Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле» с презентациями

Обобщающий урок по теме
«Развитие жизни на Земле»
Этот урок позволяет обобщить и расширить знания учащихся, показать относительность наших эволюционных представлений и безграничность научного познания.
Оформление доски: На правой створке доски располагается эпиграф –
«Разуму свойственно размышлять,
То есть связывать причины и следствия.
Давать ответ на вопрос «почему»,
Находить в цепи происходящего начала и концы».
Сверху записана тема урока «История развития жизни на Земле», ниже под темой – изображена разным цветом «лента времени», хаотично прикреплены «белые пятна», знаки вопросов в белых кругах.
Цели урока:
Образовательная: Углубить, обобщить знания учащихся об истории развития органического мира на Земле.
Проверить знания особенностей животных и растений в различные периоды существования Земли.
Развивающая: Продолжить формирование умения осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернет).
Уметь объяснить причины постепенного усложнения организации и приспособление к условиям сред живых организмов в процессе эволюции.
Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: репродуктивные и частично-поисковые.
Оборудование: презентация слайдов.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Учитель.
Время существования Земли оценивается в 5-7 млрд. лет. Жизнь возникла на Земле не менее 3,5 млрд. лет назад. В геологической истории Земли различают эры – промежутки времени различной деятельности, которые подразделяют на периоды.
На протяжении нескольких уроков мы подробно знакомились с основными этапами развития жизни на Земле.
Выскажите своё личное восприятие эволюционного процесса в течение 1 минуты и запишите их на рабочих листах, расположенных на столах, используя:
2- 3 прилагательных:
2-3 глагола:
Сомнение, противоречие или вопрос:
Обратите внимание на слова Э.Ренана: «Свобода мышления составляет неотъемлемое право каждого»
После 1 минуты самостоятельной работы учащиеся озвучивают некоторые варианты ответов.
Ответы учащихся.
Учитель.
Эволюция таит в себе много загадок, сомнений, белых пятен.
Опираясь на изученный материал и используя дополнительную информацию из разных источников при подготовке к сегодняшнему уроку попробуем найти некоторые ответы на вечные эволюционные «Почему?» Вам она пригодится для зачётного урока.
Как сказал Ж.Фабр:
«Разуму свойственно размышлять,
То есть связывать причины и следствия.
Давать ответ на вопрос «почему»,
Находить в цепи происходящего начала и концы».
Для начала мы мысленно перенесёмся в очень далёкое прошлое вместе с героем фантастической повести Клиффорда Саймака «Кто там, в толще скал?» Ваша задача – внимательно прослушать текст, который лежит у вас на столах, определить, где мы оказались (в какой эре или периоде).
Ответы учащихся.
Архей, протерозой, докембрий.
Этот текст оказался на ваших столах не случайно. Как вы думаете, о каком эволюционном событии идёт речь?
Ответы учащихся.
(О возникновении зелёных водорослей).
Учитель.
Какие крупнейшие ароморфозы возникли у водорослей?
Ответы учащихся.
(хлорофилл, фотосинтез.)
Учитель. Появление хлорофилла и фотосинтеза – счастливая неразгаданная случайность, потому что от этого процесса в конечном итоге зависят все проявления жизни на нашей планете.
Существует мнение, что возникновение фотосинтеза стало мощным «катализатором» эволюционного процесса. Приведите доказательства, если вы согласны с этим утверждением или опровергните его, если вы с этим мнением не согласны.
Запишите их на рабочих листах, расположенных на столах
Примерные ответы учащихся.
В атмосферу и в воду стал выделяться кислород, стало возможным жизнь на Земле. Привело к возникновению крупнейшего ароморфоза: кислородного дыхания. Это дало толчок к быстрой эволюции растений и животных.
Отрывок текста фантастической повести Клиффорда Саймака «Кто там, в толще скал?»
Дышать было трудно. Кислорода ещё хватало, хотя и с грехом пополам, из-за этого он дышал гораздо чаще. Отступи он в прошлое ещё на миллион лет – кислорода перестало бы хватать. Всмотревшись в береговую кромку, он приметил, что она населена множеством крохотных созданий, снующих туда-сюда, копошащихся в пенном прибрежном соре или сверлящих булавочные норки в грязи. Он опустил руку и слегка поскрёб камень, на котором сидел. На камне проступило зеленоватое пятно – оно тут же отделилось и прилипло к ладони толстой склизкой плёнкой. Перед ним была первая жизнь, осмелевшая выбраться на сушу. Эти существа ещё не были способны оторваться от подола ласковой матери – воды. Здесь происходило многое, что даст себя знать в грядущем, но происходило тайно. Снующие козявки и осклизлый налёт на скалах – отважные в своём неразумении предвестники далёких дней – внушали почтение.
Учитель.
Пошли долгих почти 3 млрд. лет, прежде чем наступила палеозойская эра. В морях уже обитало много различных водорослей и животных. Но суша была безжизненной.
II блок. Палеозой.
Палеозойская эра имеет 6 периодов. Какими важнейшими событиями ознаменованы периоды палеозоя. Предлагается на доске ромашка с 6 лепестками: с одной стороны написаны периоды, а с обратной стороны – основные события. По ходу идёт показ слайдов.
1-й лепесток: кембрий (трилобиты).
2-й лепесток: ордовик (появление первых хордовых).
3-й лепесток: силур (возникновение псилофитов).
4-й лепесток: девон (появление первых земноводных).
5-й лепесток: карбон (образование каменного угля, появление первых пресмыкающих).
6-й лепесток: пермь (расцвет голосеменных и пресмыкающихся).
Вывод: На фоне возникновения новых видов происходило постоянное вымирание прежде существовавших форм.
Учитель.
Следующая эра таит в себе одну из волнующих эволюционных загадок. Как она называется?
III блок. Мезозойская эра.
Презентация слайдов (Тихонова Лена и Темнова Катя). «Мезозойская эра».
Учитель.
В течение всего мезозоя динозавры были полноправными хозяевами планеты. А потом очень быстро, буквально за какие-то 5 миллионов лет, они практически полностью исчезли с лица Земли.
Существуют различные гипотезы, объясняющие причины их быстрого и странного вымирания. Мы с вами не будем изобретать велосипед, и придумывать новые версии, а, обратимся к существующим гипотезам, объясняющих причины вымирания динозавров.
Выступление ученика с презентацией. (Буянова Кристина). Учащиеся задают вопрос? Какой точки зрения ты придерживаешься и почему?
Зарядка для глаз: сидя за столом, не поворачивая головы, внимательно посмотрите глазами по сторонам и прочтите те слова, которые попали в поле вашего зрения.
Какое лишнее слово, не относящееся к мезозойской эре, вам встретилось?
Ответы учащихся.
Происхождение человека.
Учитель.
Почему?
Ответы учащихся.
Человек появился в кайнозойскую эру.
IV блок. Кайнозойская эра.
Кайнозойская эра началась примерно 66 млн. лет назад и до сих пор продолжается. Сколько неразгаданных тайн таит в себе эта эра, сколько неизвестного ждёт человечество в будущем? Возможно будущее и без человека?
Учитель.
Сегодня мы остановились лишь на нескольких загадках эволюции. На самом деле их значительно больше.
Сформулируйте вопросы, которые, возможно, возникли у вас по ходу сегодняшнего урока, помня о том, что умение ставить правильные вопросы не менее важно, чем умение давать правильные ответы.
Запишите их на рабочих листах, расположенных на столах
На вопросы, вызвавшие наибольший интерес, мы с группой энтузиастов постараемся найти адреса сайтов в Интернете, которые вы сможете посетить и найти ответы на интересующие вас вопросы.
Учитель.
Итог урока и домашнее задание: В заключении хочется отметить и сказать большое спасибо учащимся, которые принимали активное участие в работе на уроке и по составлению презентаций. К сожалению, сегодня прослушали не всех рябят, которые принимали участие в подготовке к уроку. У нас будет время для того, чтобы оценить всех. Домашнее задание индивидуально определяет каждый для себя, исходя из своей подготовленности.
Рефлексия:
Сопоставьте умения, перечисленные на доске с теми заданиями, которые вы выполняли по ходу урока. И оцените наличие у себя этих умений в соответствии с указанными критериями. Уходя с урока, выберите динозавров соответствующего цвета и поместите в наш искусственный «динозавриум».
Умения
Критерии оценки

Выделять главное и обобщать
Предполагать и прогнозировать
Доказывать и опровергать
Умение работать с книгой и дополнительными источниками информации.

Розовый динозавр – владею умениями в совершенстве
Жёлтый динозавр – умею это делать хорошо
Синий динозавр – умею это делать не совсем хорошо
Фиолетовый динозавр - это у меня пока получается плохо










13PAGE 15


13PAGE 14515