё такой же отросток, только в два раза больший. У второго животного морда плавных очертаний, небольшой рог и круто выгнутая спина. Нижняя часть туловища не сохранилась. Справа от описанных выбитых рисунков — группа резных линий
ПАМЯТКА №1
Правила поведения в природе
Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности.
Не повpеждай коpу деpевьев!
Не pви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь
Съедобные ягоды, оpехи собиpай так, чтобы не повpеждать веток.
Не сбивай гpибы.
Не pазоpяй гнезда шмелей.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (
Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей.
В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву.
Не жги траву на лугу.
Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки – мусор.
ПАМЯТКА №2
ТУРИСТЫ!
Берегите и охраняйте природу. Бережное и внимательное отношение к природе – показатель Вашей истинной любви к ней, которая проверяется не словами, а делами.
Не рвите цветы. Они красивее в природе, чем в букете. Не рубите деревья и их ветви при установке бивуаков. Для костров используйте только сухой валежник. Покидая место привала или ночлега, унесите мусор с собой или уничтожьте его (сожги мусор, обожгите, сомните и закопайте консервные банки), тщательно залейте костер водой или засыпьте его землей. Пожар – самый страшный враг леса!
В бесснежный период в лесу запрещается:
разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках с ветровалом и буреломом, торфяниках, лесосеках с остатками веток и заготовленной древесиной, в местах с сухой травой, а также под кронами деревьев;
бросать в лесу горящие спички окурки;
оставлять в лесу промасленный, либо пропитанный бензином, керосином или другими горючими веществами обтирочный материал.
Счастливого Вам пути, дорогие друзья!
Войдите в природу другом