Программа дополнительного образования детей по предмету Гимнастика, срок реализации 5 лет, для обучающихся от 7 до 12 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДОД «ДШИ № 2»
_____________Р.Ф. Миникаев
Приказ № 198-ЛС
от «29» августа 2014 года
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по предмету «Гимнастика»
(Срок реализации 5 лет, возраст обучающихся от 7-12 лет)
Составитель:
преподаватель хореографического отделения
Одарченко Олеся Владимировна
г. Урай
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 6
Содержание курса 7
Требования к выпускникам 10
Перечень учебно-методического обеспечения 10
Список литературы 11
Пояснительная записка
Процесс обучения классическому танцу начинается с развития у ребенка правильной осанки, главным условием которой является выворотное положение ног. На этой базе строится классический экзерсис, и поэтому педагоги-хореографы постоянно ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение его основ. Большое значение, в этой связи, придается гимнастическим упражнениям для разработки двигательных функций, улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, легкости прыжка и др. Гимнастические упражнения можно применять на уроке классического танца как вспомогательные – способствующие развитию у маленького артиста профессиональных данных и корректированию недостатков природной осанки ребенка. А также в начальных классах необходимо введение урока гимнастики. В основу урока гимнастики положены упражнения, взятые из спортивной гимнастики, системы упражнений йогов и партерного станка. Упражнения по растягиванию помогут избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться. Сочетание классического экзерсиса с системой вспомогательных к нему упражнений, применяемых целенаправленно и строго индивидуально, особенно важно в начальный период обучения детей классическому танцу, когда организм еще пластичен и податлив к тренировкам.
Данная программа рассчитана для учащихся младших классов. По учебному плану Детских школах искусств на изучение данного предмета отводится 1 учебный час в неделю, равного 40 минутам. Объем курса – 169 часов.
Контроль и учет успеваемости:
1. конец I четверти (ноябрь) – открытый урок для родителей;
2. конец II четверти (декабрь) – контрольный урок;
3. конец III четверти (март) – открытый урок для родителей;
4. конец IV четверти (май) – переводный экзамен.
Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.
Программа построена на анатомо-физиологических особенностях и биологического развития ребенка, а также основана на тщательном изучении детской психологии (память, координация движений, мышление).
Основной целью урока гимнастики является растягивание и укрепление мускулатуры.
Перед преподавателем-хореографом стоят задачи:
1. Дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку для дальнейшего обучения хореографическим дисциплинам.
2. Выявить и развить физические данные, природные склонности каждого учащегося.
3. Развить координацию движений.
4.Развить чувство ритма и эмоциональную отзывчивость на музыкальный материал, танцевальную выразительность.
5. Воспитать художественный вкус.
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса
В конце учебного года учащиеся должны, осмыслено воспринимать учебный материал, способный охарактеризовать прослушанный музыкальный материал, исполнять более сложные танцевальные движения без показа преподавателя.
Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делиться на три части: подготовительную, основную, и заключительную часть. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.
Важным является наличие музыкального сопровождения для исполнения всех элементов. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность у детей.
Данная программа по усмотрению педагога может быть подкорректирована в зависимости от данных детей, желания учащихся заниматься, успеваемостью и освоенностью материала данной группы детей.
Учебно-тематический план
Наименование темы
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Всего часов
Раздел 1.
6
11
11
6
6
40
Раздел 2.
6
11
11
7
7
42
Раздел 3.
7
12
12
7
7
45
Раздел 4.
7
-
-
7
7
21
Раздел 5.
7
-
-
7
7
21
Итого:
33
34
34
34
34
169
Содержание курса
0 класс.
Программа первого года обучения хореографическому искусству включает в себя разделы партерного экзерсиса. В программу включены движения, способствующие развитию физических данных, корректировка физических недостатков строения тела. Упражнения, входящие в партерный экзерсис способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость.
Раздел 1: «Балетная осанка» включает в себя понятия постановка корпуса, ног, рук и головы». Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Поэтому в данном разделе большое внимание уделяется упражнениям в партерном экзерсисе на развитие мышц живота и спины: сидя на полу с согнутыми и вытянутыми ногами, стоя на коленях и упражнения, лежа на животе, что и является методом формирования балетной осанки.
Раздел 2: «Подъем стопы». Упражнения, сидя и лежа на полу, растягивают ахиллово сухожилие, помогают вытянутости коленного сустава и стопы; развитие подъема, выворотного положения и подвижности стопы.
Раздел 3: «Выворотность ног»
Выворотное положение ног определяется строением тазобедренного сустава, связки коленного сустава (выворотность в голени) и в стопе.
Раздел 4: «Гибкость тела» показатель пластичности тела, способствует грамотному исполнению движений, созданию сценического образа. Рекомендации преподавателям начинать работу с прогибания корпуса назад, лежа на животе, т.к. гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвонковых дисков, а так же икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
Раздел 5: «Балетный шаг»
Развитие танцевального шага неотъемлемая часть любого урока хореографии. Ниже приведены упражнения в положении сидя и лежа на полу, которые развивают танцевальный шаг, выворотность и силы ног, амплитуду движения.
1 класс.
Программа гимнастики 2 года обучения строится и на повторении пройденного материла, и на изучении новых движений. Развитие силы ног путем увеличения количества упражнений.
Раздел 1. Развитие гибкости и подвижности шейного отдела позвоночника.
Раздел 2. Развитие гибкости плечевого сустава.
Раздел 3. Развитие подвижности тазобедренного сустава:
Для задней поверхности бедра;
Для боковой поверхности бедра;
Для внутренней поверхности бедра.
Для передней поверхности бедра.
2 класс.
На этом этапе обучения идет освоение более сложных форм, ранее изученных движений и новых элементов и упражнений, предназначенных для выработки силы ног, развитие гибкости и пластичности корпуса, координации.
Раздел 1. Развитие гибкости и силы поясничного отдела:
Растягиваемся назад.
Раздел 2. Развитие подвижности голеностопа.
Раздел 3. Развитие подвижности тазобедренного сустава.
3 класс.
Продолжение изучение новых элементов и движений в более сложных по структуре, выполнение движений в более быстром темпе, усложнение комбинаций с целью развития и совершенствования растяжки ног, корпуса.
Раздел 1. Укрепление мышц брюшного пресса.
Раздел 2. Развитие гибкости и силы поясничного отдела позвоночника.
Раздел 3. Развитие подвижности голеностопа.
Раздел 4. Развитие подвижности тазобедренного сустава.
Раздел 5. Развитие гибкости и силы длинных мышц спины.
4 класс.
В этом году заканчивается изучение курса гимнастики и главная цель подготовка к экзамену. Основными задачами урока являются:
Завершение изучения упражнений на растяжку ног, корпуса.
Изучение более сложных комбинированных движений.
Увеличение упражнений тренирующих выносливость.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Требование к уровню подготовки учащихся.
За время обучения учащихся должен:
Знать методику и технику движений.
Показать навыки владения различными темпами в различных комбинациях
Уметь координировать движения в пластических и ритмических комбинационных сочетании.
Свободно владеть всеми видами шпагатов.
Перечень учебно – методического обеспечения.
Занятия проводится в хореографическом классе, с деревянным полом, тренажерными «станками», учащиеся одеты и обуты в специальную одежду и обувь для занятий.
В классе необходимы:
- музыкальный инструмент (баян, аккордеон, фортепиано)
- теле-видео аппаратура;
- DVD, CD;
- наглядные пособия;
- кондиционер;
- лейки;
- гимнастический коврик.
Список литературы.
Балык А. Гимнастика для вашего здоровья: Пер. с нем. – М.: Кристина и К, 1996г.
Васильева Т. Побеждать природу //Советский балет. - №6. 1983.-С.58
Пластика + ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Тобнас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся: Пер. с англ.-М.: Физкультура и спорт, 1994.
Холфина С.С. Вспоминая мастеров советского балета М.: Искусство, 1990.
Сведения об авторе
Преподаватель хореографических дисциплин
МОУДОД «Детская школа искусств № 2»:
Одарченко Олеся Владимировна. Образование высшее
13PAGE 15
13PAGE 141115
15