Методическая разработка Познавательное занятие «Праздник вербы» для воспитанников коррекционных школ-интернатов 7-8 классов


КОУ « Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Методическая разработка
Познавательное занятие «Праздник вербы»
для воспитанников коррекционных школ-интернатов 7-8 классов
Составитель: Папоян Т.В.,
учитель
Шербакуль- 2013
Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства изобразительного искусства.
Задачи:
познакомить учащихся с обычаями и традициями русского народа в православный праздник - Вербное воскресение;
развивать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: веточки вербы в вазе; альбом и акварельные краски, аудиозапись.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит аудиозапись «Колокольный перезвон».
Здравствуйте мои дорогие. Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла? (веточка вербы)
Вербу у нас любят за то, что она зацветает первой, когда еще не стаял снег на фоне снега, слякоти и грязи голые веточки с серебристыми цветами кажутся нежными и беззащитными.
Ребенок читает стихотворение.
Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей. Небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
Ранней весной, в лесных чащах, на дне глубоких ям и оврагов еще не растаял снег, зеленая трава не пробилась сквозь толстый слой прошлогодних листьев, а верба уже окуталась тончайшей дымкой распустившихся почек. В марте появились на ее ветках пухлые почки, а в марте-апреле верба сбросила с них колпачки и сережки стали сначала серыми), а потом ярко-желтыми, похожими на цыплят.Давайте возьмем веточки вербы.
Расскажите, какая веточка вербы?
Потрите пальцем ветку вербы. Расскажи, что ты чувствуешь? (Налет сотрется и заблестит красивая, как лакированная, темная кора.)
А знаете, что у нас есть праздник, который носит название в честь вербы? Хотите узнать, как это произошло? Тогда слушайте.
Весной все христиане празднуют светлое Христово воскресение. Помните, мы говорили с вами об этом празднике. А за неделю до Пасхи отмечают Вербное воскресение.
В один из весенних дней Иисус Христос пришел к священному городу Иерусалиму. По дороге он исцелял больных и немощных. Ученики Иисуса сопровождали его. Вот так, со своими учениками, он вошел в Иерусалим. Его радостно встречали и приветствовали толпы народа, и бросали под ноги пальмовые ветки. Так в те времена встречали героев и победителей: ведь Иисус Христос победил смерть!
У нас в России не растут пальмы, а самой первой из деревьев распускается верба. Поэтому и несут люди в храмы веточки вербы, чтобы освятить их и выразить свою радость. А праздник получил название - Вербное воскресение.
Ребенок читает стихотворение.
Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Ветка вербы молодой!
Верба ветки дарит нам -
Отнесем их в божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон!
Освященные веточки вербы хранят потом целый год у икон до следующего Вербного воскресения. Считалось, что верба имеет силу исцелять и оберегать людей. Эти веточки кладут в пойло больным животным, брызгают с вербочки святой водой в доме, чтобы ушла нечистая сила.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
В этот день старшие в доме парили, выхлестывали вербой болезни, лень, старость у человека, чтобы человек был здоровый, а не …, умный, а не …, молодой, а не …, трудолюбивый, а не… Не просто парили и выхлестывали, а приговаривали…
Верба, верба, вербохлестВербохлест бьет до слез.
Верба красна бьет напрасно,
Верба синя бьет несильно,
Верба бела бьет за дело
Верба, верба, вербохлест,
Вербохлест бьет до слез.
Давайте полечим друг друга. У меня есть вербочки, а у вас нет. Что делать? (с помощью волшебных слов берут веточки у педагога)
Используя цветовую схему-подсказку разучивают слова с движениями.
Вот мы и вылечили друг друга.
Теперь давайте нарисуем вербу.
Давайте повторим, какие ветки у вербы, как расположены соцветия.
Дети рисуют ветку вербы.
Выставка детских работ.
Готовясь к Пасхе, люди украшали свои дома пушистыми веточками вербы, так как цветов ещё нет, и не появились листочки на деревьях.
Я предлагаю украсить к Пасхе наши вербочки ленточками, бумажными цветами. Красивый получился весенний букетик? Вам нравится?
Послушайте стихотворение и подумайте, почему нельзя зря ломать ветки вербы.
Вербы овеяны ветром нагретым,
Нежно взлелеяны утренним светом.
Ветви пасхальные, нежно печальные,
Смотрят веселыми, шепчутся с пчелами.О чем стихотворение? Почему нельзя зря ломать ветки вербы.
ИТОГ. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось?
В этот день украсьте свой дом веточками вербы и дарите своим близким букетики вербочек.
Я желаю вам и вашим родным и близким здоровья, и благополучия. Спасибо вам за хорошую работу!
Список используемой литературы
1.​ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2002.
2.​ Г.М. Науменко. Русские народные детские игры с напевами: сборник фольклорных материалов. – М.; Издательство «Либерия», 2003.
3.​ А.В. Терешенко. История культуры русского народа./А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.
4.​ Н.А. Юдина. Русские обычаи и обряды. –М.: Вече, 2005.