Конспект урока произношение («Азбука», чтение) в 1 классе по УМК “Перспективная начальная школа”: Текст. Предложение. Слово (слово предмет, действие, признак).

Конспект урока произношение («Азбука», чтение) в 1 классе по УМК “Перспективная начальная школа”:

Тема: Текст. Предложение. Слово (слово предмет, действие, признак).
Цели и задачи:
- Обучить понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка – слово, предложение, текст.
- Уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих схем и таблиц
- Коррекция отклонений в развитии познавательной, речевой и эмоционально–личностной сферы.
Оборудование: схемы предложений, карточки слов, сюжетные иллюстрации.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Интрига:
- Ребята к нам в гости пришёл герой из вашего любимого мультипликационного фильма(вывешивается иллюстрация Лосяш).

- Кто это? Из какого мультфильма?
- Это Лосяш, из мультфильма «Смешарики».
- Представляете, он принёс нам древнюю рукопись, которую нашёл у себя в библиотеке. Лосяш просит рассказать, что изображено в рукописи. Что обозначает данная схема? (на доску вывешивается «письмо» схема текста).

3. Работа над темой урока:
- Схема текста.
- Ребята, у нас с вами точно такая же (рядом с письмом большая таблица текста).Давайте объясним Лосяшу, что такое текст.
- Текст - это предложения связанные смыслом.
- Рассмотрим схему: из чего состоит текст?
- Текст состоит из предложений.
- Почему начало предложения начинается с заглавной буквы?
- Наша мысль начинается.
- Почему в конце предложения ставится точка?
- Точка в конце предложения ставится потому, что наша мысль закончена.
- Почему самое первое предложение на схеме и в тексте находится в середине и выше всех?
-Это название, заглавие текста.
- Хорошо разобрались. Давайте рассмотрим следующую иллюстрацию (вывешивается иллюстрация «Осень в саду»).

- Какое время года изображено на рисунке?
-На рисунке изображено время года – осень.
-Кого мы видим?
- Мальчика и девочку. Машу и Мишу.
-Что они делают и где?
- Собирают яблоки в саду.
-Куда складывают дети яблоки?
- Яблоки дети складывают в корзины.
- Кому помогают ребята?
- Дети помогают родителям.
- Составьте текст по данной иллюстрации.
- Учащиеся составляют рассказы.
- Молодцы. Как можно озаглавить текст?
- Осень. Работа в саду и т. д.
- Хорошо. Послушайте текст, который составил по этому рисунку Лосяш:
Работа в саду.
Наступила осень.
Маша и Миша собирают яблоки в саду.
Они аккуратно складывают фрукты в корзины.
Ребята любят помогать маме и папе.
- Понравился рассказ?
- Да.
- Внимательно слушаем ещё раз, считаем, из скольких предложений состоит текст. Закрываем глазки, во время чтения загибаем пальчики ( учитель читает текст ещё раз, интонационно выделяя границы предложений, учащиеся считают).
- Сколько предложений вы насчитали?
- Четыре предложения, а самое первое предложение это заглавие.
- Откройте тетради для печатания. Начертите схему услышанного вами текста (ребята чертят в тетрадях, один чертит на доске, затем проверяем и сверяем правильность выполнения).
4. Физминутка:
Нюша скачет: скок – скок – скок!

·Да на беленький снежок.
Приседает, слушает, не идёт ли ёжик,
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

5. Продолжение работы над темой урока.

- Лосяш, решил показать нам фотографию, где он со своими друзьями, и просит составить по одному предложению о каждом (учитель вывешивает рисунок).

- Кто изображён на фотографии?
- На фотографии изображены: Лосяш, Нюша, Крош, Ёжик.
- Хорошо. Перед тем как мы преступим к составлению предложений, расскажите, из чего состоит предложение?
- Предложение состоит из слов.
- Какие слова мы знаем? Карточкой какого цвета выделяем?
-Слова предметы - розовым;
-Слова действия – синим- голубым;
-Слова признаки - жёлтым;
-Слова – помощники – предлоги - треугольник белого цвета.
- Рассмотрим «фотографию», первый герой Лосяш, чем как вы думаете, чем любит он заниматься? Составьте предложение.
- Лосяш любит книги.
- Лосяш читает книги.
- Составьте схему предложения с помощью карточек нужного цвета, индивидуальные карточки лежат у вас на столах в конвертах.
- Один учащийся выполняет работу у доски (карточки большего размера и магниты).
- Читаем и проверяем вместе (сравнивается вариант на доске, с вариантами учащихся на партах).
- Составляем предложение про Нюшу.
- Нюша рисует красками.
- Один учащийся выполняет работу у доски (карточки большего размера и магниты).
- Читаем и проверяем вместе (сравнивается вариант на доске, с вариантами учащихся на партах).
- Составляем предложение про Кроша.
- Крош фотографирует.
- Один учащийся выполняет работу у доски (карточки большего размера и магниты).
- Читаем и проверяем вместе (сравнивается вариант на доске, с вариантами учащихся на партах).
- Скажите, из скольких слов состоит данное предложение?
- Из двух.
-Можно ли данное предложение изменить так, чтобы в нём появилось слово – признак? Измените(учитель помогает).
- Нюша рисует новыми красками.
- Составляем предложение про последнего мультипликационного героя, изображённого на данной «фотографии».
- Любознательный Ёжик любит писать. - Один учащийся выполняет работу у доски (карточки большего размера и магниты).
- Читаем и проверяем вместе (сравнивается вариант на доске, с вариантами учащихся на партах).
6. Подведение итогов:
- Молодцы, хорошо поработали. Давайте ещё раз напомним Лосяшу, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке. Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
- Ответы учащихся.
Подводя итоги урока можно сделать вывод: урок прошёл динамично, в соответствии поставленным цели и задачам. Ребятам понравились предлагаемые им задания. С данного урока они ушли замотивированными на получение в дальнейшем знаний.



Рисунок 1F:\СМЕШАРИКИ А4\сканирование0015.jpgРисунок 2F:\смешарики А3\сканирование0013.jpg15