Дополнительная общеобразовательная программа детского творческого объединения «Путешествие в сказку» (возраст детей 6-7 лет, срок реализации – 1 год)
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Города Омска «Дом творчества «Мечта»
«Утверждаю»
Директор БОУ ДОД г.Омска«ДТ «Мечта»
___________В.С. Кисельков
«_____» ___________20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа детского творческого объединения «Путешествие в сказку»
(возраст детей 6-7 лет, срок реализации – 1 год)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Стафеева Людмила Анатольевна
Рассмотрено на методическом совете
БОУ ДОД Г. Омска «ДТ «Мечта»
«___» _______20__ г. Протокол № ___
________________________________
Председатель совета:
Омск, 2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ___________________________________________3
2. Актуальность программы__________________________________________5
3. Новизна программы______________________________________________ 6
4. Педагогическая целесообразность программы________________________ 6
5. Цель программы_________________________________________________ 6
6. Задачи программы _______________________________________________ 6
7. Планируемые результаты _________________________________ ________8
8. Учебно-тематическое планирование на каждый год обучения ___________10
9. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы______________________ 11
10. Методическое обеспечение программы_____________________________18
11. Техническое обеспечение программы______________________________18
12. Формы и методы занятий________________________________________ 18
13. План воспитательных мероприятий _______________________________ 20
14. План работы с родителями_______________________________________21
15. Список используемой литературы_________________________________ 22
16. Приложения___________________________________________________ 25Пояснительная записка
«В гостях у сказки» авторская программа составлена с использованием Воспитательной программы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе «Волшебный мир книг» (автор Финаева А.Б., МКУ СРЦН «Полярная звезда», г. Новокузнецк, 2015).
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет. Количество детей в группе составляет 15 человек.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю по 2 часа – академических.
Общее количество часов по программе 144 часа.
Курс занятий стоится по принципу от общих знаний устного народного творчества, малых жанров фольклора к конкретным произведения.
Образовательный процесс, строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами.
Необходимо включать в проблемно-поисковую деятельность всех воспитанников. Однако это не означает, что у них всех должен быть одинаковый результат. Разнообразие форм и методов проблемно-поискового блока, а так же форм результативного блока, позволяет дифференцировать образовательный процесс, предоставляет ребенку право иметь свой выбор в формах и методах исследований. Такой подход влияет на развитие творческих способностей ребенка. Правильно организованные мероприятия результативного блока способствуют обмену знаниями учащихся.
Активно применяются индивидуальные, групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
На занятиях используются аудио, видео материалы, наглядные пособия, помогающие более доступно донести детям информацию. Обязательно выполнение творческих работ, позволяющие детям глубже понять произведение, героев, проанализировать, сделать выводы.
Посещение музеев, театров, выставок, экскурсии способствует закреплению знаний, приобретенных детьми на занятиях. В ходе таких мероприятий ребенок учится сравнивать и анализировать прочитанное и увиденное, находить общее и видеть различия.
Для реализации учебного курса «Путешествие в сказку» будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок – игра с элементами театра, видео-уроки, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии в театры на различные спектакли детской тематики, в ходе которых дети не только смотрят представление, но и знакомятся с различными видами театров (театром кукол, ТЮЗом, музыкальным и др.театрами). После спектакля должно быть активное обсуждение увиденного. По окончанию каждого блока занятий предлагается проводить уроки обобщения, подведения итогов в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Знакомство с новым материалом проводится с использованием аудио, видео материалов, чтения книг, небольших театральных постановок, игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена тем, что на рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Для ребенка 6-7 лет основное восприятие мира идет через семью, сказки, мультики, современное телевидение насыщено мультиками «для взрослых» - герои модельной внешности, превращающиеся в монстров, в фей, супергероев, спасают мир от чудовищ, устраивают свою личную жизнь – влюбляются, целуются… Другая категория мультфильмов – ожившие предметы («Губка Боб» и др.). В мультфильмах плохая графика, много насилия, ненормативная лексика героев.
Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы, призванной активно противодействовать этим негативным тенденциям.
На своих занятиях курс дополнительного образования - «Путешествие в сказку» мы будем открывать другие мультфильмы, созданные по добрым сказкам, где добрые герои, веселые песенки, смекалка и взаимопомощь…
«Путешествие в сказку» является одним из важнейших источников расширения знаний ребенка о мире, воспитания любви к нему.
Современные дети перестают читать, наша цель привить им любовь к книгам; показать детям другое телевидение.
Новизна программы
Новизна данной программы в качественно измененном отношении к художественной литературе с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Читая, изучая сказки, дети осваивают теоретические знания и практические умения народной мудрости и культуры, учатся видеть прекрасное, формируется позитивное отношение к настоящему, к себе. На примере сказочных героев дети учатся поведению в различных ситуациях.
В ходе реализации учебного курса «Путешествие в сказку» используются следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок – игра с элементами театра, видео-уроки, проектная деятельность.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность: данная программа «Путешествие в сказку» предполагает комплексное изучение устного народного творчества (упор делается именно на русское народное), т.е. учащиеся под руководством педагога знакомятся с русским фольклором: скороговорками, пословицами, загадками, сказками и т.д.; учатся сравнивать эти произведения с произведениями иностранной литературы; учатся анализировать, думать и выражать свои мысли и идеи.. Цель программы
Цель программы творческого объединения «Путешествие в сказку»: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи и приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи программы
Задачи программы:
Образовательные:
Научить ребенка правильно читать сказку, понимать ее, брать из нее полезную информацию;
Учить ребенка внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.
Ознакомление с самыми известными и мало читаемыми произведениями устного народного творчества народов России и других стран;
Накопление литературных знаний.
Помогать выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Воспитание чуткости к художественному слову.
Формирование потребности в саморазвитии,
Воспитание у детей внимания, воли, серьезного отношения к делу;
Воспитание чувства уважения к народному творчеству как к передающему традиции,;Воспитание любви к чтению, хорошей литературе, к хорошему телевидению.
Развивающие:
Развитие интереса к изучению фольклора;
Развитие речи и культуры общения;
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
Развитие творческой активности в подготовке самостоятельных заданий – стихов, песен, написании собственных сказок, создания своей книги, актерского мастерства.
Определены задачи воспитания и социализации дошкольников посредством литературной деятельности:
в области формирования личностной и социальной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности – основанной на духовных отечественных традициях;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
формирование позитивного отношения к миру;
укрепление доверия к другим людям;
формирование культуры чтения;
формирование важности семьи как основы человеческих отношений.
Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения образовательной программы творческого объединения «Путешествие в сказку» отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
Воспроизводить содержание произведения;
Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.).Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки;
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Уметь отличить стихотворение от загадки.
Учебно-тематический план
№ Название темы Всего Теория Практика
1. Введение.
Техника безопасности.
Введение в программу.
1 1 0
2 «Мои любимые сказки» 1 1
3 Устное народное творчество. Детский фольклор
6 2 4
4 «Что такое сказка?»
2 1 1
5 Наши первые сказки (Курочка Ряба. Репка. Колобок)4 2 2
6 «Волшебный теремок» 2 1 1
7 «За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя. Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара». (сказки о лисе) 6 2 4
8 Сказки о животных 6 1 5
9 Волшебные сказки 6 1 5
10 Сказки-мультфильмы 8 2 6
11 Знакомые с детства сказки (Сутеев, Маршак и др.) 6 2 4
12 Чуковский детям. 6 2 4
13 Зимние сказки (Зимние чудеса») 14 4 10
14 Уроки дружбы 6 2 4
15 Сказки А.С. Пушкина 8 4 4
16 Русские сказочники детям 10 5 5
17 Эти добрые сказки Ш. Перро 8 4 4
18 Сказки Г.Х. Андерсена 8 2 6
19 Сказки братьев Гримм 8 2 6
20 Калейдоскоп сказок 2 2
21 Сказки о войне 8 4 4
22 Сибирские сказы 8 2 6
23 Омские авторы детям 8 2 6
24 «В стране сказок» 2 2
Итого: 144 ч. Мониторинг
Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной общеобразовательной программы творческого объединения «Путешествие в сказку» проводится 2 раза в течение учебного года.
Сроки проведения диагностики:
I этап-ноябрь-декабрь,
II этап-апрель-май.Диагностики подлежат все обучающиеся объединения. Форма - анкетирование
Цели мониторинга:
Изучение уровня сформированности качеств личности обучающихся;
Оценка результатов воспитания.
Мониторинг позволяет проследить личностное развитие каждого ребенка в процессе освоения им программы краеведческого объединения «1716».
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возмож-ное кол-во баллов Методы диагнос-тикиОрганизационно-волевые качества: 1.1 Терпение Способность перено-сить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия
- терпения хватает больше, чем на ½ занятия
- терпения хватает на все занятия 1
5
10 Н
а
б
1.2.Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям. - волевые усилия ребенка побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком 1
5
10 л
ю
д
Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). - ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам 1
5
10 е
н
и
е
Ориентированные качества: Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. - завышенная
- заниженная
- нормальная 1
5
10 Анкетирование
2.2 Интерес к занятиям в детском объединении Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы - интерес к занятиям продиктован ребенку извне
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 1
5
10 Тестирование
III. Поведенческие качества 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спорту) в процессе взаимодействия) Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации - периодически провоцирует конфликты
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 0
5
10 Тестирование, метод незаконченного предложения
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах 0
5
10 Наблюдение
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
( в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, Имя ребенка ______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________________
Сроки диагностики
Показатели Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года
Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Воля Самоконтроль Ориентированные качества 2.1 Самооценка 2.2.Интерес к занятиям в детском объединении III.Поведенческие качества 3.1.Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества IV.Личностные достижения учащегося* *IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Мониторинг уровня знаний обучающихся по предмету проводится в течение года, но не менее двух раз.
Сроки проведения диагностики:
I этап – октябрь – ноябрь;
II этап – апрель - май.Диагностике подлежат все обучающиеся объединения. Форма - анкетирование
Цели мониторинга:
Изучение уровня знаний обучающихся;
Оценка результатов воспитания.
Мониторинг уровня знаний необходимо проводить на первых занятиях, чтобы выявить уровень знаний детей по предмету. Вопросы задаются устно, чтобы была возможность задать дополнительные, наводящие или уточняющие вопросы.
Начальный уровень – дети дают ответы на часть вопросов, требуются наводящие вопросы.
Средний уровень – дети знают ответы на часть вопросов, могут рассказать о спрашиваемом.
Высокий уровень – дети знают ответы на все вопросы, могут рассказать о спрашиваемом.
Исходя из полученных результатов возможно построение занятий, педагог уже точно знает на что ему уделять больше времени и внимание, что дети поймут с первого раза, а что требует дополнительного углубленного изучения.
Диагностика в конце года обширнее – определяется не только уровень теоретических знаний по предмету, но и целостное развитие ребенка: творческие навыки, умение слушать и слышать педагога, умение работать в группе, аккуратность и самостоятельность при выполнении практических работ.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возмож-ное кол-о баллов Методы диагнос-тикиI.Теоретическая подготовка ребенка: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1
5
10 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
1.2.Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологией - минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 1
5
10 Собеседование
II.Практическая подготовка ребенка: 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным учебно-тематическим планам программы). Соответствие практических умений и навыков программным требованиям - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½, предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). 1
5
10 Контрольное задание
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. - минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 1
5
10 Контрольное задание
2.3.Творческие навыки. Креативность в выполнении практических заданий. - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 1
5
10 Контрольное задание
III. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-коммуникативные умения: 3.1.1.Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. - минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
- максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 1
5
10 3.2. Учебно-организационные умения и навыки: 3.2.1.Умение организовать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Уровни- по аналогии с п.3.1.1. 3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям - минимальный уровень (ребенок овладел менее ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных навыков составляет ½);
- максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). 1
5
10 3.2.3.Умение аккуратно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе Удовл. – хорошо - отлично Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
( в баллах, соответствующих степени выраженностиизмеряемого качества)
Фамилия, Имя ребенка ______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________________
Сроки диагностики
Показатели Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
Конец I полугодия Конец уч. года Конец I полугодия Конец уч. года Конец I полугодия Конец уч. года
Теоретическая подготовка ребенка: 1.1 Теоретические знания a) b) c) и т.д. 1.2.Владение специальной терминологией Практическая подготовка ребенка: 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой a) b) c) и т.д. 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3.Творческие навыки Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1.Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога 3.2.Учебно-организационные умения и навыки а) умение организовывать свое работе (учебное) место б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности с) умение аккуратно выполнять работу Предметные достижения учащегося: - на уровне детского объединения (кружка, студии, секции). - на уровне школы (по линии дополнительного образования). - на уровне района, города. - на республиканском, международном уровне. Методическое обеспечение программы
1. Иллюстрации и репродукции;
2. Наглядно — дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. «Живые игрушки» (педагоги или дети, одетые в соответствующие костюмы);
5. Стихи, загадки;
6. Открытки для рассматривания.
Техническое обеспечение программы
Перечень технических средств к образовательной программе студии «Путешествие в сказку»:
Телевизор
Фотоаппарат
ФлешкартаКомпьютер
Принтер и сканер
Формы и методы занятий
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры — беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй.
Наглядные:
Групповые выставки;
Рассматривание иллюстраций.
Практические:
Кукольные спектакли;
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Лепка.
Формы организации:
Занятие по художественной литературе по подгруппам;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Проектная деятельность
Методы ознакомления с художественной литературой.
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой:чтение и рассказывание.
План воспитательных мероприятий
№ Месяц Наименование
1 Сентябрь Познавательно-развлекательная программа "Путешествие на планету "Семицветик".
2 Октябрь Познавательная программа для дошкольников «Чудо огород»
День осенних именинников "В поисках пропавшего пирога"
Экскурсия «Омск: 300 лет в истории. Две крепости»
3 Ноябрь Концертная программа, посвященная Дню матери для дошкольников и их родителей «Мамино сердце»
Экскурсия «Dolce Vita» («Сладкая жизнь»)
4 Декабрь Новогодние утренники
5 Январь День зимнего именинника "Вокруг света"
6 Февраль Конкурсная программа "Богатырская сила"
7 Март Конкурсная программа "Мисс - маленькая звездочка".
Экскурсия «Путешествие в мир ремесел»
8 Апрель День весенних именинников "Путешествие в карамельную страну"
Экскурсия «Страусиная ферма»
9 Май Развлекательная программа "Здравствуй, лето"
Выпускной старшей группы СРР «Семицветик»
Экскурсия «К Дню Победы!»
План работы с родителями
№ Формы взаимодействия Тема Сроки
1 Родительские собрания Начало учебного года, организация учебного процесса сентябрь
Проведение новогоднего утренника декабрь
Проведение выпускногоапрель
2 Совместные мероприятия Утренники ежемесячно
3 Анкетирование родителей Знакомство сентябрь
О вашем ребенке Сентябрь-октябрь
Состояние работы студии В течение года
Ваши взаимоотношения с детьми ноябрь
Скоро в школу апрель
4 Индивидуальные и групповые консультации По мере необходимости
5 Список используемой литературы
Список литературы для педагога
Газета «Путешествие в сказку», 2013-2014 г.
Драгунский В. Денискины рассказы. М, Росмэн, 2014
Дудочка и кувшинчик. Рассказы и сказки. М, Росмэн, 2014.
Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов/ Капица Ф. С., Колядич Т.М. – Москва, 2002.
Коскова Н. Викторины для детей 4- 6 лет. В некотором царстве… - Новосибирск: Сиб.унив.из-во, 2009.
Методика преподавания предметов культурологического цикла/ Г. Д. Шкарлупина. – Ростов.: Феникс, 2005.
Непослушный цыпленок и другие сказки. Сказки-мультфильмы. М, Росмэн, 2010.
Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. Про Незнайку и других коротышек. – М, Эксмо, 2008.
"Программа по приобщению детей к художественной литературе" В. В. Гербовой.
Пушкин А. Сказка о царе Салтане. М, Росмэн, 2013.
Русалочка и другие сказки. М, Росмэн, 2014.
Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет. – Новосибирск, 2009.
Структура волшебной сказки (сборник статей) / под ред. Ю.С. Неклюдова. М. 2001.
Толстой Л.. Сказки и басни. М, Росмэн, 2014.
Шварц Е. Сказки. М, Росмэн, 2014.
Список литературы для учащихся
1. Абрамцева Н. Сказки для добрых сердец.
2. Аким Я. Девочка и лев: стихи и сказки.
3. Акимушкин И. Жил-был медведь. Жил-был ежик. Жила-была лисица. Чем кролик на зайца не похож. Природа-чудесница.
4. Александрова Т. Домовенок Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.
5. Алексеев С. 100 рассказов из русской истории.
6. Андреев Л. Кусака.
7. Бианки В. Первая охота. Лесные домишки. Как Муравьишка домой спешил. Снежная книга. Красная горка. И другие рассказы и сказки — «несказки».
8. Гайдар А. Горячий камень.
9. Голицын С. Про бел-горюч камень.
10. Голявкин В. Мой добрый папа.
11. Житков Б. Что я видел. Что бывало. Рассказы для детей.
12. Жуковский В. Баллады.
13. Зощенко М. Глупая история.
14. Иванов С. Зимняя девочка: рассказы и повесть.
15. Катаев В. Сказки.
16. Коваль Ю. Полынные сказки. Картофельная собака.
17. Козлов С. Правда, мы будем всегда? Трям! Здравствуйте!
18. Кончаловская Н. Наша древняя столица. Деревянные сказки.
19. Крюкова Т. Алле-оп!, или Тайна черного ящика.
20. Кургузов О. По следам «Почемучки». Про каплю Акву.
21. Линник Ю. Лесной театр. Лесная почта.
22. Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки. Серая Шейка.
23. Москвина М. Увеличительное стекло: сказки.
24. Носов Н. Рассказы. Приключения Незнайки и его друзей. (Другие произведения о Незнайке.)
25. Одоевский В. Городок в табакерке.
26. Осеева В. Рассказы.
27. Пантелеев Л. Карусели. Буква «ты».
28. Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции (пересказ Л. Яхнина).
29. Пришвин М. Лисичкин хлеб. Золотой луг. И другие произведения.
30. Пушкин А. Сказка о царе Салтане... Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о рыбаке и его жене (немецкая народная сказка в обр. братьев Гримм).
31. Романова Н. Муравей Красная Точка. Ящерица без хвоста.
32. Русские народные сказки.
33. Сапгир Г. Приключения железного колпачка. Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика.
34. Седов С. Жил-был король. И другие произведения.
35. Сивка-бурка: русская народная сказка. Ершов П. Конек-Горбунок.
36. Снегирев Г. Тунгус и Верный. Удивительные животные.
37. Собакин Т. Из переписки с коровой. И другие сказки.
38. Станюкович К. Максимка.
39. Сутеев В. Сказки.
40. Телевицкая Д. Спокойной ночи.
41. Толстой Л. Рассказы и сказки.
42. Цыферов Г. Сказки. Тайна запечного сверчка: маленькие сказки о детстве Моцарта.
43. Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Глупый мальчишка. Моя первая зоология. И другие произведения.
44. Чуковский К. Сказки.
45. Шварц Е. Два брата. Сказка о потерянном времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1.
Список рекомендуемой литературы для чтения взрослыми детям:
Предлагаемый здесь перечень текстов дополняет комплекс художественных произведений, включенных в хрестоматию, и является рекомендательным. Руководствуясь им, взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.1. Н. Абрамцева. Сказки для добрых сердец. 2. Я. Аким. Девочка и лев: стихи и сказки.3. И. Акимушкин. Жил-был медведь. Жил-был ежик. Жила-была лисица. Чем кролик на зайца не похож. Природа-чудесница.4. Т. Александрова. Домовенок Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.5. С. Алексеев. 100 рассказов из русской истории. 6. Л. Андреев. Кусака.7. В. Бианки. Первая охота. Лесные домишки. Как Муравьишка домой спешил. Снежная книга. Красная горка. И другие рассказы и сказки — «несказки».8. А. Гайдар. Горячий камень.9. С. Голицын. Про бел-горюч камень.10. В. Голявкин. Мой добрый папа.11. Б. Житков. Что я видел. Что бывало. Рассказы для детей.12. В. Жуковский. Баллады. Спящая красавица. Ш. Перро. Спящая красавица. Принцесса Шиповничек (немецкая народная сказка в обр. братьев Гримм). А. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.13. М. Зощенко. Глупая история. 14. С. Иванов. Зимняя девочка: рассказы и повесть.15. В. Катаев. Сказки.16. Ю. Коваль. Полынные сказки. Картофельная собака.17. С. Козлов. Правда, мы будем всегда? Трям! Здравствуйте!18. Н. Кончаловская. Наша древняя столица. Деревянные сказки.19. Т. Крюкова. Алле-оп!, или Тайна черного ящика.20. О. Кургузов. По следам «Почемучки». Про каплю Акву.21. Ю. Линник. Лесной театр. Лесная почта. 22. Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки. Серая Шейка.23. М. Москвина. Увеличительное стекло: сказки. 24. Н. Носов. Рассказы. Приключения Незнайки и его друзей. (Другие произведения о Незнайке.)25. В. Одоевский. Городок в табакерке.26. В. Осеева. Рассказы.27. Л. Пантелеев. Карусели. Буква «ты».28. Перышко Финиста ясна сокола: русская народная сказка. С. Аксаков. Аленький цветочек.29. Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции (пересказ Л. Яхнина).30. М. Пришвин. Лисичкин хлеб. Золотой луг. И другие произведения.31. А. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о рыбаке и его жене (немецкая народная сказка в обр. братьев Гримм).32. Н. Романова. Муравей Красная Точка. Ящерица без хвоста.33. Русские народные сказки.34. Г. Сапгир. Приключения железного колпачка. Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика.35. С. Седов. Жил-был король. И другие произведения.36. Сивка-бурка: русская народная сказка. П. Ершов. Конек-Горбунок.37. Г. Снегирев. Тунгус и Верный. Удивительные животные.38. Т. Собакин. Из переписки с коровой. И другие сказки.39. К. Станюкович. Максимка.40. В. Сутеев. Сказки.41. Д. Телевицкая. Спокойной ночи.42. Л. Толстой. Рассказы и сказки.43. Г. Цыферов. Сказки. Тайна запечного сверчка: маленькие сказки о детстве Моцарта. 44. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Глупый мальчишка. Моя первая зоология. И другие произведения.45. К. Чуковский. Сказки.46. Шабарша: русская народная сказка. А. Пушкин. Сказка о попе и работнике его Балде.47. Е. Шварц. Два брата. Сказка о потерянном времени.Имена поэтов, чьи стихи нужно читать дошкольникамЯ. Аким, 3. Александрова, К. Бальмонт, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, Т. Белозеров, Т. Бокова, А. Введенский, Ю. Владимиров, О. Григорьев, Г. Галина, В. Друк, И. Дементьев, Б. Заходер, Н. Заболоцкий, Л. Квитко, Ю. Коваль, С. Козлов, Ю. Кушак, Р. Кудашева, Г. Лагздынь, Н. Ламм, В. Лунин, А. Майков, И. Мазнин, С. Маршак, С. Махотин, В. Маяковский, С. Михалков, Л. Модзалевский, М. Моравская, Э. Мошковская, В. Орлов, Г. Остер, А. Плещеев, С. Пшеничных, Г. Сапгир, Т. Собакин, П. Соловьева, В. Степанов, И. Суриков, И. Токмакова, Ф. Тютчев, А. Усачев, А. Фет, Д. Хармс, С. Черный, К. Чуковский, А. Шишков, М. Яснов. Зарубежная детская литература1. Г.-Х. Андерсен. Сказки 1.2. Д. Биссет. Сказки.3. В. Гауф. Карлик Нос. Маленький Мук.4. Т. А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.5. Ф. Зальтен. Бэмби: лесная сказка.6. И. Зиедонис. Разноцветные сказки.7. В. Ирвинг. Легенда об арабском звездочете 2.8. Р. Киплинг. Сказки.9. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все (повесть-сказка, пер. с англ. Б. Заходера).10. Немецкие народные сказки в обр. братьев Гримм.11. Ш. Перро. Сказки.12. Б. Портер. Ухти-Тухти.13. О. Пройслер. Маленькая Баба-Яга.14. Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена (пересказ для детей К. Чуковского).15. Дж. Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой стрелы. Римские фантазии.16. Стихи Я. Бжехвы, С. Вангели, Г. Виеру, У. де ла Мэра (пер. В. Лунина), Дж. Родари, Ю. Тувима, Э. Фарджон.17. Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.Книги для семейного чтения1. Вавилонская башня и другие библейские предания (под общей редакцией К. Чуковского).2. А. Гайдар. Голубая чашка. Чук и Гек.3. Ю. Дмитриев. О природе для больших и маленьких.4. В. Драгунский. Денискины рассказы.5. Ю. Коваль. Самая легкая лодка в мире.6. А. Куприн. Ю-ю.7. Д. Мамин-Сибиряк. Емеля-охотник.8. Г. Остер. Вредные советы.9. О. Перовская. Ребята и зверята.10. А. Чехов. Каштанка. Белолобый.11. Э. Бэрнет. Маленький лорд Фаунтлерой.12. П. Гэллико. Дженни и Томасина.13. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне.
Приложение № 2.
Сценарий сказки "Репка" на новый лад
СЦЕНАРИЙ: СКАЗКА РЕПКА
Действующие лица:
Ведущий,
Дед,
Бабка,
Внучка,
Жучка,
Мурка,
Мышка,
Куры и Петухи,
Репка.
Ведущий:
- Сказка – это лучшее,Ты, главное, поверь,Что к золотому ключику,Всегда найдется дверь.
Занавесь:
- Уважаемые зрители!Сказку посмотреть не хотите ли?Сказку про репку на новый ладРассказать вам каждый рад.
Ведущий: - Занавесь открывается.
Выходят Куры и Петухи, танцуют и встают по разные стороны зала.
Ведущий: - Жил-был дед со своею семьей и решил он посадить репку, чтоб порадовать бабку и внучку.
Семья сидит за столом, пьют чай, дед встает, садит репку, поливает.
Ведущий: — Репку дед посадил, он старался, что есть сил.
- Репка мышке не далась,В рост пошла и удалась.Репка выросла на диво!Так вкусна и так красива!
Дед:
- Пора репку уже рвать,Всех урожаем удивлять.
Дед тянет репку.
Репка: — Еще не время.
Ведущий: - А куры…
Куры:
- Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,Вырвать репку нелегко.
Дед:
- Чтобы нашу репку рвать,Бабку надо бы позвать.Иди, Бабка, не ленись и за мною становись.
Бабка:
- Мы посмотрим кто кого,Ведь я Бабка — о-го-го.Вместо утренней зарядкиЯ пропалываю грядки.Репку вытяну я вмиг,То-то будет рад старик!
Ведущий: — Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Репка: - Еще не время.
Ведущий: — А куры…
Куры:
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Тянуть репку тяжело!
Бабка:
- Надо внучку бы позвать,Так нам репку не сорвать.Очень выросла большаяИ тяжелая такая.
Ведущий:
- Стали внучку вместе звать,Чтоб потом тянуть опять.
Дед: - Внучка!
Бабка: - Внучка!
Вместе: — Скорее беги, репку тянуть помоги!
Внучка: - Бегу, бегу, чем могу, тем помогу!
Ведущий: - Дедка за репку.
Репка: — Еще не время.
Дед: - Ой-ой-ой.
Ведущий: — Бабка за дедку.
Бабка: - О-го-го.
Ведущий: — Внучка за бабку.
Внучка: — Ля-ля-ля.
Ведущий: - Тянут, потянут, вытянуть не могут. А куры…
Куры: — Куд-куда, куд-куда, ой как репка велика!
Внучка:
- Нет, не справимся опять,Нашу Жучку надо звать.Жучка, Жучка, не ленись,За подол скорей берись.
Жучка:
- Что за шум и что за драка?Гав, гав, гав.Я устала, как собака.Гав, гав, гав.Во дворе так много дел,Целый день хвостом вертела,Оглянуться не успела,А теперь под самым носомРепка выросла без спроса.
Ведущий: - Дедка за репку.
Репка: — Еще не время.
Дед: — Ой-ой-ой.
Ведущий: — Бабка за дедку.
Бабка: — О-го-го.
Ведущий: — Внучка за бабку.
Внучка: - Ля-ля-ля.
Ведущий: — Жучка за внучку.
Жучка: - Гав,гав,гав.
Ведущий:
- Жучка к Внучке подбежала и за юбку тянуть стала,Только репка все на месте, знать не вытянуть им вместе.
Репка: - Еще не время.
Ведущий: - А куры…
Куры: — Ко-ко-ко, ко-ко-ко, вырвать репку нелегко!
Жучка:
- Гав-гав-гав, что за беда?Надо Мурку звать сюда.Мурка, Мурка, выручай,Тянуть репку помогай.
Мурка:
- Мяу-мяу, на всех языках, я мурлычу немножко,Ведь я занимаюсь наукой,И против меня не мяукай.Мышей не ловлю я,Боюсь, что устану,Могу изучать молочко и сметану.Открою я вам по секрету –Я рыбку люблю, а не репу.
Ведущий:
- Вот и Мурка подоспела,И они взялись за дело.Дедка за репку.
Репка: — Еще не время.
Дед: — Ой-ой-ой.
Ведущий: — Бабка за дедку.
Бабка: - О-го-го.
Ведущий: — Внучка за бабку.
Внучка: — Ля-ля-ля.
Ведущий: - Жучка за внучку.
Жучка: — Гав-гав-гав.
Ведущий: - Мурка за Жучку.
Мурка: - Мяу-мяу.
Ведущий:
- Тянут дружно, но вот беда –Репка ни туда, и ни сюда.А куры…
Куры: — Куд-куда, куд-куда, ох как репка велика!
Мурка:
- Позвать Мышку не мешало б,Только что вот тут бежала.Мышка помоложе, пусть она поможет.
Все вместе:
- Мышка, Мышка, не ленись,Вместе снами потрудись.
Мышка:
- Пи-пи-пи, я мышка очень сильная.И шкурка моя стильная.Потрудиться я бы рада,А какая ждет награда?
Мурка:
- Репки маленький кусочек,Ты получишь, мой дружочек.
Ведущий: - Дедка за репку.
Репка: - Еще не время.
Дед: — Ой-Ой-Ой.
Ведущий: - Бабка за дедку.
Бабка: — О-го-го.
Ведущий: — Внучка за бабку.
Внучка: — Ля-ля-ля.
Ведущий: - Жучка за внучку.
Жучка: - Гав-гав-гав.
Ведущий: - Мурка за Жучку .Мурка: - Мяу-мяу.
Ведущий: — Мышка за Мурку.
Мышка: - Пи-пи-пи.
Все: — Встанем вместе, скажем «УХ!»
Ведущий:
- Вытащили репку вдруг!Повалили ее наземь,Развалили десять грядок.А куры…
Петухи и куры: - Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, выдернули репку эту!
Репка: — Время пришло.
Все:
- Ну и репка, красота,Так красива, так кругла.А на вкус должно – вкусна.
1. Ай да репка, хороша,И кругла ты и вкусна,Ай люли, ай люли,И кругла ты и вкусна.
2.Да как дед тебя сажал,Как тебя он поливал,Ай люли, ай люли,Как тебя он поливал.
3. Да как вместе мы взялись,И немножко напряглись,Ай люли, ай люли,Да как вместе напряглись.
4. Славный вырос урожай,Удивили мы весь край.Ай люли, ай люли,Удивили мы весь край.
Ведущий: — Занавес закрывается.
- Вот и сказочке конец,Кто смотрел – тот молодец.
Приложение № 3.
Памятка для родителей "Читайте с детьми!"
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
8. Какие слова или выражения запомнились ему?
9. Чему учит эта книга?
10. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
Приложение № 4.
Вопросы викторины «Всероссийская занимательная викторина «Сказочные герои»»:
1.
«Долго у моря ждал я ответа, не дождался, к старухе воротился»:
Колобок
Емеля
Старик из сказки "Золотая рыбка"
2.
«И горы встают у него на пути, и он по горам начинает ползти»:
Щелкунчик
Доктор Айболит
Буратино
3.
«Ты прекрасна, спору нет, но царевна всё ж милее, всё ж румянее и белее»:
Избушка на курьих ножках
Царевич Елисей
Зеркальце из сказки "Спящая красавица"
4.
«Он попал под трамвайчик, и теперь он больной и хромой»:
БегемотикЗайчик
Буратино
5.
«А бедная баба одна и плачет, и плачет она»:
Федора
Баба - Яга
Муха - цокотуха
6.
«Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый ….»:
ЧиполлиноБуратино
Крокодил
7.
«Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник…..»:
БармалейКарабас
Серый волк
8.
«Живу в цветке тюльпана я, мой домик очень мал, недаром сказочник меня …назвал»:
Золушкой
ДюймовочкойМальвиной
9.
Вспомните, в кого превращались в сказках герои:
Князь Гвидонв лошадь
в лебедя
в комара
10.
Великан – людоед
в собаку
в мышонка
в кота
11.
Чудовище из сказки «Аленький цветочек»
в короля
в принца
в великана
12.
Одиннадцать братьев-принцев
в орлов
в лебедей
в овец
Календарный план учебно - воспитательной работы творческого объединения «Путешествие в сказку» на 2015 – 2016 уч.годВозраст 6-7 лет
Омск 2015
Календарно-тематический план
2015 - 2016 год обучения
№ Тема занятий (раздел) Кол-во
часов, календарные сроки Формы и тип занятия Основные задачи
занятия Практическая
работа (промежуточный результат) Дидактические материалы,
техническое обеспечение Воспитательная работа
Раздел 1. 1. Введение.
Техника безопасности.
Введение в программу.
1 Вводная беседа Познакомить детей с техникой безопасности поведения на занятиях и на улице.
Познакомить с программой, поставить задачи на весь учебный год.
Демонстрационные картинки
Видеофильмы 2 «Мои любимые сказки» 1 Викторина Проверить знания детей по теме.
Посмотреть на их умение отвечать на вопросы и загадки. Демонстрационные картинки
Видео материалы. 3 Устное народное творчество. Детский фольклор
6 Комбинированные занятия Познакомить детей с понятиями «УНТ», «малые жанры фольклора (детский фольклор)», «колыбельные, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, игры, загадки».Познакомить детей с разными видами детского фольклора, с фольклором разных стран
Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Воспитывать любо-знательность. Заучивание наизусть.
Сочинение собственных загадок. Демонстрационные картинки.
Аудио, видео материалы 4 «Что такое сказка?»
2 Комбинированное занятие Выявить и обобщить знания о сказках.
Познакомить детей с разными видами сказок.
Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Воспитывать любо-знательность. Инсценировка. Прослушивание сказок. Загадки. Демонстрационный материал.
Аудиозаписи.
5 Наши первые сказки (Курочка Ряба. Репка. Колобок)4 Комбинированные занятия Повторить с детьми известные им с детства сказки.
Учить правильно читать сказку.
Учить внимательно слушать литературные произведения.
Запоминать считалки, загадки.
Учить пересказывать текст.
Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Воспитывать любо-знательность. Инсценировка
Раскрашивание иллюстраций «Маленький иллюстратор» Демонстрационный материал.
Видеофильмы.
Маски.
Иллюстрации к сказкам (раскраски)
Пазлы6 «Волшебный теремок» 2 Комбинированные занятия Учить сравнивать произведения разных авторов с похожим сюжетом.
Учить отвечать на вопросы по произведению, делать выводы и выражать собственное отношение к услышанному, увиденному.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать любознательность .Творческие задания.
Пересказ увиденного-услышанного.
Загадки. Видеофильмы.
Иллюстрации.
Загадки.
Вопросы по сказкам.
Раскраски.
Пазлы7 «За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя. Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара». (сказки о лисе) 6 Комбинированное занятие Познакомить детей со сказками о животных. Остановиться на сказках главной героиней которых является лиса.
Показать как в сказках на животных переносятся многие черты людей.
Учить детей понятиям положительный и отрицательный герой.
Учить видеть обман и хитрость с помощью сказок.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать интерес детей к сказкам и добрым советским мультикам. Тестовые задания.
Творческие работы.
«Придумай сказку о лисе» Иллюстрации.
Видео фильмы.
Вопросы по сказкам.
Пазлы и раскраски.
8 Сказки о животных 6 Комбинированное занятие. Показать как в сказках на животных переносятся многие черты людей.
Учить детей понятиям положительный и отрицательный герой.
Учить видеть обман и хитрость с помощью сказок.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать интерес детей к сказкам и добрым советским мультикам. Викторина «Мои любимые сказки о животных»
Творческие задания. Иллюстрации.
Видео материал
Пазлы.
Вопросы к викторине.
Раскраски 9 Волшебные сказки 6 Комбинированное занятие Показать детям разницу между сказками о животными и волшебными сказками
Учить детей понятиям положительный и отрицательный герой.
Учить видеть обман и хитрость с помощью сказок.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать интерес детей к сказкам и добрым советским мультикам. Викторина
Творческие задания. Иллюстрации.
Видео материал
Пазлы.
Вопросы к викторине.
Раскраски 10 Сказки-мультфильмы 8 Комбинированные занятия Познакомить детей с понятием «мультфильм-сказка», показать, что советские мультфильмы имеют автора-сказочника.
Учить пересказывать прочитанное, увиденное. Видеть различия между написанным и созданным мультипликаторами.Развивать речь, память, внимание. Творческие работы.
Викторина Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы по сказкам. 11 Знакомые с детства сказки (Сутеев, Маршак и др.) 6 Комбинированные занятия Начать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Показать различия между народными и авторскими сказками.
Развивать речь, память, внимание.
Опросы по прочитанному и увиденному (тестовые и вопросы-размышления).
Выполнение творческих работ, поделок. Видео-материалы.
Иллюстрации.
Карты.
Аудио-материалыРаскраски. 12 Чуковский детям. 6 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Заучиванине наизусть.
Пересказ услышанного. Ответы на вопросы. Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы по сказкам. 13 Зимние сказки (Зимние чудеса») 14 Комбинированные занятия Познакомить детей с новогодними сказками, мультфильмами, песенками (народными и авторскими).
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Заучивание стихов про новый год.
Творческие работы
Викторина по новогодним сказкам «Новогодние Чудеса» Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы по сказкам. 14 Уроки дружбы 6 Комбинированные занятия Понятие «дружба».
На примере сказок познакомить детей с понятиями «дружба», «взаимовыручка» Творческие работы Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы 15 Сказки А.С. Пушкина 8 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Знакомить детей с памятниками литературным героям в разных городах.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Творческие работы
Заучивание наизусть отрывков и стихов Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы 16 Русские сказочники детям 10 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Знакомить детей с памятниками литературным героям в разных городах.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Творческие работы
Мини-викторины Аудио-, видео-материалы.
Иллюстрации.
Раскраски, пазлы и т.п. Вопросы 17 Эти добрые сказки Ш. Перро 8 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Знакомить детей с памятниками литературным героям в разных городах.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Викторина по сказкам Шарля Перро. Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Настольная игра.
Вопросы к викторине. 18 Сказки Г.Х. Андерсена 8 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Знакомить детей с памятниками литературным героям в разных городах.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание. Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Вопросы к викторине 19 Сказки братьев Гримм 8 Комбинированные занятия Продолжать знакомить детей с писателями-сказочниками.
Знакомить детей с памятниками литературным героям в разных городах.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание..Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Вопросы к викторине 20 Калейдоскоп сказок 2 Занятие-соревнование Подвести небольшой итог знаний детей.
Проверить умение пересказывать, творчески мыслить.
Проверить внимательность детей на занятия.
Большая игра «Калейдоскоп сказок» Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Вопросы к викторине 21 Сказки о войне 8 Комбинированные занятия Познакомить детей со сказками о войне, стихами и песнями.
Развивать речь, память, внимание.
Учить пересказывать прочитанное, увиденное. Заучивание наизусть стихов о Великой Отечественной войне
Творческие работы. Аудио, видео материалы. Вопросы по текстам 22 Сибирские сказы 8 Комбинированные занятия Познакомить детей с творчеством П.П. Бажова.
Учить пониманию, что мультфильм не может заменить чтение!
Учить пересказывать прочитанное, увиденное.
Развивать речь, память, внимание..Творческие работы Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Пазлы23 Омские авторы детям 8 Комбинированные занятия Познакомить детей с авторами Омской области.
Развивать речь, память, внимание.
Учить пересказывать прочитанное, увиденное. Заучивание наизусть стихов омских авторов.
Творческие работы. Аудио, видео материалы. Вопросы по текстам
24 «В стране сказок» 2 Занятие-викторина Проверка знаний по пройденному курсу.
Проверка умений пересказывать и сочинять собственные сказки. Презентация «электронной книги», собственного сочинения Большая викторина «Путешествие по сказкам» Аудио, видео материалы.
Иллюстрации.
Вопросы.