Урок по истории Казахстана Диаспора и ирредента


Цели урока:
Образовательная: сформировать у студентов знания о причинах появления казахской диаспоры и ирреденты; ознакомить с положением казахской диаспоры в странах дальнего и ближнего зарубежья, выявить роль Всемирного курултая казахов в установлении связей с зарубежными казахами; определить условия и особенности процесса репатриации; для реализации связей со специальными дисциплинами: обеспечить усвоение базовых понятий «диаспора», «ирредента», «репатриация», «миграция», «Родина» на иностранном (английском) языке. Развивающая: продолжить совершенствование коммуникативных навыков студентов, умений работать в группе по алгоритму, развивать умение систематизировать исторический материал, устанавливать причинно - следственные связи, отрабатывать навыки применения самооценивания и взаимооценивания для оценки индивидуального вклада в работу группы.
Воспитательная: воспитывать студентов политически грамотными, формировать понимание политических, этнических процессов в Республике Казахстан, воспитывать чувство патриотизма и активную гражданскую позицию.
Конкретный результат обучения: студенты должны знать причины возникновения казахской диаспоры и ирреденты зарубежом, особенности положения казахской диаспоры в зарубежных странах, определять роль Всемирного курултая казахов в установлении связей с соотечественниками.
Подход в преподавании: развитие саморегулируемого обучения через развитие навыков оценочной деятельности, групповой работы.
Оборудование: проектор, компьютерная презентация по теме, раздаточный материал (задания для групп, критерии оценивания, оценочные листы), учебники «История Казахстана» М.Койгельдиев, Ж.Касымбаев, Алматы, «Мектеп», 2015, на казахском и русском языках.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: групповая работа
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный, метод групповой работы, самостоятельной работы.
Межпредметные связи: география, основы права, основы политологии и социологии, всемирная история, иностранный (английский) язык. Ход урока.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка времени Ресурсы
1.Организационный момент
2.Настрой на урок.
2.Проверка домашнего задания.
3.Выход на тему.
«Этап вызова» Приветствие, отметка отсутствующих.
Преподаватель создает условия для учебной деятельности с помощью стратегии «Мозговой штурм».
Преподаватель выдал задание
Назовите Этнические группы в Казахстане. В результате каких событий появилось много этнических групп в Казахстане?
Студенты устно отвечают на вопросы.
1.Назовите основные этапы национально-освободительной борьбы казахов за независимость.
2. Назовите последствия НОБ.
Каждая группа защищает презентацию по теме «Декабрьские события 1986 года»
Отвечают устно
2 мин
3 мин
По 3 мин на каждую группу
5 мин
Слайды 1-5
Презентации групп
Листы оценивания (Приложение 5)
4. «Этап осмысления»
5.Разминка
1.Работа в группах (Приложение 2)
1 группа
Возникновение казахской диаспоры и ирреденты
2 группа
Положение казахской диаспоры в странах ближнего и дальнего зарубежья
3 группа
Роль всемирного курултая казахов в установлении связей с зарубежными казахами
4.Работа с терминами и понятиями
Диаспора
Ирредента
5.Физминутка.
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Описать то, что увидели эмоционально, красочно.
Работают в группе, изучают материал по теме,
Составляют схемы.
Двигаются под музыку, по команде останавливаются и описывают то, что увидели
10 мин
3 мин
3 мин
Раздаточный материал, учебники.
Слайд 6-7
Слайд 7-15
5.«Этап рефлексии»
Выводы по теме
Вопросы на казахском, русском языках
(Приложение 3) Каждая группа высказывает свое мнение 8 мин Карточки с вопросами
Домашнее задание Преподаватель дает разноуровневое домашнее задание (Приложение 4)
Записывают домашнее задание. 2 мин Раздаточный материал
Приложение 2
Задания для работы в группах.
1 группа.
Возникновение казахской диаспоры и ирреденты
Ответ представить в виде схемы.
2 группа.
Положение казахской диаспоры в странах ближнего и дальнего зарубежья
Ответ представить в виде схемы.
3 группа
Роль Всемирного курултая казахов в установлении связей с зарубежными казахами
Ответ представить в виде схемы.
Приложение 3
1.Что изучает диаспорология?
2.Что такое ирредента?
3.Какие причины вынудили часть казахского народа уйти за границу?
4.Каковы итоги Первого Всемирного курултая Казахов?
5.Каковы функции Всемирной Ассоциации казахов?
6.Определите значение всемирного курултая казахов в поддержании связи с соотечественниками.
7.Диаспорология нені зерттейді?
8 Қазақ диаспорасы деген термин нені білдіреді?
9 Қазақтардың Дүниежүзілік құрылтайының қандай нақты нәтижесі болды?
10 Қазақтардың Дүниежүзілік ассоциациясы немен айналысады?
11 Қазақ халқының бір бөлігін шекарадан асып кетуге мәжбүр еткен негізгі себептер қандай?
Приложение 4
Домашнее задание
Задание 1. Восстановить хронологию событий, повлиявших на создание диаспоры и ирредентыантиправительственная борьба казахов в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-е гг., Вторая мировая война национально-освободительное движение 1916 г., казахско-ойратские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., гражданская война 1918-1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане. Задание 2. Определить причины формирования диаспоры по религиозному признакузатруднения, связанные с совершением хаджа в Мекку и Медину в царский и советский периодыЗадание 3. Определить экономические причины формирования диаспоры:  разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990-х гг., нестабильность в первые годы суверенитета в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отношениям, после развала СССРЗадание 4
Подготовить сообщение о казахах в Турции, Иране, России, США, Китае, (на выбор) используя дополнительные источники информации, СМИ, интернет. Результат оформить творчески, с презентацией
Ф. И. студента Оцениваемые виды активности (факторы) Вес пункта (максимальный балл) Количество баллов Итог
Идеи и предложения 4 Лидерство и организация группы 4 Сбор/сравнение/анализ данных 4 Подготовка схемы 4 Подготовка и реализация презентации/ответа 4 Система оценивания:
Минимальный, или не вносил вклад от 0 до 5 «2»
Среднее число от 6 до 10 «3»
Выше среднего числа от 11 до 19 «4»
Выдающийся 20 «5»