Программа дополнительного образования детей 11 – 13 лет. Срок реализации – 1 год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Быковского муниципального района Волгоградской области












ПАТРИОТ

Программа дополнительного образования детей 11 – 13 лет
Срок реализации – 1 год





Разработчик:
ИОНКИН Сергей Петрович
учитель ОБЖ






























с. Новоникольское – 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Патриот» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно – познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.
Программа является модифицированной, разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2016 гг.». и на основе авторской программы С.П. Носенко, руководителя военно - патриотического клуба «Красная гвоздика» МКОУ «Приморская СШ».
Новизна программы состоит в том, что она позволяет при минимальных затратах всесторонне подготовить обучающихся не только в практическом аспекте но и теоретическом. Программа позволяет реализовать свои организационные и досуговые потребности ребят. Детям сообщается большой диапазон знаний, уделяется большое внимание изучению основ военной службы, строевой подготовки, огневой, туристической, тактической подготовки, медико-санитарной подготовки, гражданской обороны и ратных страниц истории.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества.
Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда, их слабое физическое развитие. Отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, случаи вандализма.
Главной целью реализации программы является оздоровление воспитанников, развитие их физических способностей, формирование приоритета здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к службе в рядах Вооруженных сил России.
Педагогическая целесообразность программы.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (принцип доступности - подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей обучающихся; принцип системности и последовательности обучения - предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое; принцип сознания и активности - предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий; принцип прочности - предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков, контроль за их усвоением; принцип индивидуально – личностного подхода - предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
формах и методах обучения (используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся: словесные методы обучения (рассказ, беседа, диалог); наглядные методы обучения (просмотр видеоматериала и пр.); практико-ориентированная деятельность (упражнения и пр.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование детей, анализ результатов, викторины, участие обучающихся в различных мероприятиях и соревнованиях);
средствах обучения: видео и аудиоматериалы. Учебно-тренировочный материал: тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги.
Цели и задачи программы:
Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Изучение истории и культуры Отечества, родного края.
Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.
Воспитание готовности к службе в армии.
Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой ответственности, патриотических чувств.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа имеет чёткую структуру, разбита по видам подготовки в соответствии с теорией и практикой. Занятия идут от простого к сложному. Программа включает не отдельные виды подготовки, а в комплексе сочетает в себе физическую подготовку, военно - специальную подготовку, теоретическую подготовку по разным направлениям (основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка и пр.), а так же имеет патриотическую направленность
(изучение истории развития ВС, встречи с ветеранами ВОВ и пр.). Все направления дополняют друг друга, помогают в развитии обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 11 до 13 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Срок реализации образовательной программы один год.
Формы занятий:
Основными формами занятий являются: групповые практические занятия; индивидуальные занятия педагога с отдельными обучающимися; лекции и беседы; инструкторско-методические занятия; просмотр учебных видеофильмов и соревнований; участие в спортивных соревнованиях; военизированных играх, полевых сборах.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего 144 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основные составляющие здорового образа жизни;
ратные страницы истории Отечества;
строй отделения и порядок управления им;
правила оказания первой медицинской помощи;
средства индивидуальной защиты;
устройство автомата Калашникова.
Обучающийся будет уметь:
выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
ориентироваться на местности и двигаться по азимуту;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
Способы проверки результатов освоения программы.
Программа предполагает различные формы контроля:
выполнение нормативов;
тестирование;
зачётные занятия.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п
Раздел, тема
Количество часов
Контр.



Теория
Практика
Всего


1.
Основы военной службы
4
8
12
-

1.1.
Почему необходима вооружённая защита Отечества.
2
-
2


1.2.
История создания Уставов Вооружённых Сил РФ.
2
-
2


1.3.
Суточный наряд. Обязанности суточного наряда.
-
4
4


1.4.
Воинская дисциплина, поощрения и взыскания.
-
2
2


1.5.
Структура Вооружённых Сил РФ.
-
2
2


2.
Строевая подготовка
2
10
12


2.1.
Строй и его элементы.
2
-
2


2.2.
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
-
2
2


2.3.
Строевая стойка и строевые приёмы.
-
2
2


2.4.
Одиночная строевая подготовка.
-
6
6
зачёт

3.
Огневая подготовка
4
14
18


3.1.
История создания отечественного оружия.
2
-
2


3.2.
Правила прицеливания приёмы стрельбы.
-
2
2


3.3.
Стрелковая тренировка.
2
8
10
зачёт

3.4.
Разборка и сборка ММГ АК.
-
4
4
зачёт

4.
Тактическая подготовка
-
6
6


4.1.
Преодоление естественных препятствий.
-
4
4


4.2.
Движение в заданном направлении.
-
2
2


5.
Туристическая подготовка
2
8
10


5.1.
Собираясь в туристический поход.
2
-
2


5.2.
Средства и способы страховки.
-
2
2
зачёт

5.3.
Техника пешеходного туризма. Установка палатки. Разведение костра.
-
4
4


5.4.
Ориентирование на местности.
-
2
2


6.
Физическая подготовка
2
24
26


6.1.
Разминка.
2
-
2


6.2.
Развитие выносливости.
-
6
6


6.3.
Развитие силы.
-
6
6


6.4.
Развитие координации.
-
6
6


6.5.
Акробатические упражнения.
-
6
6


7.
Медико- санитарная подготовка
2
8
10


7.1.
Понятия о ране, классификация ран. 1МП при ранениях.
2
-
2


7.2.
Правила и техника остановки кровотечения.
-
4
4
тест

7.3.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
-
2
2
зачёт

7.4.
Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе.
-
2
2


8.
Гражданская оборона
2
2
4


8.1.
Средства индивидуальной защиты.
2
-
2


8.2.
Практические тренировки.
-
2
2
зачёт

9.
Ратные страницы истории и истории родного края
16
16
32


9.1.
История Сталинградской битвы.
2
2
4


9.2.
История родного посёлка.
2
-
2


9.3.
Дважды Герой Советского Союза Шурухин П.И.
2
-
2


9.4.
Творческо- поисковая работа «Вклад моей семьи в дело Победы».
2
8
10


9.5.
Полководцы Великой Отечественной войны.
2
2
4


9.6.
Оружие Победы.
2
2
4


9.7.
Награды Советского Союза.
2
-
2


9.8.
Униформа воинов Советской Армии.
2
-
2


9.9.
Составление викторины «Битва за Сталинград».
-
2
2


10.
Воспитательная работа
-
14
14










ИТОГО
34
110
144




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Основы военной службы (12ч)

Тема 1.1. Почему необходима вооружённая защита Отечества (2ч)
Содержание материала: Родина и её национальная безопасность. Сферы Вооружённых Сил (оборона страны, защита и охрана государства границы РФ).
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: ФК «ОБ обороне», DVD, телевизор, компакт-диск, книги.
Тема 1.2. История создания Уставов Вооружённых Сил РФ (2ч)
Содержание материала: История возникновения военных уставов, их общее предназначение и структура. Устав Вооружённых Сил России – это свод законов военной службы.
Формы занятия: групповая.
Методическое обеспечение: Уставы ВС РФ, компьютер.
Тема 1.3. Суточный наряд. Обязанности суточного наряда (4ч)
Содержание материала: Суточный наряд роты, его состав. Подчинённость и обязанности дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Устав внутренней службы, спортивный зал, плакаты.

Тема 1.4. Воинская дисциплина, поощрения и взыскания (2ч)
Содержание материала: Воинская дисциплина, её сущность и значение. Порядок применения поощрений. Порядок дисциплинарных взысканий. Ответственность военнослужащих за нарушения Российских законов.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Дисциплинарный Устав, плакаты, спортивный зал.
Тема 1.5. Структура Вооружённых Сил РФ (2ч)
Содержание материала: Структура Вооружённых Сил России, виды и рода войск.
Формы занятия: групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, компьютер.

Раздел 2. Строевая подготовка (12ч)

Тема 2.1. Строй и его элементы (2ч)
Содержание материала: Основные положения Строевого устава России. Строй и его элементы.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Строевой Устав, плакаты, спортивный зал.
Тема 2.2. Обязанности военнослужащего перед построением
и в строю (2ч)
Содержание материала: Строевая стойка. Выход из строя. Подход и отход от начальника.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Строевой Устав, плакаты, спортивный зал.
Тема 2.3. Строевая стойка и строевые приёмы (2ч)
Содержание материала: Выполнение команд «смирно», «вольно». Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Строевой Устав, плакаты, спортивный зал.
Тема 2.4. Одиночная строевая подготовка (6ч)
Содержание материала: Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Движение строевым шагом.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: Строевой Устав, плакаты, спортивный зал.

Раздел 3. Огневая подготовка (18ч)

Тема 3.1. История создания отечественного оружия (2ч)
Содержание материала: История создания отечественного оружия и его назначение.
Формы занятия: групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, компьютер.

Тема 3.2. Правила прицеливания приёмы стрельбы (2ч)
Содержание материала: Тренировка в удержании пневматической винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Изготовка к стрельбе лёжа. Меры безопасности при обращении с оружием.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, пневматические винтовки, командирский ящик, мишени, тент, тир.
Тема 3.3. Стрелковая тренировка (10ч)
Содержание материала: Тренировка по технике стрельбы. Стрельба по неподвижным целям.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, пневматические винтовки, командирский ящик, мишени, тент, пульки, тир.
Тема 3.4. Разборка и сборка ММГ АК (4ч)
Содержание материала: Порядок не полной разборки и сборки ММГ АК. Тренировка неполной разборки и сборки ММГ АК. Уход за оружием, его хранение.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, ММГ АК, секундомеры, столы для разборки оружия, спортивный зал.

Раздел 4. Тактическая подготовка (6ч)

Тема 4.1. Преодоление естественных препятствий (4ч)
Содержание материала: Подъём и спуск с использованием перил. Преодоление преград с помощью верёвок.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, верёвки, перчатки, выход на берег Волги.
Тема 4.2. Движение в заданном направлении (2ч)
Содержание материала: Движение по азимуту в заданном направлении в составе отделения.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, компасы, карты, выход на берег Волги.

Раздел 5. Туристическая подготовка (10ч)

Тема 5.1. Собираясь в туристический поход (2ч)
Содержание материала: Личное и групповое снаряжение. Правильно уложенный рюкзак. Медицинская аптечка. Обязанности в походном лагере.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, аптечка, книги.

Тема 5.2. Средства и способы страховки (2ч)
Содержание материала: Средства и способы страховки. Виды узлов и способы их вязания.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, концы верёвки, книги.
Тема 5.3. Техника пешеходного туризма. Установка палатки.
Разведение костра (4ч)
Содержание материала: Виды и способы жизнеобеспечения человека. Маршрутная карта. Ночлег в лесу. Типы костров и способы их разведения. Отработка умения быстро устанавливать палатку. Переправа.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, палатка, дрова, верёвки, книги.
Тема 5.4. Ориентирование на местности (2ч)
Содержание материала: Виды и способы ориентирования на местности. Способы выживания в экстремальных условиях. Топографические знаки. Топографические карты.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, компасы, бинокль, книги, выход на берег Волги.

Раздел 6. Физическая подготовка (26ч)

Тема 6.1. Разминка (2ч)
Содержание материала: Составление комплекса упражнений с учётом индивидуальных особенностей организма. Отработка комплекса.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: спортивный зал, спортивное снаряжение.
Тема 6.2. Развитие выносливости (6ч)
Содержание материала: Разминка. Длительный бег с препятствиями. Отжимания, подтягивание на перекладине, наклоны туловища, приседания, прыжки, метание, подвижные игры.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: спортивный зал, перекладина, мячи, гимнастические скамейки.
Тема 6.3. Развитие силы (6ч)
Содержание материала: Разминка. Упражнения с эспандером, гантелями. Упражнения тела в висе. Перетягивание каната, лазание по канату. Преодоление полосы препятствий.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: спортивный зал, канаты, мячи, гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи.
Тема 6.4. Развитие координации (6ч)
Содержание материала: Разминка. Метание в цель различных предметов. Бег и прыжки через скамейку, обручи, мячи. Ходьба и бег по узкой опоре. Подвижные игры, эстафеты.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: спортивный зал, канаты, мячи, гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи.
Тема 6.5. Акробатические упражнения (6ч)
Содержание материала: Разминка. Кувырки, группировки, перекаты, перевороты. Парные упражнения. Упражнения на брусьях и турнике.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: спортивный зал, гимнастические маты, турник, брусья.

Раздел 7. Медика – санитарная подготовка (10ч)


Тема 7.1. Понятия о ране, классификация ран.
1МП при ранениях (2ч)
Содержание материала: Характеристика различных видов ран и их причин. Отработка навыков оказания помощи.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, стенды, бинты, книги, аптечка.
Тема 7.2. Правила и техника остановки кровотечения (4ч)
Содержание материала: Способы остановки кровотечений. Отработка навыков оказания помощи.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, стенды, бинты, книги, аптечка, жгуты.
Тема 7.3. Первая медицинская помощь при остановке сердца (2ч)
Содержание материала: Правила оказания первой медицинской помощи при клинической смерти.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, стенды, книги, аптечка.
Тема 7.4. Первая медицинская помощь при ожогах и
солнечном ударе (2ч)
Содержание материала: Симптомы солнечного удара. Виды ожогов. Отработка навыков.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, стенды, книги, аптечка.

Раздел 8. Гражданская оборона (4ч)

Тема 8.1. Средства индивидуальной защиты (2ч)
Содержание материала: Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и принцип действия. Устройство фильтрующего противогаза.
Формы занятия: индивидуальная, фронтальная.
Методическое обеспечение: плакаты, противогазы ГП5 и др.



Тема 8.2. Практические тренировки (2ч)
Содержание материала: Практические тренировки с использованием вводных.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: плакаты, противогазы ГП5, секундомер.

Раздел 9. Ратные страницы истории и истории родного края (32ч)
Тема 9.1. История Сталинградской битвы (4ч)
Содержание материала: История Сталинградской битвы. Героические подвиги защитников Сталинграда. Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой Отечественной войне. Памятники, мемориалы, обелиски воинам, защитникам Сталинграда.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: плакаты, телевизор, DVD , компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.2. История родного посёлка (2ч)
Содержание материала: История родного посёлка. Ветераны живущие рядом. Операция «Забота».
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: телевизор, DVD , компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.3. Дважды Герой Советского Союза Шурухин П.И. (2ч)
Содержание материала: Биография П.И. Шурухина.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.4. Творческо- поисковая работа
«Вклад моей семьи в дело Победы» (10ч)
Содержание материала: Творческо – поисковая работа «Вклад моей семьи в дело Победы».
Формы занятия: индивидуальная.
Методическое обеспечение: сохранившиеся письма с фронта, семейные фотографии, компьютер.
Тема 9.5. Полководцы Великой Отечественной войны (4ч)
Содержание материала: Полководцы Великой Отечественной войны.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: плакаты, телевизор, DVD , компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.6. Оружие Победы (4ч)
Содержание материала: Вооружение Красной Армии в 1941- 1945 гг.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: плакаты, телевизор, DVD , компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.7. Награды Советского Союза (2ч)
Содержание материала: Ордена и медали Советского Союза.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: плакаты, телевизор, DVD , компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.8. Униформа воинов Советской Армии (2ч)
Содержание материала: Униформа солдата Красной Армии.
Формы занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: компакт-диски, художественная литература, компьютер.
Тема 9.9. Составление викторины «Битва за Сталинград» (2ч)
Содержание материала: Работа в группе (составление викторины по теме «Сталинградская битва»).
Формы занятия: групповая.
Методическое обеспечение: художественная литература, компьютер, Энциклопедия для школьников.
Раздел 10. Воспитательная работа (14ч)
Содержание материала: проведение праздников, бесед, брейн-рингов и т.д.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: спортивные снаряды и спортивный инвентарь; компасы, карты, верёвки, перчатки, палатка, аптечка; командирский ящик, пневматические винтовки, ММГ АК 74, мишени №7,8 , пульки, противогазы ГП-5; телевизор, DVD-плеер, диск «Сталинградская битва» и «Великая Отечественная война». Также может быть использована компьютерная программа «Интернет», что позволяет находить и передавать информационный материал детям для расширения их кругозора. Вся информация записывается на компакт - диски и воспроизводится на компьютере.


ЛИТЕРАТУРА

1. Начальная военная подготовка. Справочное пособие. – М.; «Просвещение», 1987 г.
2. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ. Серия «Закон общество», - Ростов-на-Дону: изд. «феникс», 2005 г.
3. Прикладная физическая подготовка. – М.; 2003 г.
4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Энциклопедия для школьников. Москва; «Олма – пресс», 2001 г.
5. Основы медицинских знаний. Москва; изд. АСТ 2000 г.
6. Секция стрелкового спорта. – М.; ДОСААФ , 1970 г.
7. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.; Яуза, Эксмо, 2005 г.

15