Урок по русскому языку для 4 класса на тему Слово. Словосочетание. Предложение.

Русский язык. 4 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
По УМК Н. Ф. Виноградовой.
Учебное занятие проведено в МБОУ СОШ п. Пионерский
Учитель: И.Р. Ахматдинова
Тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение».
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, обобщение и открытия новых знаний).
Оборудование: 
Компьютер, мультимедиа проектор
Презентация по теме урока
Учебники, рабочие тетради
Карточки с заданиями
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний.
2. Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.
3. Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала
4.    Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество..
 
Средства обучения: учебник Русский язык 4 класс С. В. Иванов, опорные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.
 - Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. )(Слайд № 1)
Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).
- А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).

2. Актуализация знаний обучающихся.
- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд № 2). Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)
- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.

3. Повторение изученного материала.
- Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании.
(Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- А какие сочетания не являются словосочетаниями? (Фразеологизмы, однородные
члены, грамматическая основа предложения).
- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число, классная работа, составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка). Взаимопроверка.

4. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику
- Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание? (Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).
- А теперь прочитаем правило на стр. 103 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).
- На доске запись: (Слайд № 3)
Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.
- Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание).
- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)
- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).
- Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной
интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).
- Может ли словосочетание входить в состав предложения? (Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- Прочитайте вывод на стр. 104 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

5. Физкультминутка.
-Встали из-за парт, отдохнём немного. Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Машина едет, младшая сестра, спустя рукава, работать в саду, спать крепко, сидеть на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики, звонко и радостно, озеро в лесу.
6. Словарная работа
-Отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь
а). В ту сторону солнце под вечер садится,
Там день догорает и гаснет.
Там небо последним лучом осветится,
И ночь на земле наступает. (запад)

б). Что за дом большой по реке плывет и по морю плывет и людей везет?
( корабль)

в). Не хочу я молчать, дайте вволю постучать!
И стучу я день – своей железной головой. ( молоток)

г). Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой (обед).

д). Этот день немножко нервный, он всегда по списку первый. (понедельник)

е). Полнедели пролетело, наступил и мой черед.
Без меня не обойдешься, за средой(четверг) идет.

ж). Ура! У нас живет(герой) в квартире семьдесят второй.

и). Белый, как снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (сахар)
Проверяем (слайд № 4, 5)
7. Работа в группах.
- А теперь ребята поработаем в группах. Представитель каждой группы подходит и берёт задание. (Проверка у доски четыре ученика, 2 и 3 группа проверяем письменно, 1 и 4 устно)
1) Выписать все словосочетания из предложения с вопросом, выделяя главное слово: Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (Дуновением лёгким, дуновением ветра, ветра знойного, покрывалось рябью, рябью мелкой)
2) Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: Начинает пригревать землю весеннее солнце
Даже в садах и парках быстро таетснег
На проталинах зазеленела перваятравка
На деревьях начинают набухатьпочки
Звонко чирикают неугомонныептицы
Наконец и в город пришла долгожданнаявесна
3) Выписать словосочетания, выделяя главное слово:
Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши
4) Записать по группам словосочетания, однородные члены предложения,
грамматические основы предложений: Машина едет, младшая сестра, цветочки и листочки, играть в лапту, чайник кипит, едет и смотрит, деревянный стол, звонко и радостно, цветы растут.

8. Физкультминутка здоровье сберегающая (Слайд № 6,7,8, 9)

9. Работа в парах (на каждой парте карточки).
Из словосочетания составить и записать предложение: гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер.
- Прочитайте получившееся предложение. (Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени).

10. Работа по вариантам. (Слайд № 10,11)
1. Вариант. Найти ошибку:
Шуршит в саду, падают листья, ведро воды, листья и цветы, валять дурака.
2. Вариант. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении:
Пришел долгожданный апрель. Ветерок перебирает пеструю листву. На деревьях
появились маленькие почки..

11. Домашнее задание. Оценивание обучающихся
Стр.105 упр. 3, записать по группам а)слова, б)словосочетания, в) предложения.

12. Оценивание обучающихся. Комментарии.

13. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы
сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Над чем ещё надо работать? Почему вы довольны своей работой?
Составление синквейна совместно с обучающимися по данному уроку
(развитие критического мышления)
-Молодцы, спасибо за урок!

15