Выступление на родительском собрании на тему Замкнутый ребенок
Замкнутый ребенок
Нередко родители начинают бить тревогу по поводу замкнутости их детей и обращаются за советом к психологу. Психолог постарается помочь найти причины замкнутости, а потом совместно с родителями и близкими сможет выработать правильную тактику действий, чтобы эта проблема постепенно сводилась на нет.
Замкнутость часто идет рука об руку с застенчивостью. Коммуникативные способности ребенка – это некоторые индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя три компонента:
- Я хочу общаться с другими (мотивация общения)
- Я знаю, как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками)
- Я умею общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками)
Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания.
Замкнутый же ребенок не хочет и не знает, как общаться. В этом различии психологических особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.
При работе с застенчивым ребенком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а если наш ребенок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка.
Причины замкнутости
Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаваться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.
Прежде всего, замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий или бездействия взрослых и сверстников. Например, ребенок попытался выразить свои искренние чувства, а в ответ получил насмешки от окружающих сверстников или отсутствие всякой реакции от родителей или учителей. Слишком строгое, а иногда и жестокое наказание за проступок тоже часто приводит к затаенным обидам.
В семьях, где к ребенку предъявляют повышенные требования. Это выражается в том, что в школе он должен иметь только отличные оценки по всем предметам независимо от склонностей к определённым наукам. В спорте от ребенка ждут только громких побед, а в быту его нагружают массой трудновыполнимых обязанностей.
В жизни любого человека – и взрослого, и ребенка, — возникают сложные ситуации, которые требуют решения. И вместо того, чтобы научить ребенка сложную проблему делить на ряд простых, взрослые отправляют его самого искать решение. Очень часто дети не могут самостоятельно справиться с этим, что и рождает чувство неполноценности, приводящее к замкнутости.
Психологическая травма (смерть близкого; болезнь; тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш; потеря домашнего животного; развод родителей; затяжной стресс).
Любой член семьи, в том числе и ребенок, должен участвовать в семейных делах. Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью.
Многие дети могут замыкаться в себе в различных ситуациях, но наличие определенных симптомов, должно насторожить родителей и побудить к действиям.
Какие это симптомы?
Ребенок очень мало разговаривает, может вообще ничего не говорить или говорит шепотом.
В любой новый коллектив входит очень трудно, держится особняком от всех.
Ребенок избегает выражать свое мнение.
Боязнь заняться чем-то новым.
У ребенка либо мало друзей, либо нет вообще.
Ребенок не поддерживает разговор, очень часто прекращает его стандартной фразой «я не знаю».
Ребенок излишне осторожен в словах и поступках, отсутствуют спонтанные проявления, хотя есть внутреннее желание.
Необычное хобби или желание завести экзотическое животное: змею, лягушку, хамелеона, различных насекомых.
Кроме симптомов в поведении у замкнутых детей проявляются психосоматические проявления:
Наблюдается неглубокое дыхание.
Замкнутость часто сопровождается болями в области живота.
Жестикуляция у замкнутых детей отсутствует. Очень часто такие дети держат руки в карманах или за спиной. Руки могут быть крепко прижаты к телу или безвольно висеть как плети.
Замкнутый ребенок может даже производить хорошее впечатление, казаться воспитанным и сдержанным. В школе он может показывать хорошие результаты в учебе, и педагоги могут ставить их в пример другим ученикам. Причем замкнутость мальчиков и девочек воспринимается обществом по-разному, ввиду сложившихся стереотипов. От мальчиков всегда ожидают большей, чем у девочек активности, поэтому замкнутость обнаруживают легче. А замкнутость девочек часто воспринимают как добродетель: скромность, воспитанность. И поздно диагностированная девичья замкнутость в итоге может привести к большим проблемам в дальнейшем.
К чему может привести замкнутость ребенка в дальнейшем?
Чем больше сохраняется замкнутость ребенка, тем больше она укрепляется и прогрессирует, а во взрослой жизни, уже конкретно поселившись, будет создавать массу проблем и даже сильно влиять на судьбу. Какими могут быть последствия нерешенных еще в детстве проблем?
Неразрешенная детская замкнутость приводит к тому, что из ребенка вырастет крайне нерешительный взрослый, неспособный на решительные шаги.
Насмешки окружающих не только будут продолжаться, но и усугубляться. Это может перерасти в стойкий комплекс неполноценности.
Детская замкнутость легко перерастает в проблемы при общении с противоположным полом. Нередко замкнутые и нерешительные люди не могут рассказать о своих чувствах, что может повлечь одиночество.
Удовлетворение социальных, материальных, сексуальных, личностных и психологических проблем для замкнутых людей большая проблема.
Постоянный внутренний излишне самокритичный самоконтроль не позволит свободно реализоваться даже в любимом деле.
Неразрешенная проблема с замкнутостью может стать причиной серьезных психических расстройств, требующих принудительного лечения или даже суицида.
Как помочь замкнутому ребенку?
Применение силы при решении проблем замкнутости ребенка является наихудшим решением, поэтому нужно проявлять, во-первых, сдержанность, а во-вторых, последовательность.
Отмечайте моменты, хвалите ребенка, когда он участвует в совместной деятельности с другими детьми. Для стеснительного ребенка участие в общей деятельности требует смелости.
Замкнутые дети могут чувствовать себя в большей безопасности, если общение будет проходить у них дома. Родители могут пригласить другого ребенка к себе в гости, чтобы их застенчивый малыш смог с ним спокойно пообщаться.
Развивайте в ребенке социальные навыки: учите его слушать собеседника, следить за реакцией другого ребенка на то, что он говорит, более ясно излагать свои мысли, делиться с другими ребятами, помогать им в чем-то и т.д.
Замкнутому ребенку часто бывает легче общаться с детьми, которые их младше на год или два. С ними он чувствуют себя более уверенно. Помогите ребенку найти друга помладше. Благодаря общению с ним ваш ребенок станет более уверенным в себе, и, как результат, сможет завести друзей и среди ровесников.
Приучайте детей брать на себя ответственность за себя и свои поступки, как можно раньше. Составьте список того, что вы обычно делаете за ребенка, подумайте, как постепенно сделать так, чтобы ребенок сам начал это делать. Ребенок должен быть ответственен не только за такие простые вещи, как уборка комнаты и вынос мусора, хотя это хорошее начало. Ответственность включает в себя самосовершенствование, ответственность за других, подготовка к различным событиям. Например, помощь братьям и сестрам, помощь одноклассникам в их делах.
Позволяйте детям делать ошибки. Застенчивый ребенок особенно боится потерпеть неудачу. Учите детей уметь переносить поражения. Они должны понять, что поражения — это естественная часть пути достижения цели, и что даже при поражении они сами не являются побежденными.
Еще один важный момент: научите своих детей комфортно себя чувствовать наедине с собой, ведь одиночество необходимо для самопознания. Это значит, что у ребенка должно быть личное пространство и личное время. Не нужно планировать жизнь ребенка до отказа разными видами деятельности.
Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.
Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Желаю успеха на этом нелегком пути!