Разработка контрольно оценочных средств, для проведения текущей и промежуточной аттестации по МДК профессии повар кондитер
Доклад
Тема: «Разработка контрольно оценочных средств, для проведения текущей и промежуточной аттестации по МДК профессии повар кондитер»
Утробина Е.В.,
преподаватель высшей квалификационной категории
КГБОУ СПО АПТ
Проблемы профессионализма всегда находились в центре внимания общественности.
Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития. В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между «спросом» и «предложением». Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы.
Таким образом, ученые приходят к выводу, что компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть образованным еще не означает быть компетентным. Между знанием и действием в человеческой практике существуют сложные отношения. Проблема состоит в том, чтобы определить те знания, которые бы обеспечили формирование необходимых компетенций.
Формирование профессиональных и общих компетенций у студентов определяется обеспечением профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС НПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и НПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся
Привычный инструментарий образовательного процесса преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов.
Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более чѐтко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а педагогу – направлять деятельность обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций.Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития студента. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса.
Возможности рабочей тетради в условиях реализации компетентностного подхода:
возможность логически излагать материал, отслеживать причинно-следственные связи данной дисциплины;
реализовать принцип практикоориентированности: возможность приобретения дополнительных знаний;
системность контроля достижений обучающихся;
управление течением и формированием мыслительной деятельности обучающихся;
Для контроля уровня сформированности знаний, рабочая тетрадь включает содержание задания различного уровня и направления:
тестовые задания различных уровней сложности, основанные на таксономии Блума;
проблемные вопросы, которые можно решить, опираясь как материалы учебника, так и на дополнительную информацию, предоставленную в тетради;
различные графические задания (кластеры, фишбоуны, таблицы);
тексты с пропущенными словами или специально сделанными ошибками.
Решение проблемных вопросов и задач, формулировка вывода определяют уровень сформированности знаний и умений обучающихся.
Благодаря рабочей тетради преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся провести прямо на уроке.
Использование рабочей тетради не только как средства организации работы на уроке, но и как формы контроля достижений студентов позволяет проводить контроль как индивидуально, так и одновременно всей группой; обучающийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради.
Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. А условия реальной ситуации прививают практические навыки наблюдения, эксперимента.
При помощи фонда оценочных средств в форме рабочей тетради осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО и НПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин и МДК.