Эссе на тему Мое педагогическое кредо
«Мое педагогическое кредо»
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем»
Конфуций
Нано-технологии, электронная почта, мобильная связь, гаджеты, ipad… 21 век – это 21 шаг вперед, каждый из которых длиною в жизнь. Современный человек привык смотреть в плоские мониторы компьютера, общаться по электронной почте, разговаривать по мобильным телефонам.
Пожалуй, единственное общественное явление, которое не претерпевает кардинальных изменений за все эти годы – это школа. Школа существовала еще во времена Архимеда и Конфуция, учителя были носителями не только научных, но и культурных, общественных ценностей. Учитель возлагался обязанностью не только учить, но и обучить, выучить и воспитать. Учитель должен был сделать из своего ученика человека.
Учитель… Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших эпох. И нет другого специалиста, к которому предъявляют столько требований: он должен быть честным, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, своих детей, психологом, помощником, требовательным и добрым, готовым к компромиссу… В каком-бы веке и в каком-бы государстве не живет учитель, он остается передатчиком знаний, культуры, образцом подражания.
Время идет, мир меняется, меняемся и мы – учителя. Я считаю, что современный учитель – тот, кто знает свою работу, умеет жить в ней и пользоваться всеми доступными средствами, как техническими, так и методическими. Современный учитель должен идти в ногу со временем, использовать в своей работе инновации, различные методики, в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Задача любого учителя по формированию и развитию творческих способностей учащихся одна из важнейших. С первого дня работы в школе эта задача не дает мне покоя. Безусловно, хочется и необходимо научить каждого. Но очень важно уделить внимание тем детям, которые уже имеют способность к информатике, любят ее, интересуются не только практикой, но и теорией, стремясь поднять свой уровень, т.е. тем, кто будет владеть компьютером. Выготский Л.С. говорил: «Хорошее обучение – это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой». Эта фраза одна из самых ярких и точных формулировок идеи развивающегося обучения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Еще обучаясь в институте, изучая предмет педагогики, я обратила внимание на технологию развивающего обучения. Основной мотивацией учебной деятельности данной технологии является познавательный интерес. Технология предполагает вовлечь учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
6 лет я преподаю информатику в школе и применяю как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения, считаю, что следует уделять внимание развитию мышления школьников.
Мной регулярно применяются такие продуктивные и творческие общие методы обучения как частно-поисковый и исследовательский. Они реализуются через словесно-наглядно-практические частные методы. Методы обучения осуществляются предметными, практическими, интеллектуальными и эмоциональными средствами обучения. Наряду с компьютерами на уроках систематически используются и другие технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска. При подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности активно используются ресурсы сети Интернет, сканер, цифровой фотоаппарат. На уроках используются фронтальная, индивидуальная и парная формы организации обучения.
Таким образом, моя система работы позволяет:
перейти от схемы «учитель-ученик» к схеме «консультант- консультируемый»;
каждому ученику работать в своем темпе;
ребенку выстроить собственный образовательный путь в информатике;
увидеть свою работу на каждом уроке и самому ее оценить;
легко восстановить свои пробелы в обучении;
учителю уделить время на уроке на индивидуальную работу с учащимися;
достаточно глубоко изучить некоторые направления информатики;
попробовать себя в профессиональной деятельности, связанной с информатикой.
В своей педагогической деятельности я для себя всегда ставлю следующие задачи:
- раскрыть возможности информационных компьютерных технологий;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся посредством работы с компьютером;
- развивать положительную мотивацию учения путем приобщения к современных информационным технологиям;
- развивать аналитические способности школьников.
Мое педагогическое кредо «Плохой учитель – обучает, средний учитель – учит, хороший учитель – вдохновляет». Я стремлюсь быть хорошим учителем, но чтобы стать таковым, мне нужно:
- обеспечить психологический комфорт на уроке;
- активизировать познавательный интерес к предмету, творческие способности школьников;
- научить детей думать, спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, уважая чужое мнение;
- убедить учащихся в том, что компьютер – не только игрушка, но и средство «добывания» знаний, но для этого:
- делать уроки непохожими друг на друга, любую, даже самую неитересную информацию преподносить интересно;
- стараться, чтобы школьники усваивали максимум информации на уроке, высвобождая время домашней подготовки.
Принципы моей системы работы:
- принцип программированного управления процессом усвоения знаний;
- принцип обеспечения максимального участия каждого ученика в процессе обучения;
- компьютер – не игрушка, а средство обучения.
Поскольку информатизация затрагивает все области современной жизни общества, я считаю своим долгом внести свой вклад в развитие ИКТ-компетентности окружающих меня людей. Обучить работе в Интернете каждого, кто в этом нуждается, поделиться знаниями о работе в наиболее востребованных пользовательских программах, и, как конечная цель, сделать использование компьютера необходимым средством в развитии личности.
Помимо уроков информатики дети активно работают там во второй половине дня: готовят презентации, рефераты и доклады. Можно сказать, что технология развивающего обучения работает и тогда, когда ребенок «проводит время» у компьютера.
Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. В своей работе я стараюсь помочь тем, кто рядом, регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живу и месту которое занимаю. И, самое главное, я стараюсь оставаться человеком в любой ситуации и видеть ЧЕЛОВЕКА в других, даже самых маленьких.
Самое главное для меня – это признание моих учеников, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, коллег, окружающих. И когда со звонком мои ученики не вскакивают с места, а говорят, что так быстро пролетел урок, я понимаю, что недаром прихожу в школу и профессию свою выбрала правильно.
Свое эссе, я хотеля бы закончить небольшим стихотворением современного автора В.Малкова, которое отражает главную задачу современного педагога:
Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.
Теличко Екатерина Борисовна,
учитель информатики
Кушмурунской средней школы №121