Конспект урока по окружающему миру Памятники культуры родного края.Архитектурные памятники Ялты


Тема:Памятники культуры родного края. Архитектурные памятники Ялты
Цель: продолжать знакомить с памятниками культуры родного края, формировать представление об архитектурных памятниках Ялты, расширить знания об архитектуре, ее возникновении, видах и средствах художественной выразительности, воспитывать интерес к истории и культуре родного края.
Организационный момент
Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы совершим экскурсию по центральной части Ялты для ознакомления с историей архитектурных памятников.
- Что такое архитектура? (искусство проектировать и строить различные сооружения).
- Как вы понимаете, что такое архитектурные памятники?
Архитектурные памятники — это сооружения, ценности, которые наиболее ярко отражают вкусы времени, историю прошлых поколений, уровень технических возможностей их создателей.
- Как называют создателей, авторов архитектурных произведений?
- Что означает слово архитектор? (главный строитель)
- Зачем нужно изучать памятники архитектуры?
Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Экскурсия по школе- Первый архитектурный памятник на нашем пути – наша Ялтинская общеобразовательная школа №7.
Школа была построена в 1938 году. В 2008 году отметила свой 70-летний юбилей.
Рассказ учителяАутская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была самой старинной из действующих храмов Ялты к концу ХІХ века. Её закрыли в 1934 году, была разрушена, разобрана, а часть мрамора пошла на строительство школы № 7.
- Почему наша школа считается архитектурным памятником?
- Какие декоративные элементы украшают здание школы?
- Далее мы познакомимся с собором Александра Невского.
Задание №1
Подсчитайте, сколько новых имен вы услышите во время экскурсии.
Рассказ учителя
2.Собор Святого благоверного князя Александра Невского – главный православный собор Ялты, один из архитектурных памятников города.
Строительство собора было неразрывно связано с гибелью российского императора Александра II, покровителем которого считался святой Александр Невский. Собор был построен в честь российского императора Александра II. Архитекторами собора были Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Архитектор Краснов внес большой вклад в развитие архитектуры Ялты.
Двухъярусный, с открытыми галереями, ялтинский собор выстроен в древнерусском стиле и украшен многочисленными декоративными элементами: пилястрами, киотами, порталами, сердечками, шатровым крыльцом. Строился он с 1891 года по 1902 год. Нарядный вид ему придали бело-розовые тона, позолоченные купола, выполненные в византийском стиле. На юго-восточной стороне храма в гранитном киоте с луковицей помещен мозаичный образ Св. Александра Невского - работа венецианского художника-мозаичника Антонио Сальвиатти .Рядом с собором была сооружена трёхъярусная колокольня, 11 колоколов для которой были отлиты в Москве.
Собор имеет в своем составе две церкви: нижнюю, во имя Св. Великомученика Артемия вместимостью 600-700 человек, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского вместимостью 1000-1200 человек.
В едином архитектурном стиле с храмом находится здание церковно-приходской школы им. цесаревича Алексея. Школа построена архитектором М.И.Котенковым.
- Далее мы продолжим экскурсию и перейдем к следующему архитектурному памятнику.
3. На набережной Ялты в 1871 году освятили Александровскую часовню, построенную в честь императора Александра II. Простояла она всего полвека и была разрушена после гражданской войны. Сейчас построена новая часовня, которую вы и видите. В 2008 году была освящена в честь Новомученников Исповедников Российских.
- Чем отличается храм, церковь от часовни?
Храм состоит из трех частей: притвор, неф, или молитвенный зал, и алтарь, а в часовне нет алтаря.
4. В центре старой Ялты, на возвышении Поликуровского холма, окруженный кипарисовым парком, расположен храм святителя Иоанна Златоуста, освященный 16 сентября 1837 года. Проект церкви разработал знаменитый зодчий И.Торичелли.
Колокольня церкви стала первым каменным зданием Ялты, её высота над уровнем моря 45 метров. Высокая, стройная, с позолоченным куполом, ярко сияющая на солнце всегда была неотъемлемой частью Ялты, её символом, визитной карточкой. Она использовалась в качестве навигационного знака, занесена во все лоции мира.
В 1883 году барон Врангель предложил расширить церковь, эти работы были поручены ялтинскому архитектору Н.П.Краснову. Храм был перестроен: 4 прежних луковичных купола были разобраны и сведены в один шатровый купол византийского стиля.
Под руководством Краснова была построена церковно-приходская школа имени великой княжны Ольги и часовня святителя Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского .Часовня св. Николая Чудотворца была заложена в 1896 году в память бракосочетания их императорских величеств Николая II и Александры Федоровны на месте, где император Николай I объявил свой указ о присвоении Ялте статуса города.
Обобщение и систематизация знаний
Задание №2
- Во время экскурсии вы познакомились с несколькими архитекторами. Имя какого архитектора звучало чаще других?
Задание №3
- Перечислите, проекты каких храмов сделал Н.П.Краснов?
Задание №4
- Пилястры, порталы, киотцы, сердечки фронтона, шатровое крыльцо -это что?
Задание №5
- Чем часовня отличается от храма?
Задание №6
- О каком архитектурном стиле вы узнали?
Дыхательная гимнастика
- Уникальны в Ялте не только архитектурные памятники, но и чистый свежий морской воздух. Выполним с вами дыхательную гимнастику и, насладившись морским воздухом, укрепим наше здоровье, потому что здоровье - наивысшая ценность для человека.
1.   Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно   (по 4—5 раз) через каждую половину носа.
2.  Упражнение « Волна»: дышать только через нос.  Встать,  ноги на  ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
3.   Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.
4.  Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать  до   10   (рот  закрыт),  затем   сделать  глубокий   вдох   и полный выдох через нос (5—6 раз).
5.   Вдох через нос,  рот закрыт.  На удлиненном  выдохе произносить звук «м-м-м», закрывая периодически нос двумя пальцами (медленно до 6 раз).
6.Упражнение «Ныряльщики за жемчугом». Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Осознание нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы
- Кроме соборов, церквей, храмов к архитектурным памятникам относятся целые ансамбли, как, например, Набережная Ленина.
- Как вы понимаете слово «ансамбль» (совокупность частей, объединенных в целое). В ансамбль набережной входят и объемные архитектурные сооружения - здания, и ландшафтная архитектура.
- Какие сооружения относят к ландшафтной архитектуре? (Садово-парковая культура относится к ландшафтной архитектуре.)
Формирование архитектурного ансамбля набережной началось в 60-е годы XIX века. Его главная улица, пролегающая вдоль береговой полосы, в 1890-е годы получает название Александровской. Сегодня начало набережной - площадь имени Ленина.
Сейчас мы находимся у фонтана, который находится у входа в городской сад. Городской сад находится там же, где и раньше, но стал он совсем другим. Он уже отметил свой первый вековой юбилей.
- Названия каких деревьев вам знакомы?
Мы продолжаем экскурсию по набережной.
Приморский Парк - старейший и самый красивый парк Ялты. Территория парка простирается на 2 км вдоль моря по западному побережью Ялтинской бухты и является естественным продолжением ялтинской набережной.
Далее мы пройдем по улице Екатериненской. Этот архитектурный памятник - дом-музей известного композитора Александра Спендиарова. Дом Спендиарова был центром музыкальной культуры Крыма, он привлекал многих любителей музыкального искусства.
В 80-е годы здание было объявлено памятником истории и культуры республиканского значения. Здание в прошлом пострадало от пожара. В настоящее время полностью восстановлены верхний этаж здания со скульптурами-кариатидами и интерьеры этой части особняка. Средством выразительности дома являются кариатиды ( статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством ,заменявшая собой колонну или пилястру).
Дом был построен под руководством архитектора Н. П. Краснова.
Музей Леси Украинки в Ялте был открыт к 120-летию со дня рождения поэтессы 25 февраля 1991 года. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка (1871-1913) три года проживала в Крыму, который стал колыбелью ее творчества. Здесь она написала циклы поэзии "Кримськi спогади", "Кримськi вiдгуки", рассказ "Над морем» и другие произведения. Перед домом памятник Лесе Украинке. В этом году 25 февраля Украина отметила 140 лет со дня рождения украинской писательницы.
- Чем привлекателен дом-музей, какие материалы использовали архитекторы?
В экспозиции музея Леси Украинки представлены: прижизненные издания произведений Леси Украинки, фотографии родных и близких, которые знакомят с жизнью и творчеством поэтессы, типовая мебель, украинские национальные костюмы, рисунки конца XIX - начала XX веков.
-Пройдем к театру им. А.П.Чехова (зимний театр). Старый театр сгорел. Реконструкция Ялтинского театра им. А.П.Чехова проведена в 2006 — 2008.
-На какие художественные средства выразительности обращаем внимание при знакомстве с этим архитектурным памятником?
Обобщение и систематизация знаний
- Дайте понятие архитектура, архитектурные памятники?
- С какими архитектурными памятниками познакомились во время экскурсии?
- Имена каких архитекторов запомнили?
- Что относят к объемным архитектурным сооружениям?
- Что относят к ландшафтной архитектуре?
- Для чего нужно знакомиться с историей архитектурных памятников?
- И вновь мы возле нашей родной школы, возвращаемся в класс, чтобы узнать ещё много нового и интересного по теме учебного дня.