Образовательная программа дополнительного образования детей художественно – эстетической направленности «Оригамики» Возраст детей 5, 5 лет Срок реализации 2 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК ВАНИНО» ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Образовательная программа
дополнительного образования детей
художественно – эстетической направленности
«Оригамики»
Возраст детей 5, 5 лет
Срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования
Чакина Лариса Евгеньевна
п. Ванино 2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Оригамики» дополнительного образования детей имеет художественнно – эстетическую направленность и направлена на овладение обучающимися основными приемами и техниками оригами. Программа реализуется в МБОУ ДО Центр внешкольной работы п. Ванино.
Создана на основе методических пособий Е.Ю. Афонькиной «Весёлые уроки оригами в школе и дома»; С. Соколовой «Школа оригами»; Т. Морозовой «Оригами».
Программа общеразвивающая, предусматривает обучение по технологии от простого, к сложному. В принципы развивающего обучения по данной программе входят:
- Обучение детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
- Развитие у детей способностей работать руками. Обучение по программе «Оригамики», приучает к точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
- Обучение концентрации внимания: сосредоточение на процессе изготовления поделки, следование устным инструкциям;
- Развитие памяти: ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- Формирование у детей основных геометрических понятий: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
- Развитие пространственного воображения: ребенок учится читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия;
- Развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, активизация их воображения и фантазии;
- Создание игровых ситуаций, способствующих адаптации ребенка к жизни в обществе, расширение коммуникативных способностей;
- Формирование и развитие трудовых навыков, культуры труда: аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- Формирование общей культуры ребенка.
Актуальность программы «Оригамики» заключается в том, что она позволяет детям удовлетворить свои познавательные и творческие интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, приобрести умение осуществлять совместную деятельность и доводить начатое дело до конца. Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Новизна данной образовательной программы предусматривает становление самостоятельности, настойчивости как устойчивой черты характера детей, развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности с помощью использования ИКТ (презентации, обучающее видео, интерактивная доска). Занятия осуществляются в форме учебной игры. Диагностика осуществляется в три этапа по диагностической карте..
В процессе освоения программы возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Объем программы и её адресат: выполнение программы рассчитано на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Первый год обучения – 144 часа; второй год обучения – 144 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7 – 11 лет. Условия набора детей в объединение: на основании заявления.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом, работа по программе «Оригамики» предусматривает работу с ножницами, это следует учесть при комплектации групп, рекомендовано комплектовать группы из 10-12 человек.
Цель программы:
Создание эффективных условий на занятиях оригами направленных на развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладения навыками прикладного творчества.
Овладение обучающимися элементарными приемами техники оригами для эстетической, творческой самореализации личности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Научить детей основным геометрическим понятиям, основным базовым формам оригами; рационально использовать материал.
Развивающие задачи:
- Развивать у обучающихся умения следовать устным инструкциям, способствовать развитию словарного запаса ребенка специальными терминами, развивать внимательность, память, логическое и пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать мелкую моторику рук и глазомера;
Воспитательные задачи:
- Воспитать интерес к искусству оригами, расширять коммуникативные способностей детей; формировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Формируемые знания и умения у обучающихся
Знания:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила техники безопасности труда при работе;
- правила планирования и организации труда;
- классификацию и свойства бумаги;
- правила чтения схем; основные базовые формы, правила ухода и хранения изделий из бумаги;
- основы композиции;
- история оригами как общенациональная культура Японии.
Умения:
- выполнять работу самостоятельно с опорой на схему;
- осуществлять самоконтроль, планирование, анализ основных и промежуточных этапов изготовления;
- проявлять элементы творчества на всех этапах;
- соблюдать правила безопасной работы;
- эстетично оформлять изделия и композиции;
- свободно пользоваться описаниями и схемами по оригами;
- изготавливать плоские (аппликативные) и объёмные фигуры;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бумаги согласно правилам.
Результативность программы и диагностика достижений
В течении учебного года осуществляется 3 диагностики (входящая, промежуточная, итоговая)
Оценка образовательной деятельности проводится с помощью Диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»
На обучающихся заполняются карты с периодичностью 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного года. Для отслеживания участия обучающихся в конкурсах заполняется карта "Реализация творческого потенциала".
Каждая работа наглядно показывает возможности обучающегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и примерное соответствие представленной схеме;
четкое соблюдение технологической последовательности по представленной схеме;
оригинальность творческих работ.
Этапы всех разделов программы осуществляются по схеме от простого к сложному и усложняются от занятия к занятию в течении учебного года. Критерии оценивания обучающихся на 1 и 2 годах обучения:
1-й год обучения аккуратность, умение следовать наглядным инструкциям, наличие творческого элемента;
2-й год обучения аккуратность, умение следовать устным инструкциям, самостоятельность, фантазия, создание композиции;
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей: составление альбома лучших работ; проведение выставок детских работ, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:
историю оригами как общенациональную культуру Японии;
основные материалы предназначенные для работы в технике оригами;
правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
особенности техники плетения на проволоке;
особенности техники плетения на леске;
способ выкладки бисера по контуру на клей ПВА;
комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости.
Обучающиеся будут уметь:
правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
читать простые схемы;
отличать по схемам несложную технику исполнения;
выполнять бисерные работы в разных техниках (плетение на проволоке, плетение на леске, выкладка по контуру);
доводить начатую работу до конца;
работать в коллективе.
К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
применение бисера в национальных костюмах коренных народов родного края;
как выполнить расчет нитей для плетения бисером на станке;
знать ажурные техники низания и уметь их различать;
читать сложные схемы;
комплекс здоровье сберегающих упражнений для снятия усталости и самостоятельно применять их.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;
натягивать нити для плетения на станке;
- самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;
работать по готовым схемам и составлять свои несложные схемы;
изготавливать объемные фигурки;
плести из пайеток;
доводить начатую работу до конца.
Формы, методы и приёмы реализации программы: групповая, индивидуальная.
- словесные: устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу;
- практические: выполнение работ по инструкционным картам, схемам, на основе примера;
По количеству обучающихся программой предусматривается коллективная, групповая, индивидуальная и самостоятельная форма обучения.
Формы проведения занятий: наряду с традиционными формами занятий используются нетрадиционные формы проведения занятий: игра, экскурсия, конкурсы.
Время проведения занятия 45 минут, в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями детей.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети должны знать: - приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
– основные геометрические понятия;
- основные базовые формы оригами;
В результате обучения по данной программе дети должны уметь:
- уметь организовывать свое рабочее место;
- научиться различным приемам работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);
- складывать из бумаги основные базовые формы оригами;
- следовать устным инструкциям;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
Методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы: выполнения обучающимися диагностических заданий;
Условия для реализации программы:
Наличие оборудованного учебного кабинета;
Раздаточного материала;
Наглядных пособий (схемы, инструкционные карты);
Материальная база:
Технические средства обучения: (мультимедийное устройство).
Календарно - тематический план (72 часа) I год обучения
№
п/п
Дата проведения занятия/день
недели
Тема
Кол-во
часов
Теор.
Прак.
1
15.09.15
вторник
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с оригами.
1
1
2
17.09.15
четверг
Правила поведения на занятиях.
Входная диагностика.
1
0,5
0,5
3
22.09.15
вторник
Термины, принятые в оригами.
Квадрат
1
0,5
0,5
4
24.09.15
четверг
Деление квадрата на 2 равные части (два прямоугольника);
Базовая форма «Книга»
1
0,5
0,5
5
29.09.15
вторник
Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы.
«Прямоугольник на прямоугольник»
1
0,5
0,5
6
01.10.15
четверг
Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение вертикальной и горизонтальной линии.
1
0,5
0,5
7
06.10.15
вторник
Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение вертикальной и горизонтальной линии. Пересечение двух линий. Определение центра.
1
0,5
0,5
8
08.10.15
четверг
Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение центра.
1
0,5
0,5
9
13.10.15
вторник
Базовая форма «Конфетка»
Лист
1
0.5
0.5
10
15.10.15
четверг
Дерево с листочками
1
0,5
0,5
11
20.10.15.
вторник
Корона (изготовление модулей)
1
0,5
0,5
12
22.10.15
четверг
Корона (сборка конструкции)
1
1
13
27.10.15
вторник
Кузнечик
1
0,5
0,5
14
29.10.15
четверг
Базовая форма «Блинчик»
1
0,5
0,5
15
03.11.15
вторник
Письмо Карлсону
1
0,5
0,5
16
05.10.15
четверг
Цветок
1
0,5
0,5
17
10.11.15
вторник
Стол
1
0,5
0,5
18
12.11.15
четверг
Борец сумо
1
0,5
0,5
19
17.11.15
вторник
Розочка (2 карты)
1
0,5
0,5
20
19.11.15 четверг
Хризантема
1
0,5
0,5
21
24.11.15 вторник
Браслетик (изготовление модулей)
1
0,5
0,5
22
26.11.15 четверг
Браслетик (сборка конструкции)
1
1
23
01.12.15 вторник
Пасхальный цыпленок
1
0,5
0,5
24
03.12.15 четверг
Базовая форма «Шкафчик»
1
0,5
0.5
25
08.12.15 вторник
Мой шкафчик
1
0,5
0.5
26
10.12.15 четверг
Дом
1
0,5
0,5
27
15.12.15 вторник
Телефон
1
0,5
0,5
28
17.12.15 четверг
Стебель и лист
1
0,5
0,5
29
22.12.15 вторник
Композиция «Моя улица»
1
0,5
0,5
30
24.12.15 четверг
Базовая форма «Треугольник»
1
0,5
0,5
31
29.12.15 вторник
Положение листа, определение углов для соединения базовой формы. Понятие диагонали.
1
0,5
0,5
32
31.12.15 четверг
Изготовление базовой формы «Треугольник»
Определение «Вершины», «Основания», количества углов, сторон, диагональ.
1
0,5
0,5
33
09.01.16
суббота
Изготовление камушек в ходе акции «Помоги зимующей птице»
1
1
34
12.01.16 вторник
Зайчик
1
0.5
0.5
35
14.01.16 четверг
Стакан
1
0,5
0,5
36
19.01.16 вторник
Кот
1
0,5
0,5
37
21.01.16 четверг
Щенок
1
0,5
0,5
38
26.01.16 пятница
Рыба – пила (с элементом гофрировки)
1
0,5
0,5
39
28.01.16 четверг
Полосатый котик
1
0,5
0,5
40
02.02.16 вторник
Рыба
1
0,5
0,5
41
04.02.16 четверг
Рыбки (2 вида, изготовление, водоросли, камни)
1
0,5
0,5
42
09.02.15 вторник
Рыбки (оформление аквариума, стилизация)
1
1
43
11.02.16 четверг
Стилизованный цветок (изготовление цветка, стебля, лист)
1
0,5
0,5
44
16.02.16 вторник
Стилизованный цветок (оформление работы)
1
1
45
18.02.16 четверг
Летящий голубь
1
0,5
0,5
46
25.02.16 четверг
Муха
1
0,5
0,5
47
01.03.16 вторник
Патрик – морская звезда
1
0,5
0,5
48
03.03.16 четверг
Корабль
1
0,5
0,5
49
10.03.16 четверг
Кузнечик
1
0,5
0,5
50
15.03.16 вторник
Собака (2 карты)
1
0,5
0,5
51
17.03.16 четверг
Лиса
1
0,5
0,5
52
22.03.16 вторник
Лягушка
1
0,5
0,5
53
24.03.16 четверг
Цикада
1
0,5
0,5
54
29.03.16 вторник
Базовая форма «Воздушный змей»
1
0,5
0,5
55
Экскурсия в Центр японской культуры
«ХАМАНАСУ»
1
1
56
31.03.16 четверг
Определение диагонали, чертеж схемы «Воздушный змей»
1
0,5
0,5
57
Оформление выставки объединения «Весенняя капель»
1
1
58
05.04.16 вторник
«Когти – страшилки»
1
0,5
0,5
59
07.04.16 четверг
Гномик
1
0,5
0,5
60
12.04.16 вторник
Тополь (2 карты)
1
0,5
0,5
61
14.04.16 четверг
Мороженое, шарики к мороженому (б.ф. блинчик)
2
0,5
1,5
62
19.04.16 вторник
Кит
1
0,5
0,5
63
21.04.16 четверг
Сова
1
0,5
0.5
64
26.04.16 вторник
Лодка
1
0.5
0.5
65
28.04.16 четверг
Курочка
1
0,5
0,5
66
03.05.16 вторник
Восьмиконечная звезда
1
0,5
0,5
67
05.05.16 четверг
Мышонок (8 карт изготовление)
1
0,5
0,5
68
10.05.16 вторник
Мышонок (формирование, оформление)
1
1
69
12.05.16 четверг
Подсолнух (15 сегментов основа)
1
0,5
0,5
70
17.05.16 вторник
Подсолнух (стебель, лист, формирование подсолнуха)
1
1
71
19.05.16 четверг
Ёлка
Итоговая диагностика
1
0,5
0,5
72
24.05.16 вторник
Итоговое занятие «Чему мы научились за год».
1
0,5
0,5
ИТОГО
72
Календарно - тематический план (72 часа) II год обучения
№ п/п
Дата проведения занятия/день
недели
Тема
Кол-во
часов
Теор.
Прак.
1
18.09.15 пятница
Инструктаж по технике безопасности;
Правила поведения на занятиях;
Повторение базовых форм и условных обозначений;
1
0.5
0.5
2
21.09.15
понедельник
Деление листа бумаги на необходимый формат и работа с ним;
Диагностика подготовленности;
1
0.5
0.5
3
25.09.15
пятница
Черчение простых схем оригами (линейка + карандаш);
1
0,5
0,5
4
28.09.15
понедельник
Аппликативные оригами
«Цветочный букет ко Дню учителя»
Изготовление цветов;
1
0,5
0,5
5
02.10.15
пятница
Оформление открытки;
1
1
5
05.10.15
понедельник
«Осенний натюрморт» (корзинка, яблоки, грибы)
1
0,5
0,5
6
09.10.15
пятница
«Осенний натюрморт» оформление
1
1
7
12.10.15
понедельник
«Осенний натюрморт» (цветы, клубника, лимон)
1
0,5
0,5
8
16.10.15
пятница
«Осенний натюрморт» оформление
1
1
9
19.10.15
понедельник
«Чудесница осень»
(деревья, дома, люди)
1
0,5
0,5
10
23.10.15
пятница
«Чудесница осень» оформление
1
1
11
26.10.15
понедельник
«Чудесница осень» (животные, птицы)
1
0,5
0,5
12
30.10.15
пятница
«Чудесница осень» оформление
1
1
13
02.11.15
понедельник
Базовая форма «Шкафчик»
1
0.5
0.5
14
Оформление выставки объединения
«Осенний калейдоскоп»
1
1
15
06.11.15
пятница
Ферма и ее обитатели (корова, овечка, курочка)
1
0,5
0,5
16
Ферма и ее обитатели (сборка работы, оформление)
1
1
17
09.11.15
понедельник
Пианино
1
0,5
0,5
18
13.11.15
пятница
Говорящая лиса
1
0,5
0,5
19
16.11.15
понедельник
Грибок
1
0,5
0,5
20
20.11.15
пятница
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
0,5
0,5
21
23.11.15
понедельник
Коробка
1
0,5
0,5
22
27.11.15
пятница
Коробочка - звезда
1
0,5
0,5
23
30.11.15
понедельник
Цветок
1
0,5
0,5
24
04.12.15
пятница
Тюльпан
1
0,5
0,5
25
07.12.15
понедельник
Корзинка
1
0,5
0,5
26
11.12.15
пятница
Елочка в снегу
1
0,5
0,5
27
14.12.15
понедельник
Сумка для цветов
1
0,5
0,5
28
18.12.15
пятница
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
0,5
0.5
29
21.12.15
понедельник
Ходячий гномик
Промежуточная диагностика.
1
0,5
0.5
30
25.12.15
пятница
Прыгающая лягушка
1
0,5
0,5
31
28.12.15
понедельник
Летучая мышь
1
0,5
0,5
32
30.12.15
среда
Черепаха и жук
1
0,5
0,5
33
09.01.16
суббота
Изготовление камушек в ходе акции «Помоги зимующей птице»
1
1
34
11.01.16
поедельник
Водяная бомбочка
1
0,5
0,5
35
15.01.16
пятница
Надувная рыбка
1
0,5
0,5
36
18.01.16
понедельник
Надувной кролик
1
0,5
0,5
37
22.01.16
пятница
Новогоднее оригами. Ёлочные украшения.
1
0,5
0,5
38
25.01.16
понедельник
Новогодняя открытка с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снеговиком.
1
0,5
0,5
39
01.02.16
понедельник
Новогодняя открытка (оформление, стилизация)
1
1
40
05.02.16
пятница
Ракета, церковь (диагностика)
1
0,5
0,5
41
08.02.16
понедельник
Базовая форма «Рыба»
1
0,5
0,5
42
12.02.16
пятница
Карп
1
0,5
0,5
43
15.02.16
понедельник
Морской котик
1
0,5
0,5
44
19.02.16
пятница
Кит
1
0,5
0,5
45
22.02.16
понедельник
Шкатулка
1
0,5
0,5
46
26.02.16
пятница
Базовая форма «Птица»
1
0,5
0,5
47
29.02.16
понедельник
Ворон
1
0,5
0,5
48
04.03.16
пятница
Павлин
1
0,5
0,5
49
11.03.16
пятница
Цапля
1
0,5
0,5
50
14.03.16
понедельник
Журавлик счастья
1
0,5
0,5
51
18.03.16
пятница
Ласточка
1
0,5
0,5
52
21.03.16
понедельник
Улитка
1
0,5
0,5
53
25.03.16
пятница
Мышь
1
0,5
0,5
54
28.03.16
понедельник
Летящий журавлик
1
0,5
0,5
55
Оформление выставки «Красавица весна»
1
1
56
30.03.16
среда
Изготовление кормушек для птиц на основе втулки, с применением теста + зерно
1
1
57
01.04.16
пятница
Журавль на гнезде
1
0,5
0,5
58
Экскурсия в Центр японской культуры
«ХАМАНАСУ»
1
1
59
04.04.16
понедельник
Базовая форма «Катамаран»
1
0,5
0,5
60
08.04.16
пятница
Парусная лодка
1
0,5
0,5
61
11.04.16
понедельник
Пахарита
1
0,5
0,5
62
15.04.16
пятница
Бабочка
1
0,5
0,5
63
18.04.16
понедельник
Маска «Настроение»
1
0,5
0,5
64
22.04.16
пятница
Хризантема
1
0,5
0,5
65
25.04.16
понедельник
Шар «Кусудама» изготовление модулей
1
0,5
0,5
66
29.04.16
пятница
Шар «Кусудама» изготовление модулей
1
1
67
06.05.16
пятница
Шар «Кусудама» сборка модулей, крепление
1
1
68
13.05.16
пятница
Борец сумо
Итоговая диагностика
1
0,5
0,5
69
16.05.16
понедельник
Тематическое оригами к Дню Св. Валентина
«Валентинка»
1
0,5
0,5
70
20.05.16
пятница
«Птицы прилетели» коллективная работа (изготовление птиц, дерева, листва)
1
0,5
0,5
71
23.05.16
понедельник
«Птицы прилетели» коллективная работа, изготовление, оформление.
1
1
72
25.05.16
среда
Оформление выставки «Скоро лето».
1
1
ИТОГО
72
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оригами.
Теория: Мультимедийное путешествие в Японию на родину оригами. История создания искусства оригами.
Правила поведения на занятиях. Входная диагностика.
Теория: Правила пользования материалами и инструментами.
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы». Термины, принятые в оригами.
Теория: Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Квадрат
Теория: изучение геометрической формы «Квадрат»
Практика: деление квадрата на 2, 4 равные части; определение центра квадрата; понятие «Прямоугольник на прямоугольник»; пересечение горизонтальной и вертикальной прямой;
Базовая форма «Книга»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Книга»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Книга ».
Практика: Определение середины квадрата путем сгибания квадрата пополам (получаем два равных прямоугольника). Прочертить линию сгиба.
Базовая форма «Конфетка»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Конфетка»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Конфетка».
Практика: Определение центра квадрата путем сгибания квадрата пополам путем «Прямоугольник на прямоугольник». Прочертить линии сгиба, определить центр квадрата, поставить точку на месте пересечения двух линий. Загнуть два противоположных угла квадрата к центру.
Базовая форма «Блинчик»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Блин»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Блин».
Практика: Определение центра квадрата путем сгибания квадрата пополам от разных сторон. Прочертить линии сгиба, определить центр, поставить точку на месте пересечения двух линий. Загнуть все 4 угла квадрата к центру.
Базовая форма «Шкафчик»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Шкафчик»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Шкафчик».
Практика: Изготовление базовой формы «Шкафчик» и моделей на ее основе: «Мой шкафчик», «Дом», «Телефон», «Стебель и лист», композиция «Моя улица»;
Базовая форма «Треугольник»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Треугольник»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Треугольник»;
Практика:
Положение листа, определение углов для соединения базовой формы. Понятие диагонали. Определение «Вершины», «Основания», количества углов, сторон, диагональ. Складывание квадрата по диагонали. Определение и прочерчивание складки «Долина».
Базовая форма «Воздушный змей»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Воздушный змей»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Воздушный змей».
Практика:
Определение углов квадрата, складывание по диагонали. Определение углов и основания треугольника. Загнуть один край листа к середине (середину определить путем сгибания квадрата по диагонали), тоже самое, повторить с другим краем квадрата. Итоговое занятие «Чему мы научились за год».
Практика: Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Содержание изучаемого курса
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Повторение базовых форм и условных обозначений.
Входящая диагностика
Теория: Правила поведения на занятиях. Входная диагностика.
Практика: Деление листа бумаги на необходимый формат и работа с ним;
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы». Схемы, модули
Теория: Знакомство со схемами принятыми в оригами. Понятие модуль.
Практика: Черчение простых схем. Изготовление цветов из знакомых базовых форм.
«Осенний натюрморт»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в знакомых базовых формах.
Демонстрация работ выполненных в форме модульного оригами
Практика: Изготовление: корзинки, яблоки, грибы, клубники, лимон, цветы. Оформление работ.
Аппликативные оригами
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике аппликативные оригами. Демонстрация техники изготовления.
Практика: «Чудесница осень» изготовление: деревья, дома, люди, животные, птицы. Оформление.
Базовая форма «Двойной квадрат»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Двойной квадрат»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Двойной квадрат ».
Практика: Изготовление базовой формы «Двойной квадрат» и моделей на ее основе: «Коробка», «Коробочка звезда», «Цветок», «Тюльпан», «Корзинка», «Ёлочка в снегу», «Сумка для цветов».
Базовая форма «Двойной треугольник»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Двойной треугольник»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Двойной треугольник».
Практика: Изготовление базовой формы «Двойной треугольник» и моделей на ее основе: «Ходячий гномик», «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Новогоднее оригами», «Ёлочные украшения», «Новогодняя открытка с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снеговиком», «Ракета», «Церковь». Диагностика ЗУН.
Базовая форма «Рыба»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Рыба»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Рыба».
Практика: Изготовление базовой формы «Рыба» и моделей на ее основе: «Карп», «Морской котик», «Кит», «Шкатулка».
Базовая форма «Птица»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Птица»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Птица».
Практика: Изготовление базовой формы «Птица» и моделей на ее основе: «Ворон», «Павлин», «Цапля», «Журавлик счастья», «Ласточка», «Улитка», «Мышь», «Летящий журавлик», « Журавль на гнезде».
Базовая форма «Катамаран»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Катамаран»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Катамаран».
Практика: Изготовление базовой формы «Катамаран» и моделей на ее основе: «Парусная лодка», «Пахарита», «Бабочка», «Маска настроение», «Хризантема», «Кусудама», «Борец сумо», тематическое оригами к Дню Св. Валентина «Валентинка», «Подсолнух».
Базовая форма «Лягушка»
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Лягушка»;
Демонстрация техники складывания б.ф. «Лягушка».
Практика: Изготовление базовой формы «Лягушка» и моделей на ее основе: «Ирис», «Надувная лягушка», «Колокольчик», «Птицы прилетели» коллективная работа.
Модульное оригами
Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе модулей оригами;
Демонстрация техники складывания модулей.
Практика: Изготовление модулей и моделей на их основе: «Звезда», «Кольцо», «Японский орнамент», «Звезда Джексона», «Двойная звезда», «Японский венок», «Изготовление рамок», оформление выставки «Скоро лето». Диагностика ЗУН.
Экскурсия в японский центр «Хаманасу».
Методическое обеспечение образовательной программы
Методические пособия по оригами;
Дидактические материалы: наглядные пособия (модели, оформленные стенды, схемы, мультимедийные материалы, электронные книги, энциклопедии)
Материально- техническое обеспечение
Наличие учебного кабинета;
Обеспечение воспитанников объединения раздаточным материалом (бумага, ножницы, клей, картон, линейки, цветные и простые карандаши, ноутбук) ;
Список использованных источников
Афонькина Е.Ю., Афонькин С.Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома. М., Айрис пресс 1996. 207 с.
Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. М., Айрис пресс 2001. 304 с.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Айрис пресс 2010. 189 с.
Ступак Е.Оригами игры и конкурсы. М., Айрис пресс 2008. 80 с.
Соколова С.К. Сказка оригами. М., Издательский дом МСП 2005. 128 с.
Диагностическая карта«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических фигур.
- Низкий уровень – круг, квадрат.
-Средний уровень – треугольник, прямоугольник.
- Высокий уровень – ромб, овал.
II. Знание основных базовых форм оригами.- Низкий уровень - умение сделать квадрат и прямоугольник (2 способа);
- Средний уровень - умение сделать простейшие базовые формы: «Треугольник», «Прямоугольник», Воздушный змей», «Блинчик», «Дверь»;
- Высокий уровень - умение сделать базовые формы: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Дом», «Рыба»;
III. Умение следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами.
Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно;- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей;- Низкий уровень – не может сделать;IV. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону;V. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
VI. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Рекомендовано
Методическим советом
МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино
Протокол № ____________
От «____» __________ 2015 г.
Утверждено на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино
Протокол № ________
От «_____» _________ 2015 г.
Директор МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино
________________ Л.В. Медуницына
_________Л.В. Медуницына
«__»___________2015г.
15