Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ритмика и танец
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Токарёвский районный Дом детского творчества»
Рекомендована на заседании
методического объединения
МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ»
Протокол№____ от __________________ «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ»
Л.В. Постникова
Приказ ____от_____________________
Дополнительная общеразвивающая программа
-280035574675 «Ритмика и танец»
Для обучающихся 5-7 лет.
Срок реализации программы-1 год.
Составитель :педагог дополнительного образования
Мухина Ирина Павловна
Токарёвка
2016 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Токарёвский районный Дом детского творчества»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательное общеразвивающая программа
«Ритмика и танец»
3. Ф.И.О., должность составителя Мухина Ирина Павловна, педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе:
Нормативная база: Закон РФ «Об образовании»
Конвенция развития дополнительного образования детей
Положение об учреждениях дополнительного образования
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Устав МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ»
Область применения дополнительное образование
Направленность художественная
Тип программы модифицированная
Вид программы общеразвивающая
Возраст обучающихся5-7 лет
Продолжительность обучения 1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов: Борисова Н.В. - методист МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ»
6. Заключение методического совета Протокол от 25.08.2016 г.
Пояснительная записка
Всестороннее гармоничное развитие личности учащегося является одной из главных задач в современном обществе.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит предметам эстетического цикла, в том числе ритмике и массовому (бальному) танцу.
Опираясь на такие виды искусства, как музыка и хореография, занятия ритмикой содействуют развитию музыкальных и танцевальных способностей учащихся, формированию их художественного вкуса, выражению через музыку и танец своего творческого начала.
Кроме того, приобщение детей к искусству танца не только позволяет постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания учащихся — проблемы современного (бального) танца.
И, наконец, в век бурного технического прогресса, в «век гиподинамии» (недостаточности движения) ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, снятия умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Общеобразовательный уровень, духовная культура учащихся школ
должна отвечать запросам нового времени, связанного с переменами в нашем
обществе. Эстетическое образование должно осуществляться в комплексе совсеми другими задачами.
Актуальность .Структурными изменениями социально-экономической ситуации в стране; Информационной перегруженностью современных детей, ухудшением их здоровья, неоднородностью контингента учащихся по уровню способностей;
Изменениями требований к содержанию и оформлению образовательных программ;
Появлением новых направлений в хореографическом искусстве.
Цель программы: - комплексное эстетическое развитие личности учащихся, совершенствование духовного мира и развитие музыкальных способностей учащихся, формирование личностного отношения к искусству.
Задачи обучения.
Обучающие:
Ознакомить детей с терминологией ритмики, научить использовать ее в работе.
Научить выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование двигательных навыков).
Научить самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации.
Научить выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.
Научить работать импровизированно.
Научить работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце.
Развивающие:
Развитие координации и пластики, необходимой для танцевального исполнения в соответствии с особенностями жанра.
Развитие чувства ритма, музыкальности .Развитие воображения, умения передать музыку и содержание образа движением.
Развитие творческой инициативы детей.
Воспитательные:
Воспитание художественного вкуса.
Воспитание позитивного отношения к товарищам, посредством совместной работы на уроках, и концертной деятельности.
Воспитание интереса к музыкальному творчеству, хореографии, искусству.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Развитие коммуникативных навыков.
Настоящая программа рассчитана на годичный срок обучения. Занятия проводиться 1 раза в неделю по 2 часа (по 30 мин, с перерывом в 10 мин).
Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 5-7 лет.
Основные принципы занятий:
1.Доступность – обучение от простого к сложному. От известного к неизвестному, учитывая индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Наглядность – показ упражнений, комбинаций
3.Регулярность занятий, повышение нагрузки, усложнение техники выполнения упражнений.
4. Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
развитие физических качеств (гибкости, ловкости и координации, быстроты, выносливости, силы);
- умение пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением;
развитие артистических способностей;
формирование интереса к танцевальному искусству.
приобретение опыта работы в коллективе
трудолюбие, чувство прекрасного, формирование модели здорового и активного образа жизни;
Выступления детей на концертах, в конкурсах и фестивалях района и города выявляют степень овладения содержанием программы и позволяют занимающимся приобретать разнообразный сценический опыт.
Способы определения результативности: наблюдение, собеседование, выполнение творческих заданий, оформление индивидуальных листов диагностики, опрос детей.
Формы подведения итогов: тестирование, анкетирование, проведение открытых занятий, участие в концертах, конкурсах, фестивалях ДДТ, района и города. Эффективность занятий определяется диагностикой по следующим критериям: постановка корпуса, координация движений, гибкость, выносливость, чувство ритма, характер исполнения, познавательная активность.
Методическое обеспечение программы.
В процессе обучения в работе с детьми отделения общего эстетического образования могут использоваться конкурсы на лучшее исполнение этюдов, танцевальных композиций. Раз в полугодие проходят открытые уроки для родителей. В конце года проводится итоговый отчетный концерт.
Учебно –тематический план
№ п/п Наименование раздела Всего В том числе
Теория Практика
1 Ритмика 40 6 34
2 Элементы классического, народного танца 20 4 16
3 Танцевальные этюды 10 2 8
4. Итоговое занятие. 2 - 2
Всего: 72 12 60
Содержание программы.
Ритмика. 40 часов
Теория: знакомство с понятиями классического танца. Порядок выполнения движении, техника безопасности на занятиях. Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, метании (преимущественно при работе с мячами), на гимнастических (обще развивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующие различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.
Практика: правильное выполнение упражнении по ритмики. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.
Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться. Разучивание несложных мелодий.
Элементы классического, народного танца(20 ч).
Теория: Изучение экзерсиса у станка. Упражнения бывают двух видов: у станка и на середине зала. Они имеют разное место и значение в учебном процессе.Задача экзерсиса – выработка правильной постановки корпуса, устойчивости, выворотности, силы и эластичности суставно-связочного аппарата.Методика изучения упражнений: Лицом и боком к станку, затем на середине зала. Необходимо соблюдать правильное положение кистей рук, локтей, расстояние между станком и корпусом. Введение подготовки к упражнению (preparation), способствующей концентрации внимания перед началом упражнения.
Изучение положений и поз классического танца на середине зала.Ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise. Определение положений и поз классического танца. Определение разрядов поз – малых, средних и больших. Определение поз классического танца по группам – «А» и «В». Определение понятий канонические и неканонические позы классического танца. Составление простейшего adagio с последующим усложненным сочетание движений в координации с различными формами port de bras. Temps lie – как малая форма adagio в направлениях en dehors en dedans с действием рук, с поворотами и наклонами головы и сопровождающего взгляда. Отработка приемов исполнения движений.
Практика: выполнение элементов классического и народного танцев: танцевальный шаг
Выдвижение ноги: вперед, в сторону, в сочетание с полуприседанием; п остроения и перестроения из круга в два концентрических.
Танцевальные этюды(10 ч).
Теория: история русского хоровода. Народный костюм. Основной композицией служит круг – символ солнца. Это хождение по кругу берет начало из древних языческих обрядов, поклонение богу солнца – Яриле. Тогда этот танец носил обрядовый характер, но со временем утратил его.
В хороводе неразрывно связаны пляски, игры, песни. Иными словами, участники играют, пляшут и поют, их может быть неограниченное количество.
Русский народный бытовой танец хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.
Хороводы водят по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.
В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику – любовную, трудовую и т.д. Круг – «солнце», остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.
Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.
В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.
Второй вид русского хоровода – игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.
Хоровод на Руси был удобной возможностью себя показать, да на людей посмотреть
Практика: изучения движении русского хоровода (в свободной композиции).
Итоговое занятие.
Итоговое аттестация учащихся.
Предполагаемые результаты.
Уметь Знать
координировать движения. Элементы координации движения.
Согласовывать движения со строением музыкального произведения. Темп, динамику, характер музыки.
При ходьбе держать корпус прямо, не опускать головы, не шаркать ногами, соблюдать координацию движений (рук, ног). Положение рук, ног, корпуса при ходьбе.
владеть мячом при ударе им об пол, при броске вверх и перебрасывании друг другу. Правильно держать предметы при танце.
Cписок литературы
Для педагога:
1. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных, Издательство: Эксмо, 2003 г.
2.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей, Издательство: «Эксмо», 2003 г.
5. Яковлева Ю. Азбука балета, Издательство: «Новое литературное обозрение», 2008 г.
Для детей: Словарь терминов гимнастики и основ хореографии Издательство: «Детство-Пресс», 2009 г.
Календарно-тематический план
№ Название раздела, темы Кол-во часов Сроки
Ритмика 40 1.1. Вводное занятие. 2 1.2. Характер музыки. 2 1.3 Темп музыки. 2 1.4 Положения корпуса при движении 2 1.5 Упражнения на ориентировку в пространстве 2 1.6 Упражнения на ориентировку в пространстве 2 1.7 Упражнения на ориентировку в пространстве 2 1.8 Упражнениях с предметами 2 1.9 Построения и перестроения. 2 1.10 Построения и перестроения. 2 1.11 Игры под музыку 2 1.12 Игры под музыку 2 1.13 Игры под музыку 2 1.14. Упражнение для рук: "покачаемся с лентами", "маленькие и большие" 2 1.15 Упражнение для рук: "крылья бабочки" 2 1.16 Упражнение для рук: "крылья бабочки" 2 1.17 Строение музыкального произведения. 2 1.18 Строение музыкального произведения. 2 1.20 Танцевальные упражнения. 2 1.21 Повторение пройдённого материала 2 2 Элементы классического, народного танца 2 2.1 Шаги. Танцевальный шаг вперед 2 2.2 Легкий бег на носочках, вперед и назад; 2 2.3 Полуприседания по I, II, и YI позициям 2 2.4 Выдвижение ноги: вперед, в сторону, в сочетание с полуприседанием 2 2.5 Положение анфас. 2 2.6 Повороты головы. 2 2.7 Раскрывание рук в характере русского танца 2 2.8 Переменный ход. 2 2.9 Построения и перестроения из круга в два концентрических. 2 2.10 Построения и перестроения из круга в два концентрических. 2 3 Танцевальные этюды 10 3.1 Русский хоровод (в свободной композиции).
2
2
2
2
2 4 Итоговое занятие 2 4.1 Итоговая аттестация 2 Всего 72