Мастерские ценностных ориентаций (из опыта работы)

Мастерские ценностных ориентаций

Одной из центральных проблем современной школы является реализация образовательных стандартов. Поэтому мы, педагоги, чаще всего обращаем внимание на качественную успеваемость по предмету. Но способствуют ли предметные знания ориентации школьников в жизненных условиях?
Современная школа должна не только обеспечивать обучающихся не только знаниями, но и развивать и воспитывать личность. Личностью называют человека как субъекта преобразования мира на основе познания, переживания и отношения к нему.
В чем заключается развитие личности в образовательной практике? Современная психолого-педагогическая литература рассматривает развитие личности как:
становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному выбору, уважающего себя и других
пробуждение в человеке интереса к самопознанию, самоопределению,
формирование личностных качеств, способствующих адаптации человека в обществе.
«Быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации», - считал В.Франкл.
Однако изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм, жестокость, равнодушие заставляют пересмотреть процесс обучения в школе.
Анкетирование обучающихся 7-9 классов 2013- 2014 года показывает, что приоритет материальных ценностей над духовными достаточно велик.




диаграмма 1 «Ценности в твоей жизни»

Результаты диагностики показали, что в 7 классе 55% обучающихся на первое место в своей жизни ставят богатство . Эту же ценность выбирают 56 % восьмиклассников и 38 % девятиклассников.
87 % семиклассников, 79 % восьмиклассников и 65% девятиклассников изъявляют желание – получить престижную профессию. Желание - стать хорошим специалистом преобладает над желанием – стать порядочным человеком.















диаграмма 2 «Я мечтаю»

Таким образом, обучение в школе должно быть направлено не только на формирование знаний, предъявляемых требованиями Государственного стандарта образования, но и способствовать воспитанию ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации – это набор установок, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения

значимость чего-то в мире



жизненная позиция



психологические отношения



В систему ценностей Человека вошли:
- природа со всеми её проявлениями в жизни;
- человек, его духовное и физическое здоровье;
- духовность, активное стремление к добру, правде, красоте;
- любовь и мир;
- Отечество, семья, язык, традиции;
- познание и возможность творчества.
Как стимулировать ученика быть Человеком? Настоящий учитель – не тот, кто учит добывать знания, а тот, кто чувствует, что ребенок учится быть человеком, становится личностью. Педагог выдвигает на первый план внутренний мир ребенка и требует другой структуры ролевого поведения.
Эта структура может быть реализована на мастерских ценностных ориентаций, представляющих собой совокупность пространств: игрового, учебного, творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, получает знания.
Мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности ученика, которая готовит личность к сознательному построению собственной жизни.
Эффективная система обучения в мастерских должна строиться на следующих принципах:
- ценностно-смысловое равенство всех учеников;
- равноправие в преодолении своих затруднений;
- отказ от оценочной деятельности;
- реализация идей «педагогики успеха»

Алгоритм построения мастерской включает в себя следующие этапы:

Индуктор – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учеников, актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает познавательный интерес к деятельности.
Самоконструкция - первый этап, описание собственного опыта, формулирование идеи, гипотезы.
Социализация – этап мастерской, предъявление созданного опыта другим участникам (в паре, в группе, всему коллективу). Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса.
Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте
Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне.
Рефлексия – завершающий этап, общий анализ пережитого, понятого, открытого в себе.





Рассмотрим схему построения этапов мастерской на уроке:

















Деятельность в мастерской выглядит так: творческий продукт – осознание его закономерностей – коррекция собственного опыта деятельности - новый продукт.














Творческая деятельность организуется по правилам:
- диалог в сотворчестве;
- свобода выбора действий;
- равенство всех участников;
- благоприятный микроклимат;
- отсутствие оценки;
- право на ошибку.


В ходе мастерской учитель постоянно:
- держит в поле зрения цель;
- помнит, что ценности не заучиваются, а переживаются;
- знает, что каждый из участников не должен уйти обиженным;
- учитывает, что каждый человек имеет свой жизненный опыт и может
им пользоваться по своему усмотрению;
- создает условия для творчества и поиска, фантазии и воображения;
- верит, что каждый может совершить свое открытие.
Тематика мастерских отражает выбор ценностей, жизненных потребностей школьников. Назовем некоторые из них:
- «Перекресток детства»;
- «Дом счастья»;
- «Одна единственная жизнь»;
- «Как наше слово отзовется»;
- «Красота в крупинке»;
- «Найти родную душу»;
- «Путь к успеху»;
- «Дети и взрослые»;
- «Что есть здоровье»
Участникам мастерских постоянно предлагается о чём-то порассуждать, что-то представить, отразить свои впечатления в слове, в тексте. Процесс создания своих маленьких текстов - миниатюр соединяет в духовном мире ребенка пережитое и придает ему новое качество – личностную значимость.
В сочинениях-миниатюрах на этапе самоконструкции школьников привлекает:
- свобода выбора объема;
- отсутствие отрицательной отметки;
- интересные темы;
- возможность писать о себе и проблемах, которые тебя волнуют.
Школьники часто не могут рассказать о собственных переживаниях в ходе беседы. В такие моменты они становятся замкнутыми и чаще всего отмалчиваются, не идут на контакт. Как показывает опыт, им легче «поделиться» своими мыслями на листке бумаге. Рассмотрим данные доводы на примере мастерской «Дети и взрослые». Вот что Маша З. рассказала о своих переживаниях:
Что меня радует и огорчает в жизни?
Я очень рада, что появилась на свет. Выросла аккуратной и симпатичной, активной, целеустремлённой и общительной девочкой. Благодарна своей бабушке, она не побоялась взять меня на воспитание. Я её очень люблю, она мне заменила маму.
Огорчает меня моя мама. Она мне даже не мама, а так - одна из подруг. Интересуется изредка, как у нас дела, и только тогда, когда ей позвонит бабушка. Мама думает лишь о себе.
На этапе социализации девочка заплакала, когда одноклассники с любовью и нежностью говорили о своих близких. Успокоившись, она нашла в себе силы и дала прочитать работу своей подруге.
Работая с письмами Н.А.Островского и В.М.Шукшина, Маша принимала активное обсуждение в группе, отвечала на поставленные вопросы.
Авторские тексты – это находки, радостные открытия, возможность удивляться разнообразию интерпретаций. Эпизоды из художественных произведений, воспоминания известных людей, материалы периодических изданий рождают множество новых мыслей, обогащают внутренний мир ученика.
На этапе реконструкции девочка легко начала пересматривать свою работу. Вот к какому результату она пришла:
Что меня радует и огорчает в жизни?
Я очень рада, что появилась на свет. Выросла аккуратной и симпатичной, активной, целеустремлённой и общительной девочкой. Благодарна своей бабушке, она не побоялась взять меня на воспитание. Я её очень люблю, она мне заменила маму. Стараюсь не огорчать самого близкого для меня человека, хочу, чтобы она всегда улыбалась и гордилась мною.
Огорчает меня моя мамочка. Мне не хватает её тепла и ласки. Она мне даже не мама, а так одна из подруг. Интересуется изредка, как у нас дела, и только тогда, когда ей позвонит бабушка. Мама думает лишь о себе. Больно осознавать, но это правда.
Когда у меня будут семья и дети, я никогда так с ними не поступлю. Буду своим детям лучшей мамой на свете.
Читая эту работу, вспоминаешь слова А.Грина: «Разочарований бояться не надо. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь её хорошие стороны». Миниатюра девочки становится не просто фактическим материалом, а приобретает чувственный смысл, правильную оценку жизненных огорчений.
Преодолеть трудности школьникам, осознать ценности помогают заповеди творческого письма:
- свободно говори о том, что у тебя на душе;
- помни о глотке свежей мысли;
- не забывай о глубинном «я»;
- не оставляй на потом: пиши здесь и сейчас;
- помни, что «чудо слова» не любит спешки;
- уважай написанное;
- открывай для себя новое.
Так в мастерской ценностных ориентаций постепенно рождается Человек с доброй и чистой душой, для которого важнее материальных благ становятся СЕМЬЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования 2014 -2015 года.





Более 40% обучающихся осознали, что порядочность занимает в жизни любого человека важное место.


Данную форму организации обучения продуктивно можно использовать как на внеклассных мероприятиях по русскому языку, так и курсах по выбору «Секреты стилистики», «Постигаем секреты общения», «Деловое письмо».
Мир меняется А ценностные ориентиры? Дети ищут их смысл: деятельное воплощение любви к ближнему, чувство причастности к чьей-либо судьбе, «живое» знание Отражение на письме своих итоговых мыслей и переживаний дает возможность каждому учиться на своих ошибках. И порой из ошибок вырастает маленькое открытие, удивительное, которое полностью или частично изменит чью-то жизнь.


Пусть будут счастливы все!
Мне в руки попалась волшебная палочка. Что же с ней делать? Может быть просто взмахнуть, шепнуть волшебные слова и загадать заветное желание – поехать летом в Анапу. Там хорошо: море, солнце, фрукты.
Что же это я все о себе? Может исполнить мечту моего друга. Он хочет стать отличником. Представляете, Коля З. учится на «5»! Приятно не только ему, но и классу.
А может быть помочь маме с новой работой. Ведь она приходит домой каждый вечер уставшая. У неё нет выходных.
Надо помочь соседской бабушке. Она давно не видела своего сына. Сделаю так, чтобы он приехал.
Да, желания есть у каждого, а палочка может исполнить всего три. Загадаю одно для всех сразу: «Пусть будут счастливы все!»





Ценности

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Реконструкция
(восстановление знаний на новом уровне)



Индуктор
(мотивация деятельности)

Самоконструкция
(описание собственного опыта)

Социализация
(предъявление опыта другим участникам)


Деконструкция
(разрушение представлений)

творческий продукт




Внегимназические структуры


Рефлексия
Анализ пережитого




Внегимназические структуры

новый
творческий продукт

осознание закономерностей



творческая
деятельность

коррекция опыта



Root Entry