Методическая разработка (ФГОС) конспекта урока по физической культуре для учащихся 5 ласса


Методическая разработка (ФГОС)
конспекта урока физической культуры для учащихся 52 класса
БОУ г. Омска «Гимназия №146»
Учитель: Бондарев Олег Александрович
Конспект урока по физической культуре для учащихся 52 класса

Ф. И. О. учителя: Бондарев Олег Александрович Предмет: физическая культура Класс: 52Тип урока: Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний) Тема: «Баскетбол». Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, с отскоком о пол. Прикрытие мяча от соперника, приёмом перевода с левой руки на правую руку, с круговым движением на 3600 и броском мяча в корзину.
Форма организации: групповая (парная) форма обучения; группа сменного состава
Технология: личностно – ориентированная; проблемный метод, работа в парах, группах.
Цель урока: Осмысление коррекции учащихся своих ошибок в самостоятельной и групповой работе и формирования умения правильно применять соответствующие способы действия. Осмысление эффективности передач мяча от груди, от плеча, с отскоком о пол и прикрытие мяча от соперника, приёмом перевода с левой руки на правую руку, с круговым движением на 3600 и броском мяча в корзину.
1. образовательная: формировать у учащихся осмысление эффективности передач мяча от груди, от плеча, с отскоком о пол и прикрытие мяча от соперника, приёмом перевода с левой руки на правую руку, с круговым движением на 3600 и броском мяча в корзину,
2. воспитательная: комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.
3. развивающая: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии.
Планируемые результаты:
предметные - понимание физических упражнений как средство организации здорового образа жизни;
- умение разработать содержание комплекса физических упражнений в разминке;
- формирование у учащихся осмысления эффективности передач мяча от груди, от плеча, с отскоком о пол и прикрытие мяча от соперника, приёму перевода с левой на правую руку, круговым движением на 3600 и броском мяча в корзину; - применять полученные знания и умения в проектной деятельности.
метапредметные – формирование навыков проектной деятельности;
- проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
личностные УУД – формирование учебной мотивации; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;
- способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации;
- формирование адекватной самооценки;
регулятивные УУД – самостоятельно формулировать тему урока;
- определить и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению физических упражнений;
- познавательные УУД – ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- извлекать информацию, представленную в разной форме;
- формулировать конечный результат;
- коммуникативные УУД – слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать видеозаписи упражнений физического понятия.
Основные понятия - перемещение, стойки, повороты, передачи, броски мяча
Межпредметные связи – Основы безопасности жизнедеятельности, биология, физика.
Формы работы –индивидуальная, групповая ( в парах, тройках), фронтальная.
Место проведения: спортивный зал БОУ г. Омска «Гимназия №146»
Время урока: 45 минут
Наглядность (ресурсы): фрагменты видеофильма по баскетболу, плакаты с комплексами физических упражнений, карточки – задания, учебник.
Оборудование: мультимедиа, фотокамера, фотоаппарат, баскетбольные мячи, гимнастические маты, скакалки, секундомер.

Этап образовательного процесса Деятельность учителя Деятельность учащегося
Личностная Регулятивная Познавательная Коммуникативная
1 2 3 4 5 6
Подготовительный(12 минут)
1.Сообщение УЗ на урок
Знакомство с темой и планом урока. Познакомить с величинами: сила, скорость, расстояние.
-Как вы думаете, зачем человеку сила, скорость, расстояние при выполнении двигательных действий?
- Какие предметы двигаются с наибольшей силой?
Итог.
- Что значит сила, скорость, расстояние?
- Какие спортивные снаряды можно сравнить по скорости?
- От чего зависит точность полёта мяча?
2.Разминка: для выполнения комплекса ОРУ учащиеся делятся на три группы. Затем получают корточки для проектирования и составления комплекса. Каждая группа выполняет свой комплекс ОРУ
Создаю ситуацию, организуя беседу, для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока. Предлагаю план урока на сформирование цели и задачи на урок. Теория. Организую беседу о силе, скорости, расстоянии при выполнении человеком двигательных действиях с предметами и без предметов. Влияние этих величин на результат выполнения двигательных действий.
Напоминаю о технике безопасности по предупреждению травматизма на уроке. Даю необходимые знания о передачах мяча и игре баскетбол.
Практика.
Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока
Упражнения выполняются построением в круг
Все упражнения разминки выполнять по 5-6 повторов
Размять кисти рук для дальнейших упражнений
Упражнения выполнять на максимальной амплитуде
При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером
Формирование положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.

Установить роль разминки при подготовке работы с баскетбольными мячами
Умение выполнять физические упражнения для развития мышц
Правильное выполнение задания
Безопасное поведение во время выполнения задания Активное участие в диалоге с учителем.
Осуществляют самоконтроль при правильности ответов.
Сознательное выполнение определенных упражнений.
Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп
Выполняют команды проводящего, контролируют свои действия Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя
Совместно с учителем делают вывод: что же такое «Сила, скорость, расстояние»? Отвечают на вопросы учителя
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.
Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за проводящим при проведении разминки
Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Строят высказывания по теме: «Сила, скорость, расстояние»
Используют речевые средства для выполнения задания
Обсудить ход предстоящей разминки
Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем
Основной (28 минут)
А сейчас я попрошу вас построиться и мы начинаем работу! Сегодня на уроке мы будем проектировать с помощью карточек- заданий упражнения связанные с осмысленно- эффективными передачами мяча в игре баскетбол.
1 часть (18минут)
Для выполнения необходимо в своих группах поделиться попарно для работы. У каждой группы своя «тропа»с заданиями («островок» из гимнастических матов с мячами).
1 задание: - карточка№1- передача мяча 2 руками от груди; - карточка №2 - передача мяча одной рукой от плеча; - карточка №3 – передача мяча с отскоком о пол; карточка №4- скрытая передача из – за спины (прямая или с отскоком о пол).
2 задание: - попарно игроки выполняют свои передачи на прямом направлении (через всю игровую площадку). В конце «тропы» пара анализирует выполнение.
3 задание: - группа делится на тройки и передвигаясь вперёд выполняет разные передачи мяча.
4 задание: - группа делится попарно. Выполняем ведение мяча с прикрытием свободной рукой от защитника, с переводом мяча на другую руку с поворотом на 3600.
5 задание: - группа делится на две команды. В заданном квадрате игроки команды выполняют различные передачи мяча. Соперник старается перехватить мяч. Бегать с мячом нельзя, без мяча можно!
2 часть (10 минут)
Группы делятся на две команды. Готовимся к игре «стритбол» и «круговой тренировке» с длинной скакалкой. Каждая команда использует передачи мяча с обязательным выполнением ведение мяча с прикрытием свободной рукой от защитника, с переводом мяча на другую руку с поворотом на 3600.
Деление класса на три отделения.
(по половому признаку или по степени физической готовности).
При выполнении передач обратить особое внимание на технику.
Обратить внимание на положение рук при выполнении. Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).
Рассказ учителя: задания выполняются с перерывами для обсуждения друг с другом. Упражнения выполняются на месте и в движении (вокруг своего «островка»).
Каждая пара в командах в работе добивается правильной техники, а в обсуждениях находят осмысленное выполнение упражнения.
При выполнении передач обязательно выполнять круговые перемещения у «островков» (с передачами).
Повторятся одни и те же передачи не могут дважды!
Выполнять упражнение поочерёдно, анализируя технику выполнения.
Обратить особое внимание на качество и своевременность передачи. Напоминать о прикрытие корпусом мяча. Следить за умением использовать опорную ногу при прикрытии мяча.
Обязательное требование: не повторять дважды одну и ту же передачу!
Каждое прикрытие мяча с точным броском в корзину прибавляет команде 1 очко!
Помогает и поправляет технические действия игроков.
- У вас все получилось, вы молодцы!
Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими. Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности.
Повторяют за педагогом и запоминают.
Владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью
Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок
Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях
Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения
Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Активное включение в выполнение двигательного действия;
взаимодействие со сверстниками;
развитие внимания умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.
Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.
Осуществлять контроль.
Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.
Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль
Самоконтроль правильности выполнения упражнений
Умение собраться, настроиться на деятельность
Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое
Определить эффективную модель
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу
Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом
Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом
Умение выделять необходимую информацию
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Анализ полученной информации
Умение сосредоточиться для достижения цели Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий
Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения технических приёмов и тактических действий одноклассниками
Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Формирование умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера
Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи
Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников
Заключительный- рефлексия (5минут)
1. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы:
- что нового узнали на уроке?
- как вы понимаете, что такое сила, скорость, расстояние?
Напомнить фразу «В здоровом теле - здоровый дух».
Помочь сделать вывод, что здоровье тела зависит и от питания, а здоровье духа - от здоровья тела (человек - есть то, что он ест).
- какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?
- оцените свою работу на уроке.
Составьте памятку для детей и родителей «Выполняем комплекс физических упражнений дома!». Восстанавливаем пульс, дыхание.
Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ
Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Важно соблюдать правила питания, тогда пищеварительная система будет хорошо работать!
Ставим УЗ на дом Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.
Осознать нужность домашнего задания Условия, необходимые для достижения поставленной цели
Определить смысл поставленной на уроке УЗ
Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя
Вычленять новые знания.
Объяснять понятие «Сила, скорость, расстояние».
Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ
Обсуждают работу на уроке.
Повторяют новые полученные знания на уроке.
Оценивают свою деятельность. Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей
Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Сила, скорость, расстояние»
Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке
1 2 3 4 5 6
Карточка задание №1 ( ученикам)
Капитан группы, составляет вместе с командой ОРУ в движении ( комплекс общеразвивающих упражнений для всех групп мышц).
Упражнений должно быть не менее 10.
Как и каким способом решают вместе.
Капитан проводит разминку.
После разминки, команда садится на пол по кругу и начинают обсуждать комплекс упражнений, о правильности и о пользе его на организм!
Карточка № 2 (ученикам)
Продумать и провести различные передачи мяча в парах! Построить, так как необходимо команду для выполнения задания и начать выполнять. Капитан ведет работу по организации проведения. Капитана все слушают и выполняют. Использовать съёмку фотокамерой (телефоном) выполнения упражнений для дальнейшего потом обсуждения!
После выполнения, команда садится на пол по кругу и начинают обсуждать упражнения с передачами, а так же просматривать фото съёмку! Ведётся разговор о правильности выполнения передач и их предназначении в игре. Анализируют кто правильно, кто, где ошибался, как исправить ошибки!
Карточка № 3. ( ученикам)
Продумать и провести различные прикрытия мяча от соперника в парах! Построить, так как необходимо команду для выполнения задания и начать выполнять. Капитан ведет работу по организации проведения. Капитана все слушают и выполняют. Использовать сьёмку фотокамерой (телефоном) выполнения упражнений для дальнейшего потом обсуждения!
После выполнения, команда садится на пол по кругу и начинают обсуждать упражнения с прикрытием мяча от соперника, а так же просматривать фото съёмку! Ведётся разговор о правильности выполнения прикрытий мяча от соперника и их предназначении в игре. Анализируют кто правильно, кто, где ошибался, как исправить ошибки!
Карточка № 5 (учителю)
Перестроение для прохождения командами, через игровые стойки, с выполнением ведения мяча с прикрытием от соперника с поворотом на 3600 и передачей мяча с отскоком о пол.
Форма выполнения поточная, навстречу друг другу!
Один мяч на команду!
Между встречными командами устанавливаются игровые стойки, для обводки их игроками команд!
Капитаны команд ведут фотосъёмку своих игроков при выполнении! В дальнейшем анализируют!
Карточка № 6 (учителю)
«Квадрат». Команды располагаются по площадкам. Одевают манишки.
Задачи: а) выполнение различных передач мяча ( по заданию) своим партнёрам;
б) выполнение прикрытий мяча от соперника.
За разметку своей площадки выходить нельзя! Мяч сопернику сразу же отдаётся!
Команды как можно дольше стараются удерживать мяч!
Не более 3 –х ведений есть у каждого игрока, затем остановка и передача своему игроку!
Капитаны команд ведут фотосъёмку своих игроков при выполнении! В дальнейшем анализируют!
Карточка № 7 (учителю)
« Круговая тренировка».
Одна группа играет в стритбол!
Вторая группа выполняет прыжки через длинную скакалку!
Третья группа в кругу играет в подвижные игры («третий лишний», «пустое место», «рыбак и рыбки»).
По сигналу учителя, смена мест занятий!
Капитаны команд или назначенный ученик ведёт фотосъёмку игроков при выполнении игры стритбол! В дальнейшем анализируют!