Перечень тем учебно-исследовательских работ по литературе для учащихся 10-11 классов
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация
ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе»
№
п/п Темы
учебно-исследовательских работ
по предмету
Класс Комментарии
1 Цветовые образы в произведениях писателей XIX века. 10 Коллективный. Рассчитан на весь учебный год. Объект исследования - тексты
произведений А.Н.Островского («Гроза»),
И.С.Тургенева («Записки охотника»), Ф.М.Достоевского («Преступление инаказание»), Л.Н. Толстого («Война и мир»), А. П.Чехова («Ионыч», Человек в футляре»). Оформление результатов исследования в сборник статей, адресованный следующим поколениям десятиклассников. Книга для школьной библиотеки. Участие в конкурсе ученических исследовательских проектов, который проводится 2 раза в год в гимназии и 1 раз в год на муниципальном и региональном уровнях.
2 Роль цветописи в рассказах И.С.Тургенева «Записки охотника». 10 Групповой проект. На примере одного рассказа (по выбору учащихся). Возможно продолжение работы в 11классе в рамках изучения творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна. Обмен результатами исследования на уроке «Образ Родины» в творчестве Тургенева. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века»
3 Состояние мира и его цветовое воплощение в романе Достоевского «Преступление и наказание». 10 Возможно продолжение работы над жёлтым цветом на уроках по изучению романа
Толстого «Война и мир» (Болконский впервые увидел Наташу именно в жёлтом платье. Почему Толстой так «одевает» свою
любимую героиню?). Презентация на уроке «Художественные особенности романа Достоевского «Преступление и наказание». Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».
4 Платок Катерины и мармеладовская шаль. 10 Возможно продолжение проекта в рамках изучения романа Толстого «Война и мир». Сопоставить белый цвет платка Катерины с белым цветом нарядов Элен Курагиной. Презентация на уроке по выявлению авторского отношения к героиням
(Островский- Катерина, Достоевский-Соня Мармеладова). Участие в конференции. «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».
5 Наташа и Андрей.
Цветопись отношений. 10 Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом.
6 Наташа и Соня. Цветоваая гамма нарядов героинь. 10 Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Обмен результатами исследования для ответа на вопрос «Разрыв с князем Андреем - вина или судьба Наташи Ростовой?». Урок — дискуссия. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».
7 Наташа и Элен. Цветоваая гамма нарядов героинь. 10 Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Обмен результатами исследования на уроке «Мысль семейная в романе Толстого». Дискуссия. Искренность, чистота помыслов Наташи и лживость Элен, опасность попасть в порочный круг её влияния. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».
8 Наташа и Борис Друбецкой. Цветопись отношений. 10 Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Умение Наташи видеть окружающих людей в цвете. «Ум сердца» героини. Участие в
конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».
9 Наташа и Пьер. Цветопись отношений. 10 Проект-исследование в рамках диалога с текстом.
10 Цветовые детали в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре». 10 Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Цветопись «футлярной жизни». Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.
11 Цветовые детали в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». 10 Участие в конкурсе ученических исследовательских проектов, который проводится 2 раза в год в гимназии и 1 раз в год на муниципальном и региональном уровнях. 12 Диалог героев произведений писателей 19 и 20 веков. 10 Урок-защиты проектов. Коллективный.
Объект исследования-прозведения писателей XIX и XX веков. Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.
Проводится в 10 классе в конце I полугодия.
Участие в конкурсе
13 Свет естественный и свет искусственный в рассказе В. Распутина «Женский разговор». 10 Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор».
14 Две правды в рассказе В.Распутина «Женский разговор». 10 Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор». Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н. Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).
15 Картины природы в рассказе В. Распутина 10 Объект исследования-рассказ В. Распутина
«Женский разговор». Урок в рамках «Диалога
«Женский разговор». культур» проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н .Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).
16 Речь Вики и Натальи 10 Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).
17 Проблема поколений в рассказе В. Распутина «Женский разговор». 10 Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н.Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).
18 Художественная деталь в рассказе В. Распутина «Женский разговор». 10 Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н. Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).
19 Наталья и Кабаниха. 10 Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор» и драма А.Н.Островского «Гроза».
20 Вика и Катерина. 10 Объект исследования-рассказ В.Распутина
«Женский разговор» и драма А.Н.Островского «Гроза». Презентация на читательской конференции.
21 Жанровые возможности рассказа. Сценарий по рассказу В.Распутина «Женский разговор». 10 Творческий. Презентация на читательской конференции.
22 Женщина-лидер или царица? 10 Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор». Презентация на читательской конференции.
23 Проблема истинных и мнимых ценностей. 10 Объект исследования-роман И.А. Гончарова
«Обломов» и повесть Г. Бакланова «Непорочное зачатие». Презентация на читательской конференции.
24 Евгений Базаров и С.Довлатов (геройрассказчик). Мысли и поступки героев. 10 Объект исследования-роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети» и цикл рассказов С. Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.
25 Одежда героев
(Кирсановы, Базаров и Довлатов - геройрассказчик). 10 Объект исследования - роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.
26 Чемодан, необходимый героям Довлатова и Тургенева для путешествия по дороге жизни . 10 Объект исследования-роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции
27 Базаров и Довлатов (геройрассказчик). Мысли героев о России. 10 Объект исследования-роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.
28 На полюсах Добра и Зла. (Традиции Достоевского в произведениях писателей второй половины XX века.) 11 От диалога с текстом к диалогу культур.
Произведения Ч. Айтматова («Плаха»),
В. Астафьева («Печальный детектив», «Людочка»), В.Распутина («Пожар»). После изучения творчества Ф.М.Достоевского вызывают особый интерес, убеждают в том, что свет культуры XIX века не ослабевает, проходя сквозь годы, десятилетия, века.
29 Состояние мира в романе
Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Ч. Айтматова «Плаха»
(Моюнкумы и «жёлтый
Петербург»)
11 Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха». Презентация с использованием мультимедийных средств.
30 Р. Раскольников и Авдий Каллистратов. Мысли и поступки героев. 11 Объект исследования - роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха».
31 Мотив веры и безверия 11 Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха». Презентация с использованием мультимедийных средств.
32 Соня Мармеладова и Авдий Каллистратов. Проблема идеала. 11 Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч.Айтматова «Плаха». Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.
33 Соня Мармеладова и Людочка. Поединок с судьбой: победа или поражение. 11 Объект исследования - роман Достоевского
«Преступление и наказание» и рассказ В.П.Астафьева «Людочка». Презентация с использованием мультимедийных средств.
34 «Двойники» Раскольникова и «архаровцы». 11 Объект исследования - роман Достоевского
«Преступление и наказание» и повесть В.Распутина «Пожар». Презентация с использованием мультимедийных средств.
35 Сошнин и Раскольников.
Мысли и поступки героев. 11 Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман В.П.Астафьева «Печальный детектив». Презентация с использованием мультимедийных средств.
36 Раскольников и Бостон.
Мысли и поступки героев. 11 Объект исследования - роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха».
Публичное выступление.
ЛИСТ САМОЭКСПЕРТИЗЫ
Перечень тем учебно-исследовательских работ по литературе для учащихся 10-11-х классов разработан полностью. Определены информационные ресурсы, выявлены возможности для реализации исследовательской деятельности по литературе для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением предмета. Учащимся можно предложить коллективные формы исследовательской работы по темам: «Цветопись в произведениях писателей XIX века», «Диалог героев произведений писателей XIX и XX веков», «На полюсах Добра и Зла (традиции Достоевского в произведениях писателей второй половины XX века)». В рамках коллективного проекта определены темы индивидуальной, групповой учебно-исследовательской работы для свободного выбора учащихся.
Изучены рекомендации для оформления продукта в соответствии с темой стажировки, рекомендации к презентации образовательного продукта.
Оформлен продукт в соответствии с рекомендациями, подготовлена презентация образовательного продукта.
Разработка перечня учебно-исследовательских работ по предмету помогла на практике обратиться к новым педагогическим технологиям, выявить особенности учебно-исследовательской деятельности как образовательной технологии, направленной на реализацию ФГОС среднего(полного)общего образования.