Открытый урок по русскому языку по теме Слово. Предложение. Текст


Открытый урок по русскому языку
Тема: Текст, предложение, слово.
Цель:
Предметные:
Закреплять знания о словах, обозначающих название предмета, признак предмета и действие предмета, знать, чем различаются слово, предложение и текст.
Уметь систематизировать признаки предложения (Выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); составлять предложения, списывать предложения.
Метапредметные:
Развивать логическое мышление при определении границ предложений в тексте;
Сравнивать слово и предложение по функции;
Уметь использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации;
Личностные:
Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство;
Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
Уметь использовать предложения разных типов для выражения своих намерений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, карточки ЦОР



Ход урока
1.Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.
2.Минутка чистописания. В в
Какой это звук? (гласный или согласный)
Дайте характеристику этому звуку.
Для чего нужна заглавная буква?( имена собственные)
Придумайте мужское имя (Вова)
А когда он будет взрослый?(Владимир)
Как вы думаете еще что есть с названием Владимир(город)
Запишите это слово в тетради.(у доски ученик)
Нарицательное слово ворона,
3. Блиц - опрос.
Какая бывает речь?
Что значит устная? письменная?
Из чего состоит наша речь?
Какие бывают предложения?
Что содержит повествовательное предложение? вопросительное? восклицательное?
Назовите признаки предложения.
Из чего состоят предложения?
4. Работа в парах.
(На партах конверты со словами) Составить предложения из слов.
Прочитайте вопросительное предложение.(слайд)
Что растет по опушкам леса? Прочитайте предложение.(слайд)
Где прячутся грузди? Прочитайте предложения.(слайд)
Чем покрыты пни? Прочитайте предложение. (слайд)
Что горит на поляне? Прочитайте предложение.(слайд)
Чем усыпаны болота? Прочитайте предложение.(слайд)
Прочитайте восклицательное предложение.(слайд)
Записать свое предложение в тетради.
(слайд) отгадать загадки
5.Части речи.
И так предложения состоят из слов. Слова - это часть нашей речи.
Какие части речи в русском языке вы знаете? (имя сущ.) на доску
Что обозначает? На какие вопросы отвечают?(предмет, кто? что?) на доску
сущ. прил. гл.
предмет признак предмета действие предмета
кто? что? какой? какая? какое? какие? что делают?
Найдите имена сущ., прил., гл .в ваших предложениях ( на доску, в тетради)
Физкультминутка (игра "Товарищи бойцы")
6.Самостоятельная работа.
Расставь предложения в нужном порядке так, чтобы получился текст.
Они часами ищут грибы и ягоды. Маша и Миша любят ходить в лес.
У них полные корзины лесных даров.(слайд)
Проверка(слайд)
7.Словарная работа.
Ребята! Какую профессию вы хотели выбрать для себя.(ответы детей)
Но кем бы вы не стали, мы хотим, чтобы выросли очень хорошими людьми. Но этому тоже надо учиться. Надо быть вежливым. Что такое вежливость?(ответы детей) (слайд)
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
А еще вежливый человек должен употреблять в своей речи волшебные слова.
Какие волшебные слова вы знаете?( ответы детей)
А сейчас мы поиграем в игру "Знаете ли вы волшебные слова"
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... (здравствуйте) на доске
И в России и в Дании на прощание говорят ....(до свидания) на доске
Растает даже ледяная глыба от слова теплого .....(спасибо) на доске
Зазеленеет даже пень , когда услышишь ....(добрый день) на доске
Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите пожалуйста) на доске
Если больше есть не в силах ,скажем маме мы...(спасибо) на доске
Молодцы!!!
8. Итог урока.
И так давайте сделаем вывод
Без чего невозможно выразить все, что мы видим , о чем думаем, чего мы хотим?
( Без слов)

Тема: Текст, предложение, слово.
Цель:
Предметные: Закреплять знания о словах, обозначающих название предмета, признак предмета и действие предмета, знать, чем различаются слово, предложение и текст.Уметь систематизировать признаки предложения (Выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); составлять предложения, списывать предложения.Метапредмет Развивать логическое мышление при определении границ предложений в тексте; Сравнивать слово и предложение по функции; Уметь использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации;
Личностные: Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство; Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря; Уметь использовать предложения разных типов для выражения своих намерений.
Я считаю, что она соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся.
 В процессе занятия я старалась обеспечить научность и доступность учебной информации, связь изучаемого материала с жизнью, с личным опытом, с интересами учеников, были учтены межпредметные связи.
Структура урока соответствует его цели и типу (урок закрепления пройденного материала).
Время целесообразно распределено по этапам урока.
В соответствии со способностями учащихся был выбран высокий темп ведения урока.
На занятии были использованы наглядно- практический метод, диалоговое общение, прием опережающего обучения.
Психологическая атмосфера была комфортной для детей и для меня.
Интерес к содержанию урока ярко выражен.Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на уроке.
Чем богат осенний лес?
По опушкам леса растут грибы.
По краю ельника прячутся грузди.
Старые пни покрыты опятами.
На поляне горят гроздья рябины.
Болота усыпаны румяной клюквой.
Предметные: Закреплять знания о словах, обозначающих название предмета, признак предмета и действие предмета, знать, чем различаются слово, предложение и текст.
Уметь систематизировать признаки предложения (Выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); составлять предложения, списывать предложения.
Метапредметные УУД: Уметь делить информацию на известную и неизвестную, использовать схемы для решения языковых задач, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять анализ объектов, с целью выделения в них существенных признаков.
Личностные: Формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию, формировать эмоционально-нравственную отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.
1. Правильность и обоснованность цели урока.
   В процессе подготовки к занятию я поставила следующую цель создать условия для:
Развития общекультурной компетенции через осмысление слов вышедших из употребления и введения понятия «устаревшие слова»;
Для развития когнитивной и информационной компетенции;
Для развития творческого воображения и формирования коммуникативной компетенции;
Для принятия учащимися базовых национальных ценностей.
 Считаю, что она соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся, месту уроков в системе уроков по данной теме и моим возможностям.
2. Структура урока.
Структура урока соответствует его цели и типу (урок изучения нового материала, исключая проверку домашнего задания);
Время целесообразно распределено по этапам занятия;
Оборудование кабинета использовалось рационально, учащиеся работали  на аудиторной доске, использовалась медиаустановка, справочный материал помог детям при изучении новой темы, сигнальные карточки, помогли оценить, насколько занятие было продуктивным;
В соответствии со способностями учащихся был выбран (высокий, средний, низкий) темп ведения занятия, что (обеспечило, не  на каждом этапе обеспечивало)  взаимосвязь этапов урока;
Организация начала и конца занятия положительно повлияла на его эффективность;
3. Содержание урока.
   В процессе занятия я старалась обеспечить научность и доступность учебной информации, связь изучаемого материала с жизнью, с личным опытом, с интересами учеников, были учтены межпредметные связи.
   Программа «Начальная школа 21 века», пожалуй, единственная программа в начальной школе, в план которой внесена тема «Устаревшие слова». Я считаю, что изучение данной темы необходимо, т.к. знакомясь с произведениями русского фольклора на уроках литературного чтения, учащиеся,  встречая устаревшие слова, недостаточно четко осознают, почему эти слова исчезли из повседневной речи и насколько они важны. На изучение данной темы отводиться два урока в блоке «Как устроен наш язык», сегодня был первый урок – изучение нового материала.
   Данный урок содержал следующие проблемы: «выяснить, когда из повседневной речи исчезают слова, узнать, где сейчас встречаются устаревшие слова и понять нужны ли такие слова сейчас». Привлекательность получаемой учащимися информации в том, что дети самостоятельно смогли выяснить, что наша речь живая, она изменяется вместе с нашей жизнью, и для нас важно ее беречь.
  Предложенный для усвоения материал был отобран из значительного объема источников и структурирован согласно возрастным особенностям младших школьников.
4. Методика обучения на каждом этапе.
   Для проведения занятия была выбрана образно-эмоциональная технология как наиболее эффективная, однако, в связи с тем, что в данном классе эта технология применялась впервые, мной был исключен этап, когда учащиеся самостоятельно создают образ.
  На занятии были использованы наглядно-практический метод, эвристическая беседа и проблемно-поисковый связанные со здоровьесбергающими  и игровыми  технологиями.
   Для получения обратной связи использовалась диалоговое общение с учащимися, сигнальные карточки, визуальный контакт, рефлексия.
5. Деятельность учащихся на занятии.
  Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на _____________этапе занятия, среднюю степень активности на ___________ этапе.
Интерес к содержанию занятия был ярко выражен.
6. Итоги занятия, оценка результативности.
   В итоге занятия были созданы условия для развития общекультурной, когнитивной, информационной и коммуникативной компетенций. Психологическая атмосфера занятия была комфортной и для учащихся и для меня. На занятии был использован прием опережающего обучения, что будет способствовать более продуктивной работе учителя при изучении данной темы на втором уроке.
Таким образом, цель занятия достигнута.