МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 01.02. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ ДЛЯ СПО 54.02.01 ДИЗАЙН
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий,
бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы студента
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.02. Основы проектной и компьютерной графики
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по специальности
54.02.01 Дизайн
(программа подготовки специалистов среднего звена)
Волгодонск
2015
ОДОБРЕНЫ:
цикловой комиссией профессионального швейного цикла и дизайна
Протокол от «31» 08. 2015 г. №1
Председатель ЦК______/О.А.Сергеева/
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по учебной работе
________/О. В. Кобелецкая/ «___»_______ 2015г.
Разработчик: Пономарева Алла Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Рецензент: Сергеева О. А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Перечень самостоятельных работ студента
№
п/п №
раздела,
темы Наименование самостоятельной работы Кол-во часов
1 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение имитации фактуры и текстуры 4
2 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение отмывки предметов 3
3 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение декоративных композиций 6
4 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение декора, стилизации графических форм 4
5 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение трансформации образов 6
6 Раздел 3.
Тема 3.1. Выполнение проекта 4
Итого: 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
на методические указания по выполнению самостоятельных работ
учебной дисциплины
МДК 01.02. Основы проектной и компьютерной графики
для специальности
54.02.01 Дизайн
преподавателя ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Пономаревой А. А.
Методические указания по выполнению самостоятельных работ студента предназначены для проведения самостоятельных работ студента по учебной дисциплине МДК 01.02. Основы проектной и компьютерной графикипо специальности 54.02.01 Дизайн (приказ Минобрнауки России от 25 августа 2010г. № 878, зарегистрирован в Минюст России от 14 сентября 2010 г. N 18427), входящей вукрупнённую группу специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств».
Для проведения самостоятельных работ по дисциплинеМДК 01.02. Основы проектной и компьютерной графики выдачи заданий студентам разработаны методические указания с тематикой самостоятельных работ, соответствующие рабочей программе по дисциплине.
Современное развитие образования требует готовить не просто хорошего специалиста, а специалиста с высокой эстетической культурой, разносторонней профессиональной подготовкой. Приобщение студента к самостоятельной работе поможет выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн- проекте, изучить технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; выявить особенности испытания материалов.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
углубления и расширения теоретических и практических знаний;
формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских знаний.
Самостоятельная работа студентов является основой творческой деятельности студентов и важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Целью самостоятельной работы студентов является:
обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Задачами, реализуемыми в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихсяв образовательной среде являются:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развитие исследовательских умений.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине, и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 1
«Выполнение имитации фактуры и текстуры»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение имитации фактуры и текстуры
Цель:углубить и расширить теоретические знания о фактурах и текстурах материалов.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:текстура, фактура. Многообразие материалов и инструментов, предназначенных для выполнения имитации фактур, текстур. Изучение графических способов передачи фактуры, текстуры. Технические приемы работы с кистью, пером, ручкой, стеклянными и металлическими трубочками. Средство передачи – пульверизатор, аэрограф. Подбор бумаги в зависимости от техники и инструментов, используемых при работе над имитацией фактуры, текстуры.
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить имитацию фактур и текстур.
Краткие сведения из теории
Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения(рельефа)поверхности.Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. нетектоничности. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.
Чтобы текстура поверхности получилась интересной, в каждом из способов можно применить принцип многослойности при смешивании цветов. Можно также использовать смешанную технику, сочетая различные способы окрашивания поверхности.
Данные приемы оформления также используются везде для декоративного оформления основ.
«Романтические» фоны можно оформить акварелью в стиле мокрого листа. Смочите бумагу водой с помощью чистой губки. Прижмите уголки, чтобы лист не заворачивался. Окуните кисть в воду и наберите краску. Проводите линии и ставьте точки. На мокром листе образуются причудливые разводы. Меняйте краску, чтобы цвета плавно перетекали друг в друга.2
Нежный «пастельный» фон можно оформить с применением старых цветных карандашей. Выньте грифель из карандаша и натрите его на бруске для заточки ножей. У вас получится цветная пудра, аккуратно соберите ее и насыпьте в чистые пустые баночки или отделения в палитре. Окуните ватные диски или шарики в эту пудру и втирайте в лист бумаги круговыми движениями. Сочетайте цветовые пятна так, как сочтете нужным.3
Для фона техникой «набрызг» понадобится зубная щетка и пластмассовая расческа. Смешайте акварель с водой в отдельной баночке, окуните в раствор (насыщенного цвета) зубную щетку. Проводите щетинками по зубцам расчески, чтобы краска разбрызгивалась по всему листу ватмана. Перед нанесением другого слоя просушите предыдущий слой.
Если в вашем распоряжении есть лишь цветные карандаши, можно оформить фон под холст. Но для этой техники подойдет лишь достаточно тонкая бумага. Возьмите кусок ткани с ярко выраженной фактурой (мешковину, рогожку) и положите ее под лист. Цветными карандашами штрихуйте по бумаге, чтобы проявилась структура. Используйте близкие цвета, чтобы добиться большей естественности, например синий и голубой или коричневый и бежевый.
Фон техникой «сухая кисть» - технический прием, граничащий с живописью и графикой, работа жесткими кистями, слабо насыщенными масляными красками на незагрунтованной ткани или другой поверхности.Найдите общие тоновые соотношения. Набирайте большой кистью общие тоновые соотношения. Постепенно, как бы втирая краску в бумагу (но без сильного нажима) набирайте тон, переходя от общего к проработке более мелких деталей. Главное, чтобы кисть была практически сухая. Когда все детали достаточно прорисованы, ластиком акцентируйте детали и блики. 5
Купите набор трафаретов, чтобы быстро нарисовать много цветов, сердечек или звездочек, которые можно наносить краской разного цвета. Используйте разные фигурки, силуэты и детские игрушки, чтобы сделать оформление фонов оригинальным. Можно и вырезать нужную фигуру из картона. Придерживайте модель на листе ватмана так, чтобы она не сдвинулась. Вокруг нее ватным шариком вотрите цветную пудру или разбрызгайте густо краску зубной щеткой. У вас получится белая фигурка с цветным облаком вокруг нее.
Попробуйте сделать свои штампы и печати из картошки. Разрежьте клубень пополам и вырежьте на этих частях какие-нибудь фигуры. Окуните самодельную печать в гуашь и прикладывайте к стенгазете. Цвета краски можно смешать.
7Используя эти приемы, вы сможете быстро и красиво оформить любые фоны и основы для рекламно-агитационных материалов:
«Торцовка»Инструменты и материалы: бумага, большая жесткая кисть (искусственное волокно, щетина), гуашь, тушь.Приемы выполнения упражнения:торцом кисти наносят гуашь на бумагу касательными движениями, однородно обрабатывая ее поверхность.
«Тамповка»Инструменты и материалы: бумага, поролоновый тампон, лоскут плотной ткани, гуашь, акварель.Приемы выполнения упражнения:поролоновым тампоном (или сложенной тканью) промокательными движениями наносят краску на бумагу.
«Набрызг»Инструменты и материалы: бумага, жесткая кисть или щетка, расческа, гуашь, акварель, тушь. Приемы выполнения упражнения:с помощью расчески и щеточки краску равномерно разбрызгивают по листу бумаги.
«Фантази»Инструменты и материалы: бумага, жесткая кисть или щетка расческа, пластиковая ванночка, масляные краски, разбавитель.Приемы выполнения упражнения:на поверхность воды с помощью щеточки и расчески набрызгивают разбавленную масляную краску, которую затем нужно промокнуть небольшим листком бумаги.
Существует еще очень много техник с применением самого различного материала: солевая техника, «бензиновая» техника, с применением сыпучих материалов, таких как манка, сахар, клеи различные, воск, потали и т. д. В способах окрашивания большую роль играет густота краски. Используя густую или разбавленную краску можно добиваться различных эффектов, применяя один и тот же способ.
Акварель прозрачна, и поэтому карандашные линии, сделанные до тонировки, остаются заметными. На поверхности, покрытой акварелью, поправки приходится делать очень осторожно.Гуашь, более оформительский материал. При тонировании бумаги гуашью применяется широкий флейц, которым, попеременно меняя направление движения кисти, прорабатывают колер из края в край. Когда колер начинает высыхать (не собирается в лужицы), флейцевание прекращается, иначе можно повредить верхний слой только что нанесенного фона. Придется увлажнять поверхность планшета и весь процесс начинать сначала.Темпера наиболее надежная во всех отношениях краска. Она не боится сырости, гораздо лучше, чем гуашь и акварель, противостоит механическим воздействиям, располагает хорошими возможностями для составления звучного колера. Кроме флейцевания, покрытие бумаги цветом производится с помощью поролонового валика, обычного марлевого тампона или поролоновой губки, набрызга и другими приемами.Последовательность работы валиком проста: валик насыщают краской и проверяют его готовность к работе на отдельном листе бумаги. После этого начинаютнакатыватьколер.Тампоном можно выполнить любое покрытие. Особенно удобен тампон в тех случаях, когда нужно получить просвечивающее покрытие.Набрызг посредством аэрографа создает постепенные переходы от плотного тона к разбавленному, от одного цвета к другому. При этом широко пользуются трафаретами, шаблонами и другими вспомогательными приспособлениями.За неимением аэрографа пользуются мелкой металлической сеткой, скрепленной рамкой, и обычной щетинной щеточкой. Для небольших площадей годится зубная щетка. Сетку держат над тем участком бумаги, который подлежит тонированию. Щеткой трут по сетке. В результате колер, превращенный в мелкую пыльцу, оседает на бумагу. Сила тона зависит от продолжительности процесса набрызга.
Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите на его шершавую в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения. Итак, фактура - это свойства материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему. Фактурами в своей работе пользуются художники-декораторы, дизайнеры по интерьеру. Грубо говоря, фактура - это то, к чему мы можем прикоснуться, и ощутить, что оно действительно шершавое или гладкое, или колючее.
Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры - двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д.
Как правило, создать текстуру с нуля в графическом редакторе очень сложно, если там не предусмотрены специальные фильтры и функции для этого. Как правило, у дизайнера в запасе есть коллекция с текстурами, которые он достает в нужное время, как фокусник карту из рукава. Иногда дизайнеру приходится самому создавать текстуры, это не сложно, нужно лишь иметь некоторые представления о свойствах материалов и поверхностей.
Изменение массы формы зависит, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается. Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.
Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).
Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности . Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.
Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения) перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности ..
Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.
Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.
В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.
Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т.п.
Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.
Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.
Роль фактуры и текстуры в интерьере
Использование в отделке интерьеров идеи фактурности, придает всему образу помещения некого шарма, добавляет новые нюансы. Такая поверхность остается в памяти, привлекает внимание. Цветовая схема становится разнообразнее, вызывает интерес. Яркие фактурные пространства не соперничают друг с другом, не вносят диссонанса во внешний мир. В практике дизайна, используя «Правило золотого сечения» в оформлении разными материалами, не упрощайте пропорции до возникновения визуального «конфликта». Рекомендуемая пропорция 3:5.
В оформлении комнаты, как правило, фоном является материал, которого больше всего в отделке. На таком фоне расставляют потом цветовые акценты, композиционные центры. Акцентуированные детали выделяются особенной, привлекающей внимание фактурой, не банальным интересным рисунком, текстурой.
Природные материалы всегда приятны по ощущению и радуют глаз. Отдадите предпочтение гладкому деревянному полу в спальне, детской комнате, положите мягкий ворсистый ковер, по которому приятно будет ходить босиком, и вы не прогадаете.
Природный или искусственный отделочный камень богат фактурным разнообразием. Текстура камня может быть самая оригинальная: мрамор, гранит, туф, песчаник и ракушечник. Очень эффектно выглядит мраморная плитка, хорошо выглядит мрамор и в виде декоративной штукатурки. Такая штукатурка сама по себе становится центром внимания, а может стать и эффектным фоном для презентабельного декора.
В отделке помещений очень популярные материалы из тёплого керамического покрытия и холодного стекла. Их поверхность манит своей лёгкой шероховатостью и легкой гладкостью. Предметы из стекла и глины за счёт вариативности своей фактуры, многоплановости оттеночной палитры, требуют особого отношения к освещению. Их может быть в интерьере много, в большом количестве можно сделать яркие выразительные акценты. Стекло, блестящее и прохладное, в сочетании с поверхностями из металла преобразуют интерьер, придавая ему некоторую чистоту и отстранённость. Традиционным воплощением формулы уюта и комфорта являются текстиль и меха. Подайте их в оригинальной композиции, со вкусом, и они не оставят всех равнодушными.
Правила фактуры и цвета
Особых правил в шкале сочетания фактуры и цвета практически нет. И все же надо помнить, что на светлом покрытии фактура играет особенными красками, выглядит более отчётливо. Живая рельефная поверхность стен создает эффект уменьшенного пространства. Нарядность и объём пространству придаёт блестящий декор. Важно не переусердствовать с его применением. Иначе все детали интерьера перестанут гармонировать друг с другом, что приведет к визуальному и психологическому дискомфорту. Как говорят специалисты, «интерьер развалится».
Фактура материалов, подобно цвету, могут быть теплой гаммы и холодной. Так, поверхности, имеющие ярко выраженную фактурность, вызывают ощущение тепла. Это шерсть, кожа, мех, дерево и т.д. А полированный камень, шёлк, стекло и металл, гладкие материалы, придают интерьеру некой холодности. Это базовые характеристики материалов, и их можно варьировать.
Например использование цветного витража, пусть это будет насыщенный рисунок на стекле, воспроизведите его в светлых, солнечных тонах, и он превратится его из холодного материала - в тёплый.
Рассмотрим несколько вариантов использования свойств текстуры в интерьере:
Окраска стен различными техниками позволит создать гармонию, которая объединит различную текстуру предметов интерьера в единое целое. Создать иллюзию трехмерного изображения можно, используя прием trompel'oeil - «обман зрения». В окончательной отделке лучше использовать матовую, бледно-желтую или глянцевую окраску, для создания разного настроения.
Ткань берется и мягкая, и фактурная, и однотонная, и с рисунком. Ее многообразие дает возможность выбирать именно тот вариант, который придаст уют помещению. Комбинирование изысканных тканей с грубыми поверхностями активно используют в современном декорировании. Эффектно сочетание джинсовой ткани и бархата, джута и шелка.
Обои создают теплую уютную атмосферу. Можно выбрать тканевые, гладкие и акцентировано рельефные обои.
Мебель выполняется из разных материалов. Выбрать можно, исходя из функциональных требований к мебели. Мебель из полированного дерева, латуни, хрома и стекла создаст холодность интерьеру. Для придания интерьеру самобытности и естественности, лучше использовать в доме мебель плетеную из лозы. Применение эффекта облупившейся краски, кое-где ржавый металл, несколько предметов самодельной деревянной мебели.
Полу придают фактурности различные материалы из дерева: натуральные , крашеные, неровные, в червоточинах, выбеленные, отполированные, патинированные.
Ковер дает много вариантов для фантазии: бугристый, гладкий, рельефный, объемный.
Половики задают красивые цветовые пятна, они зонируют помещение.
Мрамор, камень, керамическая плитка зададут тон прочности, прохлады, надежности фактура текстура интерьер
Винил своей гладкостью, простотой или с узорами, имитирующими камень, керамическую плитку или кирпич, так же создаст объем в интерьере.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап.Выполнить имитацию стекла
Второй этап. Выполнить имитацию дорогого дерева
Третий этап. Выполнить имитацию декоративной штукатурки
Четвертый этап.Выполнить имитацию ткани
Пятый этап.Выполнить имитацию мрамора
Шестой этап.Выполнить имитацию кракелюра
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 2
«Выполнение отмывки предметов»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение отмывки предметов.
Цель:углубить и расширить теоретические знания о технике отмывки.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:отмывка предметов
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить отмывку предметов.
Краткие сведения из теории
Отмывка – техника акварельной живописи и проектной графики, при которой наполненная колером кисть отмывается об бумагу. По сути это метод или способ тональной моделировки формы последовательным послойным наложением краски. При хорошем исполнении отмывка может соперничать с фотографией или с визуализацией трехмерной графики.Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.
Рис.2. Подготовительные упражнения обучения технике.
Отмывка архитектурного чертежа. Порядок работы
Алгоритм выполнения работы
Работа начинается с отделения света и тени на чертеже. Все затененные места чертежа покрываются раствором туши такой силы, чтобы провысыхании все покрытые тушью участки были несколько светлее самых светлых рефлексов в теневых местах чертежа. Это необходимо, чтобы не перетемнить чертеж.
Вторая операция состоит в покрытии очень легким тоном, почти водой, всей поверхности данной детали, фрагмента или фасада. При этом нетронутыми остаются все ребра, которые находятся под непосредственным воздействием света, падающего на них под прямым углом, а также плоскости, на которые лучи света падают под углом 90 градусов или близким к нему.
Затем вся поверхность чертежа делится на несколько основных планов в зависимости от их удаления в глубину, что видно по профилю и что необходимо предварительно изучить на эскизе. Первый план, расположенный ближе всего к зрителю, посылает в глаз больше отраженных лучей, чем планы, расположенные далее в глубину. Поэтому первый освещенный план изображается светлее остальных. Под словом «план» в данном случае следует понимать вертикальные поверхности, параллельные фасадной плоскости проекций.
Вся поверхность детали, за исключением первого плана, покрывается таким же легким раствором туши, каким была покрыта вся поверхность чертежа. По высыхании поверхности чертежа первый план оказывается несколько светлее остальных, более глубоких.
Продолжая работу далее, покрывают последовательно одним и тем же легким раствором планы, за исключением уже покрытых; каждый раз бумаге дают хорошо просохнуть. Не следует вводить слишком много планов, достаточно 5-7 основных, наиболее характерных. Все второстепенные, близко расположенные планы, следует объединять в один; их разделение (при необходимости), можно сделать в конце работы.
Для упрощения работы покрытие легким раствором туши производят сразу на всех участках света и тени. Ребра, обращенные к источнику света, особенно на первом плане, стараются сохранить светлыми. После распределения степени освещенности на светлых планах переходят к работе над участками, находящимися в тени. Тени, расположенные на первом плане и на планах, ближайших к зрителю, изображаются более интенсивными, чем тени, находящиеся на более глубоких планах; последние изображаются более ослабленными и с меньшими подробностями в градациях.
Это правило неприменимо в тех случаях, когда в теневых частях детали или фрагмента имеются относительно замкнутые пространства, как, например, промежутки между модульонами в карнизах. Эти промежутки следует тушевать темнее модульонов, хотя последние и находятся на ближнем плане. Так как замкнутые глубокие пространства в теневых частях слабее освещаются отраженными лучами. Это относится и к проемам, в которых раскрываются внутренние, затемненные помещения.
Покрытие затененных поверхностей идет так же последовательно по планам, как и при тушевке освещенных поверхностей, но в обратном порядке. Последними покрываются тени самого близкого к зрителю плана.
На всех ребрах детали, находящихся в тени и обращенных к источникам отраженного света, при покрытии теней необходимо оставлять тонкую полоску, чуть светлее тени. Это явлении наблюдается в натуре, и передача его способствует большему выявлению рельефности формы. Следует отметить, что светящиеся ребра детали в тени (как и на свету) будут различны по силе, то есть на передних планах они будут более светлыми, чем на планах, более глубоких.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 3
«Выполнение декоративных композиций»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение декоративных композиций
Цель:углубить и расширить теоретические знания, приобрести практические умения по выполнению декоративных композиций.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:стилизация, декоративность, декор.
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить декоративную композицию.
Краткие сведения из теории
Стилизованный натюрморт
Натюрморт- жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.
В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.
Стилизованный натюрморт Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.
Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном - уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.
При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.
При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.
Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и условно, соответственно с замыслом художника.
Понятие «декоративный натюрморт» включает в себя характеристики латинского термина décor – «красивый, миловидный, прелестный». Это направление искусства может существовать самостоятельно или входить в состав композиции другой картины.
Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи. Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-тодругое,волнующеехудожника. В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретнойзадачехудожника». Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:
Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.
При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап. Выполнить рисунок карандашом декоративного натюрморта.
Второй этап. Стилизовать формы предметов.
Третий этап. Распределить все предметы на определенные элементы в виде геометрических фигур.
Четвертый этап. На определенных местах первоначально сделать набрызг.
Пятый этап. Продолжить цветовое решение натюрморта, применяя имитационный материалы.
Шестой этап. Декорировать натюрморт.
Седьмой этап. Оформить работу.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 4
«Выполнение декора, стилизации графических форм»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение декора, стилизации графических форм.
Цель:углубить и расширить теоретические знания по декорированию и стилизации.
приобрести практические умения по выполнению декора, стилизации графических форм.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:декор, стилизации графических форм
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить декор, стилизации графических форм.
Краткие сведения из теории
Стилизация- упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм- характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт "составляется" картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении. В роли пространства выступает бумага. Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него- незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах- здесь наиболее задействована стилизация, как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют современные художники- не зацикливаясь на воспроизведении действительности "документально", они прибегают к упрощению- стилизации и, главным образом, передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть не только в передаче форм, но и цвета. Вспомните работы Микеланджело, и вспомните работы Кандинского. Насколько упрощена передача действительности у последнего. Но никто не посмеет назвать его "не художником", искусством слилизации тоже нужно владеть.
Стилизация
Если вы хотите научиться искусству стилизации, начинайте с малого. Попробуйте сделать стилизованный рисунок растения. Подсолнух, гроздь винограда, ветка дерева- что угодно. Сначала порисуйте наброски. Изучите растение, прочувствуйте его характерную форму- чем это растение отличается от других. Выделите эти основные характерные черты. Если этот этап работы сделан, начинайте работать над стилизацией данного растения. Как уже было сказано раньше, в рисовании можно использовать штрих, линию, пятно. Выберите для себя малое- пятно и линия, штрих и линия, работа одним пятном. Дальше идет дизайн. Вы должны придумать интересную форму растению, красивую картинку. Но в любом случае, какой стилизованный рисунок у вас бы не получился, растение должно быть сто процентноузнаваемо. Чем интересна стилизация, так это тем, что вы можете образно передать "портрет" растения, как бы пропустить рисунок через призму собственных ощущений и придать ему лаконичности, поэтичности, неповторимости. Стилизованный рисунок- это плод игры вашего воображения. Например, возьмем обычный виноград- вот картинка:А теперь сделаем стилизованный рисунок винограда:Стилизацию можно применять не только при изображении растений. К стилизации можно прибегать абсолютно во всем. Портрет, пейзаж, натюрморт, любая композиция- может быть использована стилизация.
Принципы стилизации ( примеры на Рис.1): а)превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б)обобщение формы с изменением абриса, в)обобщение формы в ее границах, г)обобщение и усложнение формы, добавление деталей , отсутствующих в натуре.
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты.Например ,цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»).
Рис.2
Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.
Рис.3 Рис.4
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так
Рис.5
Обобщение формы живописными средствами (Рис.5): а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображениеСтепень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.
Рис.6
Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Рис.7
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Стилизацию можно подразделить на два вида:
а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Чтобы не путать декоративную стилизацию с общей , необходимо четко определить понятие декоративность.
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.
Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап.Выполнить стилизацию природных форм.
Второй этап. Выполнить стилизацию архитектурных форм
Третий этап. Выполнить стилизацию животных
Четвертый этап.Выполнить стилизацию птиц
Пятый этап.Выполнить стилизацию человек
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 5
«Выполнение трансформации образов форм»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение трансформации образов форм.
Цель:углубить и расширить теоретические знания о свойствах материалов.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:трансформация форм
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить трансформацию образов форм.
Краткие сведения из теории
Трансформируемый объект (в дизайне) – материальная структура, способная принимать ряд значимых функциональных состояний путем внутреннего переконструирования, совершаемого в нейтральном состоянии, называемом «нулевой трансформой». Под трансформирующейся вещью принято понимать подвижную материальную структуру, позволяющую ей превращаться в другие или существенно изменять свои свойства.Природа, будучи неиссякаемым источником творчества художника-конструктора, архитектора, инженера, требует, однако, не слепого копирования и механического перенесения отдельных элементов и образов, а активного творческого переосмысления, определенной переработки их с позиций современного мироощущения, с учетом материалов и технологии производства.
Алгоритм выполнения работы
Первый этап.Выполнить зарисовки животных
Второй этап. Выполнить трансформацию образов
Третий этап. Выполнить зарисовки растений
Четвертый этап.Выполнить трансформацию
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 6
«Выполнение проекта»
Раздел 3. Проектная деятельность.
Тема 3.1 Проектная графика.
Вид СРС:Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике:выполнение проекта.
Цель:углубить и расширить теоретические знания о проектировании, приобрести практические умения по выполнению проекта.
Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов:проектирование, генеральный план, дендрарий, топографическая карта, масштабы строительных чертежей, экспликация.
Список литературы:
Основная литература
1.Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. –М.: «Академия», 2011, 208с.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. –М.: «Владос», 2011,144с.
Задание:выполнить проект.
Краткие сведения из теории
Генеральный план составляют при проектировании отдельных зданий, кварталов при застройке городских территорий и промышленных комплексов. Чертеж генерального плана представляет собой документ, показывающий принцип организации застройки или подлежащей застройке территории. Его составляют на основе топографической основы и геодезической съемки, где рельеф местности изображают горизонталями в абсолютных или относительных отметках, отсчитываемых от условного нулевого уровня.
На генеральном плане наносят существующие и проектируемые здания, указывают границы отведенных участков, дороги и другие сооружения. На генеральном плане могут быть показаны рельеф местности в горизонталях, планировка зеленых массивов и отдельных насаждений (газоны, клумбы и т. п.).Масштабы, принятые для выполнения генеральных планов (ГП): план инженерных сетей -1:500, 1: 1000, 1 : 5000; благоустройство территории - 1: 500, 1 :1000; профили . планировки: горизонтальный-1:500, 1:1000, 1:2000; вертикальный - 1:50, 1:100, 1:200.
На генеральных планах, выполняемых в масштабе 1 :200, наименования зданий наносят внутри контуров. При более мелком масштабе здания и сооружения на плане обозначают цифрами, а наименования выносят в экспликации.
Экспликация Генерального плана озеленения и благоустройства участка
Экспликация Генерального плана озеленения и благоустройства участка
Дом
Гараж
Беседка с барбекю. Вокруг посадки плодовых деревьев
Мощение въездной зоны плиткой на железобетонном основании
Лесная зона – крупные деревья высажены по газону без подлеска, среди них возможна установка садового дивана или гамака
Плотные посадки декоративных деревьев и кустарников, отсыпка грунта гравием совмещена с посадками почвопокровных теневыносливых многолетников Акцент – штамбовые формы деревьев
Цветник
Зона плодового сада и огорода с теплицей. Дорожки из гранитного отсева
Подпорная стенка высотой 0,75 м
Декоративный вазон с однолетниками
Новогодняя ель
Мощение пешеходных дорожек плитняком на железобетонном основании
Декоративные яблони на штамбах, грунт под деревьями отсыпается декоративной галькой
Альпинарий
Алгоритм выполнения работы
этап: При составлении генерального плана, прежде всего, на основе технического задания, необходимо проанализировать границы и форму земельного участка, установить его площадь. На этом этапе выполняются очертания границ застраиваемого земельного участка.
этап: Обозначить ориентацию участка относительно сторон света. Для этого в верхнем левом углу генерального плана указывают направление сторон света или приводят диаграмму, так называемая, "Роза ветров". Это диаграмма, показывающая направление, длительность и силу ветров, дующих в данной местности, и раскрывающая количество ветреных дней в году, выраженное в процентах.
этап: Установить количество сооружений, их назначение, форму.
этап: Определить размеры основного и всех остальных сооружений на участке. Выбрать на участке земли место для строительства главного здания и всех вспомогательных сооружений с учетом ориентации их относительно сторон света.
этап: Выбрать рациональный масштаб изображения. Генеральные планы выполняются в масштабах уменьшения - 1:400, 1:500, 1:1000.
этап: Установить количество и характер зеленых насаждений, цветников, клумб, водоемов, определить их расположение относительно строений, форму участков земли, отведенных под них.
этап: Проанализировать и выполнить на генеральном плане участка дороги и подъездные пути к нему.
этап: Изобразить на генеральном плане и обозначить порядковым номером: главное здание, вспомогательные сооружения, зеленые насаждения, водоемы.
этап: Выполнить отмывку акварельными красками и выполнить очертания границ генерального плана земельного участка. Заполнить таблицы экспликации и условных обозначений.
Порядок защиты самостоятельной работы. Оценка.
Студент должен предоставить законченную работу на просмотр.
Критерии оценки самостоятельной работы:
Техническое мастерство
Оригинальность исполнения
Качество и сложность исполнения работы
Аккуратность в работе
Объем проделанной работы
Креативность
Грамотность защиты