Учебно-методическая разработка для преподавателей латинского языка. Терминоэлементы наименований ЛС, применяемых в различных областях медицины@
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 34.
Тема: ТЭ наименований ЛС, применяемых в различных областях медицины (акушерство и гинекология, урология и проктология, оториноларингология, офтальмология, стоматология).
1. Продолжительность изучения темы - 2 акад. часа на практическом занятии.
Цели практического занятия:
1) Учебная:
- продолжить изучение нового материала по теме НЛС;
- дать представление о наиболее частотных корневых морфах, образующих названия ЛС означенной тематики;
- сформировать практические умения выделять в названиях ЛС частотные отрезки названной тематики.
Студент должен знать:
- частотные отрезки в наименованиях лекарственных средств, применяемых в:
акушерстве и гинекологии;
урологии и проктологии;
оториноларингологии;
офтальмологии;
стоматологии.
Студент должен уметь:
- выделять в торговом наименовании ЛС частотный отрезок означенной тематики;
- определять по частотным отрезкам клинико-терапевтическую группу ЛС.
2) Развивающая:
- совершенствовать навыки мыслительной деятельности: способностей сопоставлять, анализировать и синтезировать информацию (на данном учебном материале);
- развивать познавательный интерес к вопросам будущей профессиональной деятельности – номенклатуры лекарственных средств.
3) Воспитательная:
- формировать навыки грамотного, терминологически подкованного, внимательного специалиста;
- развивать интерес к научной деятельности в профессиональной области (например, к фармакогнозии, медицинскому товароведению и др.).
3. Мотивация: Тривиальные наименования ЛС, активно используемых врачебной практикой, как правило, несут в себе информацию о своем терапевтическом применении. Фармацевт-провизор должен активно и грамотно пользоваться ими в своей профессиональной деятельности.
4. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Истоки:
Школьные курсы русского и иностранного языков
Выход:
Фармакогнозия
Медицинское
товароведение
Межпредметные связи
Выход:
Знание
номенклатуры
лекарственных средств
Истоки:
Способы
словообразования в русском языке
(морфология)
Внутрипредметные связи
Этапы занятия и контроль их усвоения:
№
п\пЭтапы занятия Формы и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента) Формы кон-троля усвое-ния, уровни усвоения Примерное время
1. Вводная часть
Организационный момент
Мотивация
Цели занятия Готовность преподавателя и студентов к занятию. Создание эмоционального и делового настроя. 5 мин.
2. Основная часть занятия
Контроль исходного уровня знаний
Формирование новых знаний, умений и навы-ков, применение их на практике 1.Самостоятельная работа, работа у доски по карточкам
2. Беседа преподавателя с привлечением студентов, опираясь на ранее изучен-ный материал.
3.Коллективная, групповая и индивидуальная работа (репродуктивные и частич-но-поисковые методы работы) Устный опрос
Проверка по цепочке, ответы на вопросы
20 мин.
20 мин.
25 мин.
3. Заключительная часть
Заключительный контроль
Подведение итогов
Домашнее задание 1.Рефлексия: обсуждение полученных в процессе занятия знаний и умений.
2.Оценка работы каждого студента.
3.Информация преподава-теля о следующем заня-тии. Тестовый выходной контроль 15 мин.
5 мин.
5 мин.
6. 1. Объяснение теоретического материала занятия, включающее следующие аспекты:
Поэтапное знакомство с темами. Названия ЛС, применяемых в:
акушерстве и гинекологии;
урологии и проктологии;
оториноларингологии;
офтальмологии;
стоматологии.
сводный перечень частотных отрезков.
2. Формирование практических навыков и умений: выполнение упражнений Учебного пособия и Сборника упражнений и тестовых заданий на выбор преподавателя.
Текущий контроль: выполнение тестового контроля, самопроверка и анализ результатов.
7. Рекомендуемая литература:
а) Основная литература
Нечай М.Н. Тривиальные наименования лекарственных средств: форма и значение. – Тюмень, 2007.
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – М., 2002.
Нечай М.Н. Сборник упражнений и тестовых заданий по теме: «Тривиальные наименования лекарственных средств». – Тюмень, 2009.
б) Дополнительная литература
1. Латинский язык в таблицах и схемах / Учеб. пособие. – Тюмень: ТГМА.– 2009.
2. Н.Б.Дремова, Р.Е.Березникова «Номенклатура лекарственных средств: особенности формирования и фармацевтическая информация», - Курск, 2002.
Приложение 1
Дидактические материалы и дополнительные обучающие заданияк занятию № 30.
Задание 1. Запишите названия лекарств на латинском языке. Установите терапевтическую группу, к которой каждый из них относится:
Уриприм, Токофер, Синерган, Проктоседил, Окупресс, Гинипрал, Ректисол, Эргопартин, Риноколд, Альдопур, Оптибен, Урактон, Метриклавин, Партокон, Новодиурекс, Отипакс, Фемергин, Дентинокс, Цистенал, Нормурат.
Задание 2. Установите соответствие. Подберите соответствующие пары “вопрос” - “ответ”:
Противоопухолевые
Применяющиеся в акушерстве
Офтальмологические
Урологические
Диагностические praegncyst
glauconco–platinvisttoc9. Тестовые задания по теме «Частотные отрезки в тривиальных наименованиях лекарственных средств»
УКАЖИТЕ НОМЕР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
1. Лекарственный препарат «Уролесан» относится к фармакологической группе психоседативные средства
гипотензивные средства
ферменты
диуретические средства
2. Лекарственным средством, применяемым в акушерстве, является HalothanumKanamycinumPanergalumMycoseptinum3. Лекарственным средством, применяемым в акушерстве, является MucaltinumCloforex
TrixilemPartusisten4. Укажите термин, называющий воспаление почки Уремия
Нефрит
Гепатит
Гематома
5. К группе средств, применяемых в гинекологии, относится GuttalaxFlogenzymMicrolut
Itraconazolum6. В названиях средств, применяемых в офтальмологии, встречается частотный отрезок -vinc-
-glauc-
-ceph-
-mem-
7. Лекарства, расслабляющие мускулатуру матки, называются ... ТоколитикиАналептики
Анальгетики
Утеротоники
8. Выберите ч\о, указывающий на принадлежность ЛС к оториноларингологическим
препаратам -ocu-
-ot(o)-
-(o)donto-
-opti-
-pulm-
9. При лечении каких заболеваний назначается препарат Nephramide? Желудочно-кишечных
Легочных
Женских
Почечных
Печеночных
10. Укажите препарат, используемый в офтальмологии ОфтибенМетрогилФарингосептФенистилАнапрессинЭталоны ответов: 1 - 4; 2 - 3; 3 - 4; 4 - 2; 5 - 3; 6 - 2; 7 - 1; 8 - 2; 9 - 4;
10 - 1.
Приложение 2
Дидактические материалы на пройденный материалк занятию № 34.
*****
М 3 (8)
I
КоделакЭметролАллеркурХолосасПанкреатофлат
ОксивентМукалтин
ДигестилБронхосан10.Платин
М 3 (8)
II
ЦитоналБромгексинПолькортолонАстмопентБисольвинПептикумУльтралемВентрисолВентолитТензоприлМ 3 (8)
III
СинекодЦитозарМукозолонМикосептинЛеммексВентолинМитомицинНимодипинГастроцепинСарколизинМ 3 (8)
IV
ТерпинкодПульмикортМитолюксБефлорексЗовираксИнтуссинЛейкеранМукобенеЛитокарбНорваск